"Лики Бытия" гл.10-18

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.10-18

#1 Сообщение Alex » 05 окт 2016, 16:53

"Лики Бытия" гл.1-9. viewtopic.php?f=26&t=122

— 10 —

Автора неудержимо влечет к тому, чтобы, оторвавшись от основной цели изложения, взглянуть на жизнь Адама изнутри, до момента его согрешения, когда его жизнь протекала в раю, в той степени, насколько это позволительно для нас сейчас.

Итак, Адам один в раю, пребывает в счастье, и вдруг ни с того ни с сего: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему (Быт.2:18–20).
После прочтения этого текста возникает вопрос: а разве Адам нуждался в ком-либо? Если отбросить «техническую часть», такую как размножение (разделение полов по функциональному назначению), т. е. воспроизводство и рождение детей и их последующее «выращивание» (воспитание), которое должно происходить при участии обоих полов, кажется, что любой технический вопрос можно было бы решить каким-либо другим способом.

Тогда, на первый взгляд, непонятно: человек изначально был создан с неким изъяном и нуждался в подпорке и помощнике? Не эта ли уязвимость впоследствии привела его к согрешению? Другими словами, человек нуждался в ком-то, кто облегчит его жизнь? Конечно, нет. (Искушенный читатель иногда задается более тонким вопросом: был ли у Адама, например, пупок, если он был сотворен, а не рожден? Ответ на него трудно дать, опираясь только на текст книги Бытия.)
Здесь нет смысла винить ту или иную сторону, искать тонкое место, которое порвалось или должно было порваться рано или поздно, слабое звено, обрушившее все, разделять одного от другого. Обращение было сделано к другой стороне или части единого целого, как, к примеру, сегодня нас прельщают не только технические характеристики какой-либо машины, но и внешний вид, цвет и т. д. Сатана и стал действовать через Еву, привлекая ее внимание через змея, который был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог (Быт 3:1). (Как указывают некоторые исследователи, змей был «осторожнее всех зверей», а не хитрее. Бог не заложил в него какую-то искушающую хитрость изначально.) По своим повадкам это чувствительное животное, ведущее относительно скрытный образ жизни, которое нечасто встретишь на открытом пространстве, так как оно уползет еще до появления на этом месте кого бы то ни было. Это в конечном итоге, да и само открытое обращение «змея», привлекло внимание Евы. Он как бы нес скрытые знания, не лежащие так просто на поверхности. Видимо, она решила, что ей крупно повезло встретить его случайно. Тем не менее виноваты оба, и вот почему.

Действительно, еще до сотворения Евы, но после появления Адама Бог сказал: не хорошо быть человеку одному. Эти слова указывают на некий план, заложенный еще до сотворения Адама, да и сама инициатива исходила от Бога как основателя и создателя мира. Был план, по которому людей должно быть двое в одной плоти, и представлять собой они должны были единое целое, при этом нельзя забывать, что все события разворачиваются до их выбора и изгнания из рая. Адам и Ева имели между собой связь, значительно превышающую сегодняшнюю. Здесь мы подходим к самой основе брака между мужчиной и женщиной, заложенной изначально, и далее попытаемся взглянуть на него со стороны.

— 11 —

Действительно, человек не был создан, чтобы жить в одиночестве (или, как это можно назвать, в полной самобытности), как и сказано в книге Бытие. Опять-таки, мы не будем касаться «технической» стороны; для размножения людям было бы достаточно сходиться на какое-то время и после выполнения своих обязанностей разбегаться вновь; независимые друг от друга, они обитали бы по отдельности. Это если учесть тот способ размножения, какой существует сейчас. При другом способе решения данного вопроса все могло быть по-другому.
Мы видим, что Адам пребывал в раю некоторое время и должен был осознать, что и ему необходима помощница. «Не хорошо быть человеку одному…» — таков замысел самого Создателя. Способ, которым Он сотворил Еву, также указывает на это — она взята от Адама, в результате они являются одной плотью. Ева же вообще не находилась одна где бы то ни было даже на короткое время: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2 : 21, 22).

После сотворения Бог сразу привел ее к мужу. В чем сущность того, что здесь сказано? Можно сказать, что они дополняли друг друга и только в этом состоянии являлись частью чего-то целого, того, что и было задумано для их совершенного существования первоначально.
Связь друг с другом, полное доверие к другой половине, как если бы это было продолжение тебя, — это ты сам и есть, это ты, только находишься в другом и наделен несколько другими качествами. Даже если они оба поменяются функционалом в прямом смысле слова (женщина станет мужчиной и наоборот, что вполне возможно буквально при современной медицине), то через какое-то время они станут поступать так же, как и их половинка до подобного преобразования. Между двумя образуется метафизическая (буквально выходящая за рамки физического мира) связь, они оба думают об одном и том же, только с разных точек зрения, дополняя мысли друг друга, делая картину представления окружающего их бытия более полной. Это разные инструменты или способы взаимодействия с действительностью, разнесенные физически, но находящиеся вместе.
От побуждения и действия каждого в этой единой команде зависит функциональность и всего целого под названием семья. Все, что принадлежит другой половине, есть твоя часть, часть, составляющая единое целое, поэтому были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2:25). Действительно, чего стесняться, если это единое целое, как каждый из нас сегодня не стесняется наготы своего тела, находясь с ним один на один.

Можно сказать, что разделение в плоти не разделяет духовно, они остаются одной плотью. Единый «организм» разделен на плотские половинки, каждая из которых не является второстепенной или менее важной, просто является другой и отличной от составной части. Это так же, как нельзя выделить, какой глаз или рука важнее, но вместе глаза, например, дают стереоэффект, различающий расстояния, а руки так удачно дополняют друг друга, что производят поистине шедевры в искусстве, науке или технике.
Смысл этого — удовлетворение и радость взаимодействия в достижении поставленных целей. Плотское и физическое — то, что сейчас является самым важным, как нам об этом вещают отовсюду, являлись лишь инструментарием, т. е. неким инструментом, который необходим для исполнения какого-либо задания. Сам инструмент представляет собой второстепенную часть по сравнению с самим взаимодействием и не является определяющим. Он стал таковым только после потери связи с извне. То есть то, что было второстепенным, вспомогательным, сопутствующим, вдруг превратилось в одно из самых важных и стало практически основой взаимодействия. Можно задать контрольные вопросы: пользовалась ли Ева в раю косметикой или чем-то заменяющим ее, чтобы оказать влияние на Адама и не чувствовать себя серой мышкой? Ходил ли Адам в спортзал-качалку, чтобы выглядеть лучше?

Полнота — божественная принадлежность, то, что составляет совершенство, спокойствие и счастье. И наоборот, раскол, разделение, неуверенность и проявление малейшего недоверия или страха неотвратимого наказания после совершенного преступления, т. е. потеря божественного совершенства, ведут к автономному существованию. Автономность — вечный поиск того, что лучше и где лучше, со всеми вытекающими отсюда последствиями, где инструмент ставится во главу угла, где само мышление становится инструментальным, так как ничего другого, в сущности, нет. И это состояние пытаются представить нам как фундаментальную данность, существовавшую изначально. Разделенные части целого неоднородны и не одинаковы по своему составу. Здесь и проявляются различия и несоответствия одного другому. Потеряв связь с божественным, человек живет по принципу «мне хорошо, а значит, и всем хорошо», не обращая внимание на возможные последствия.

— 12 —

Ева польстилась на обещание стать автономной. То же сделал позже и Адам. Нести ответственность за то, для чего ты не создан, посягать на место других в общем устройстве есть преступление и грех. Часть претендует на целое, творение как бы говорит Творцу: я буду чем-то другим, как и указывает пророк: Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук»? (Ис. 45:9).

Прослеживается связь: змей — женщина — мужчина. Каждый раз в этой двухходовой операции каждый участник ставится перед фактом. Ева представляется как та, которая практически ничего не знает и сама себя ограничивает. Плоды с древа познания добра и зла можно есть, и ничего не будет, — вот же он, змей, заявляет это, значит, он так делал, и с ним ничего не случилось, или он знает что-то большее. Откуда-то он это взял?!

Адам был поставлен перед фактом, что Ева уже вкусила от плодов, и он должен остаться с ней на одной стороне. О мучительных метаниях Адама вообще не упоминается, а говорится только: и дала [Ева] также мужу своему, и он ел (Быт. 3:6). Да и был ли этот выбор, или все произошло естественно? Не хватило ли Адаму сил самому разрушить то целое и ценное, что было создано на его глазах? Скорее, он потерял из виду Того, Кто все это создал для него. Намек на некие трудности, с какими столкнулся Адам, можно увидеть в словах: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него» (Быт. 3:17). Адам поставил авторитет Евы и некоего источника информации выше авторитета Бога, присоединившись к ним. Все же что-то в «голосе жены» ему нравилось более того, что говорил Бог, и именно это ему было вменено в грех, судя по тому, на что здесь обращается внимание. Никто в трудную минуту выбора не обратился за советом к более знающим: Ева — к Адаму, Адам — к Богу. Они выбрали самостоятельный, автономный путь. Так это выглядит на первый взгляд со стороны.

Самыми же непонятными в этой истории являются мотивы поведения, особенно с современной точки зрения. Люди живут в достатке, с обилием еды, имея хорошее здоровье, перед ними открыты все перспективы и т. д. Действительно, чего не хватало-то? Куда же их понесло-то? Что, так трудно было ухаживать за садом?
Если поставить себя на место первых людей, то после произнесения фразы нет, не умрете (Быт. 3:4) перед ними открылось как бы два равнозначных пути. Тот и другой путь был в их глазах безопасным, т. е. не приводил, по словам «змея», к смерти, а значит, мог рассматриваться как альтернативный и полноценный. Также трудно себе представить, что Адам с Евой не знали, что за змеем стоит кто-то другой, как трудно представить, что они случайно были обмануты. Они поверили этой могущественной силе, более могучей, чем они, и присоединились к ней.

На чем же сыграл змей? Только ли на неопытности Евы, которая поставила Адама своим поведением в тупик? Нет, это был их выбор, что бы кто ни говорил, они не должны были трогать древо познания добра и зла. По крайней мере они могли бы всё исследовать, «навести справки», перед тем как что-то предпринимать. Мы не видим мучительных дней сомнений, как это позже наблюдалось у Каина перед окончательным решением: И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:6, 7).

Напротив, у первых людей все решилось как-то вдруг и внезапно, как будто они были готовы к этому, томясь в ожидании какого-то предложения. И как только такое предложение поступило, они сразу откликнулись на него. Трудно представить, что им чего-то не хватало или жизнь в раю была тяжелой и несносной. Пугала ли их длительная перспектива плодиться и размножаться для заполнения земли, или они пожелали вдруг чего-то большего? Тем не менее они сдались как-то быстро и без борьбы, да и была ли эта борьба?
В неимоверно сложном материальном мире, настолько сложном, что множество ангелов не остается никогда без дела, мире, поддерживаемом извне, необходимо проявлять веру и доверие. Малейшее сомнение, вкравшееся после слов сатаны, побудило их самостоятельно искать пути обеспечения безопасного в нем пребывания, отдельно от Бога. Страх и неуверенность в Создателе стали руководить ими. Для нас в этом нет ничего нового, все так понятно и привычно. Недоверие между странами, народами, соседями побуждает выставлять всевозможные препоны и заборы; когда руководит страх, все средства хороши. Это можно увидеть из текста Евангелия, описывающего случай хождения Иисуса по воде и любопытство Петра: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14 : 28–31).
Что-то подобное, скорее всего, и произошло в Едеме. На руинах былого появились две независимые, как бы цельные единицы, отличные друг от друга как по составу, так и по назначению. Различия в потребностях, образе мышления, функционировании и действиях порождают непонимание. Непонимание ведет к еще большей закрытости, что добавляет проблем к рухнувшей прозрачности. Что для одного из полов является важным и серьезным, для другого — просто вздор и напрасная трата времени. Что же держит сегодняшний мир? На чем держится брак?

— 13 —

Евангелие описывает интересный случай: к Иисусу подошли некоторые из саддукеев, не верящих в воскресение. Они ссылаются на закон Моисея: Учитель, Моисей написал, что если женатый человек умрет бездетным, то брат его должен жениться на вдове и иметь детей, чтобы продолжить род умершего брата. Было семеро братьев. Первый женился, но умер бездетным. Затем второй, а потом и третий женились на этой женщине. И все семеро умерли, не оставив детей. Последней умерла женщина. Так чьей же женой будет она, когда они все воскреснут? Ведь она была женой всех семерых братьев (Лук. 20:27–33; СоП).

Саддукеи не верили в воскресение и желали оправдать себя и свою жизненную позицию таким вопросом (Деян. 5:17 упоминает саддукеев как некоторую «ересь» или ответвление внутри иудаизма того времени). Как кажется, их вера вполне была обоснованна и логична. Вера в буквальное воскресение для саддукеев означала бы прежде всего, что жизнь до смерти и воскресения является временной. В этой жизни материальные ценности являются не целью, а средством, поэтому необходимо творить добрые дела, употребляя эти средства, как и учил Христос. Огромные богатства и власть несовместимы с такими постулатами. Положение, которое занимали саддукеи, было для них целью, т. е. наградой за дела. Они потому и богаты, что ведут себя праведно, а не потому, что это все свалилось на них случайно. Поэтому для них земная жизнь уже была как бы наградой и итогом их праведности, а все остальное эфемерно. И действительно, не лишаться же богатства ради «сказок» о непонятном будущем? Как сказал о подобных людях Иисус, они уже получают свою награду (Мф. 6:2).

Это не означает, что саддукеи не верили в продолжение жизни после смерти в том или ином виде, это противоречило бы их вере в Бога. Вероятно, они были еще более набожны и религиозны, чем окружающие их люди. Скорее всего, они просто в борьбе за положение и власть разделяли подобную точку зрения: не нужно рассуждать и строить догадки в хитрых умствованиях, подобно фарисеям, и строить предположения о том, чего никто не знает. Все, что необходимо, это тщательно соблюдать данный нам закон, а Господь Бог, когда явится и установит свою власть, рассудит всех. Это хоть как-то оправдывало их положение, богатство и господство в обществе. Что-то подобное мы встречаем в рассуждениях самарянки: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все (Ин. 4:25). «Возвестит все» — выражение, отражающее не только ожидание, но и возможное отсутствие объяснений тех или иных мест Писания; провозглашалось больше исполнение закона, а не его обсуждение. Самаряне, подобно саддукеям, признавали только ограниченное число книг канонических Писаний и не принимали во внимание обширные иудейские трактовки этих книг.

Но о чем же идет речь и в какое воскресение не верят саддукеи? В Евангелии от Луки, в 20-й главе, речь идет о буквальном воскресении в теле, причем в том же теле, что было изначально. Женщина не могла быть буквальной женой сразу всех семерых мужчин, как об этом говорят саддукеи. И самое удивительное, что далее никто не поправляет их, а обсуждение ведется вокруг проблемы буквального телесного воскресения, которое должно произойти в будущем, т. е. данное время еще не настало, как это следует из дальнейшего ответа Иисуса: Живущие ныне женятся и выходят замуж, но некоторые будут сочтены достойными воскреснуть после смерти и обрести новую жизнь. В той жизни они не будут жениться и выходить замуж, но будут бессмертными, подобно ангелам, и станут детьми Божьими, будучи воскресшими из мертвых. О том, что мертвые восстанут, еще Моисей ясно сказал, когда говорил о пылающем кусте и назвал Господа «Богом Авраама, Исаака и Иакова». Он не Бог мертвых, а Бог живых, ибо все, принадлежащие Богу, живы (Лк. 20 : 34–38; СоП).

Такое представление о будущем воскресении, несомненно, влияло и на похоронные обычаи того времени, если судить об этом по произошедшему с Лазарем: Иисус же… приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. …Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет (Ин. 11:38–39, 41–44).

Интересно посмотреть с этой точки зрения на Новый Завет, где описано, как сам Христос, а позже и его апостолы совершали буквальные воскресения мертвых, чем отчасти и подтверждали свои способности, данные от Бога: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете (Деян. 2:22). Здесь Петр ссылается на чудеса как на веский и неопровержимый аргумент. Однако обо всем этом лучше поговорить отдельно, чтобы не отвлекаться от основной мысли — брачного союза.

— 14 —

Все же для некоторой законченности начатого необходимо будет сделать еще пару отвлечений. Саддукеи ссылались на закон, который дал Моисей; это было отправной точкой их учения. Сам закон исходил от Бога, поэтому все, что было там написано, служило основанием для их веры. В противовес фарисеям, которые записывали множество устных преданий и иногда вольно толковали пункты закона, саддукеи старались придерживать того, что «точно исходило» от Бога. Однако, увлекшись борьбой с фарисеями и ставя себя в оппозицию им, они старались, возможно, противопоставить им свое учение, находя противоречия в учении фарисеев. Таким образом, возможно, главным мотивом, двигавшим саддукеями, было не желание найти ответы в Писании, а ослабить позиции фарисеев, да и самого Иисуса, и их влияние на народ.

Из этого можно сделать вывод, что Иисус не рассказывал саддукеям о некой небесной надежде, говоря, что люди после воскресения будут как ангелы на небесах в буквальном смысле этих слов. Надежда на небесное воскресение на тот момент полностью не была открыта даже ученикам Иисуса, как это мы увидим позже. Только после Его вознесения на небо, начиная с Пятидесятницы, ученики стали понимать смысл произошедшего со Христом: воскресение к небесной жизни (Деян. 2). Учение Иисуса не было авторитетным для саддукеев и могло казаться спорным, если бы Он начал говорить о том, что было им незнакомо. Ответ же Христа был понятен окружающим и весьма логичен для них, так что многие из участвовавших в споре согласились с Ним и не могли возражать: «Ты хорошо сказал, Учитель!» И никто больше не осмеливался спрашивать Его ни о чем (Лк. 20:39,40; СоП). Для иудеев тогда была знакома только надежда буквального воскресения на земле. Именно эту надежду и оспаривали саддукеи.

Как видно из того примера, который привели саддукеи, они ссылались на левират, установленный в законе Моисея (Втор. 25:5–10). Этот закон служил определенной цели. При разделе обетованной земли между коленами каждое колено получило свой удел. Данный удел не мог перейти в другое колено в случае внезапной или случайной смерти главы семьи, что могло случиться, если бы жена главы семейства после его смерти вышла замуж за кого-либо из другого колена или за другого человека даже из этого же колена (3 Цар. 22:3). Женщине, чтобы иметь средства к существованию, необходимо было или идти в дом своего отца, или выйти замуж. За время замужества она могла много работать в уделе своего мужа и после смерти иметь некоторые претензии на имущество или сам удел. Поэтому данный вопрос был решен с помощью левирата.

Чтобы сохранить свой удел, израильтяне должны были иметь наследника, т. е. будущего хозяина этого удела. Каждый праведный израильтянин ждал обещанного Богом семени, поэтому желал иметь наследника и удел. Потерять удел, возможно, означало, что у такого человека нет надежды, что от него произойдет наследник и будущий Мессия, вообще нет участия в богоизбранной цели. Отсутствие удела лишало будущих потомков средств к существованию, поэтому имя этого человека могло изгладиться из памяти народа Израиля.
По словам Иисуса, некоторые будут сочтены, достойными воскреснуть... В той жизни… они будут бессмертны… и станут детьми Божьими. Сам левират был учрежден отчасти по причине смертности среди людей даже молодого возраста, как это подтвердил и особо подчеркнул Иисус. После устранения этой причины — смерти — людям не нужно будет прикладывать усилия, чтобы сохранить свой удел. Они смогут жить вечно, поэтому не будут нуждаться в потомках. Следовательно, они не будут нуждаться в левирате. Брак приобретет несколько другой смысл. Он не будет служить для того, чтобы сохранить удел и чтобы родилось обещанное семя, чтобы дети заботились о родителях в старости. Первый брак в примере саддукеев заключался до некоторой степени по любви. По левирату же овдовевшая женщина должна выйти замуж за ближайшего родственника вне зависимости от того, любит она его или нет, также и у родственника это была до некоторой степени обязанность.

С другой стороны, воскресение должно произойти после прихода обещанного семени от Бога. После этого события иудеям, как и всем остальным, не нужно будет отслеживать родословные, чтобы знать, кто будет этим семенем, если рассматривать данный вопрос с позиции людей, живших тогда. Это означает, что не нужно будет хранить свой удел как одно из условий для того, чтобы от конкретного мужчины произошло обещанное семя. Не нужно будет заводить семьи, для того чтобы произвести на свет наследников, и т. д. После этого Моисеев закон потеряет свою силу (сравни Иер. 31:31–33).

— 15 —

Если смерть отменяет все брачные обязательства, то после смерти и воскресения у воскресших людей не должно быть претензий к своим бывшим брачным спутникам. После смерти одного из супругов оставшийся в живых член брачного союза может выйти замуж или жениться снова. Если продолжать рассуждения в том же контексте, то при буквальном воскресении браки будут заключаться, возможно, заново. На заключение такого брака не будут влиять различные обстоятельства, которые имели место во время, когда Бог допустил зло. Яркий пример таких обстоятельств, влияющих на брак, можно проследить в законе о левирате. В общем случае на заключение брака влияют: обстоятельства, принадлежность к тому или иному сословию, возраст, мнение родственников, языковая, культурная, религиозная и т. д. принадлежности. Мы еще не принимаем во внимание такие потребности человека, как смысловые, физиологические, особенности характера и психики отдельного индивида. Апостол Павел указывает косвенно на это:

Что же касается неженатых и вдовых, то я говорю: «Лучше для них, если они останутся одинокими, как я. Но если они не могут воздержаться, то лучше жениться, чем сгорать от желания» (1 Кор. 7:8, 9; СоП).
Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет, — не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж (1 Кор. 7:36).

Браки заключают по разным мотивам, но самое главное, что первоначальный смысл брака изменился. Другими словами, из приведенных рассуждений можно понять, что за первостепенными причинами стоит прежде всего сегодняшнее состояние. И сам брак сейчас наполняется некоторыми отдельными смыслами, только отдаленно напоминающими первоначальное состояние. Однако без этого не всякому человеку под силу осмысленно пребывать в действительности, не говоря уже о других обстоятельствах. Но из рассуждений Павла в 7-й главе совсем не следует, что те, кто разделяет его позицию по отношению к браку, лучше в глазах Бога, чем остальные.

Из того, о чем говорил Иисус, и самого Моисеева закона можно сделать вывод, что Христос не говорил о некой небесной надежде. Однако будут ли люди вступать в брак или нет, когда воскреснут? Одно становится понятным: левират, как и Моисеев закон, потеряет окончательно свою силу, и брак будет соответствовать замыслам Бога. Из слов Христа можно сделать вывод, что люди станут подобны ангелам в том смысле, что не будут умирать и будут жить вечно. Поэтому Иисус не говорит и не подразумевает, возможно, что воскресшие не будут вступать в брак вообще никогда, как будто это приказ или намерение Бога для всех сейчас или тогда живущих. Будто бы намерения Бога внезапно изменились по отношению к человеку, и брак есть нечто плохое или даже греховное. Принимая во внимание то обстоятельство, что речь идет о левирате, Иисус говорил, что люди после воскресения «не будут жениться и выходить замуж» в том смысле, что не будут этого делать по тем причинам, на какие ссылались саддукеи и какие являются самыми распространенными после грехопадения.

Браки будут создаваться для несколько других целей, чем сейчас или тогда, когда жил Иисус. Сегодняшние побуждения и основания для вступления в брак исчезнут. Чтобы вступать в брак на новых основаниях, какие были заложены Создателем, необходимо достичь данного первоначального состояния, а это, судя по всему, не такой быстрый процесс.

— 16 —

Для понимания некоторых причин можно вспомнить еще один пример. Несколько необычный случай произошел с Ревеккой (будущей женой Исаака), необычный с современной точки зрения. Раб Авраама был послан, чтобы привести жену Исааку из той земли, где первоначально жила семья Авраама. Интересно отметить, что сама Ревекка согласилась пойти в далекую землю и выйти замуж за человека, которого она никогда не видела. Что побудило ее так поступить? Получается, что для Ревекки внешний вид и другие особенности Исаака стояли на втором месте. Скорее всего, ее в меньшей степени интересовали такие подробности: какое там жилье, какие там живут люди, их нравы, понравится ли все это ей. В той или иной степени для нее все это было понятно. Также она не тяготилась тем, что ей придется оставить своих родных и друзей, и вероятностью того, что она не увидит их больше никогда. Ее не волновало, что придется оставить спокойную городскую жизнь в цивилизации, чтобы кочевать вместе со своим будущим мужем и его скотом. На ее поведение, несомненно, повлияли ее религиозные представления и то, что она узнала от раба Авраама.

Интерес представляет само описание движущих мотивов вступления в брак, которым посвящена целая глава в книге Бытие. Ревекка, как и ее родственники, верила в Бога и поклонялась Ему. Хотя она и была в некотором родстве с семьей Авраама, а в те времена было принято выдавать замуж за дальних родственников, все же Ревекка сделала этот шаг, больше полагаясь на свою веру. Ведь она могла выйти замуж и оставаясь в родных местах. С другой стороны, дело представлено так, что она знала: именно Бог послал своего ангела, по словам слуги Авраама, и Бог, таким образом, выбрал ее для исполнения обетований, связанных с рождением Мессии. Позже на это указывает апостол Павел: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования (Евр. 11:8, 9).

Ревекка желала участвовать в Божьих планах, для нее это было главным мотивом, а не реализация своей женской сущности — выйти замуж и родить детей, иначе нет смысла проделывать такой сложный путь в неизвестность, если реализовать себя можно с не меньшим успехом и дома. Поэтому не удивительно, что ее родственники, провожая Ревекку в путь, пожелали ей того, что она и сама надеялась и желала исполнить — сыграть определенную роль в планах Бога: «Сестра наша, да родятся от тебя миллионы и да победят твои потомки своих врагов и захватят их города!» (Быт. 24:60; СоП).
Такая мотивация вступления в брак проходит как генеральная линия на протяжении дальнейшего повествования Библии: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева (Пс. 126:3).

Дети считались не только наградой, но и тем, что дано свыше от Бога, тем, что было доверено для воспитания, для исполнения определенной цели. Отсутствие детей считалось чуть ли не наказанием. Можно вспомнить несколько подобных случаев (Быт. 30:22, 23; Суд. 13:2–8; 1 Цар. 1; 2 Цар. 6:14–23). Апогеем можно считать случай, описанный в Евангелии. Множество людей следует за Иисусом, слушают его проповеди, и многие начинают веровать в Него. Одна из женщин, проникшись тем, что делает Иисус, и общим настроением народных масс, восклицает: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:27, 28).
Каждая женщина в Иудее того времени мечтала стать матерью Мессии. Мы видим, что смысл и значение брака резко изменились после изгнания Адама и Евы из рая. Хотя с появлением Христа рождение наследника перестало быть определяющим, все же мало что изменилось. Два автономных индивида, не имеющих представления друг о друге, со своим инструментарием, вступают в брак для определенной цели, и хорошо, если эта цель одна, а не две разные.

— 17 —

Создается такое впечатление, что доминантой является инструментарий, особенно в ограниченном времени жизни, от времени деторождения до времени заката и смерти. Растянись это время на чуть больший период, вопрос брака не стоял бы, возможно, так остро. Как сообщает книга Бытие, при сроке жизни в несколько столетий вступление в брак и рождение детей значительно отодвигалось: Енос жил девяносто лет, и родил Каинана. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят лет, и родил Малелеила. По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет, и родил сынов и дочерей. Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер (Быт. 5:9–14).

То есть человек, которому было 40 лет, считался юнцом, а обзаводились семьями к годам так к 70–80. С современной точки зрения, это выглядит абсурдно, сейчас вся жизнь человека только-только укладывается в данный период. В другом месте Писания рассказывается история, произошедшая намного позже, когда продолжительность жизни значительно уменьшилась: В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее. Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела. И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей? …И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала (1 Цар. 1:4–8, 10).

Хотя острота переживаний Анны отчасти вызвана соперничеством, потерей смысла и ощущением внутреннего одиночества, несмотря на любовь мужа, с одной стороны, но в ней присутствовало и желание участвовать в Божьих планах, с другой. Остается впечатление, что каждый использует те инструменты, какие имеет, и только в этом видит себя. И подобное положение вещей остается даже в самом сакральном, священном — в поклонении и служении Богу. Примечательно, что ее муж не проявляет большого беспокойства по поводу отсутствия у Анны детей, здесь мы видим даже некоторое непонимание ситуации с его стороны. Действительно, он-то реализовал себя и исполнил свою роль, как она понималась им, имея детей от второй жены.

В этой палитре чувств и отношений и улавливается где-то суть, основа, двигатель сегодняшнего мира. Но все же само основание имеет довольно шаткое положение, и даже такие сильные инстинктивные чувства, как материнство и естественная любовь к ребенку, под давлением обстоятельств могут отступить на задний план. С переменой обстоятельств изменятся и сами основы, а также смыслы.

— 18 —

Руководствуясь только инструментарием, данным нам, можно обрести множество проблем во взаимоотношениях полов, как это происходит в случае с Амноном и Фамарью: И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе. Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди. И [Фамарь] сказала ему: нет, прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее (2 Цар. 13:13–16).
Проблема заключается не только в том, что через такие действия унижается другой человек или могут быть задеты чувства, как в описанном выше случае; не только в проблемах со здоровьем, на что косвенно указывает апостол Павел: Бегите от разврата. Все другие грехи человек совершает не по отношению к собственному телу, а половое распутство — это грех против своего же тела (1 Кор. 6:18; Современный перевод Нового Завета на русский язык IBS, далее IBSNT).

Хотя Павел рассуждает о духовной принадлежности христиан, все же во времена господства Римской империи разврат приводил к распространению венерических заболеваний, которые плохо поддавались лечению. И дело не в том, что из-за этого может родиться ребенок, который останется без одного из родителей, или, может быть, зародившаяся жизнь даже прервется. В механизмах зарождения жизни и сейчас многое остается тайной, что указывает на нас лишь как на инструмент: Как ты не знаешь путей ветра и того, как [образуются] кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (Еккл. 11:5).

Этих поводов должно быть достаточно, чтобы хотя бы задуматься, но здесь нас интересует прежде всего не моральная проповедь, а причины. Оставшемуся без связи с горним миром человеку ничего не осталось, как только руководствоваться инструментальным подходом, познавая окружающее через ощущения и чувства, опыт, через инстинкты. Но, ставя свои ощущения во главу угла, человек сводит божественное к нулю. Судя по всему, это и есть тот самый грех, какой совершили Адам и Ева, пойдя на поводу своих желаний, за что они и были выгнаны из рая: предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела (Рим. 1:24).

Так пишет апостол Павел. Конечно, человеческая пара ранее рассматривалась как единое целое, как неразборный механизм, отдельные функциональные части которого имеют намного меньшую ценность, чем весь он в сборе. Это полноценный организм взаимодействия, и здесь нет пола, он преодолен, поэтому и не было необходимости вообще искать чего-то другого. Можно ли сейчас сделать что-то подобное? Скорее всего, нет, как и сказано в «проклятии» Адаму и Еве. Что ни делай, все будет в той или иной степени одно и то же и будет мало зависеть от партнера в силу отсутствия самого главного. Это может принести только разочарование, с одной стороны, и требование того, что не может дать другая сторона, и, как следствие, обиду, раздор, месть и т. д.

Эти выводы никак не должны отражаться на сегодняшнем положении вещей, но, наоборот, должны помогать людям в браке и без него. Каждый делает свой выбор: Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. …Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль (1 Кор. 7:25, 27, 28).
Так много позже событий в Едеме рассуждает апостол Павел, не навязывая своей воли. Но за этими словами, конечно же, скрывается определенная логика, которую мы постарались понять, рассматривая события в райском саду. Что же можно добавить в конце? Вспомним, что в Едеме: И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2:22–24).

Для нас, в эпоху тотальной толерантности, это может звучать несколько странно. Действительно, понравились ли бы Адам и Ева друг другу, как это происходит сегодня при знакомстве и свиданиях? Можно ли представить себе, что у них что-то не заладилось, и они разбежались по разным углам сада? Или, как обычно, мы погрязнем в лабиринте проблемы «свободы воли», которой старались избегать до этого момента? Смысл ее сводится примерно к следующему: если у них все произошло так хорошо, в смысле первого контакта и последующего общения и жития, то никто из них не обладал свободой выбора. Бог, зная о них все, сотворил их специально друг для друга, и им некуда было деваться, чтобы они ни делали! С сегодняшних позиций это выглядит неразрешимо. Отчасти проблема возникает из-за того, что мы не знаем, в каком состоянии пребывали Адам и Ева изначально и как они были сотворены. Быть сотворенными друг для друга от и до, чего еще можно пожелать нам, ограниченным во всех смыслах созданиям? Однако эту проблему можно легко обойти, если вспомнить, что человек наделен в этом вопросе некоторыми механизмами, которые в значительной степени утрачены после согрешения. Намек на оставшиеся части этого механизма можно найти в Писании. Это не только слова «оставит», «прилепится», передающие некоторый процесс перехода от одного образа мыслей и действий к другому, но и такие выражения, как: Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (Прит. 30:18, 19).

Книга Притчей призвана, по большей своей части, уберегать от неправильных поступков и мотивов, ведущих к ним. Однако в ней мы видим описание некоторых механизмов взаимодействия с миром. Трудно себе представить, как именно действует данный механизм, как два разных человека решают в один прекрасный день, что они представляют собой единое целое, и этот факт не нуждается для них в доказательстве? Совместные и общие цели, одинаковое представление о мире, что составляет современную основу и о чем мы рассуждали выше, или понимание целостности и единения, наполняющее смыслом, и сам этот появившийся смысл становится более важным, чем какие-то мелкие личные привычки, которыми без труда можно пожертвовать...

Понятно, что с потерей связи с горним миром остались только обломки, которые не дают полного представления о прежних способностях. То внезапное и бесценное чувство, та влюбленность и эйфория, возникшие в юном возрасте, со временем приводят к чувству, что люди оказались все же немного разными, и совместная жизнь протекала все в том же русле — русле проб и ошибок, взаимной договоренности и понимания необходимости подобной договоренности. Другими словами, механизм есть (вернее, его остатки), а связи нет. Однако наделенные полноценным аппаратом взаимодействия Адам и Ева легко могли преодолеть любые кажущиеся барьеры.
Теперь поговорим немного об истории — истории человечества, истории потомков праведного Авраама и его самого, проследим, как Бог взаимодействовал с людьми.

Далее... "Лики Бытия" гл.19-23. viewtopic.php?f=26&t=132
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "Лики Бытия" гл.10-18

#2 Сообщение Веснушка » 04 ноя 2016, 19:54

После сотворения Бог сразу привел ее к мужу. В чем сущность того, что здесь сказано? Можно сказать, что они дополняли друг друга и только в этом состоянии являлись частью чего-то целого, того, что и было задумано для их совершенного существования первоначально.
Связь друг с другом, полное доверие к другой половине, как если бы это было продолжение тебя, — это ты сам и есть, это ты, только находишься в другом и наделен несколько другими качествами.
............
Связь друг с другом, полное доверие к другой половине, как если бы это было продолжение тебя, — это ты сам и есть, это ты, только находишься в другом и наделен несколько другими качествами.
............
Бог, зная о них все, сотворил их специально друг для друга

И вот что еще им было нужно?
Ведь были же предупреждены. Потерять все, что имели, в обмен на веру в наговор на Того, Кто им все подарил? :evil:
Малейшее сомнение, вкравшееся после слов сатаны, побудило их самостоятельно искать пути обеспечения безопасного в нем пребывания, отдельно от Бога. Страх и неуверенность в Создателе стали руководить ими.

Они, верно, надеялись, что смогут наслаждаться всеми благами и дальше, несмотря на нарушение запрета. Думали, наверное, что единственное наказание - смерть, которое и было подвергнуто сомнению сатаной.
Жаль, что доставшиеся в наследство "страх и неуверенность в Создателе" продолжают руководить всеми нами без исключения (у кого в большей, у кого - в меньшей степени), ведь мы все равно не знаем Его, как должно знать. Только можем равняться на Иисуса в его отношениях с Отцом и иметь представление о Боге на основании поведения самого Христа. Ну и можем, конечно, понимать, какой Он, судя по Его поступкам и чувствам, описанным в Писании. Но это все равно не сравнится с тем, что имели и потеряли Адам и Ева...
Положение, которое занимали саддукеи, было для них целью, т. е. наградой за дела. Они потому и богаты, что ведут себя праведно, а не потому, что это все свалилось на них случайно. Поэтому для них земная жизнь уже была как бы наградой и итогом их праведности, а все остальное эфемерно. И действительно, не лишаться же богатства ради «сказок» о непонятном будущем? Как сказал о подобных людях Иисус, они уже получают свою награду

Как это похоже на достигших определенного авторитетного положения в современных христианских собраниях! Этот авторитет становится в их душе залогом одобрения Бога и людей. Но, выходит, они тоже "уже получают награду свою". И не факт, что получат настоящую награду.
Если смерть отменяет все брачные обязательства, то после смерти и воскресения у воскресших людей не должно быть претензий к своим бывшим брачным спутникам. После смерти одного из супругов оставшийся в живых член брачного союза может выйти замуж или жениться снова. Если продолжать рассуждения в том же контексте, то при буквальном воскресении браки будут заключаться, возможно, заново.

Но Иисус же сказал:
Луки 20:
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

Если дословно трактовать слова Христа, то для воскресших, вроде бы как, женитьба вообще не предусмотрена :?
Принимая во внимание то обстоятельство, что речь идет о левирате, Иисус говорил, что люди после воскресения «не будут жениться и выходить замуж» в том смысле, что не будут этого делать по тем причинам, на какие ссылались саддукеи и какие являются самыми распространенными после грехопадения.

Это, к сожалению, остается лишь одним из предположений на данную тему, хоть и очень логичным. Ведь все же говорится, что, вроде, вообще "ни женятся, ни замуж не выходят", ни при каких условиях :?

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: "Лики Бытия" гл.10-18

#3 Сообщение Alex » 04 ноя 2016, 21:37

Вишь ли "не жениться, не выходить замуж" -это временная мера (скорее всего на 1000 лет и не более). Брак устройство Бога, и рано или поздно оно должно быть восстановлен, чем и интересна эта ситуация. Каким оно будет? Каким оно было задуманно изначально?
Зздесь только поверхностно затронута эта тема, чтобы не уводить от основной линии повествования. Да это только предположение, но оно готовит почву для дальнейших рассуждений и я рад, что на него ты обратила внимание. Рано или поздно мы должны ответить для себя на многие вопросы - что это такое новый мир? Как там будут существовать люди, без ответа на него трудно будет войти туда. Незная что и как мы неизбежно сделаем ошибки.

уУж незная правильно ли я всё сказал?
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "Лики Бытия" гл.10-18

#4 Сообщение Веснушка » 05 ноя 2016, 18:45

Вишь ли "не жениться, не выходить замуж" -это временная мера (скорее всего на 1000 лет и не более). Брак устройство Бога, и рано или поздно оно должно быть восстановлен, чем и интересна эта ситуация. Каким оно будет? Каким оно было задуманно изначально?

То, что это временная мера - я бы не взялась утверждать 100%-но. Но это я. И это исключительно мое мнение, которое я не хочу никому навязывать. В конце концов, Бог сделает так, как будет лучше, чтобы все были счастливы - это однозначно.

Если вспомнить, изначально у брака была одна из целей - "плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю". Если смотреть с этой стороны, то, скорее, придешь к выводу, что институт брака будет при выполнении этого условия устранен, чем наоборот. И это, вроде как, и подтверждают слова Христа "ни женятся, ни выходят замуж".

Но было еще одно веское основание для сотворения женщины - "будут двое одна плоть", "нехорошо быть человеку одному", несмотря на то, что Адам был в райских условиях (а Богу нравится, чтобы было "хорошо весьма"). В этих главах "Лики Бытия" хорошо показано в согласии с Библией, что две половинки могут составлять единое целое, только будучи вместе, как идеальное дополнение. И если смотреть уже с этой стороны, то, таки да, Божье устройство - брак, должен быть восстановлен обязательно. :?


Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость