"Лики Бытия" гл.1-9

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.1-9

#1 Сообщение Alex » 02 окт 2016, 14:24

На форуме уже выложены многие темы из этой книги, но они были скорректированы, здесь же привожу оригинальный
текст книги "Лики Бытия".
С обложкой и предисловием можно ознакомиться:
viewtopic.php?f=18&t=25

— 1 —

Все пророки, оставившие след в истории, имевшие дар предвиденья, часто обладали многогранностью данных им способностей, одна из которых — возможность «видеть» человека, стоящего перед ними. Они могли иметь представление о нем, его характере, планах, образе жизни и мыслей, даже не имея с ним непосредственного контакта.
Имея такие способности, Христос выбирал себе апостолов, прекрасно зная их намерения и планы. Он знал, что они в Нем видят Мессию, который спасет Иерусалим и иудейское царство от владычества Рима, чье господство для иудеев того времени было крайне унизительно. Евангелие сообщает нам о постепенной трансформации взглядов Его учеников, от иудейских до тех, которые и составили позже основу христианства. В этой трансформации прослеживается явная связь между тем, что они представляли собой раньше, и тем, к чему должны были прийти, явная связь того, что подобная трансформация не могла произойти без знания в каждый момент времени мыслей Его учеников и участия в их планах, без проникновения в саму суть их духовных устремлений.

Но дело касалось не только неких знаний и способности «видеть людей насквозь», что, в общем-то, и дало возможность закончить Его дело проповеди и привлечь к ней множество людей разных сословий. Дело состоит не в том, чтобы предвидеть события в окружающем мире в краткосрочной перспективе, как со случаем вылавливания рыбы апостолом Петром:

…подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. …Иисус говорит ему: …но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя (Мф. 17 : 24–27).

Способности Христа касались и долгосрочных прогнозов событий, которые нельзя случайно предугадать, и даже самой возможности преодоления физического мира, его законов, его строения. Без преодоления природы невозможно ходить по воде, исцелять людей, притом не снадобьями и лекарствами, когда курс лечения длится месяцами или годами, а исцелять мгновенно, здесь и сейчас. Даже в наше время исцеление слепых, хромых и людей с «иссохшими» конечностями стоит огромных усилий и времени. Преодоление «природы» касалось сокровенного — жизни и смерти людей, это задача, которую не решили до сих пор, и вряд ли она будет решена наукой в обозримой перспективе.
Поэтому не удивительно, что все, что делалось, например, Христом, многие называют просто вымыслом и сказкой. Здесь мы не будем рассуждать о ценности и достоверности дошедших до нас сведений. О множестве людей, проживавших на земле в то время, а также о тех, кто живет сейчас и имеет подобные способности, сняты фильмы и написаны книги. И мы постараемся, опираясь на имеющуюся информацию, взглянуть на мир с другой стороны и посмотреть, что же это за мир.

— 2 —

История человечества, известная нам по самым древним источникам, начинается именно с того, как сам человек теряет способности «видеть» мир. Мир из прозрачного и понятного превращается в загадочный и закрытый. Библия сообщает нам об этом так (отрывок цитируется по Современному переводу Библейских текстов, далее — СоП):

И сотворил Бог людей по Своему образу и подобию, сотворил мужчину и женщину… (Быт. 1 : 27; СоП).
Мужчина и женщина были наги, но не стыдились этого… (Быт. 2 : 25 СоП).
Бог сказал нам: «Вы не должны есть плоды с того дерева, что посредине сада, не должны даже дотрагиваться до него, а то умрете»…
Она [Ева] набрала плодов с дерева и стала есть. С женщиной был ее муж, она дала ему часть плодов, и он съел их. И тут словно глаза у них открылись: они увидели, что на них нет одежды, что они нагие.
…Господь Бог позвал мужчину: «Где ты?» Мужчина ответил: «Я услышал, как Ты ходишь по саду, и испугался, потому что я наг, и спрятался». Господь Бог спросил мужчину: «Кто тебе сказал, что ты нагой?..» (Быт. 3 : 3, 6–7, 9–11; СоП).

Здесь просматривается не только потеря доверия между всеми участниками описанных событий. Хотя именно потеря доверия привела к тому, что Адам прятался, а люди не смогли дальше жить совместно, не надев на себя одежды, отсутствия которой они до этого и не замечали. И дело не в том, что люди вдруг обрели какие-либо психологические комплексы. Здесь описан сам факт потери прозрачности мира. Любые отличия в людях без достоверности и подтверждения самых положительных намерений с противоположной стороны приводят к построению множества защит и препятствий. Прежде чем сойтись с кем-либо и доверять кому-то, люди подвергают друг друга проверке на идеологическом, культурном, психологическом и прочих уровнях. И даже подобная проверка не является гарантией того, что когда-либо не будет «предательства» или «несбывшийся надежды» у одной из сторон. Чтобы доверять человеку, необходимо доказать, что ты такой же, мыслишь так же, поступаешь во взаимных интересах, разделяешь те же культурные ценности и т. д., а это не что иное, как ограниченность той стороны, которой все это доказывается.

Мир, основанный на связи с потусторонним, на взаимности смысла бытия двух миров, на доверии друг к другу через связь с тем миром, перестал существовать в одночасье. Перестала существовать сама основа — прозрачность целей и побуждений другой стороны. Человек превратился в автономную систему существования — врага Бога, в того, кто теперь не может иметь с Ним полноценную связь. Потеря этой связи и невозможность взглянуть за «кулисы» мира, а также восстановление прежнего — это история искупления, это и есть наша история.

— 3 —

Проследим некоторые подробности жизни первых людей. Из всего довольно пространного описания нас будут интересовать некоторые незаметные, на первый взгляд, обстоятельства. Начнем с того места, где появились люди и где они жили.
Бог сотворил множество растений, зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое (Быт. 1:11). Однако в книге Бытие не говорится, что они росли только в определенном месте, напротив, сказано, что они появились на «земле». Это касается также и живых тварей: птиц, рыб, животных. Далее говорится, что все эти живые творения, включая человека, будут питаться данными растениями и всем тем, что они производят: Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам [сие] будет в пищу (Быт. 1 : 29). Поэтому земля в той или иной степени была, скорее всего, равномерно покрыта всевозможными растительными формами. Также и животные обитали во многих уголках планеты.

Однако о месте, в которое Бог поместил человека, говорится отдельно: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека (Быт. 2:8). Это произошло после сотворения всего живого на земле, т. е. растений и животных. Книга Бытие размещает эти события в такой последовательности: сначала Бог сотворил человека, затем насадил сад и только потом поместил туда человека (Быт. 2 : 7–9). Если это было так, то человек все это время питался от тех растений, которые к тому времени уже росли на земле. Человек не был сотворен и сразу помещен в Едем. В пользу такого заключения говорит тот порядок действий, каким пользовался Бог. До сотворения Евы Бог сначала привел всех животных к человеку, среди которых не нашлось ему подобного, и только после этого сотворил Еву. То есть Бог не дал человеку жену сразу, а обратил внимание на то, что нет ему подобного. (Адам мог наблюдать, как происходит размножение в животном мире, и, имея подобные же органы, мог к тому моменту понять, что и ему необходима пара.)
Возможно, нечто похожее было и с прекрасным садом. Адам ходил по земле некоторое, достаточно короткое, время, возможно, всего несколько дней, а после попал в сад, где он сумел оценить всю прелесть сделанного подарка, ведь там было все необходимое для жизни. Адам, видя превосходство этого места по сравнению с теми, где он был до этого, понимал, зачем за ним нужно было ухаживать и возделывать его: И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2 : 15). Адам мог оценить всю заботу Бога о нем.

Такая линия рассуждения может косвенно характеризовать Едем. Скорее всего, Едем был особенным местом, в котором произрастало все потребное для человека, и оно выделялось среди той природы, какая была вне сада. Чтобы поддерживать сад в хорошем состоянии, о нем необходимо было заботиться. Один или два человека не могли бы содержать очень большой сад в хорошем состоянии. Да это было и не нужно, ведь Едем был необходим для того, чтобы там росли красивые деревья и деревья со съедобными плодами (Быт. 2 : 9; СоП). Он служил и для питания человека. После согрешения Бог уже не проявлял подобной заботы о человеке, и Адам, не зная всего о сложнейшей экосистеме, какой являлся сад, испытывал трудности с едой. Оказаться вне сада было действительно наказанием.

Посередине рая находились древо жизни и древо познания добра и зла (Быт. 2:9). Это, возможно, также указывает на небольшие размеры сада. Ведь если бы сад был очень большим, то местонахождение этих особых деревьев определить было бы затруднительно. Адам и Ева, скорее всего, не только знали, где находится древо познания добра и зла, но и почти каждодневно видели его и вспоминали о наказе Создателя. Именно в такой момент и застал сатана Еву.
Таким образом, Едемский сад, который давал пищу для двух людей и который могли содержать эти два человека, скорее всего, был небольших размеров. Возможно, сад был в диаметре всего несколько километров. Большие размеры, судя по всему, и не были нужны. Все эти обстоятельства, возможно, повлияли на то, что Адам и Ева не обзавелись детьми сразу, ведь непосредственно после сотворения мужчины и женщины Бог заповедовал им: «Обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей…» (Быт. 1 : 28; СоП). Однако дети у Адама и Евы появились только после согрешения, когда они оказались вне рая.

— 4 —

Первым людям было дано задание наполнять землю и распространять пределы рая: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт. 1 : 28). Ясно, что они одни не могли бы содержать очень большой сад, это было возможно только благодаря появившимся детям. К моменту этого высказывания земля еще не была наполнена.
Как родители Адам и Ева желали, чтобы их дети могли жить в прекрасном доме-саде, подобном тому, какой был и у них. Но чтобы вырастить подобный сад, необходимо было время, нужны были усилия для закладки и некоторой заботы о нем.
Поэтому до того, как у Адама с Евой появились первые дети, они, возможно, были заняты подготовительными работами. Они хотели хорошо подготовить как свой сад Едем, так и заложить основание будущего сада, в котором с течением времени могли бы жить их дети. Таким образом, к моменту взросления детей никто не имел бы ни нужды в месте обитания и уединения, ни недостатка в пище и «доме» — личном пространстве обитания. Со временем в заложенном ими саде могли поселиться их дети и образовать затем свои семьи. Интересно, что в книге Бытие дается намек на то, что Адам и Ева понимали это. Так, после сотворения женщины в Библии написано: Вот почему мужчина оставляет отца с матерью и соединяется женой; и двое становятся единой плотью (Быт. 2 : 24; СоП).

Хотя непонятно, чьи это слова, Адама или Моисея, автора книги Бытие, тем не менее Адам знал о том, как устроена семья и что все его потомки будут иметь свои семьи. После изгнания из Едема они не могли уже больше расширять пределы рая, не могли обеспечить своих детей прекрасным садом, так как сами его уже не имели.
Сам факт изгнания говорит в пользу того, что сад имел ограниченные размеры. А на то, что вне рая они стали испытывать трудности с пищей, указывает текст: Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3 : 16–19, 24).
Все это говорит о том, что сам сад и существование людей поддерживались извне и очень мало зависели от их непосредственного участия. Адам не имел ни малейшего представления об окружающем его мире, о том, как он устроен, как им можно управлять. Несмотря на то что он некоторое время пребывал в раю, он был еще неопытен в познании мира и не умел им пользоваться. Скорее всего, вся история и была задумана до того момента, как Адаму будут даны значительные знания. Ведь тогда, очевидно, у него не возникло бы желания сделать опрометчивый шаг, а теперь вне сада, потеряв связь с Богом, люди начали испытывать трудности.

— 5 —

Как только закончила свое существование связь с «извне», сразу стало невозможно правильно пользоваться миром. Человек попал в запутанный лабиринт, из которого невозможно найти выход без указателей, и как бы ни был долог путь, все равно он закончится тупиком и смертью. Как и сказано: в поте лица — не потому что изменился физический мир, а потому, что стало невозможно решить поставленную задачу без приложения значительных усилий, пользуясь методом проб и ошибок. То, что раньше давалось просто и легко, возникало само собой, достаточно было пожелать, теперь перестало существовать. Мир ангелов, направленный на это и державший мир изнутри, перестал быть доступен. И это явилось только началом.
Единственный путь познания мира, оставленный человеку, — опыт. Повторяемость результата из раза в раз — основа теперешней веры, основа науки и, как следствие, основа для массового производства. Но даже простой механизм, которому человек доверяет свою жизнь, необходимо подвергнуть множеству испытаний. Однако и после этого еще не факт, что были учтены все факторы, что не произойдет отказ по тем или иным причинам. Другими словами, мир погрузился в хаос, являющийся для человека набором случайных событий, которые невозможно предвидеть из-за ограниченных возможностей. При конечности умственных и чувственных способностей, а также быстроте (ограниченной скорости) восприятия (как сказали бы сейчас — ограниченности вычислительной мощности и большой погрешности вычисления с почти непредсказуемым результатом уже после нескольких итераций) необходимо много времени для достижения чего-либо, апробации и испытания.

Решив однажды быть самостоятельными и лишившись поддержки извне, люди получили то, о чем сказано в книге Бытие 3 : 17–19. И это не наказание в том смысле, что кто-то специально будет претворять эти слова в жизнь. Нет. Это простая констатация факта, неотвратимые последствия принятого решения. Другими словами, мир из управляемого переместился в разряд вероятностного, где наступление того или иного события невозможно предсказать со стопроцентной достоверностью, а только можно определить некоторую вероятность такого наступления.

Потеря произошла не только в потустороннем, но и через потустороннее связь прекратилась как с себе подобными, так и с животным миром. Поэтому появилась необходимость в защите. Создается такое впечатление, что некоторые довольно сложные процессы протекали не сами по себе, а именно благодаря участию извне. И без него они стали частично управляемыми, т. е. физические механизмы работали, как и ранее, а тонкое участие и управление прекратились или сократились до некоторой степени. Из слов «в болезни будешь рождать детей» можно заключить, что Сам Бог до этого принимал участие в рождении каждого человека, формируя и закладывая в него все необходимое, и само рождение никого из участников не травмировало; по крайней мере так предполагалось. То есть до грехопадения процесс рождения был управляемым извне, теперь же все было пущено на самотек. Тонкие механизмы регуляции перестали исполняться в полной мере. А из слов «Господь Бог посадил на востоке сад» можно сделать вывод о возможной степени такого участия. В одном месте выросло все необходимое для жизни людей, и даже система орошения была предусмотрена: Из Едема выходила река для орошения рая (Быт. 2 : 10).

Нечто подобное можно сказать и о других живых существах. Животный мир, продолжая выполнять свои физические функции, также перестал принимать во внимание человека, руководствуясь только своими инстинктами. Назначение некоторых представителей животного и растительного мира остается загадкой и по сей день, хотя до изгнания людей из рая все было не так: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2 : 19).

— 6 —

Чтобы хоть как-то снизить степень своих трудностей, как говорит книга Бытие 4 : 1, Адам и Ева вскоре родили сына Каина. Они возлагали надежды на одного из своих детей, который вернул бы, по их мнению, если не ту прекрасную и вечную жизнь, то хотя бы рай, где не нужно так много работать. Похоже, что первенец Каин впоследствии возгордился важностью возложенного на него задания и не смог смириться с очевидным фактом, что Бог больше благоволит к Авелю: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (Быт. 4 : 1–8).
В реакции Евы на рождение Каина можно найти и нотки удивления чуду, все-таки Каин — первый рожденный человек, и возложение на него некой надежды на возможность своего спасения (ведь он — человек от Самого Господа), и нотки разочарования в Адаме. Ничего нового, и все это так хорошо нам знакомо из нашей жизни. В этой истории поражает также то, с какой скоростью были потеряны простота и непосредственность безмятежного пребывания в Едемском саду. Через непродолжительное время потомок первых еще недавно безгрешных праведников превращается в закоренелого преступника, отрицающего очевидное даже перед Богом: И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? (Быт. 4 : 9).

Каин был рожден вне рая и не имел представления о нем. Потеря связи с горним миром превращает человека в довольно ограниченное существо, гонимое своими переживаниями и эмоциями, подчиняющееся нехитрым причинно-следственным связям и примитивной логике. Как пишет апостол Павел: …мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева (Еф. 2 : 3).
Мы видим, как Каин, укоренившийся в своих ограниченных представлениях, полагает, будто если преступления никто не видел, то его легко скрыть, словно этого как бы и не было.

— 7 —

На поддержку существования извне указывает и причина, по которой Адаму и Еве было запрещено возвращаться в сад. В Едемском саду произрастали два особых дерева: древо жизни и древо познания добра и зла. Запрет на использование плодов распространялся только на одно из этих деревьев. Адаму нельзя было трогать плоды с древа познания добра и зла: И заповедал Иегова Бог человеку, говоря: ешь плоды со всякого [с любого, СоП] дерева в сем саду, а плодов дерева познания добра и зла не ешь… смертью умрешь (Быт. 2 : 16, 17; перевод архимандрита Макария, далее — ПаМ). Никаких запретов и ограничений на древо жизни не было наложено. Это подтвердила и Ева, когда сатана искушал ее: И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт. 3 : 2, 3). Она указала, что им запрещено есть плоды только с одного древа. Следовательно, плоды с древа жизни Адам и Ева могли употреблять, как и от всякого другого.
Несомненно, Адам знал, где находилось это древо, иначе не имело бы смысла охранять путь именно к этому древу. Поэтому можно сделать вывод, что Адам не только знал, где находится древо жизни, но и неоднократно пользовался им.

Как сказано в книге Бытие, эти два древа стояли посередине рая, обособленно от других деревьев и, скорее всего, не так далеко друг от друга. Адам мог вкушать от древа жизни, но при этом он видел и другое древо, которое, если его тронуть, принесло бы смерть. У Адама всегда был выбор, каким деревом пользоваться: или древом жизни, или древом «смерти».
Как видно, Библия использует наглядные образы, чтобы понятным способом показать, при каких условиях человек может жить вечно. Адам получил жизнь и прекрасный сад, который создал для него Бог. В этом саду было древо жизни. Ни в каком другом месте он не мог найти подобного древа, которое давало бы жизнь. Поэтому, находясь в данном саду и вкушая от древа жизни, Адам мог понимать, Кому он обязан своей жизнью и от Кого она зависит. В противоположность этому неподалеку стояло другое древо. Вкушать плоды от него означало бы, что Адам сам начал решать, что есть добро, а что — зло. При этом Адам стал бы смертным. Таким образом, независимость от Бога для Адама несла смерть. Это было первоначальным условием пребывания в раю, и Бог выполнил свою часть, как только Адам вкусил от древа познания добра и зла. Еще раз подчеркнем, что это не специальное утонченное и изысканное наказание для неверных, нет: исчезнувшая поддержка извне рано или поздно приведет к смерти.

Оказавшись после согрешения вне рая, Адам не мог уже употреблять плоды от древа жизни, поэтому он начал стареть и в конце концов умер. Он потерял благосклонность Бога из-за непослушания, и теперь он сам должен был заботиться о себе, подобно Богу, кем он и сделал себя, вкусив от запретных плодов. Об этом событии Библия говорит так: Люди теперь подобны Нам: они знают о добре и зле. Как бы они не сорвали плоды с дерева жизни и не стали жить вечно (Быт. 3 : 23; СоП). Этот символ вечной жизни используется позже в заключительном пророческом образе в книге Откровение: По обе стороны реки росли деревья жизни. Они приносят двенадцать урожаев в год, каждое из них плодоносит раз в месяц, а листья деревьев предназначены для исцеления народов (Откр. 22 : 2; СоП).
Использующийся здесь образ уже множества деревьев жизни отражает получение некой награды и довольно хорошей и беспечной жизни.

— 8 —

Можно сказать, что только при признании своей зависимости от тонкого мира могла продолжаться райская жизнь. И действительно, как говорит псалмопевец: Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями (Пс. 8 : 4–9).

Хотя текст пророчески указывает на Христа, как об этом можно прочитать в Евангелии, все же здесь проглядывает мысль, что человек — ничтожное и весьма слабое существо, и самому по себе ему нечем хвалиться, что любые его достижения никогда не превзойдут дела Творца. Только признавая власть извне и всецело опираясь на нее, человек может рассчитывать на взаимность с горним миром и использовать его как незыблемую силу. Похоже, что это и было самым главным условием для пребывания людей в раю. Богом нельзя управлять по своему усмотрению, руководствуясь своими эгоистическими желаниями и имея ограниченные знания и возможности, оставаясь при этом практически никем. То есть полностью зависеть (в смысле смертью не умирать) от Него и при этом не следовать Его советам.

Уже много позже христиане первого века, проникшись тем, что их проповедническая деятельность также поддерживается извне, с верой, или, вернее, с той долей, с какой можно опираться верующему человеку после согрешения Адама, также косвенно указывали на это: Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4 : 13–16).

Вообще вопрос событий в Едемском саду и клубок проблем, сложившийся там, — не праздное любопытство. Попытки разрешить создавшиеся проблемы мы просматриваем на протяжении повествования всей Библии. Однако на данный момент возникает вопрос более простой: если бы Адам не согрешил, то как бы сложилась история человечества?» Так, спустя много веков апостол Павел писал: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков… Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5 : 12, 18). Другими словами, апостол Павел показывает, что искупление потребовалось после согрешения Адама для него и его потомков. Если бы Адам не согрешил или были бы потомки Адама, рожденные или зачатые до его согрешения (имеющие не запятнанную грехом репутацию), то история могла пойти по совсем другому пути, и не было бы теперешнего, такого привычного нам мира.

Сам по себе Едемский сад и события, произошедшие в нем, представляют проблему для постэсхатологического христианства и других религий, в канон которых включено Пятикнижие Моисея. Если награда, получаемая праведниками, связана с небесной надеждой, то что делать с землей? Зачем она была сотворена, и возможно ли на ней тем или иным образом организовать райскую жизнь, то есть рай? Если нет, то чего нужно придерживаться, каких принципов? Если жизнь на земле была сотворена Богом, то исполнится ли Его намерение наполнить землю? Были ли намерения Бога ошибочны изначально с организацией рая на земле?

А если жизнь для человека задумывалась изначально на земле, то почему после согрешения первых людей все праведники должны непременно идти на небо? По какой причине и когда случился такой резкий поворот в планах Бога? Найдутся ли тому веские основания и объяснения? Эти вопросы в конечном итоге приводят нас к ожиданию второго пришествия Христа. Едемский сад и его буквальное существование в прошлом — эсхатология по своей сути и основе, то есть ожидание конца того мира, который был заложен первыми людьми и их эгоизмом, конца нынешней истории; ожидание новой истории, такой, какой она была задумана для людей изначально. Наша же история пошла совсем по другому руслу — потери и попытки вновь обрести потерянное.

— 9 —

Из слов Павла также вытекает, что как Христос был равен Адаму, так и первоначально Адам был равен Христу. Адам, будучи совершенным сыном Бога, мог пользоваться всеми привилегиями своего положения, т. е. совершать те же чудеса, что впоследствии делал Иисус, и обладал теми же способностями, какими был наделен Христос. Однако в раю, как мы понимаем, не было ни малейшей возможности для их применения. Все необходимое там было, и не могло быть ни доли вероятности, что произойдет что-то не запланированное, в смысле несущее вред или представляющее опасность существованию первых людей. Только они сами могли нанести себе непоправимый вред. Весь этот мир был придуман и вращался вокруг венца творения, принося удовлетворение всем его участникам, привлеченным к этому процессу. Запущенный изначально механизм работал как часы.

Похоже, то же самое, но в меньшей степени, относится к людям и сейчас, несмотря на пребывание в некоторой отстраненности от Бога. Как указывает Христос: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10 : 28). Несмотря на все испытания в жизни, человек волен сам отказаться от всего противозаконного, если это его волевой выбор, если это его желание и стремление. Скорее всего, по этой причине Иисус не желал принимать некий напиток (вероятно, содержащий доступные тогда наркотические вещества для притупления боли) перед распятием, чтобы сохранить ясность ума (Мф. 27 : 34). Это был Его разумный и волевой выбор исполнить все до конца, без «провала» в неосознанный наркотический угар.

При дальнейших рассуждениях, в том числе о чудесах, описанных в Евангелии, интерес для нас представляет сам человек и его мироощущение до грехопадения, т. е. его существование как сына Божьего. Это должно помочь и нам понять и ощутить, что значит быть сыном Божьим? В какую сторону надо двигаться?
Адаму, будучи в раю, не нужно было чего-либо опасаться. Какие бы животные и какой величины ни окружали его, какие бы растения и какой высоты ни росли, они никак не могли повлиять на благополучие Адама, случайно нанеся ему вред. Они не могли случайно наступить на человека или упасть от легкого порыва ветра. Проводя аналогию с Евангелием, можно было бы отметить: И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4 : 6).

Христос, находясь на такой высоте, знал, что Он и так не преткнется. Страх, какой можно ощутить только от одного представления высоты, рождается в нас от того, что мы не «видим» сил, которые могли бы поддержать нас. Надежда только на себя, что мы удержимся и устоим, что случайно не оступимся, что материальное основание не провалится и не разрушится, все это может вызывать некоторые сомнения, порождая страх.
Иисусу не было никакой необходимости показывать, насколько Он велик, даже если бы Он и шагнул вниз. К этому могла побуждать только гордость, т. е. полное отсутствие «видения» тех, Кто все-таки стоит за Ним и самой целью Его визита. А гордость совершенно отсутствовала у Иисуса, иначе бы Он не смог совершить того, что совершил. Дьявол, вознесший Его на это высокое место, не мог причинить Христу какого-либо вреда или ущерба, как бы он этого ни хотел. Искушения взывали к определенным чувствам и мотивам, особенно они затрагивали тех, кто вырос в том иудейском обществе, питаемом Ветхим Заветом, переложенным на свой лад. Живущему в том обществе обычному человеку невозможно было бы противостоять ему, и с большой долей вероятности он мог бы сделать что-то непоправимое, нанеся себе вред, следуя своим желаниям в подобных искушениях. Поэтому можно сказать, что Евангелие отражает и раскрывает как бы суть происходившего в Едеме, здесь и там мы видим дела двух равных по своему статусу людей. Это заставляет совсем по-новому взглянуть и на само Евангелие, посмотреть на него с оглядкой на происходящее в Едеме, на то, как сам Адам вел и чувствовал себя, находясь еще в Едеме, т. е. до своего изгнания. Посмотреть на Адама не только с точки зрения последующего искупления, но и на его ощущения, чувства, мысли и сделать это не из простого любопытства, а из желания понять сам Божий план для человека. Сделать это можно, взглянув на мир глазами Иисуса Христа с помощью сведений, донесенных до нас в Евангелии.

Действительно, Адам также не испытывал страха перед незнакомым миром, миром, который ему только предстояло освоить и понять в полной мере. Находясь в Едеме, он, так же как и Христос, мог «видеть» этот мир и знать заранее, что может произойти и чего следует избегать и почему. Ангелы, поставленные над ним, давали не только знание и понимание мира, но и ограждали от случайности, делая мир предсказуемым для всех, кто в нем живет. После грехопадения защита была снята, и в мире воцарился другой закон, который констатировал позже умудренный и испытавший многое Соломон: …не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их (Еккл. 9 : 11).

Далее... "Лики Бытия" гл.10-18.viewtopic.php?f=26&t=123
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "Лики Бытия" гл.1-9

#2 Сообщение Веснушка » 02 ноя 2016, 19:48

Мир, основанный на связи с потусторонним, на взаимности смысла бытия двух миров, на доверии друг к другу через связь с тем миром, перестал существовать в одночасье. Перестала существовать сама основа — прозрачность целей и побуждений другой стороны. Человек превратился в автономную систему существования — врага Бога, в того, кто теперь не может иметь с Ним полноценную связь. Потеря этой связи и невозможность взглянуть за «кулисы» мира, а также восстановление прежнего — это история искупления, это и есть наша история.
................
мир из управляемого переместился в разряд вероятностного, где наступление того или иного события невозможно предсказать со стопроцентной достоверностью, а только можно определить некоторую вероятность такого наступления.
................
Потеря связи с горним миром превращает человека в довольно ограниченное существо, гонимое своими переживаниями и эмоциями, подчиняющееся нехитрым причинно-следственным связям и примитивной логике.
................
Богом нельзя управлять по своему усмотрению, руководствуясь своими эгоистическими желаниями и имея ограниченные знания и возможности, оставаясь при этом практически никем. То есть полностью зависеть (в смысле смертью не умирать) от Него и при этом не следовать Его советам.

вышеприведенное особенно затронуло душу
"Лики бытия" - что-то особенное :shock: Да, такое невозможно написать, не получив понимание от Бога.
Из слов Павла также вытекает, что как Христос был равен Адаму, так и первоначально Адам был равен Христу. Адам, будучи совершенным сыном Бога, мог пользоваться всеми привилегиями своего положения, т. е. совершать те же чудеса, что впоследствии делал Иисус, и обладал теми же способностями, какими был наделен Христос.

очень интересное предположение

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: "Лики Бытия" гл.1-9

#3 Сообщение Alex » 02 ноя 2016, 21:49

Интересное впереди, отношения полов, я только чуть чуть коснулся этого, но что это в Божьем понимании, будем обсуждать далее. Ведь новый мир где люди будут"как ангелы на небесах" многих пугает или вводит в непонимание. Но всё, как мне показалось довольно просто. Наш мир сейчас состоит из этого и другое трудно нам понять.
Какой же он новый мир, куда мы стремимся, вот что интересно, и какое место займем мы там и в том числе как мужчина и женщина. Сам только догадываюсь, но самому оч интересно. Этому и посвящено исследование, хотя оно и незамысловатона на первый взгляд. Многие рассуждения именно о новом мире, в том или ином проявлении.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.


Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя