"Лики Бытия"гл.31-36

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия"гл.31-36

#1 Сообщение Alex » 25 окт 2016, 00:18

"Лики Бытия" гл.24-30 viewtopic.php?f=26&t=138

— 31 —

Например, рассмотрим эпизод, связанный с Исааком и его женитьбой, в свете изложенных выше принципов. Об этом уже шла речь при обсуждении брака, однако позволим себе еще раз рассмотреть его в другом свете. В Бытие этому событию посвящена целая глава. Интересны переживания Авраама в связи с женитьбой своего сына: Авраам был уже стар и в летах преклонных… И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: …клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу; но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мной в эту землю; должен ли я возвращать сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда (Быт.24:1–6).

Авраам ставит, казалось бы, не совсем понятные условия своему управляющему, а именно: жена должна быть из родственников Авраама, но Исаак не должен отправляться на родину Авраама. Из этого следует, что сам раб должен поехать и взять жену Исааку, как это и случилось впоследствии.
Здесь налицо два момента, непонятных современному человеку: во-первых, не учитывается воля самого Исаака, во-вторых, будущая жена Исаака ставится практически в такое же положение. Подобные условия в современном западном обществе осуществить было бы практически нереально.
В конечном итоге раб Авраама был послан, чтобы привести жену Исааку. Интересно отметить, что Исаак был согласен с таким положением вещей. Это касается также и Ревекки, которая согласилась пойти в далекую землю и выйти замуж за человека, которого она никогда не видела. Что побудило их так поступать?

На поведение Ревекки, несомненно, повлияли ее вера и то, что она узнала от раба Авраама. Ревекка и ее родственники верили в Бога (Яхве) и поклонялись Ему, как и сам Авраам. Она желала участвовать в Божьих планах и, скорее всего, знала, для какой цели Авраам пошел в ту далекую землю.
Этот небольшой эпизод также вскрывает мотивы, которые определяли действия как семьи Авраама, так и его потомков. Данные события показывают и то, как была устроена патриархальная семья и какие главные мотивы определяли ее жизнь и быт. Но об этом мы поговорим в отдельной главе.

Здесь хотелось бы обратить внимание и на другой случай, произошедший уже с сыном Исаака — Иаковом. Исаак отправляет Иакова в Месопотамию к родственникам Ревекки, его матери, чтобы тот женился, как и он, на одной из девушек из рода Авраама: И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:1, 2).
Однако, несмотря на сходство ситуации, Иаков отправляется в эту землю за женой самостоятельно. Единственное, что осталось неизменным, это то, что девушка должна была быть из рода, из которого произошел сам Авраам. Здесь также возникает вопрос: почему Авраам не послал непосредственно своего сына к родственникам, а Исаак сделал это?

По этому поводу можно выдвинуть версию, что Исаак был не очень доволен решением своего отца Авраама и, чтобы избежать повторения подобной ситуации (берегись, не возвращай сына моего туда), отправляет Иакова за женой лично. Для такой версии, однако, существует мало оснований: Исаак прожил всю свою жизнь с одной женой, Ревеккой, хотя, скорее всего, мог иметь несколько жен (или наложниц), если бы его по каким-то причинам не устраивала Ревекка, как, например, его отец, Авраам, в определенный период или как Исав и Иаков, его сыновья. Одно это обстоятельство уже может свидетельствовать о благополучном браке Исаака.
В этих двух случаях Авраам и Исаак руководствовались одними и теми же принципами, и хотя в разных обстоятельствах решения были разные, сами принципы оставались неизменными. У Авраама были дети как до рождения Исаака (Измаил), так и после (Быт.25:1–4), однако только Исаак, рожденный чудом, был единственным наследником Божьего обетования: Но Бог сказал Аврааму: …в Исааке наречется тебе семя (Быт.21:12).
Таким образом, только Исаак мог наследовать ту землю, которую обещал Бог Аврааму, и только от него должен был произойти народ, через который благословятся… все народы земли (Быт.22:18). Именно поэтому Авраам относится к Исааку как к будущему наследнику этого обетования. И как Авраам исполнял заповедь Бога — жить в земле Ханаанской и не покидать ее, так он научил и сына своего. Исаак также исполняет эту заповедь и не нарушает ее даже ради женитьбы. Покинуть самостоятельно землю «странствия» было бы равносильно возможной потере права наследовать ее потомкам, т. е. пренебрежению Божьим обетованием.

В случае с Исааком и его детьми дело обстоит несколько иначе. У Исаака было два сына. Старшим, который должен был быть наследником обетования, являлся Исав. Как раз Исав оставался жить в земле Ханаанской и не покидал ее во время пребывания Иакова в Месопотамии. Таким образом, формально все заповеди Бога были соблюдены. Предполагаемый наследник оставался жить в обетованной земле вместе с отцом, младший же сын, Иаков, был до некоторой степени свободен от данной заповеди и поэтому мог беспрепятственно покинуть Ханаан. Тем более что сам Исаак больше любил Исава и связывал с ним, скорее всего, все Божьи обетования: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт.25:28).

Это видно и из того, что перед своей смертью Исаак призвал именно Исава, чтобы благословить его на право обладания первородством, т. е. на право быть наследником Божьих обетований: Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт 27:1–4).

И только благодаря тому, что жена Авраама Ревекка узнала об этом, Иаков хитростью формально получил это право. Таким образом, женитьба Исаака и Иакова раскрывает религиозные устремления патриархов. Они не только не нарушали своих религиозных установок, которые были сформулированы при Аврааме, но все эти патриархи соблюдали религиозные заповеди, какие существовали до появления закона Моисея. С этим, скорее всего, связана и поздняя женитьба Исаака, который создал семью в сорокалетнем возрасте (Быт. 25 : 20). Из-за отсутствия достойных кандидаток и нежелания покидать землю странствования Авраам, как глава семьи, и принял такое решение — послать раба за будущей женой для сына.

— 32 —

С этой точки зрения в книге Бытие показаны и другие эпизоды, например, жизнь Иакова. По мере чтения первой книги Библии наше внимание постепенно переходит на жизнь Иакова и его семьи, которым посвящено несколько глав (с 28-й до 33-й главы — описание жизни Иакова в Месопотамии и его возвращения в Ханаан). С чем это связано? Скорее всего, с решением очень важных религиозных вопросов.
Повествование о жизни Исава и Иакова начинается с их борьбы за первенство еще в утробе матери (Быт.25:20–26). Все это, как предсказал Господь, предвещало сложные отношения и борьбу как братьев между собой, так и их потомков: один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25:23). Начатая линия повествования затем продолжается на протяжении нескольких глав.
После рождения близнецов внимание переключается на уже достаточно зрелый возраст детей Исаака и их отношения между собой и с родителями: Исаак любил Исава… а Ревекка любила Иакова. Однажды Исав пришел домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлебку. И сказал Исав Иакову: «Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов». …Но Иаков ответил: «Продай мне твое право первородства». «Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю», — сказал Исав. Но Иаков сказал: «Сперва поклянись, что отдашь». Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушел, и пренебрег своим правом первородства (Быт.25:28–33;СоП).

Исав в личной беседе с Иаковом как бы передает свое право на первородство, т. е. на рождение потомка, обещанного Богом, в котором благословятся все народы. С этим были связаны до некоторой степени и права наследования, по крайней мере части земли, которую обещал дать Бог для жительства того народа, из которого и должен был произойти обещанный потомок. Однако, судя по повествованию, цитируемому выше, Исав не очень-то переживал по поводу клятвы, данной им Иакову, во всяком случае мы не видим такой бурной реакции, какая случилась позже по этому же вопросу.

Перед своей смертью Исаак призывает Исава, чтобы благословить его как будущего владельца этого права. Возможно, именно поэтому Исав так легко отказался от первородства в личной беседе с Иаковом и как бы продал его за еду, так как хорошее расположение его отца Исаака и его положение первенца давали ему веские основания быть уверенным в обладании этим правом несмотря ни на что. Его положение было незыблемым и неизменным, ведь он родился первым и поэтому по праву рождения, а не по каким-либо делам, наследовал все от своего отца, да и может ли его брат что-то изменить? На это он и обращает внимание, акцентируя особое внимание на своем положении: Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав (Быт.27:32).

Необходимо уточнить, что в книге Бытие право, передаваемое от Исаака, делится на две части: первая — право на рождение потомка, первородство, вторая — право на власть и владение обещанной землей. Именно Исав в разговоре с Исааком разделяет эти два момента: «Он (Иаков) перехитрил меня дважды: сперва отнял у меня право первородства, а теперь отнял и мое благословление… А для меня ты оставил какое-нибудь благословление?» «Слишком поздно, — ответил Исаак. — Я отдал Иакову власть над тобой и сказал ему, что все его братья будут его слугами…» (Быт.27:36–40; СоП).

Возможно, право первородства не волновало Исава так сильно, как власть и владение обещанной Богом землей. Возможно, такое разделение первоначально единого права (т. е. право владеть и землей, и первородством было одним и тем же неделимым правом) было сделано по причине рождения близнецов у Исаака. Его многочисленные потомки должны были завладеть землей, и от кого-то из них должен был родиться обещанный Мессия, как это и случилось позже. Однако в истории с Исавом и Иаковом мы впервые встречаем разделение права на части с присуждением каждой из них отдельному потомку. Все так и случилось бы, если бы не хитрость Иакова и Ревекки, тем более что Иаков к тому моменту уже «перекупил» у Исава право первородства. В даваемом Исааком благословении, как он думал, Исаву речь вообще не идет о праве первородства.
Когда же благословение получил не он, а Иаков, Исав пришел в ярость и возненавидел брата, хотя всячески старался скрыть это: После этого Исав возненавидел Иакова за то, что тот получил благословение, и решил про себя: «Отец мой вскоре умрет, и мы будем горевать о нем, а потом я убью брата моего Иакова» (Быт.27:41;СоП).

Таким образом, можно сказать, что Исав практически потерял право на обе части обетования. Его, возможно, больше волновал вопрос власти, а не Божьих обещаний относительно первородства. Разделив обетование на две части и выбрав самую привлекательную из них с точки зрения материального богатства, Исав совершил ошибку. В дальнейшем в Библии такой путь разделения Божьего обетования, судя по всему, был отвергнут. Из обетования нельзя было выбрать самую хорошую и выгодную для себя часть, а на остальные не обращать никакого внимания или «выгодно продать» их другим. В дальнейшем царствование и право первородства были нераздельны, и ими обладало колено Иуды, так как потомок, обещанный Богом, должен прийти как царь: Иуда, братья твои превознесут тебя. Ты победишь врагов своих, и братья твои склонятся перед тобою. …Скипетр [знак владычества] всегда останется с коленом Иуды, и на семье его всегда будет знак владычества, пока не придет Царь истинный, которому станут повиноваться и служить народы (Быт.49:8,10;СоП).

Случай с Исавом как раз и разрешил эти противоречия, которые возникли у него в связи с владением правом на Божье обетование и которые могли возникнуть в будущем. Об этом косвенно говорит и апостол Павел в послании к Евреям: …и чтобы никто не стал развратником или безбожником, который бы, как Исав, за одну похлебку продал свое первородство. После этого, как вы знаете, Исав хотел получить благословение отца, и, хотя он и молил его об этом со слезами, отец отказал ему… (Евр.12:16,17;СоП).

Потеряв право первородства, он автоматически потерял и благословение, т. е. право на «власть среди братьев». Павел упускает в этом рассуждении подробности: хитрость Ревекки и Иакова, слепоту Исаака и т. д., представляя дело так, что Исав потерял благословение как следствие того, что он пренебрег первородством, утверждая, таким образом, что Бог избирает Иакова.

— 33 —

Однако все эти рассуждения и перипетии среди людей относительно права владения Божьим обетованием никак не затрагивают самого главного вопроса — вопроса о мнении Создателя относительно всех этих происшествий. Действительно, а что Бог думал по этому поводу? Неужели Иаков мог запросто «украсть» хитростью первородство у своего брата, или купить его, или обменять на что-либо, и Бог просто обязан признать это несмотря ни на что? Неужели слова, сказанные Исааком по недоразумению и его слепоте, так обязательны для исполнения Богом? По крайней мере со стороны это может выглядеть так.

Бог, который представлен в Писании всеведущим и всемогущим, если идет на поводу у людей, предстает слабым и беспомощным в тех делах, которые Сам же и затеял, обещав все довести до логического конца. Во всей этой истории с Исавом и Иаковом Бог как бы стоит на втором плане, его реакция не видна. Иаков сначала в личной беседе с Исавом «добывает» себе право на первородство, затем с помощью обмана получает от своего отца благословение, предназначенное Исаву. Перед людьми (братом и отцом) все формальные стороны вопроса были улажены. Однако мы видим, как говорит Писание, хотя и праведных перед Богом, но все же людей, которые ошибаются, как в случае с Исааком, не разглядевшим по старости, что перед ним Иаков.

Первоначально кажется, что Бог просто слепо принимает случившееся и стоит на стороне Иакова, как это показывают следующие слова: Иаков… отправился в Харан. …Господь сказал Иакову: «Я Господь, Бог твоего прадеда Авраама, Бог Исаака. Я дам тебе ту землю, на которой ты сейчас лежишь, дам эту землю тебе и твоим детям. …все племена земные будут благословлены через тебя и твоих потомков. Я с тобой и защищу тебя, куда бы ты ни шел, и приведу тебя обратно на эту землю, и не оставлю тебя, пока не исполню, что обещал» (Быт.28:10,13–15;СоП).

Иаков, избегая гнева Исава, отправляется в Харан к родственникам своей матери Ревекки. На этом пути Бог является ему во сне и заверяет в своей поддержке. Иакову трудно поверить в случившееся, поэтому он дает клятву, что если это был не просто сон и все так и произойдет, то он будет отдавать Богу десятую часть из всего того, что ему даст Бог (Быт.28:20–22). Сам Иаков, скорее всего, понимает, что, так как первородство и благословение были получены не совсем честным путем, все в конечном итоге зависит не от его хитрости и желания, а от Божьего благорасположения, т. е. от Бога, которому он поклоняется, в которого он верит.

Перед нами в книге Бытие предстают два человека, два сына Исаака. Один имеет полное и законное право на обетования Бога, но не стремится ими воспользоваться и даже «торгует» какой-то их частью. Другой не имеет такого права, с какой бы хитростью он ни старался приобрести его, но он, в отличие от первого, всячески стремиться обладать им, хотя бы и формально.
Здесь впервые в Библии появляется дилемма: кто должен обладать Божьим благословением — имеющий на то право по рождению (первенец), но не соблюдающий заповеди Бога (не имеющий ревности в этом вопросе), или тот, кто не родился первым, но стремится исполнить повеления Бога? Похоже, что подробная история отношений Исава и Иакова посвящена отчасти решению именно этой проблемы.

То, что Исав нарушал религиозные установки своих отцов, показывает его женитьба на хеттеянках. Как следствие, Исаак и Ревекка были весьма недовольны этими браками: И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке (Быт.26:34,35).
В отличие от своего отца, он не стал ждать жены из Месопотамии, а самостоятельно выбрал жен из местных женщин, не спросив совета отца, т. е. поступал весьма самонадеянно. Данный эпизод вскрывает самоуверенность Исава и то, что он не сомневался в получении благословения от своего отца, несмотря на свое самоуправство. Действительно, ведь он первенец, и все определено за него до его рождения, именно он должен получить обетование, что бы ни случилось.

Если читать далее, то мы видим, что Иаков не получает Божьего благорасположения сразу, как только он завладел благословением от Исаака, хотя Бог и обещал ему поддержку. Он пребывал с Иаковом в Месопотамии, куда тот убежал, и помогал ему преодолевать все трудности (Быт.31:24). Божью благосклонность Иаков получает позже, при своем возвращении в обетованную землю. Здесь перед нами предстает интересный эпизод, который, казалось бы, ставил больше вопросов, чем ответов: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолеть его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. [Иаков] сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт.32:24–28).

Буквально «некто» переводится как «человек», в данном смысле это слово встречается в некоторых переводах Библии. Однако сам Иаков говорит, что боролся с Богом (Быт.32:30). И именно Бог дает Иакову новое имя. Смена имени произошла после того, как стало понятно, что Иакова не одолеть и тот не сдастся. Возможно, как и в случае с Аврамом и Сарой (Быт. 17), смена имени означает, что человек избран Богом для определенной цели. Пророк Осия упоминает этот эпизод и говорит, что Иаков боролся с ангелом: Иаков сразился с Ангелом Господним и победил. Он плакал и умолял о милости (Ос. 12:4;СоП).

Возможно ли, чтобы человек победил ангела? По библейским представлениям, этого не может быть, так как ангелы значительно превосходят людей в силе (2 Пет.2:11). Что же тогда показывает этот эпизод, для какой цели он включен в книгу Бытие? Борьба Иакова с ангелом (Иосиф Флавий говорит об этом как о некотором «видении»; Иудейские Древности, кн. 1, гл. 20) и его настоятельные просьбы (плакал и умолял) показывают настрой Иакова в целом. Вся эта история подтверждает его желание и стремление добиться Божьего благорасположения. Патриарх использовал доступные ему средства, потому что никак не мог уже повлиять на то, что он родился вторым.

Читая главы с 28-й по 32-ю, мы словно видим: вот он какой, Иаков, — стремится к своей цели, проходит все испытания и даже «экзамен», устроенный ему Богом, — борется с ангелом и не отпускает его. Нет сомнений, что он и должен наследовать Божье обетование. Скорее всего, именно эту цель преследует автор Бытия, решая вопрос относительно принадлежности обетования и включая в него такое просторное жизнеописание Иакова до получения им обетования от Бога. Это становится особенно важным при входе израильского народа в землю обетованную. Ведь именно потомки Иакова имеют на эту землю полное право, данное им от Бога.

— 34 —

Попутно можно заметить, что стратегия завоевания Ханаана потомками Израиля отличается от стратегии потомков Исава. Едом (народ, состоящий из потомков Исава) расселился на границе обетованной земли к югу. Они обосновались там и, скорее всего, не были так настойчивы в приобретении земли обитания, вплоть до завоевания Ханаана потомками Иакова, как Израиль, который вырвался из египетского рабства. У Едома были уже свои поселения, обжитые места и некоторые отношения с соседями.

Также история с Иаковом стала прецедентом. Отныне право на обетование имеет не столько тот, кто родился первым (т. е. по рождению), сколько исполняющий заповеди Божьи, тот, к кому благосклонен Создатель. В дальнейшем в книге Бытие мы не видим подобных пространных объяснений, почему не старший сын, а один из младших братьев наследует обетование Божье.

Так происходит при благословении, даваемом уже Иаковом своим сыновьям. Ни Рувим, первенец Иакова, ни Симеон и Левий, следующие его сыновья, по причине греха и жестокости с их стороны не получают право первородства. Оно переходит к четвертому сыну Иакова — Иуде (Быт.49:3–8).

В случае благословения сынов Иосифа Ефрема и Манассии вообще не упоминается причина, по которой младший сын будет более велик, чем старший. Хотя здесь речь не идет о праве первородства, все же это примечательный эпизод: И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии. И сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился: знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик: но меньший его брат будет больше его… И поставил Ефрема выше Манассии (Быт.48:17–20).

Такого же подхода следует ожидать и в дальнейших событиях, описанных в Библии. Если кого и избирает Бог, то нет сомнений, что это достойный и праведный человек. Более подробное описание следует в особых случаях, когда или вводится новое понятие, или уточняется старое. Это можно проследить на примере книги Руфь, а также в подробном описании истории с Раав при взятии Иерихона Иисусом Навиным (Руфь3:11;4:17–22; Иис.Н. 2;6:21–24). Эти две женщины не израильского происхождения смогли стать прародительницами царя Давида и в конечном итоге самого Иисуса Христа. Раньше, во времена патриархов, в жены себе брали женщин из рода Авраама, а впоследствии тех, кто происходил от Иакова, как это описано в книге Исход: Некто из племени Левиина пошел, и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына… (Исх.2:1,2). Так родился Моисей, выдающийся пророк. Впоследствии, однако, женщины и не израильского происхождения, при условии их праведности и соблюдения израильского закона, могли быть женами израильтян и даже участвовать в Божьих планах. Если Авраам, Исаак и Иаков не желали брать таких женщин себе в жены и могли рассматривать это как нарушение религиозных установок, то по прошествии времени данный вопрос претерпел изменение и уточнение. При вхождении в обетованную землю ситуация у Израиля была совсем другой, чем во времена патриархов. У них был Моисеев закон, и они должны были прогнать все живущие там народы. Это ограждало их от культурного и религиозного смешения с хананеями, и другие ограничения в строгой форме были уже не нужны; возможно, поэтому и была внесена столь существенная поправка.

Эта ситуация назревала давно и требовала разрешения. Так, например, у Моисея жена была не израильтянка, за что его осуждали соплеменники (что указывает на определенное отношение израильтян к подобным бракам в то время), а также жена Иосифа, сына Иакова, была не израильского происхождения (Исх.2:16,21; Числ.12:1; Быт.41:45,50). Однако, судя по реакции Бога на такие упреки в адрес Моисея и по тому, что Иаков благословил сыновей Иосифа и даже дал им удел среди их дядей, данная проблема как-то нейтрализовалась еще до времени правления судей в Израиле.
В Моисеевом законе хотя и запрещалось вступать в родство с населявшими Ханаан народами, все же при некоторых условиях и обстоятельствах подобные браки разрешались: Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь, Бог твой, предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену: то приведи ее в дом свой… Если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее… (Втор.21:10–12,14).

Женщина должна была один месяц провести в доме будущего мужа, прежде чем могла стать его женой. За это время можно было определить, желает ли она жить согласно законам Израиля, в противном случае женщина освобождалась от предполагаемого замужества.

— 35 —

Прослеживая этапы формирования религиозных взглядов, берущих начало от Авраама, можно увидеть те мотивы, которые были заложены вначале и которыми руководствовались патриархи. Можно полагать, что эти тенденции продолжали влиять на веру израильтян и в дальнейшем. Некоторые религиозные установки претерпели значительные изменения и получили развитие, что можно было увидеть на примере брака и передачи права первородства.
Первоначально браки заключались практически между родственниками из одного рода, и право первородства передавалось старшему сыну по праву рождения. Со времен Исава и Иакова такое право стало передаваться не только по праву первенства, но и по праведности (т. е. не обязательно старшему брату; тому из братьев, кто более праведен перед Богом). Со временем в жены стало можно брать женщин и не принадлежащих роду Иакова, и даже языческого происхождения при условии их веры в Бога и праведности.

В Новом Завете эти идеи получают дальнейшее развитие (буквальное, телесное отходит на задний план и происходит движение к вере как к самому главному, основополагающему):
Все вы — дети Божьи, благодаря вере своей в Христа Иисуса… Если вы принадлежите Христу, то вы — отпрыски Авраамовы и наследники в соответствии с обещанием (Гал.3:26,29;СоП).
Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, — не настоящий иудей, так же как и простое телесное обрезание — не настоящее обрезание. Настоящий иудей скорее тот, кто иудей в сердце своем, так же как и настоящее обрезание — это обрезание по духу, а не по букве. И хвала, воздаваемая такому человеку, исходит не от людей, а от Бога (Рим.2:28,29;СоП).

То есть происхождение по плоти (рождение) не имеет для христианского понимания никакого значения, главным здесь становится вера. Происходит полная трансформация взглядов — от права первенца к праву человека, который верует и поэтому избирается Богом. Такой человек может не иметь происхождения от Авраама, Исаака и Иакова.
Необходимо отметить, что процесс даже небольшого изменения любых взглядов протекает довольно длительно и, возможно, болезненно. Особенно это касается религиозных установок. Как мы увидим далее, закостенелость в этом вопросе может сама по себе представлять некоторую угрозу. Куда легче всегда следовать некоторым утвержденным и неизменным правилам, чем быть готовым к чему-то новому.

— 36 —

Из рассмотренной выше истории бросается в глаза то, как Бог вел специально подготовленный народ к осуществлению своего плана. Невозможно представить, чтобы люди могли так вести себя без руководства свыше и достичь подобных результатов. Действительно, то «странствуй по земле сей», то иди туда и живи там, то вдруг возвращайся оттуда. Каждое действие продолжалось на протяжении нескольких поколений, так что последние могли уже потерять смысловую нить первых. Но необходимо знать, что каждое действие осуществлялось тогда, когда это было необходимо. И действительно, еще в начале нашей эры многие народы, упоминаемые в книге Бытие, канули в Лету, и остался только один, из которого и произошел Искупитель.

Также мы видим, как изменились взаимоотношения Бога с людьми. Человеческая жизнь уменьшилась по продолжительности, так что одно поколение уже никак не могло видеть исполнение планов в будущем, а только, в лучшем случае, могло знать некоторую часть плана. Так, те, кто окружал семью и потомков Авраама на протяжении всего повествования, не могли видеть конечное воплощение планов, их стадийность и степень исполнения, а потому не могли сознательно противиться их осуществлению, люди стали как бы «близорукими». Бог «водил» Авраама и его потомков по необходимым местам, так что если и возникали там конфликты, необходимо было достаточно много времени, прежде чем они могли перерасти в действительную угрозу. А чтобы сформировалась такая угроза, людям было необходимо придерживаться определенной идеологии, подобно Аврааму и его потомкам, на протяжении нескольких поколений. Ясно, что это сильно затрудняет сам процесс противления, который легко разрушить даже небольшим вмешательством. Как пишет Павел об этих событиях: Верой Aвраам, призванный идти туда, где ему в будущем было обещано наследство, подчинился и пошел, хотя он и сам не знал, куда идет. Верой он поселился в обещанной земле как чужеземец, живя в палатках [так же жили Исаак и Иаков, которые были наследниками согласно тому же обещанию]… Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они видели это лишь издали и приветствовали. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники (Евр.11:8,9,13;IBSNT).

Видна линия поведения, при которой в общей цепочке событий исполняется лишь небольшая роль. При небольшой продолжительности жизни новые поколения легче принимали необходимые изменения. Также мы видим, что Бог не только вел людей, но и вступался за них, борясь за осуществление Своих планов, и никто не мог этому воспрепятствовать. Потоп не только извел неправедный род, но самое главное — стал способствовать осуществлению планов Бога. Необходимо заметить, что с сокращением жизни человеку стало практически невозможно охватить все этапы воплощения Божьих планов. Человек в дальнейшем, по ходу повествования Библии, перестав видеть перспективу, стал более уязвимым и обособленным. Можно сказать, закончилось понимание того, почему и как в конкретный момент необходимо поступать для достижения конечной цели. В короткой перспективе всегда представляется, что цель можно достичь и другими способами, как кажется, не менее эффективными, однако по прошествии времени оказывается, что эти способы не жизнеспособны. Они могут завести совсем не туда.

Нечто подобное произошло, скорее всего, и с Исавом. Он не видел проблем в небольших отступлениях от указаний родителей (например, взял в жены хеттеянок вопреки их советам), раз уж Бог все равно обещал отдать эту землю ему. А раз обещал, то должен исполнить, просто нужно следовать нехитрым правилам. В поведении Исава мы видим даже некую закостенелость, ожидание неизбежного исполнения обещанного и, как следствие, неготовность к изменениям, к всматриванию в Божьи планы, что мы наблюдаем много позже в поведении фарисеев.
Похоже, что даже Авраам нуждался в подкреплении на данном пути, и Бог постоянно поддерживал его:
И сказал Господь Авраму: …Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение (Быт.12:1,2).

И было слово Господа к нему, и сказано: …посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт.15:4–6).
И сказал Господь: …от Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли (Быт.18:17,18).

Несмотря на постоянные заверения Бога и Его неявное присутствие с ним, Аврааму, как кажется, трудно, не сбиваясь, постоянно следовать одному указанию. Авраам жил среди не всегда дружелюбно настроенных соседей и постоянно испытывал давление с их стороны, поэтому ему, наверное, хотелось прибегнуть к другому, более спокойному пути и хоть иногда иметь некоторые послабления. Но вера, близость и наставления Бога помогали ему твердо стоять на выбранном пути. Но даже несмотря на это, мы можем узнать и о подобных происшествиях: Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: «это жена его»; и убьют меня, а тебя оставят в живых. Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя (Быт.12:11–13).

При всех заверениях Бога, практически при Его постоянном присутствии Авраам предпринимает весьма осмотрительные шаги; то же мы наблюдаем в действиях Исаака и Иакова позже (Быт.26:6,7;32-я гл.). С одной стороны, он не кичился своим особым положением перед Богом, а с другой — испытывал определенные страхи, как это будет наблюдаться впоследствии и у его потомков в сложных обстоятельствах.
Создается впечатление, что будь мы на месте тех людей и в те времена, мы поступили по-другому и уж точно проявили бы веру без тени сомнения. Однако фундаментальные особенности человека (отсутствие связи с извне и малая продолжительность жизни) указывают, что вряд ли мы поступили бы лучше, чем это было сделано патриархами. Можно даже утверждать, что любой человек, до некоторой степени, в лучшем случае будет поступать так же. Хорошо рассуждать, когда все известно наперед, как сейчас нам, стоит только далее прочитать определенные главы книги Бытие. Совсем другое дело, когда ничего не понятно, но нужно стараться соблюдать определенные правила, идти туда-то, делать то-то и жить там-то, несмотря ни на что.

Долгое время опираться только на устные правила стало невозможно, тем более что размножение потомков Авраама привело к появлению целого народа. Невозможно, да и не было такой необходимости, чтобы Бог являлся каждому главе семейства, как Аврааму. Необходимо учесть еще и рассмотренные нами отличительные особенности постпотопного человеческого бытия: ограниченность и обособленность. Все это в итоге привело к созданию письменного закона. К тому времени свод тех или иных правил уже существовал и передавался, скорее всего, в устной форме от поколения к поколению. Следующие наши рассуждения — о Моисее и данном ему законе.

Далее "Лики Бытия"гл.37-47 ... viewtopic.php?f=26&t=144
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость