Ожидания эсхатологии

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Ожидания эсхатологии

#1 Сообщение Alex » 18 июн 2016, 02:51

Просто интересные рассуждения и мысли в продолжении темы Эсхатология viewtopic.php?f=17&t=19.

Эсхатологические ожидания.

Если рассматривать далее такое понятие как «эсхатология» необходимо отделить его от всего остального, от различных промежуточных состояний привносимых теми или иными учениями. Чтобы сделать это мы для наглядности рассмотрим два крайних варианта, еще раз подчеркнем, что это крайние варианты. Действительно, что же ожидает эсхатология?

Просто и коротко, при первом приближении – эсхатология (эсхатологический подход) рассматривает состояние теперешнего, падшего мира как временное явление. Другими словами, мир когда-то был создан совершенным без зла и проблем, но произошло нечто, что изменило его и испортило, вынудило действовать по несвойственным изначально правилам. Перевести его в первоначальное положение люди своими стараниями не могут, поэтому вынуждены ожидать таких перемен свыше.

Наступило время некоторой продолжительности, в течение которого мир находится в этом испорченном состоянии. Паузу между двумя изначальными состояниями: т.е. время от грехопадения и до восстановления (после наступления конца нынешнего мира) необходимо как-то заполнить и обосновать. Обычно данное время, в котором мир находится в неестественном для него состоянии, обосновывается необходимо для выяснения всевозможных спорных вопросов, подготовки, формирования сил, чтобы все (или большинство) могли сделать правильный выбор и спастись и т.д. Понятно, что все это делается для всех созданий, для того, чтобы они поняли, почему и чем продиктовано то или иное действие со стороны Бога. История подготовки и выяснения вопросов носит отчасти осведомительный и просветительный характер. При этом наступление кончины мира мыслиться очень скоро, т.е. получить награду можно в ближайшее будущее. В этом ближайшем будущем, после вмешательства Бога, и решается проблема смертности или конечности человеческой жизни на земле.

Таким образом, мы пребываем во временно испорченном мире. Его законы не являются фундаментальными, данными изначально при сотворении (включая смерть), а только проходящими, как бы искусственными, навязанными. Да и сама ценность временного и испорченного мира носит относительный характер, настоящая жизнь еще только впереди. Можно сказать что, даже при самом лучшем «раскладе»:
«Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». (Пс.89:10).
Исправление испорченного в изначальное может случиться в определённый промежуток времени, который и отслеживает эсхатология. Вмешательство Бога в теперешний мир необходимо, так как сам человек не может что-либо исправить. Праведные дела не предоставляют само спасение, а лишь являются некоторым гарантом, что спасение для человека может быть предоставлено в момент наступления кончины, часа Х.

В противоположность этому можно выделить т.н. метафизический подход, который представляет теперешний мир не как временное явление, а как некую данность. Мир есть такой, какой он есть и таким он был изначально и будет таким практически всегда. Сам мир не имеет испорченности, испорченным его делают сами люди своим отношением к нему, своими похотями и страстями и т.д. Т.е. изменить мир к лучшему можно, изменяя себя. Гипотетически это означает, что если все вдруг начнут менять себя, то мир вернётся в изначальное состояние. Такое положение делает саму эсхатологию менее актуальной и отодвигает её на задний план. Действительно вмешательство Бога можно и не ожидать, всё само собой может вернуться обратно (по крайне мере вероятность этого заложена изначально в данном подходе).

Другими словами если изменить человека в лучшую сторону, то и мир измениться и станет лучше. Это утверждение актуально вне зависимости от выбранного пути. Однако, для эсхатологического подхода что-либо исправить нельзя (или это имеет ограниченное значение), поэтому необходимо вмешательство из вне. В метафизическом подходе всё исправимо. Единственной преградой на пути метафизического подхода остаётся смерть - человек смертен и саму смерть он получил по причине не послушания Богу (Бытие 3 гл.). Поэтому в чистом виде метафизический подход не встречается в религиозном приложении, в нем остается возможность вмешательства Бога для исправления несоответствия.

Как и в предыдущем случае, при метафизическом подходе, необходимо заполнить паузу между до и после, т.е. обосновать теперешнее положение человека. Если актуальность эсхатологии минимальна (вмешательство Бога в дела людей), а вероятность изменения всех незначительна, то возникает вопрос: когда и как человек получит награду за свою праведность? Понятно, что воздаяние также должно быть в обозримом для человека будущем, иначе теряется перспектива и смысл тех или иных действий. Воздаяние поэтому перемещается в иной потусторонний мир, где за свои дела человек отправляется или в некий ад или в рай. Этим же решается проблема смерти, если в этом мире человек смертен, то там он бессмертен и получает воздаяние за свои земные дела.
Таким образом, акцент и внимание больше сосредотачивается на получении награды в ином, запредельном мире и на том, как пройти испытания в этом мире, чтобы получить такую награду. Из этого вытекает, что сам мир, занимает, как бы промежуточное состояние. И смысл данного промежуточного состояния состоит в том, чтобы пройдя все испытания, доказать свою преданность. Чтобы не попасть в него снова (при вере в перерождение), или не попасть в еще худшее место (например, в ад), в мире необходимо постоянно преодолевать себя. Это можно пояснить с помощью примера:
Представьте, что вы находитесь на провинциальной станции, где всё слишком незамысловато и даже, как кажется, с явными изъянами. Зачем вам изучать историю строительства станции, тонкости его проектирования, почему и как появились станция и от чего изъяны и т.д., если скоро вы сядете на поезд, и он увезёт вас отсюда навсегда в намного более прекрасное и роскошное место? (Если конечно вы сможете «купить» тот счастливый билет). Да и изъяны ли это? Может так, всё изначально и было? На самом же деле изъян не в самой станции и в окружающих её жилых строениях, а в том, что нет смысла переделывать что-либо здесь и ожидать появления «рая», если всё уже готово где-то там, и стоит только дождаться поезда. То есть весь вопрос упирается в то, чтобы спокойно дождаться поезда и в «приобретении» билета.
При одном подходе ожидается преображение города, при другом, всё сводится к посадке в поезд.

Если рассуждать далее, то можно сказать, что «эсхатология» сама по себе не занимается только поиском некой даты «конца света» и/или только сценарием его развития (как это обычно представляется) – нет. Если где-либо появилась эсхатология, то своим появлением она уже утверждает, что мир когда-то был лучше и его необходимо вернуть в первоначальное состояние. А если это так, то необходимо рассмотреть этот мир до своего падения, каким он был тогда и куда всё будет возвращено. А если будет возращено, то там можно будет жить согласно первоначальным замыслам Творца. Само это положение утверждает, что мир, в котором мы живём, не так уж и плох, по крайней мере, изначально был таким. Всё, что есть вокруг нас плохого и несносного в эсхатологической перспективе исправимо, остается только дождаться того времени, когда это наступит. А не в это ли время мы живём?

Это означает только одно – наш мир не является чем-то временным, которого необходимо гнушаться, чтобы не погрязнуть в нём. Нет, но даже наоборот он ни сколько не хуже другого недоступного для нас (пока мы живем здесь) «небесного» или духовного мира. Два разных, но равных мира по своей сути мира. И действительно, зачем Создатель сотворил его, если он так плох. Если только для испытания кого-то, то зачем нагружать этот мир таким сложными экосистемами, организмами и т.д. создавать условия их обитания и развития, чего даже современный человек не может до конца понять? Наверное, не с той только единственной целью, чтобы испытать кого-то на верность и всё. Да и что это за испытание? Испытание в одном мире, чтобы получить что-то в другом? Уже только это может показаться как-то странным. Если что-то и испытывается, то испытывается в «боевых» условиях. Или неужели сам Создатель ошибся и мир у него просто-напросто не получился и поэтому был заброшен и оставлен на самотёк, после грехопадения первых людей? Конечно, нет.

Можно утверждать, что «эсхатология» всегда задается вопросами, - какой мир был изначально, тогда, когда, например, еще жили первые люди Адам и Ева? Это логический ответ на вопрос: Каким будет мир после своего восстановления в то, что для него задумал Создатель? Каким было то, что было потеряно? Вот почему эсхатологический путь всегда тяготеет к буквальному и земному (как буквальному воскресению в теле на земле, так и пребыванию на ней в раю). Эсхатология, другими словами, стремиться оправдать созданное Богом тем, что ожидает изменений, показывая тем самым, что изначальный мир был весьма хорош. Действительно, логика здесь такова - если мир, созданный Богом изначально был совершенным, то внесённые портящие его изменения, неужели отберут его у Бога? Или: неужели сам Бог ошибся при его создании и не может довести всё до логического конца - то есть вернуть Себе свои создания, устранив испорченность и тех, кто (и/или то, что) вносит такую испорченность в мир? Временным в эсхатологическом подходе становится сам материальный мир, после грехопадения (получения изъяна), а не пребывание в нём человека. Человек как венец творения пребывает в нем навечно и если умрет, то воскреснет буквально после восстановления мира. В Писании, конечно, говорится о небесной надежде, вознесении на небо и т.д. Однако возникает вопрос: зачем было создавать землю и рай для жизнедеятельности человека, если все пойдут на небо? Как на это указывает Павел:

«От создания мира невидимые качества Бога, Его вечная сила и божественная природа видны и могут быть поняты в том, что Он сотворил, и неверующим нет извинения» (Римлянам 1:20, IBSNT). И что же потеряли на самом деле Адам и Ева?

Так кратко можно охарактеризовать два подхода и те доводы, которые явно или скрыто, стоят за ними. Все они, как в эсхатологическом, так и в метафизическом подходе, находят своё отражение в том, как мыслиться участь человека в вечности.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Яна
Магистр
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 26 мар 2016, 18:00
Благодарил (а): 37 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Ожидания эсхатологии

#2 Сообщение Яна » 18 июн 2016, 19:17

Alex писал(а):Просто интересные рассуждения и мысли в продолжении темы Эсхатология.

Да, интересные. :yes:
Кто их автор, если для тебя это не секрет? )

Александр
Ученик
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 ноя 2015, 20:08
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 25 раз

Re: Ожидания эсхатологии

#3 Сообщение Александр » 20 июн 2016, 21:50

Два разных, но равных мира по своей сути мира. И действительно, зачем Создатель сотворил его, если он так плох.
Похоже, что человек, как венец творения на земле и господин над всеми творениями Божьими на земле, не должен был становиться рабом этих творений. Уделом человека должно было быть подобным Богу,- Духу. Адам не двинулся вперед к Духу, но откатился назад,- к скоту. Идея Бога с человеком была замечательной, но очень сложной, требующей времени для роста человека. Иисус же показал в себе образ Бога, будучи человеком, что Ему и ветер и волны повиновались.


Вернуться в «Эсхатология и всё, что с ней связано»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость