О путях воздаяния в различных эсхатологических ожиданиях.
Добавлено: 28 мар 2016, 18:07
Человек при жизни в материальном мире может получить воздаяние в двух случаях или в духовной сфере («попасть на небо» или в «ад», в некоторых учениях "ад" место мучений, но воздаяние происходит в духовной сфере) или после наступления кончины мира буквально (воскреснуть на земле) или воскреснуть как духовная личность (на небе).
Если рассмотреть первый случай (переход 1.0 - 3.0 - 3.2), то если человек надеется получить награду в духовной сфере («попасть на небеса») и только там, то само ожидание наступления некоего периода кончины мира не имеет особого значения. Действительно, наступление указанного периода только немного приблизит время получения награды и это время кратковременно по сравнению с вечностью. Поэтому в данных направлениях не делается особый акцент на пришествии Христа, уделяя этому вопросу мало внимания, делая в основном самые общие замечания («будьте готовы, крепитесь в вере, когда бы, не пришел Господь» и т.д.). Здесь практически отсутствует сама эсхатология и напряженное ожидание наступления кончины мира.
Во втором случае, получение награды мыслиться после наступления кончины мира, т.е. как праведное воздаяние после суда Бога над неверными. Так как человек пребывает в реальном мире, то награда и наказание мыслиться буквально. Уничтожение злого мира должно быть осуществлено как воздаяние за его неправедность, а значит, на его месте должен быть возведён новый или тот, который был потерян ранее, мир. Сама идея исправления мира с помощью Божественного вмешательства подразумевает, что материальный мир изначально был сотворён правильно и не нуждался в какой-либо коррекции. Отсюда вытекает, что материальный мир, так или иначе будет присутствовать в учениях эсхатологического толка (т.е. тех, кто буквально и вот-вот ожидает наступления кончины мира). Идея исправленного материального мира должна присутствовать, иначе какой смысл в ожидании конца, если мир не исправим?
Если же человек по тем или иным причинам умирает до наступления кончины мира, то его нахождение мыслиться как состояние небытия (2.0). Если представить, что состояние человека отличается от данного (он продолжает жить в духовной сфере), то необходимо объяснить, почему это так, и что с ним там происходит. В таком случае невозможно добиться стабильности представления о воздаянии при наступлении конца мира и можно легко перейти на путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где теряется сам смысл ожидания конца мира.
Итак, рассмотрим, как же может мыслиться воздаяние при ожидании конца мира.
Строго эсхатологический. Данный путь подразумевает, что у человека нет вообще никакой надежды на получение награды в духовной сфере, т.е. нет возможности «попасть на небеса» (путь 1.0 - 1.1 - 1.2). Воздаяние происходит только в материальном мире. Из состояния небытия, можно только воскреснуть в материальном мире (2.0 - 2.0.0 - 1.1 - 1.2). Путь неправедных, как во время кончины мира, так и после 1000 летнего царства может быть только один – состояние небытия (путь 2.1 - 2.2).
Строго эсхатологическим его можно назвать по тому, что всякое и любое буквальное получение воздаяния (получение награды праведным) возможно только при наступлении кончины мира или при непосредственном вмешательстве Бога в дела этого мира. И само воздаяние мыслиться как буквальное в материальном мире. Этого пути придерживаются Христадельфиане. Проблемами данного пути можно считать постоянную необходимость объяснять тексты Писания, относящиеся к «небесной надежде», «вознесению Христа», «Богач и Лазарь» и т.д. Данная проблема в меньшей степени присущая следующим путям.
Небесно-эсхатологический. Как и в предыдущем случае, данный путь подразумевает, что награда будет получена только при наступлении кончины мира, но эта награда будет не земная и буквальная, а небесная (путь 1.0 - 3.1) в духовной сфере. С наступлением конца, все верные возносятся на небеса (мертвые праведники также воскрешаются сразу на небеса, на схеме не показано, путь 2.0 - 3.1), а остальные получают воздаяние за грехи (уничтожение и смерть 1.0 - 2.1 и 1.1 - 2.1 - 2.2) на земле. После 1000 летнего царства и очищения буквального мира, все верные возвращаются на землю в буквальном смысле (3.1 - 1.2). Земная и буквальная жизнь, как отмечалось выше, должна присутствовать, иначе данный путь воздаяния станет нестабильным с точки зрения устойчивости и перейдёт в путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где нет необходимости ожидания конца мира. Данного пути придерживаются Адвентисты.
Здесь совмещена и небесная и земная надежда, только они две разнесены во времени, что не приводит к каким-либо серьёзным противоречиям. Одной из проблем данного пути в объяснении, что же будет происходить на земле в течение 1000 лет и почему именно так, а не иначе и т.д.
Смешано-эсхатологический. Данный путь подразумевает одновременное пребывание на земле людей, как с небесной, так и с земной надежной, непосредственно перед периодом кончины мира. Т.е. те, кто имеют небесную надежду, будут вознесены в данный период (1.0 - 3.1), остальные будут пребывать на земле, т.е. получат земную награду (1.0 - 1.1 - 1.2). Неверные и злые будут уничтожены (2.1).
Данного пути придерживаются, например, Свидетели Иеговы. Здесь в пути воздаяния земная и небесная надежда пребывают одновременно. Одной из проблем данного пути заключается в том, что необходимо дать объяснение, по какому признаку и как можно отличить эти две группы людей, если мы живём непосредственно вовремя наступления конца мира.
Теоритически могут существовать и такие пути как 1.1 - 3.1 и 1.1 - 3.2 (вознесение на небо в период и после 1000 летнего царства), но говорить о них может быть преждевременно в связи с тем, что не произошло самое главное событие – наступление кончины злого мира.
Из рассмотренного вкратце материала видно, что всевозможные пути воздаяния в эсхатологической перспективе уже «заняты» теми или иными направления в вероучении. Не только история оказывает влияние на то или иное вероучение, но и сама принадлежность к выбранному пути воздаяния. Можно предположить, что, например, Христадельфиане из-за сложностей в вероучениях (люди просто привыкли верить в «царство небесное» и не воспринимают что-либо еще) более малочисленны и более рассредоточены («каждый за себя даст отчет»). Свидетели Иеговы, более централизованы (с более строгими правилами подчинения), так как у них присутствуют люди с небесной надеждой, а значит и те, кого избрал сам Бог, ослушаться их может означать потерю спасения и т.д.
Также можно отметить, что к моменту появления СИ как мы их знаем, уже были разные течения и разные брожения внутри исследователей о кончине мира. Т.е. некоторые указанные на схеме пути были уже заняты. Им ничего другого не оставалось, тем более если принять во внимание, что СИ считали себя исключительно исключительными («уж мы не знаем как вы, а мы то от Бога помазаны - и этим всё сказано, ненужно нам ничего доказывать»). Другими словами они заняли свою нишу, которая отличалась от других и давала им исключительность, для этого им и нужна была доктрина, например, о 144000 и «остатке помазанников» живущих непосредственно в момент "присутствия Христа".
Если рассмотреть первый случай (переход 1.0 - 3.0 - 3.2), то если человек надеется получить награду в духовной сфере («попасть на небеса») и только там, то само ожидание наступления некоего периода кончины мира не имеет особого значения. Действительно, наступление указанного периода только немного приблизит время получения награды и это время кратковременно по сравнению с вечностью. Поэтому в данных направлениях не делается особый акцент на пришествии Христа, уделяя этому вопросу мало внимания, делая в основном самые общие замечания («будьте готовы, крепитесь в вере, когда бы, не пришел Господь» и т.д.). Здесь практически отсутствует сама эсхатология и напряженное ожидание наступления кончины мира.
Во втором случае, получение награды мыслиться после наступления кончины мира, т.е. как праведное воздаяние после суда Бога над неверными. Так как человек пребывает в реальном мире, то награда и наказание мыслиться буквально. Уничтожение злого мира должно быть осуществлено как воздаяние за его неправедность, а значит, на его месте должен быть возведён новый или тот, который был потерян ранее, мир. Сама идея исправления мира с помощью Божественного вмешательства подразумевает, что материальный мир изначально был сотворён правильно и не нуждался в какой-либо коррекции. Отсюда вытекает, что материальный мир, так или иначе будет присутствовать в учениях эсхатологического толка (т.е. тех, кто буквально и вот-вот ожидает наступления кончины мира). Идея исправленного материального мира должна присутствовать, иначе какой смысл в ожидании конца, если мир не исправим?
Если же человек по тем или иным причинам умирает до наступления кончины мира, то его нахождение мыслиться как состояние небытия (2.0). Если представить, что состояние человека отличается от данного (он продолжает жить в духовной сфере), то необходимо объяснить, почему это так, и что с ним там происходит. В таком случае невозможно добиться стабильности представления о воздаянии при наступлении конца мира и можно легко перейти на путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где теряется сам смысл ожидания конца мира.
Итак, рассмотрим, как же может мыслиться воздаяние при ожидании конца мира.
Строго эсхатологический. Данный путь подразумевает, что у человека нет вообще никакой надежды на получение награды в духовной сфере, т.е. нет возможности «попасть на небеса» (путь 1.0 - 1.1 - 1.2). Воздаяние происходит только в материальном мире. Из состояния небытия, можно только воскреснуть в материальном мире (2.0 - 2.0.0 - 1.1 - 1.2). Путь неправедных, как во время кончины мира, так и после 1000 летнего царства может быть только один – состояние небытия (путь 2.1 - 2.2).
Строго эсхатологическим его можно назвать по тому, что всякое и любое буквальное получение воздаяния (получение награды праведным) возможно только при наступлении кончины мира или при непосредственном вмешательстве Бога в дела этого мира. И само воздаяние мыслиться как буквальное в материальном мире. Этого пути придерживаются Христадельфиане. Проблемами данного пути можно считать постоянную необходимость объяснять тексты Писания, относящиеся к «небесной надежде», «вознесению Христа», «Богач и Лазарь» и т.д. Данная проблема в меньшей степени присущая следующим путям.
Небесно-эсхатологический. Как и в предыдущем случае, данный путь подразумевает, что награда будет получена только при наступлении кончины мира, но эта награда будет не земная и буквальная, а небесная (путь 1.0 - 3.1) в духовной сфере. С наступлением конца, все верные возносятся на небеса (мертвые праведники также воскрешаются сразу на небеса, на схеме не показано, путь 2.0 - 3.1), а остальные получают воздаяние за грехи (уничтожение и смерть 1.0 - 2.1 и 1.1 - 2.1 - 2.2) на земле. После 1000 летнего царства и очищения буквального мира, все верные возвращаются на землю в буквальном смысле (3.1 - 1.2). Земная и буквальная жизнь, как отмечалось выше, должна присутствовать, иначе данный путь воздаяния станет нестабильным с точки зрения устойчивости и перейдёт в путь (1.0 - 3.0 - 3.2), где нет необходимости ожидания конца мира. Данного пути придерживаются Адвентисты.
Здесь совмещена и небесная и земная надежда, только они две разнесены во времени, что не приводит к каким-либо серьёзным противоречиям. Одной из проблем данного пути в объяснении, что же будет происходить на земле в течение 1000 лет и почему именно так, а не иначе и т.д.
Смешано-эсхатологический. Данный путь подразумевает одновременное пребывание на земле людей, как с небесной, так и с земной надежной, непосредственно перед периодом кончины мира. Т.е. те, кто имеют небесную надежду, будут вознесены в данный период (1.0 - 3.1), остальные будут пребывать на земле, т.е. получат земную награду (1.0 - 1.1 - 1.2). Неверные и злые будут уничтожены (2.1).
Данного пути придерживаются, например, Свидетели Иеговы. Здесь в пути воздаяния земная и небесная надежда пребывают одновременно. Одной из проблем данного пути заключается в том, что необходимо дать объяснение, по какому признаку и как можно отличить эти две группы людей, если мы живём непосредственно вовремя наступления конца мира.
Теоритически могут существовать и такие пути как 1.1 - 3.1 и 1.1 - 3.2 (вознесение на небо в период и после 1000 летнего царства), но говорить о них может быть преждевременно в связи с тем, что не произошло самое главное событие – наступление кончины злого мира.
Из рассмотренного вкратце материала видно, что всевозможные пути воздаяния в эсхатологической перспективе уже «заняты» теми или иными направления в вероучении. Не только история оказывает влияние на то или иное вероучение, но и сама принадлежность к выбранному пути воздаяния. Можно предположить, что, например, Христадельфиане из-за сложностей в вероучениях (люди просто привыкли верить в «царство небесное» и не воспринимают что-либо еще) более малочисленны и более рассредоточены («каждый за себя даст отчет»). Свидетели Иеговы, более централизованы (с более строгими правилами подчинения), так как у них присутствуют люди с небесной надеждой, а значит и те, кого избрал сам Бог, ослушаться их может означать потерю спасения и т.д.
Также можно отметить, что к моменту появления СИ как мы их знаем, уже были разные течения и разные брожения внутри исследователей о кончине мира. Т.е. некоторые указанные на схеме пути были уже заняты. Им ничего другого не оставалось, тем более если принять во внимание, что СИ считали себя исключительно исключительными («уж мы не знаем как вы, а мы то от Бога помазаны - и этим всё сказано, ненужно нам ничего доказывать»). Другими словами они заняли свою нишу, которая отличалась от других и давала им исключительность, для этого им и нужна была доктрина, например, о 144000 и «остатке помазанников» живущих непосредственно в момент "присутствия Христа".