"Лики Бытия"гл.24-30

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия"гл.24-30

#1 Сообщение Alex » 22 окт 2016, 14:29

"Лики Бытия" гл.19-23. viewtopic.php?f=26&t=132

— 24 —

Момент возникновения в истории новой религии всегда любопытен и привлекает внимание. Можно сказать, что возникновение религиозных взглядов проходит через некоторые стадии становления, от предпосылок до некоторого стабильного этапа. Рассмотрим данные этапы с первых глав книги Бытие. Они касаются разбора произошедшего с Авраамом и его ближайшими потомками, т. е. с момента появления таких верований, основоположником которых был Авраам, до возникновения народа Израиль и его национальной религии. По этим взглядам и их изменениям можно до некоторой степени воссоздать этапы формирования религии, берущей начало от Авраама. Но нас в этом исследовании будет интересовать не сухая действительность, а то, каким образом Бог взаимодействовал с людьми, какая связь с горним миром была доступна, как она сказывалась на поведении людей.

Представления о Боге и Его намерениях, как их описал впоследствии в книге Бытие Моисей, были несколько расплывчатыми, так как они развивались постепенно. Как уже было сказано выше, до появления Авраама было известно, что Он — Всемогущий Бог, сотворивший небо и землю, все, что обитает на ней, а также первых людей (Быт. 1–3). После согрешения Адама и Евы Бог произносит пророчество: вражду положу между тобою [змеем] и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт.3:15).

Это пророчество и дало основание для надежды, что в будущем родится некий потомок, который освободит всех людей от последствий греха Адама. Однако где и когда это произойдет, никто в точности не знал. Пророчество, произнесенное Богом, судя по всему, выходит за рамки обычного взаимоотношения змей (т. е. животных) и человека. (Эти идеи впоследствии были хорошо разработаны в христианстве.) Поэтому религиозные верования и обстановка до появления на сцене Авраама и его потомков выглядели не совсем понятными. Множество людей искали Бога и старались соблюдать известные (естественные) им заповеди так, как они себе их представляли. К подобным изысканиям можно отнести историю с Иовом. Предположительно этот человек жил в патриархальные времена, возможно, несколько раньше Моисея. Из книги следует, что друзья Иова, пришедшие его утешить в его бедах, не имели правильных представлений о Боге и Его делах: Господь сказал Елифазу: «Я рассержен на тебя и на твоих двух друзей, потому что ты ничего не сказал правильного обо Мне» (Иов 42:7;СоП).

В Писании Иов упоминается как праведник и даже ставится в пример израильтянам, а впоследствии и христианам:
И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог (Иез.14:14).
Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного от] Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак.5:11).

Если Иов действительно жил в патриархальные времена, то рассуждения в истории о нем до некоторой степени отражают религиозные взгляды того времени. Эти взгляды в книге Иова подвергаются анализу и корректировке, что свидетельствует об их изменении, т. е. об уточнении представлений о Боге.
Другим примером может служить Валаам. Хотя этот человек и занимался волхвованием, однако Бог воспользовался им в качестве пророка: И пошли старейшины Моавитские… и пришли к Валааму… И сказал он им: переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь… И пришел Бог к Валааму, и сказал: какие это люди у тебя? (Числ.22:7–9).

Какие бы ни были представления у Валаама о Боге, все же Бог являлся ему. Валаам жил во времена, когда израильтяне только намеревались войти в обетованную землю, т. е. значительно позже Иова. Очевидно, что существовали представления о Боге, который еще до появления избранного Им народа в земле обетованной являлся людям не израильского происхождения. Такие люди поклонялись Создателю в соответствии со своими знаниями о Нем как о едином всемогущем Боге. Также они имели представление о спасении, которое должно было исходить от Него. Оно брало начало с Едемского сада, после грехопадения Адама, т. е. с самого начала библейской истории, и эта идея влияла на умы и устремления тех, кто искал Бога с вышеописанными отличительными характеристиками.

— 25 —

Аврам (такое изначально было у него имя) покинул город Ур вместе со своим отцом Фаррой. Само Писание не упоминает причину, по которой было принято такое решение: Аран умер в своем родном городе Уре Халдейском еще при жизни своего отца Фарры. …Фарра забрал свою семью и покинул Ур Вавилонский [букв. — Халдейский], чтобы идти в Ханаан. …Они добрались до города Харрана и решили там поселиться. Фарра… умер в Харране (Быт.11:28,31; СоП).

Иосиф Флавий, упоминая этот момент, дает такой комментарий: «Так как Фарр ненавидел Халдею вследствие печали по Арану, то все (члены семьи) переселились в область месопотамскую Харран».
Так или иначе, чем бы ни был вызван переход на новое место, не у Фарры, а у Аврама появились серьезные причины идти дальше. Хотя и говорится в Писании, что Фарра тоже двинулся первоначально в Ханаан, все же именно Аврам пошел в эту землю, руководствуясь религиозными мотивами: И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь, Бог Израилев: «за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его, и дал ему Исаака» (Иис.Н.24:2,3).

Об этих же событиях говорит и Стефан, ученик Иисуса Христа, подчеркивая, что еще при жизни Фарры, отца Авраама, именно Аврааму явился Бог: Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе (Деян.7:2–3).
Книга Бытие говорит об этих событиях так: Господь сказал Авраму: «Покинь свою страну… и отправляйся в страну, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ… и благословлю через тебя всех людей на земле» (Быт.12:1–3; СоП).

В Писании в первый раз встречается такое непосредственное указание на человека, через род которого будет осуществлено спасение всех людей. Можно сказать, что с этого момента появилась новая религия, основанная на откровении свыше. Даже если вернуться к ранним главам книги Бытия, к событиям, связанным с потопом, то мы увидим, что Ной не имел подобного откровения, хотя и понимал, что весь род людской будет происходить от него, включая в конечном итоге и самого будущего спасителя, так как только он и его семья пережили потоп. Однако Ной не знал, когда и в каком месте стоит этого ожидать. Не имея точных откровений по этому поводу, он мог селиться где угодно, и это не было как-то связано с его поклонением Богу, т. е. с нарушением религиозных установок или табу или, наоборот, послушанием.

Налицо возникновение новых взглядов и стремлений у одного человека — Аврама. И самое главное, эти взгляды основаны на том, что именно от него произойдет целый народ для особой цели. Это весьма важный вывод с точки зрения подхода к формированию религии, так как подобные взгляды будут постоянно влиять на поведение Аврама и его сыновей в дальнейшем, будут определять мотивы их поступков, а также окажут влияние на этапы становления религиозных взглядов Аврама.

Первый такой этап мы уже выделили. Под действием тех или иных факторов Аврам решает, что он избран Богом для особой миссии, теперь он начинает преследовать те цели, которые стоят перед ним. Они выходят за рамки простого присвоения части земли в Ханаане, как сказали бы сейчас, в коммерческих целях. Сам Аврам не получил каких-либо серьезных выгод при своей жизни, даже наоборот, городская размеренная жизнь была обменяна им на жизнь скитальца.

— 26 —

Странствовать по обетованной земле — такое поведение избирает теперь уже Авраам после своего избранничества Богом и прямого Его указания жить там, постоянно меняя место, странствовать по земле, которой в дальнейшем завладеют его потомки. Такого подхода придерживались и потомки Авраама — Исаак и Иаков:
Странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему (Быт. 26 : 3).
И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон, где странствовал Авраам и Исаак (Быт.35:27).

Благодаря своей вере он [Авраам] жил в земле обетованной, чужестранцем в чужом краю, жил в шатре, вместе с Исааком и Иаковом… (Евр.11:9;СоП).

Из этого описания апостола Павла сразу выделяется то, как жили Авраам, Исаак и Иаков. Эти патриархи жили как чужестранцы, обитая в шатре (большой палатке). Данные обстоятельства, на первый взгляд, являются непонятными, ведь они были уверены в том, что Бог даст им ту землю, где они поселились. Возникает вопрос: зачем патриархи вели себя как чужеземцы в этой дарованной им земле, т. е. практически в своем владении? Как говорит спустя тысячелетия апостол Павел, это было проявление их веры в Бога и Его обещания: И все эти люди продолжали жить с этой верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. И они признавали открыто, что они чужие и всего лишь странники на этой земле (Евр.11:13;СоП).

На такой образ жизни влияли их религиозные взгляды относительно того предназначения, которое предначертал им Бог. Жить в шатрах, т. е. жить как чужестранец, является весьма важной особенностью этого этапа, и выбор такого образа жизни неслучаен. Можно проанализировать другую стратегию поведения, которая хорошо описана также в книге Бытие: жизнь Лота, племянника Авраама.

Первоначально, возможно, Лот мог стать преемником Авраама, так как у последнего не было детей и кто-то должен был после смерти Авраама продолжить начатое дело, как об этом упоминает Иосиф Флавий. Однако со временем у Авраама появился сын Измаил от служанки по имени Агарь, да и сам Авраам не оставлял надежды на то, что от него еще произойдет прямой потомок от жены Сарры, как об этом говорит Писание: После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником (Быт.15:1–4).

Лот, понимая, что не будет преемником Авраама, начинает вести несколько другой образ жизни: он перестает жить в шатрах и селится в защищенном, как ему кажется, месте — в городе Содоме: два Ангела пришли в Содом. Лот сидел у городских ворот (Быт.19:1;СоП).
Города зачастую предоставляли защиту от набегов тех или иных племен, народностей, да и просто разбойников. Для Лота вопрос о потомстве, которое завладеет землей, обещанной Богом, перестает иметь первостепенное значение, так как он понимает, что не от него произойдет народ, который поселится в этой земле. Лот не заботится в религиозном смысле о своем потомстве, как это делает Авраам, поэтому у него больше нет необходимости селиться отдельно и жить в шатрах, чтобы не перемешаться кровно с народами той местности. В частности это видно из того, что дочери Лота первоначально хотели выйти замуж за мужчин Содома, т. е. жителей тех мест: И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит (Быт.19:14).

Смысл жизни в шатрах, отдельно от окружающих народов, скорее всего, и заключается в том, чтобы не перемешаться с ними. Авраам, в противоположность Лоту, имеет четкое представление о будущем: У тебя родится сын, он будет твоим наследником. …Посмотри на небо, видишь, сколько там звезд, такое множество, что их не счесть. Вот сколько у тебя будет потомков. …Я — Господь, Который вывел тебя из Ура Вавилонского, и Я сделал это для того, чтобы дать тебе эту землю. Ты будешь ею владеть. …твой народ вернется обратно в эту землю (и тогда они победят аморреев, ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев). Все это произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще не исполнилась (Быт.15:4–6,16;СоП).

На этом этапе, этапе размножения потомков Авраама, от одного человека до целой группы, появляется потребность в сохранении чистоты от примеси других народов. То есть сохранение народа, с которым Бог уже заключил завет (сохранение от примеси как религиозной, так и кровной), иначе потомкам Авраама, если они вступят в родство с жившими народами, будет сложно «завладеть городами» этих народов. Они могут перемешаться, связаться родственными узами с другими людьми, не разделяющими их веры, и, как следствие, перенять обычаи и религиозные взгляды других народов, тогда отделить истинное семя Авраама будет весьма сложно. А это означает, что все те, кто преступит Божье повеление, будут подвергнуты «наказанию» со стороны Создателя, как и сказано в книге Бытие (15:4–16).

— 27 —

О взглядах, которых придерживались потомки Авраама, свидетельствует случай, произошедший с Исавом и Иаковом. Исав женился на хеттеянках, живших в той земле. Иосиф Флавий комментирует эти события так: «В этом брачном вопросе он (Исав) действовал совершенно самостоятельно, отнюдь не испросив совета у отца. Дело в том, что Исаак ни за что не одобрил бы его намерения, так как ему было крайне неприятно вступать в родство с жителями той страны» (Иудейские древности, кн.1, гл.18).

В Писании по этому поводу сказано следующее: Исаак и Ревекка были очень недовольны этими браками… Исаак призвал Иакова… и дал ему строгий наказ, сказав: «Не бери себе в жены хананеянку» (Быт.26:35;28:1,2;СоП).
Как утверждает Библия, потомок, через которого благословятся все народы, должен был родиться от Авраама, о чем не раз упоминали и иудеи времен Иисуса Христа: «Наш отец — Авраам» (Ин.8:39;СоП).
Сама родословная Иисуса Христа, указанная в Евангелии от Матфея, ведется от Авраама (Мф.1:1,2). И факт существования подобной родословной свидетельствует, что этому вопросу со времен Авраама уделялось самое пристальное внимание, так было вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и разорения Иудеи, когда были уничтожены почти все свитки с записями родословных. Этот вопрос влиял практически на все развитие религии, берущей начало от Авраама. В книге Бытие мы встречаем множество родословных, которые идентифицируют происхождение людей, выделяя главную линию — линию происхождения Авраама и его потомков. Такая идентификация занимала важное место, обосновывая в дальнейшем право на получения от Бога определенных благословений.

По мере развития событий, описанных в книге Бытие, мы видим, как происходит конкретизация того, от кого произойдет избранный народ: После того как Лот отделился, Господь сказал Авраму: «Оглянись вокруг, посмотри… Всю эту землю, которую ты видишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. …Ступай и пройдись по своей земле вдоль и поперек, ибо отныне Я отдаю ее тебе» (Быт.13:14–15,17;СоП).

Другой мотив, встречающийся в книге Бытие, повлиявший на формирование взглядов Авраама, — это определение границ земли, в пределах которой должны будут разместиться его потомки. Как указывается в цитируемом отрывке, Авраам, по указанию Бога, должен был пройти землю вдоль и поперек, чтобы знать ее пределы. О таких пределах, судя по всему, у патриарха были весьма расплывчатые представления. Несколько позже в книге Бытие дается более конкретное определение границ земли: Господь дал обещание Авраму и заключил с ним соглашение, сказав: «Я отдам твоим потомкам эту землю, Я отдам им землю от реки Египетской до великой реки Евфрата, землю кенеев, кенезеев, кедмонеев, хеттеев, ферезеев, рефаимов, амореев, хананеев, гергесеев и иевусеев» (Быт.15:18–21;СоП).
После определения границ Авраам «странствует» по этой земле, заключая с некоторыми народами временные союзы и вступая в деловые отношения с ними:

И заключили союз в Вирсавии. И встал Авимелех, и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую (Быт.21:32).
…дайте мне в собственность [место для] гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. …я даю тебе за поле серебро; возьми у меня, и я похороню там умершую мою (Быт.23:4,13).
Аврааму хотели подарить поле для погребения, но патриарх платит за него деньги, переводя взаимоотношения в юридическую плоскость, а не основывая их на устных взаимных обязательствах (долгах) и доверии. Но все же нежелание вступать в доверительные отношения с хананеями доминирует в поведении Авраама: Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: «я обогатил Аврама», — кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю (Быт.14:22–24).

Итак, Авраам и его сыновья жили в шатре и были странниками, так можно охарактеризовать этот этап становления религии Авраама. Для подобного образа жизни и религиозных взглядов хорошо подходил и тот род хозяйственной деятельности, которого придерживались патриархи. Они вели кочевой образ жизни, разводя скот, перемещаясь вместе с ним с пастбища на пастбище, что вполне естественно, так как они не желали привязываться к тому или иному месту или народу, живя практически автономно. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе… И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобой? Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево (Быт.13:6,8–9).

С другой стороны, живя в шатрах, Авраам и его потомки вели себя несколько вызывающе по отношению к местным жителям, утверждая как бы свое право на владение этой землей. Живя не в укрепленных оборонительными стенами городах, а на открытом пространстве, они тем самым подчеркивали, что им бояться нечего и что Бог на их стороне, Он охраняет их и защищает. И именно Бог привел их сюда и даст им эту землю. Такое противопоставление местным народам повлияло на следующий этап пребывания потомков Авраама в ханаанской земле. Постепенно обостряющиеся противоречия, скорее всего, и вынудили семью Иакова покинуть Ханаан, чтобы впоследствии вернуться.

— 28 —

Со временем весь дом Иакова, прямого потомка Авраама, переехал жить в Египет, т. е. покинул земли первоначального своего обитания и странствования. Перестали ли потомки Авраама претендовать на землю, ради которой их отец покинул Вавилонию? Что изменилось в их отношении?

С первого взгляда переселение Иакова выглядит непонятным. Действительно, зачем Иаков переселился в Египет? Если прочитать в книге Бытие несколько глав, описывающих то, что предшествовало данному событию, то мы можем понять, что Аврааму и Исааку Бог лично заповедовал жить в этой земле и не покидать ее. Однако их потомки, Иаков и его домашние, покинули землю обетованную и не жили в ней в течение нескольких столетий. В течение этого времени умерли все те, кто видел эту землю и жил в ней, все те, кто помнил ее. Новое поколение не знало, что такое земля обетованная, никогда не видело ее и не имело имущественного основания (построенных городов, поселков, сельскохозяйственных угодий, захоронений и т. д.); не имело деловых контактов (покупка, продажа имущества и недвижимости и т. п., как, например, покупка Авраамом поля и пещеры для погребения, Быт. 49:30,31) для предъявления претензий на право владения землей или ее частью.

На первый взгляд, переселение может казаться путем спасения от голода, который случился в той земле, где жил Иаков. Но если дело было только в этом, то почему Бог благословил землю Египетскую, как сообщает Писание, и сделал ее очень богатой, а не землю Ханаанскую, где и жили потомки Авраама? Разве Всемогущий Бог не мог бы этого сделать? Если положительно ответить на последний вопрос, то придется признать, что сам Бог, который направлял Авраама, не является всесильным и всемогущим, что противоречит всей Библии. Или, что более вероятно, сам Иаков имел некоторые далеко идущие планы. Тем более что потомки Иакова остались в Египте на достаточно длительный период и не покинули его, как только закончился голод. Они находились там в течение нескольких поколений, пока совсем не попали в рабство. Что также выглядит странно, ведь время для благоприятного исхода было упущено, и сами израильтяне подвергались серьезной опасности. Все это указывает на некоторые будущие планы: Израиль сказал Иосифу: «…Бог будет с тобой и приведет тебя обратно на землю твоих предков» (Быт.48:21;СоП). Эти же слова повторяет и Иосиф перед своей смертью: «…Бог позаботится о вас и выведет вас из этой страны. Бог приведет вас в ту землю, которую обещал дать Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт.50:24;СоП).

В 46-й главе книги Бытие Бог позволяет Иакову идти в Египет, что вызывает в нем серьезные сомнения, поскольку говорит о введении новой стратегии поведения и ее обосновании с религиозной точки зрения. Подобные сомнения, вероятно, могли возникнуть не только у Иакова, но у его домашних. Предыдущее повеление исходит от Бога, и Иаков, верно исполняя задание Бога странствовать по Ханаану, боится его нарушить (46 : 3; СоП). Но, получая новое задание от Создателя, он с уверенностью идет в Египет: «Прибыв к колодцу Клятвы (т. е. Вирсуве), он (Иаков) принес там жертву Господу Богу: с одной стороны, он опасался, что сыновья, переселившись туда, слишком привяжутся к Египту ввиду его плодородия и захотят там остаться на вечное жительство, так что потомство его уже не вернется в Хананею и не будет владеть ею, вопреки обещанию Господа Бога, а с другой стороны, боялся, как бы отправление, против желания Предвечного, в Египет не навлекло погибели на род его. Наконец, он, кроме того, опасался умереть раньше, чем увидит Иосифа. Волнуемый всеми этими соображениями, Иаков впал в сон» (Иудейские древности, кн. 2, гл.7:2).

И вот Израиль начал свое путешествие в Египет: сначала он пошел в Вирсавию, где поклонился Богу… и принес ему жертвы. Ночью Бог явился Израилю во сне… И сказал тогда Бог: «…Иди в Египет, не бойся, там Я произведу от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно» (Быт. 46:1–4;СоП).

Но в таком переселении был смысл с далеко идущими последствиями относительно прежнего плана поселения на обещанной Богом земле. Само переселение и возвращение потомков Авраама было, судя по всему, спланировано заранее (по крайней мере это может выглядеть так, если смотреть на хронологию развития событий, описанную в книге Бытие). Аврааму было сказано, что потомки его завладеют городами врагов своих, а также Бог сказал: И дам тебе и потомкам твоим… землю Ханаанскую (Быт.17:8; сравни также с Быт.15:4–16, цитируемым выше). То есть живи и странствуй по этой земле, а в назначенное время твоим потомкам Я, Бог, дам все это во владение. Также Аврааму еще до рождения Исаака Бог сказал следующие слова: …и Господь сказал ему (Аврааму): «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет. Но потом Я накажу народ, поработивший их, твой же народ покинет ту землю и унесет с собой много всякого добра» (Быт.15:13–14; СоП).

Таким образом, сама линия поведения при развитии событий была заложена, возможно, еще при Аврааме, и теперь, когда ситуация была благоприятной, Иаков следовал плану. Тем более что Авраам еще до определения границ земли, которую займут его потомки, также при наступлении голода в Ханаане жил некоторое время в Египте: И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той (Быт.12:10).
Однако Иакову поступить так же было нельзя вследствие установившихся религиозных представлений относительно будущего владения землей, поэтому ему требовалось обосновать переселение как-то еще. Действительно, Иосиф был вторым лицом при фараоне и мог спокойно обеспечить выполнение имеющегося плана.

— 29 —

Местность, в которой жили Авраам, Исаак и Иаков, была населена народами, которые были осуждены Богом за свой неправедный образ жизни: …ибо Я через твой народ накажу живущих здесь аморреев. Все это произойдет в будущем, ибо мера беззакония аморреев еще не исполнилась (Быт.15:16;СоП). Авраам с семьей странствовали по обетованной земле, передвигаясь с одного места на другое, и тем самым не привязывались к жителям одной местности. Однако такой образ действий не давал полной защиты от ханаанского окружения. В книге Бытие ярко описываются события, произошедшие с Лотом (уничтожение Содома и Гоморры), Исавом (его женами) и Диной, дочерью Иакова и Лии (изнасилованной одним из хананеев), имевшими непосредственный контакт с жителями Ханаана (Быт.19;26:34,35;34).

Хананеи и другие народы той земли представляли непосредственную угрозу для достижения поставленной перед Авраамом цели — должное поклонение Богу, а также в будущем рождение некоторого потомка (Мессии), который и освободит всех людей от греха. Такой потомок должен был произойти от праведных (соблюдающих закон, впоследствии — закон Моисея) потомков Авраама, живущих в Богом данной земле.
Однако, при жизни бок о бок с хананеями, существовала опасность перенять их культы, поклонение и образ жизни, что и случалось периодически с израильтянами спустя столетия, за которые их наказывал Бог, согласно заключенному завету, посредством Моисеева закона сохраняя прежнее равновесие.

В то же время у Иакова и его потомков не был заключен союз с Богом, т. е. не было свода законов (впоследствии — закон Моисея), ограждавшего от религиозного влияния других народов и устанавливавшего свою систему поклонения, отражавшего принципы, которых придерживался Авраам. При таком положении дел было очень трудно решить задачу «отделения от мерзостей» неправильного поклонения. Израильтяне могли раствориться среди ханаанских народов и не наследовать земли в том смысле, который имел в виду для них Авраам (а значит, и Бог в библейском понимании, так как, по Писанию, Авраам действовал по воле Божьей). Они наследовали бы землю вместе с народами, жившими там, перемешавшись с ними — культурно, религиозно, узами родства и т. д.

Если рассмотреть ситуацию в Египте, куда переселился дом Иакова, то там она была противоположной тому, что мы наблюдаем в Ханаане. Египтяне «гнушались» (Синодальный перевод) израильтян, как об этом сказал Иосиф, сын Иакова: Египтяне не любят пастухов, поэтому вам лучше оставаться в земле Гесем (Быт.46:34;СоП).
Таким образом, проблема, которая так или иначе возникла бы в Ханаане, в Египте оказалась легко разрешима. Семья Иакова не была слишком большой, чтобы суметь завоевать весь Ханаан, да даже чтобы удерживать в осаде хотя бы один город. Странствовать и жить в этой земле становилось все тяжелее и тяжелее. Стычки с местными жителями и их враждебность не могли не беспокоить Иакова. Судя по всему, из-за увеличивающейся семьи Иакова такие столкновения стали регулярными и выявляли все большую глубину противоречий. Об этом свидетельствует следующий случай.

После того как была изнасилована Дина, дочь Иакова, и ее братья отомстили, убив обидчиков, Иаков реагирует на эту новость так: «Вы навлекли на меня большую беду: весь здешний народ возненавидит меня, все хананеи и все ферезеи обратятся против меня. Нас всего лишь небольшая кучка, если здешний народ соберется против нас, то уничтожит меня, а вместе со мной и всех наших» (Быт.34:30;СоП).
Иакова больше беспокоит не случившееся с его дочерью, а то, что он может нарушить религиозные правила вследствие войны с хананеями. Тогда ему придется или покинуть эту землю, или его могут убить. На что его сыновья отвечают, не до конца понимая беспокойства отца: «Эти люди не имели права поступить так с нашей сестрой!» (Быт.34:31;СоП).

Жители Ханаана, конечно, знали о претензиях потомков Авраама на эту землю и могли вообще покончить с ними, захватив Иакова и его дом в рабство, тем более что у Иакова было много скота и богатства: Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только согласимся с ними, и будут жить с нами (Быт.34:23). Так рассуждали местные жители об имении Иакова. Возможно, они не нападали на него по причине малочисленности семейства Иакова, которое не представляло никакой угрозы для большого народа. Стычки с местными жителями происходили не только у Иакова, но и у его отцов: …филистимляне стали завидовать ему [Исааку. — Прим. авт.]. Они засыпали и завалили землей все колодцы, которые за много лет до этого выкопал Авраам со своими слугами. …Исаак пошел и отрыл все эти колодцы, и назвал их теми же именами, которые дал им его отец. …пастухи, пасшие стада в Герарской долине, поспорили со слугами Исаака, говоря: «Эта вода наша» (Быт.26:15,18,20;СоП).

Описанные стычки происходили с филистимлянами. Нечто подобное могло происходить и с хананеями (другими ханаанскими народами), на что указывает случай с Диной, а также то обстоятельство, что Авраам и Исаак некоторое время жили на периферии. Жить практически на границе обетованной земли, скорее всего, вынуждали их обстоятельства — более спокойная жизнь и отсутствие трений с народами, населявшими Ханаан (сравни Быт.24:62).

С другой стороны, вести кочевой образ жизни было легко, когда численность семьи не была большой. Со временем это могло привести к экономическим противоречиям с местными народами. Мобильно перемещаться большим семейством или народом было также весьма затруднительно. Возникали противоречия между земледельцами и пастухами, и по мере роста семьи Иакова и численности скота они становились все более и более очевидными. Так или иначе, дело двигалось к постепенной оседлости, что грозило смешением с местным населением, как показывал случай с Диной: «Мой сын Сихем пылает страстью к Дине, прошу вас, разрешите ему жениться на ней. Этот брак будет подтверждением того, что между нами особый договор, и тогда наши мужчины смогут брать себе в жены ваших женщин, а ваши мужчины смогут жениться на наших женщинах. Живите на одной земле с нами» (Быт.34:8–10;СоП).
В этой ситуации и было принято решение жить в Египте, тем более что жизнь там была менее напряженной как с точки зрения религиозных взглядов, так и экономически. К тому же израильтяне не претендовали на землю Египта и поэтому как первоначально, так и впоследствии не представляли угрозы для египтян.

— 30 —

В Египте израильтяне жили в плодородной земле отдельно от египтян. Для них культура и религия Египта были чуждыми. Рабский труд, со временем наложенный на израильский народ, также сыграл свое дело. С течением времени Израиль размножился так, что египтяне увидели в этом опасность. Зависть и страх перед ними со стороны властей Египта заставляли израильтян сплотиться. Судя по всему, они не растворились в Египте, так как фараон боялся, что, «если будет война, сыны Израиля могут вступить в союз с нашими врагами и тогда победят нас и уйдут от нас» (Исх.1:10,СоП).

Хотя израильтяне и сменили в Египте кочевой образ жизни на оседлый, это никак не повлияло на их религиозные установки и на те традиции, которых они придерживались. Они не переняли взгляды и обычаи Египта, можно сказать даже противоположное: жизнь заставила их еще более сплотиться и отделиться от египетского влияния. В Писании при исходе израильтян из Египта мы встречаем такие высказывания:
Господь сказал Моисею: «…Но с народом Израиля я не поступлю так, как с египтянами: в Гесеме, где живет мой народ, мух не будет…» (Исх.8:20,22;СоП).

…фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Принесите жертвы Богу вашему здесь, в этой стране». Но Моисей ответил: «Мы не можем этого сделать. Египтяне считают, что приносить жертвы [имеется в виду приносить в жертву животных] Господу, Богу нашему, отвратительно, и если мы сделаем здесь, то они, увидев, забьют нас камнями» (Исх.8:25–27; СоП).
Только в земле Гесем, там, где жил народ Израиля, не было града (Исх.9:26;СоП).

В приведенных цитатах видна не только точная локализация места пребывания израильтян, но и их религиозная и культурная идентификация, т. е. их полная самобытность и самостоятельность, несмотря на влияние египетской культуры. Перемена образа жизни в Египте никак не повлияла на религию израильтян, несмотря на все трудности при решении задачи, стоявшей первоначально перед Иаковом.

Эти рассуждения позволяют ответить на вопросы: почему израильтяне не оставили Египет при более благоприятных условиях исхода, т. е. тогда, когда непосредственно кончился голод в Ханаане? Почему они прекратили странствовать по земле Ханаана? Можно утверждать, что это было сделано именно по религиозным причинам.
В Египте народ Израиля мог увеличиться до тех размеров, чтобы можно было завладеть обетованной землей. Возможно, что организованный исход, описанный в Библии, если бы был осуществлен раньше срока, мог привести к бóльшим противоречиям с жителями Ханаана и в конечном итоге даже к гибели, так как число хананеев значительно превосходило число израильтян. Или это могло привести к смешению Израиля с этими народами, чего не происходило в Египте, где, живя уединенно, народ Израиля размножался и увеличивался числом для будущего завоевания обетованной земли — так можно охарактеризовать этот этап становления религии, заложенной Авраамом.

В концепцию становления религиозных взглядов Авраама хорошо вписываются и другие эпизоды, вошедшие в книгу Бытие. Действительно, можно задаться вопросом: почему в книгу Бытие вошли одни эпизоды из жизни патриархов, которые были достаточно подробно описаны, и не вошли другие (то, что, например, присутствует в комментариях Иосифа Флавия)? Тем более что между некоторыми эпизодами, встречающимися в первой книге Библии, проходят достаточно большие промежутки времени.

Рассматривая описанные в книге Бытие этапы становления религии Авраама, можно ответить на этот вопрос. В нее вошли только значительные эпизоды из жизни патриархов, которые так или иначе повлияли на становление религиозных устремлений и верований Израиля. Тем более что книгу Бытие написал Моисей перед входом израильтян в обетованную землю, возможно, для ободрения того поколения израильского народа. К моменту написания первой книги Библии у Моисея и всего народа было множество оставшихся в памяти других эпизодов и случаев из жизни патриархов, о чем свидетельствует Иосиф Флавий, спустя сотни лет дававший комментарии к библейским событиям. Однако Моисей, возможно, включил в Бытие только то, что способствовало самому необходимому — закреплению исторических знаний, корней происхождения религии Израиля, а также дальнейшему развитию этих религиозных взглядов. Сюда были включены эпизоды, важные для дальнейшего распределения ролей между коленами Израиля как в религиозном служении (колено Левия), так и в управлении народом (цари из колена Иуды) (Быт.49:10). Это также имело решающее значение при написании закона самим Моисеем и сохранении религиозной преемственности со взглядами патриархов. Все остальное было не так важно и/или могло уводить в сторону от главной цели.

Далее... "Лики Бытия" гл.31-36 viewtopic.php?f=26&t=139
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя