"Лики Бытия"гл.37-47

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия"гл.37-47

#1 Сообщение Alex » 29 окт 2016, 12:49

"Лики Бытия"гл.31-36 viewtopic.php?f=26&t=139

— 37 —

Прежде чем рассуждать о законе, интересно обратить внимание на самого Моисея. В судьбе пророка ярким образом отразилась и судьба всех потомков Иакова, оказавшихся в Египте и попавших в рабство. Те верования, которых придерживался пророк, отражают тенденции в тогдашнем израильском народе.

Изучить взгляды Моисея и то, как они постепенно изменялись и трансформировались, можно по тексту Пятикнижия, т. е. по тому, что написал сам Моисей, полагая при этом, что текст отражает по крайней мере переживания и чувства Моисея и людей, участвовавших в тех событиях.
Моисей, несомненно, являлся одним из выдающихся пророков Бога, представленных в Священном Писании, являясь в то же время прообразом самого Иисуса Христа: Господь, Бог твой, пошлет тебе пророка, и тот выйдет из твоей собственной среды и будет, как я. Ты должен слушать того пророка (Втор. 18:15;СоП). Эти слова из Второзакония позже процитировал апостол Петр, подчеркнув, что они исполнились именно на Иисусе (Деян.3:22–23). Однако израильтяне не всегда были готовы внимать своему пророку.

Какие трудности пришлось преодолеть Моисею, прежде чем он стал вождем Израиля? Что влияло на формирование его личности? Какую внутреннюю борьбу вел Моисей? Начнем с его рождения.

Необходимо отметить, что Моисей не был выбран для спасения израильтян в зрелом возрасте из множества претендентов. Наоборот, то, как родился и рос Моисей, показывает, что Бог формировал и подготавливал его с самого детства для осуществления Своих замыслов. Он выбрал семью, из которой должен был произойти спаситель израильского народа. В этом можно убедиться, читая книгу Исход: Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца. Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою; и, положивши в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его (Исх.2:1–10).

Израильтяне после смерти Иосифа попали в тяжелое рабство в Египте. Фараон, царь Египта, боялся, что израильтяне размножатся так, что смогут свергнуть власть в Египте или способствовать ее падению: Но вот к власти в Египте пришел новый фараон, который не знал Иосифа. Он сказал своему народу: «Посмотрите на сынов Израиля, их много и они сильнее нас! Нам нужно придумать, как бы помешать им, чтобы они не стали еще многочисленнее, ибо, если будет война, сыны Израиля могут вступить в союз с нашими врагами и тогда победят нас и уйдут от нас» (Исх.1:8–10;СоП).
Поэтому он повелевает, чтобы при рождении у израильтянок детей в живых оставляли только девочек, а мальчиков убивали: И приказал фараон своему народу: «Всех новорожденных девочек [у израильтян] оставляйте в живых, всякого же новорожденного мальчика бросайте в реку Нил» (Исх.1:22;СоП).

Такие действия фараона были направлены на снижение численности мужского населения среди «сынов Израиля». Однако в этом можно усмотреть и другой, скрытый смысл. Со временем численность женского населения среди израильтян начала бы доминировать, и так или иначе часть женщин стала бы выходить замуж за египтян. Такое смешение гарантировало, что, породнившись с Египтом, израильтяне стали бы рассматривать эту землю как свою, а не как временное пристанище перед вхождением в обетованную землю, в котором им нужно размножиться до необходимой численности. Следовательно, фараону не нужно было бы беспокоиться о том, как удержать израильтян, или о том, как их заставить в случае нападения врагов защищать Египет. Действия фараона, его страхи и недоверие наталкивают на мысль, что что-то его не устраивало в действиях и образе мыслей израильтян. Он и(или) хорошо знал о планах и ожидаемом ими исходе, и(или) по действиям самих потомков Израиля понимал их отстраненность, непричастность, временный характер жития в Египте, поэтому хотел приспособить их к своим планам, т. е. ассимилировать, а заодно и избавиться от своих обоснованных опасений.

В реакции фараона можно усмотреть, как в отражении, чаянья и надежды самих израильтян. Скорее всего, это была главная надежда народа израильского. Ни о каком чудесном спасении никто не мог тогда и подумать, все шло своим чередом. Это интересно отметить, так как подобный образ мыслей мешал евреям принять Моисея как в первый раз, когда он сам проявил себя, так и в последующем.

Однако массовые убийства младенцев наталкивают на мысль, что за ними могло стоять и что-то большее. Действительно, регулировать численность населения своей собственной державы можно по-разному. Например, повышением налогов за второго, третьего и т. д. ребенка, отъемом детей у родителей и воспитанием их в госучреждениях, в том числе военных, для нужд страны, повышением налогов для семейных кланов… Но фараон выбрал не самый лучший и очень жестокий путь, настолько велики были его страхи. Это напоминает повеление царя Ирода при рождении Иисуса: он также приказал убить всех младенцев в Вифлееме, в городе, из которого должен был произойти Христос (Мф.2:16). Как и прежде, перед тем как должно случиться что-то важное, происходят события, направленные на недопущение этого. Постоянная борьба за власть и ее удержание, стрессы и страхи, которыми пользуются мятежные силы, навеяв необходимые мысли, могут завести очень далеко.

Но в любом случае снижение численности и/или ассимиляция израильтян в Египте явно противоречили другим планам. Бог хотел ввести потомков Израиля (Иакова) в обетованную землю и образовать там из них Свой народ. Эти планы вполне понятны, так как из этого народа в дальнейшем и должен был произойти Спаситель всего.

— 38 —

Итак, обстоятельства, при которых родился Моисей, практически не оставляют ни единого шанса для его выживания. Однако, как мы видим, он не только выжил, но и стал сыном дочери фараона. Сам Моисей некоторое время воспитывался в семье, из которой он происходил. Для израильского мальчика, который должен был умереть по требованию фараона, это было чудом. Также было чудом, что он достиг столь высокого положения — стал приемным сыном дочери фараона. Несомненно, все это, как показывает Писание, было от Бога.

Но как повлияло то, что он воспитывался в доме фараона, на его отношение к народу, из которого он происходил? Моисей, несмотря на то что он был научен всей мудрости египетской (Деян.7:22) и жил в некоторой оторванности от своих братьев, не только знал о своем происхождении, но и желал отстаивать интересы своего народа. Однажды, видя несправедливое обращение египтянина с израильтянином, он убил первого: Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотревши туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона… (Исх.2:11–15).

В образе мыслей Моисея можно усмотреть некое представление, как все должно быть. Это представление на тот момент больше смахивало на подростковый максимализм, когда любые несовпадения с внутренним идеалом вызывают резкие реакции. Тем не менее Моисей был хорошо осведомлен о своих родственниках и имел с ними контакты. Позже Бог указывает на брата Аарона, из семьи Левия. Он… идет повидаться с тобой, т. е. у Моисея был брат, которого он хорошо знал (Исх.4:14;СоП). Да и своему тестю он говорит:
«…отпусти меня обратно в Египет, я хочу посмотреть, живо ли еще мое семейство» (Исх.4:18;СоП).

Все эти факторы весьма важны. Они показывают, в каких условиях рос Моисей и что влияло на его формирование. Сама ситуация, в которой оказался пророк с самого детства, наводила его на некоторые размышления. Чудесное спасение от смерти, лучшее воспитание и образование по тем временам, которое он мог получить только в доме фараона, при всем при этом он имел непосредственную связь с родными и с народом, из которого он происходил. Все эти обстоятельства сошлись практически на нем одном, причем без приложения усилий или материальных затрат. Напрямую от Моисея ничего не зависело, сам он никак не мог повлиять на все эти обстоятельства и направлять их по своему усмотрению. Оценить все выгоды своего положения он смог только после того, как повзрослел и стал разбираться в окружающей его действительности. Поэтому он мог задаваться вопросом: для какого случая или какого дела он оказался у престола фараона в Египте? Надежды и устремления народа, пророчества, а также пример Иосифа, несомненно, побуждали думать его в этом направлении.

Вспомним, что Иосифа продали в рабство собственные братья, однако он занял очень высокий пост в Египте, был вторым после фараона (Быт.37:23–28;45:7–9). Благодаря этому семья Иакова могла поселиться в Египте и пережить голод. И не просто поселиться, а занять одно из лучших мест и размножиться до небывалых размеров (Быт.47:6,27;Исх.1:7,8). Вот некоторые места Писания:

Обещание Бога Иакову: Я — Бог, Бог твоего отца. Иди в Египет, не бойся, там Я произведу от тебя великий народ. Я пойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно. Ты умрешь в Египте… (Быт.46:3,4;СоП).
Слова Иосифа: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда (Быт.50:24,25).

Собрав воедино все, что могло повлиять на Моисея (чудесное спасение, связь со своим народом, знание его истории, Божественного плана спасения и исхода израильтян из Египта, а также его вера в такое спасение), можно заключить, что Моисей способен был прийти к выводу, что Бог избрал его для определенной миссии. Конечно, его внутренняя уверенность, понимаемая лишь им самим, могла не лучшим образом влиять на Моисея, как это мы увидим позже. Сейчас, на данный момент, Моисей осознает особенность своего положения, и на это обстоятельство указывает в своей проповеди первый мученик Стефан, указывая на его внутренние, душевные порывы: Увидев, что одного из них [своих братьев] обижают, он вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина. Он [Моисей] думал, что его собратья поймут, что Бог посылает им через него спасение, но они не поняли (Деян.7:24–25;СоП).

Таким образом, совершаемыми действиями Моисей хотел показать своим братьям, что через него им посылается спасение, как он предполагал. Как видно из его слов, он в этом не сомневался и, наверное, мог использовать свое влияние при дворе в случае поддержки со стороны своего народа. Тем более что Моисею исполнилось сорок лет, еще немного, и он уже не в силах будет исполнить свое предназначение. Несомненно, пришла пора действовать. Поэтому слова Стефана «Когда ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сынов Израиля» (Деян.7:23;СоП) подразумевают, возможно, нечто большее. Вероятно, «навестить» означало, что Моисей хотел себя явить в качестве того, кого избрал Сам Бог для спасения израильтян.

— 39 —

Возможно ли, чтобы спасение потомков Иакова могло быть организовано уже тогда, когда Моисею было сорок лет? Этому препятствовало несколько обстоятельств, и первым, судя по всему, было непонимание самими израильтянами сути спасения из рабства. Это косвенно следует из речи Стефана. Он дважды упоминает слова обвинителей Моисея в контексте того, что израильтяне противились намерению Бога: На следующий день он [Моисей] случайно увидел драку между двумя иудеями, и попытался помирить их, говоря: «Люди, вы братья…» Но тот, кто обижал ближнего, оттолкнул Моисея, сказав: «Кто поставил тебя старшим и судьей над нами?..» …Это тот самый Моисей, которого иудеи отвергли, сказав: «Кто поставил тебя вождем и судьей?» …О, упрямцы… Вы всегда противитесь Святому Духу, вы такие же, как и предки ваши. Был ли хоть один пророк не преследуем вашими предками? (Деян.7:26,27,35,51,52;СоП).

Хотя можно сказать, что они не противились в прямом понимании этого слова, а ожидали чего-то другого, их представления об избавлении были весьма далеки от действительности. Пониманием того, как должен быть организован исход, не обладал, скорее всего, и сам Моисей. Из этой истории совсем не следует, что угнетаемый народ хватался за любой шанс, высматривая в нем руку Божью. Ожидания были сосредоточены на чем-то другом; спасение, по их мнению, скорее всего, должно было прийти из другого источника, так что данный случай вообще не рассматривался ими как шанс. Любой конфликт также расследовали старейшины народа. Так что ни сам народ, ни его главы не увидели в попытках Моисея ничего особенного, того, за что следовало бы ухватиться.

Если проследить за развитием событий, то можно заметить, что, когда Моисей заступался за иудея, которого обижал египтянин, вокруг никого не было (Исх.2:12). Откуда же на следующий день иудеи уже узнали об убийстве? Скорее всего, защищенный Моисеем израильтянин рассказал об этой ситуации своим братьям. Однако, вместо того чтобы принять ее как добрый знак, израильтяне использовали ситуацию в своих корыстных интересах. Обижающий собрата иудей не раскаялся, а, напротив, оправдывал себя, ссылаясь на поступок Моисея. Скорее всего, именно от иудеев фараон узнал о действиях пророка и принял решение убить его (Исх.2:15).

Рассказав фараону о поступке Моисея, израильтяне тем самым засвидетельствовали, что желают его смерти. Поэтому слова Бога можешь возвращаться в Египет без опасения, те, кто хотел убить тебя, уже умерли (Исх.4:19;СоП), возможно, относились не только к фараону и его окружению, но и к тем израильтянам. Возможно, большая предвзятость, воспитанию и положению Моисея, а также определенное представление, как может совершиться спасение, которые были у народа, мешали рассматривать Моисея как избранника Божьего. Интересно отметить, что хотя, положение израильтян в Египте было чрезвычайно тяжелым, они не искали малейшей возможности выйти из страны своего рабства. Моисей, который явил себя Израилю как защитник и посланник Бога, не был принят. Только спустя долгое время, уже после изгнания Моисея, народ начал, как говорит Библия, взывать о помощи (Исх.2:23;СоП). Вспомним, что Иаков переселился в Египет также под действием обстоятельств, т. е. голода, и после того, как там все было подготовлено. Бог вел его туда, хотя самому Иакову было трудно поверить, что это необходимо, ведь его отцы странствовали по земле Ханаанской.

Можно сделать вывод, что народ желал спастись, но не был готов к тому исходу, который намеревался осуществить Бог. Это в некоторой степени следует из слов тех, кто не принял Моисея. «Мы сами знаем, что делаем, ведь нам обещал сам Бог…» — возможно, такой подтекст ответа был у тех израильтян. Только тяжелый многолетний труд заставил людей вспомнить о Боге и понять, что только Он может спасти их. Ситуация, таким образом, сначала дошла до критической, прежде чем народ был готов воспринять любой шанс на исход из Египта и следовать тем путем, какой предопределил Создатель.

— 40 —

С другой стороны, вполне вероятно, что Моисей, не получив непосредственных указаний от Бога, как ему необходимо действовать и поступать на тот момент для выведения из Египта народа израильского, начал действовать самостоятельно. Такое самонадеянное поведение и привело его к изгнанию. Совершив суд над египтянином и не дождавшись суда Божьего, Моисей попал в затруднительное положение. Он, возможно, надеялся больше на высокую сознательность соплеменников, которые и так попали в незавидное для себя положение. Однако народ не размышлял настолько глубоко о том, что происходило, занимался своими делами в ожидании чудесного спасения и искал прежде всего своей выгоды. После убийства египтянина и после того, как это стало известно всем, Моисей не мог оставаться в Египте и возглавить исход.

Как говорит Стефан: «он думал…». Действительно, возможно, это были только мысли Моисея. Хотя он и думал в правильном направлении, ведь в конечном итоге именно его Бог и избрал для спасения израильтян, все же на тот момент он не дождался Божьего вмешательства и начал действовать самостоятельно.

Но что же Создатель? Бог, возможно, не стал непосредственно вмешиваться в происходящее, чтобы показать Моисею, на Кого и как нужно надеяться. Видя самонадеянность в Своем пророке, Бог, вероятно, хотел исправить его, как и сам народ. Что же влияло на Моисея?

Во-первых, Моисей мог ощущать до некоторой степени превосходство над обычными людьми из израильского народа. Ведь он мог гордиться своим положением и тем, что именно его Бог избрал для осуществления Своих планов. Он имел определенный достаток и образование, а израильтяне были рабами у фараона, которые обслуживали и его в том числе. Хотя данные обстоятельства не могли кардинально повлиять на Моисея, так как он понимал, что и сам происходит от израильтян, все же они могли довлеть над ним, возводя его в собственных глазах в более высокий ранг.

Во-вторых, если присмотреться к тому, в какой среде воспитывался Моисей, то можно обнаружить некоторые особенности, которые также были способны оказать влияние на пророка. Перед переселением в Египет между Иосифом и Иаковом происходит разговор. Иосиф объясняет: А вы, когда фараон спросит, чем вы занимаетесь, отвечайте так: «Мы, рабы твои, пастухи с детства, как и отцы наши». Тогда вас оставят в земле Гошен, потому что всех, кто пасет овец, египтяне считают оскверненными (Быт.46:33,34; РБО, перевод с др.-евр., сравни с Исх.8:26).

Далее фараон просит Иакова дать ему несколько пастухов для своего скота (Быт.47:6). Видимо, египтяне не желали оскверниться даже ради фараона, и у него были перебои с профессиональными пастухами. Таким образом, религия Египта и нравы египтян практически не отражались на отношениях с домом Иакова. Евреи выглядели в глазах Египта второсортными людьми, недостойными внимания, с кем можно иметь дело только по необходимости.

Моисея же воспитывали как сына дочери фараона, и все должны были с уважением относиться к нему и его положению в доме фараона, поэтому Моисей в детстве мог впитать представление о простых израильтянах как о второсортных людях. В возможности возглавить целый народ, совершить бунт и, таким образом, добиться власти Моисей мог видеть средство для захвата престола. Доверить народ израильский человеку с подобными устремлениями было бы не совсем уместно.
Последствия египетского воспитания Моисею было необходимо преодолевать в зрелом возрасте. Поэтому, когда пророк впервые явил себя Израилю, он, скорее всего, не был готов стать вождем в полной мере и осуществить правильное и адекватное руководство народом, чтобы вести его согласно Божьему плану.

И даже спустя много лет в поведении Моисея нет-нет да и проскальзывают, как кажется, нотки египетского влияния, в те моменты, когда и его твердая и закаленная вера слегка ослабевает. Так случилось в пустыне, когда народ жаждал воды и роптал на Моисея, что тот завел их сюда: и Моисей сказал: «Люди, вы постоянно ропщете… Я сделаю так, что из этой скалы потечет вода». …Господь же сказал Моисею и Аарону: «Весь израильский народ собрался вокруг, но ты не оказал Мне почести, не показал израильскому народу, что сила произвести эту воду была у тебя от Меня, не показал народу, что веришь в Меня. Я дам этому народу обещанную землю, но не ты приведешь в нее народ» (Числ.20:10,12; СоП).

Моисей по причине постоянного ропота израильтян был сильно разгневан на них и при удобном случае хотел, возможно, проучить их. Пророку не хватило терпения. С другой стороны, Моисей показал, что хотел использовать силу Бога и данную ему власть для решения своих проблем. Он злоупотребил своим положением, навлекая тем самым позор на имя Бога перед народом.

— 41 —

Итак, Моисей, видя, к чему идет дело, убежал из Египта в землю Мадиамскую. Около сорока лет он находился в изгнании, на такое же время израильтяне были оставлены без спасения. Бог не избирает для осуществления исхода среди израильтян, оставшихся в Египте, другого вождя, что наводит на мысль, что Моисей и народ подготавливались к исходу. Особенно это касается Моисея: после первой неудачи у него было много времени для обдумывания случившегося.
Что же в это время произошло с Моисеем? Каким пророк был до своего бегства и каким стал после возвращения? Ответ на эти вопросы поможет понять, что чувствовал Моисей и с чем ему пришлось столкнуться.

Когда Моисей впервые явил себя Израилю, это был весьма решительный и деятельный человек. Он проявлял сильную веру в то, что через него Бог даст освобождение Израилю, и был готов твердо отстаивать интересы народа. Стефан, подчеркивая эти положительные качества Моисея, говорит следующее: Моисей был обучен всей мудрости египтян и был силен в словах и делах. Когда ему исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сынов Израиля (Деян.7:22,23;СоП).

В другом месте Писания апостол Павел говорит о Моисее: С верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочел лучше терпеть преследования вместе с людьми Божьими, чем короткое время наслаждаться греховными удовольствиями. Он считал, что немилость, в которую впадет ради Христа, драгоценнее, чем египетские сокровища, ибо он ожидал награды (Евр.11:24–26;СоП).

Несомненно, что все эти решения Моисей в той или иной степени принял еще до того, как явил себя израильтянам и убил египтянина. Для подобного поступка нужны твердые качества личности и решительность. Моисей был ослеплен мыслью о своей богоизбранности. Она не давала ему возможности действовать адекватно. Он мог решить, что если Бог избрал его, то все действия, направленные на спасение народа, являются правильными. Он желал явить себя Израилю и сделал это доступным ему способом. Тем не менее отличительной, характерной чертой Моисея в тот период были целеустремленность (он был силен в словах и делах), решительность и вера в правильность выбранного им пути.

После бегства из Египта в землю Мадиамскую и первое время после того у Моисея еще просматриваются данные качества: Узнав о том, что сделал Моисей, фараон хотел убить его, но Моисей убежал от фараона и отправился в Мадиамскую землю. Там он сел у колодца. В Мадиаме жил священник, у которого было семь дочерей. Они пришли к тому колодцу, чтобы напоить овец, и стали наполнять желоб водой, но местные пастухи отогнали их и не дали набрать воды. Моисей защитил девушек и напоил их овец (Исх.2:15–17;СоП). Как мы видим, и здесь Моисей поступает решительно.
В Мадиаме он женился на дочери священника, и у него появились дети. Там он провел 40 лет.

— 42 —

Что же случилось с Моисеем после сорока лет его жизни в земле Мадиамской? Пророк вел достаточно спокойную жизнь, которая сильно отличалась от той, что он вел или намеревался вести прежде.

Однажды, когда Моисей пас овец, его внимание привлек горящий куст, и он подошел к нему: Он увидел куст, который горел, не сгорая. Тогда Моисей решил подойти поближе и посмотреть, почему куст горит огнем, но не сгорает. Господь увидел, что Моисей подходит посмотреть на куст, и позвал его из куста, сказав: «Моисей! Моисей!» (Исх.3:2–4;СоП).

Бог не сразу начал разговор с Моисеем, а сначала привлек его внимание к чуду и вызвал интерес. Бог указал на страдания его братьев в Египте и призвал его вернуться туда, чтобы вывести народ (Исх.3:5–10). Все надежды Моисея, которые он так долго лелеял, можно сказать, исполнились. Вот же — Бог является ему лично и разговаривает с ним, призывая его возглавить исход Израиля из Египта. Бог указывает, что его братья стенают в Египте, и Моисей способен помочь им. Он может исполнить Божье пророчество. Все это являлось большой честью для любого израильтянина. Личного разговора с Богом удостаивался не каждый пророк, однако Моисей реагирует на происходящее не так уж восторженно.

Несмотря на чудо горящего куста и голос Бога, разговаривающего с ним, Моисею трудно решиться пойти обратно в Египет. Бог словно уговаривает его делать то, для чего Он его избрал и что он так желал совершить прежде. Моисей даже возражает Богу и отказывает Ему: Но Моисей сказал Богу: «Я — маленький человек! Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести народ Израиля из Египта? …народ Израиля не поверит мне…» (Исх.3:11,4:1;СоП).

Бог, несмотря на отказ Моисея, ведет с ним достаточно длинный диалог: «Ты сможешь сделать это, потому что Я буду с тобой! — сказал Бог» (Исх.3:12;СоП).

Даже после нескольких знамений (чудес), показанных Моисею Богом, пророк все равно продолжает отказываться от своего призвания и назначения, отказываться от поддержки Бога, проявляя малодушие и маловерие: «Господи, скажу Тебе честно, я не искусен в разговоре… я заикаюсь и косноязычен. Господи, прошу Тебя, пошли кого-нибудь другого, а не меня». Тогда Господь рассердился на Моисея… (Исх 4:10,13,14;СоП).

Получается так, что Бог уговаривает Моисея. Трудно поверить, что тот, кто был силен в «слове и деле», теперь «заикается, косноязычен» и не решается выполнить задание Бога, отказывается от того, о чем он так мечтал прежде. Перед нами предстает неуверенный в себе человек. Что же так изменило его?

— 43 —

До этого Моисей был уверен в том, что Господь Бог избрал его для спасения Израиля. Однако, когда израильтяне отвергли его, у пророка, возможно, появились некоторые сомнения. Не зная всех планов Бога и того, почему Господь до сих пор не спас народ, Моисей теряется в догадках. Видимо, он начинает думать, что во всем виноват он и что Бог вовсе не избирал его для спасения Израиля. Все это было так, случайность, простое совпадение, счастливая вероятность, выпавшая на его долю.

То, что израильтяне отвергли Моисея и даже пытались его убить руками фараона, для самого Моисея было большим ударом, он пережил, выражаясь современным языком, психологическую травму. Теперь пророк уже не столь ревностен в религиозных предписаниях. Это видно из того, что, когда он по поручению Бога отправился обратно в Египет, у него не был обрезан сын. Это было сделано не на восьмой день после рождения, а только когда его семья входила в Египет и по приказу ангела (Исх.4:24–26, сравни: Исх.2:21,22), что было явным нарушением данного потомкам Авраама закона (Быт.17:13,14).

Моисей начал сомневаться в себе, да и, возможно, в предполагаемом им пути спасения израильского народа из рабства. До этого времени Бог еще не осуществлял в полной степени все Свои обещания и намерения, о которых Он говорил предкам израильского народа (сравни Исх.6:3,4). После долгого времени сомнений Моисей хотел получить подтверждение, что Бог на этот раз желает совершить спасение тем образом, каким он думал. Пророк при разговоре с Богом задает весьма странный, как нам кажется, вопрос: Но если я пойду и скажу израильскому народу: «Бог ваших предков послал меня», а люди спросят: «Как имя Его?», что я им скажу? (Исх.3:13;СоП).

Задать подобный вопрос Моисея побуждали сомнения в себе и даже в некоторой степени в намерениях Бога. Он не хотел снова оказаться в ситуации, которая случилась с ним сорок лет назад. После первой неудачной попытки Моисей действует осмотрительнее.

— 44 —

Почему Моисей при встрече с Богом спрашивал о Его имени? Может создаться впечатление, что он не знал точного имени Бога. Возможно, в какой-то степени это так и было. Однако, скорее всего, Моисей хотел узнать нечто большее. Итак, Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род (Исх.3:14,15).
Другими словами, «Я Тот, Кто Я есть», «Тот, Кто дает всему становиться, существовать». Моисей, несомненно, знал имя Бога — Яхве (Иегова), оно неоднократно встречается в книге Бытие и употреблялось еще праотцем Авраамом (сравни Быт.22:14). Это имя включает в себя много понятий. Так, Бог может дать жизнь (или дать начало) всему, что он пожелает. Вопрос остается открытым: что же на самом деле пожелает Бог в тот или иной конкретный момент времени?

Задать вопрос об имени Бога Моисея побуждало желание узнать намерение Бога. От того, какое имя даст себе Бог, исполняя свои замыслы, и будет зависеть исполнение этих планов. Моисей хотел «прощупать почву» относительно того, с какой вестью он явится к старейшинам Израиля. Понимая их настроения и желания относительно выхода из Египта, пророк боится, что, если он явится не с той вестью, какую ждут израильтяне, они снова могут постараться убить его руками египтян, как это было в первый раз. В тот момент Моисей еще не знает всей ситуации в Египте. Сначала придется встретиться со всеми старейшинами Израиля. В таких разговорах, несомненно, речь пойдет о спасении и о Боге. Знавшие Моисея израильтяне могли бы поднять вопросы как относительно предполагаемого пути спасения, так и относительно полномочий Моисея. Возможно, такая встреча пугала пророка, который оказался несостоятельным в первый раз.

Другими словами, вопрос Моисея можно перефразировать следующим образом: как Ты будешь действовать? Что Ты сделаешь, чтобы освободить израильтян из рабства? Насколько соответствует это представлениям народа? Не побьют ли они меня камнями? Нужен ли я Тебе для исполнения Твоих замыслов, или Ты будешь действовать Сам? А если это так, то как Ты проявишь себя?

Это любопытство весьма схоже с тем вопросом, который Христу задали ученики при Его вознесении на небо: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1:6). Этот интерес понятен, ведь после вознесения их учителя они останутся совершенно одни. Они пребывали в волнении, их интересовало, что и как произойдет в будущем. Ученики также ожидали быстрого прихода Христа, поэтому они не думали, что встретятся со многими трудностями: И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего и скажут: «не явился тебе Господь»? (Исх.4:1).

Что же Моисею сказал на это Бог? Перефразируем Его ответ: «Не бойся, Я Бог всемогущий и сделаю то, что необходимо сделать, чтобы исполнить Свои намерения и вывести народ из египетского рабства. Все, что Я обещал, Я исполнял и на этот раз все исполню. Не бойся египтян, Я сильнее их и буду с тобой, чтобы оберегать тебя и народ. Не бойся идти и исполнять, что я тебе укажу».

— 45 —

С другой стороны, в словах Бога и Иисуса нет явного ответа на волнения и переживания как Моисея, так и апостолов. Возможно, это делается по понятным причинам. Как Моисей, израильский народ, так и ученики Христа не были готовы воспринять правильный ответ адекватно. Все они получили в ответ ровно столько, сколько могли усвоить в тот момент без ущерба для своей веры, и этим ответом подготавливались к дальнейшим действиям.

Израильтяне, впрочем как и сам Моисей, не были готовы идти за Богом до конца из-за того, что ожидали совсем другого спасения. Если бы им сразу сказали о том, что им предстоит пережить (десять казней, гнев египетского правителя и т. д.), то это могло повлиять на них не самым лучшим образом. Они бы, возможно, не только не приняли бы такое спасение, но всяческим образом противились бы его исполнению. Так как при десяти казнях египтяне, вполне возможно, запугивали израильтян, что расправятся с ними, как только представится удобный случай, за все казни, устроенные над ними их Богом, то израильтяне могли из-за страха перед Египтом и из-за маловерия негодовать за эти казни да и на самого Бога.

Такое напряжение просматривается из самого повествования о развитии событий в книге Исход. После того как Моисей явился фараону с просьбой об отпущении народа, фараон наложил еще большее число работ на израильтян (Исх.5:3–18). Израильтяне, как можно ожидать, при первой же трудности негодуют на Моисея: И сказали [израильтяне] им [Моисею и Аарону]: да видит и судит вас Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его, и дали им меч в руки, чтобы убить нас (Исх.5:21).

Народ не видит спасающей руки Бога и даже призывает осудить Моисея за устроенное им зло. Моисей же, в свою очередь, недоумевает и также в некоторой степени негодует на Бога: И обратился Моисей к Господу, и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавь же — Ты не избавил народа Твоего (Исх.5:22,23).

Как народ, так и Моисей восприняли такой поворот событий не как действия Бога, направленные на выявление сущности фараона, а как действия Бога против Своего народа. То, чего так опасался Моисей, в конечном итоге и случилось: народ стал поступать согласно своим представлениям и никак не желал изменить свои взгляды.

Бог понимал все тревоги Моисея и знал все эти особенности. Поэтому, несмотря на сомнения и даже маловерие Моисея, Всемогущий все же имеет с ним дело и всячески ободряет его. И это несмотря на то, что сам Моисей то и дело предъявляет Богу претензии по тому или иному поводу, как это видно из Исх.5:23.

И далее мы читаем, что после того, как Моисей пришел в Египет и впервые предстал перед фараоном, фараон наложил на израильтян еще больше работы. Моисей начинает жаловаться Богу, боясь повторения того, что случилось сорок лет назад.
Более тяжелый труд народа, вызванный действиями Моисея, мог возбудить против него восстание (Исх.5:20,21, сравни с Исх.6:9). Этого-то и опасался Моисей. Его сомнения и опасения, как ему кажется, начинают подтверждаться. После следующего задания Моисей говорит: «Если народ Израиля отказывается слушать меня, то и фараон тоже наверняка откажется!» …Но Господь говорил с Моисеем и Аароном и велел им пойти поговорить с народом Израиля и с фараоном (Исх.6:12,13;СоП).

Слова Моисея показывают, что он не хотел идти на обострение отношений с народом и боялся этого. Также они указывают на то, какого спасения ожидал даже сам Моисей от Бога. Это должен был быть быстрый и легкий исход — пришел, сказал, народ вышел… Однако все пошло по другому пути, указывая на то, что у Господа были иные планы.

Бог, несмотря на некоторое упорство Моисея, все же имеет с ним дело. Интересно отметить, что Бог в разговоре с Моисеем проявляет большое терпение. Господь принял во внимание то, что пришлось пережить Моисею, то, как человеческое несовершенство и непонимание сказались в нем. На протяжении всей этой истории Бог постоянно ободряет Моисея: «Слушайте! У вас будут пророки: Я, Господь, буду являться им в видениях и говорить с ними в снах. С Моисеем же это не так! Моисей — Мой верный слуга, Я доверяю ему весь дом Свой. Когда Я говорю с ним, то говорю с ним лицом к лицу, а не притчами со скрытым значением. Я даю ему ясно увидеть все, что хочу, чтобы он знал, и он видит образ Господний. Так почему же вы так осмелели, что восстаете против слуги Моего, Моисея?» (Числ.12:6–8;СоП).

— 46 —

Мы не будем касаться всех казней и исхода, о чем можно прочитать в самой книге Исход. Зададимся лишь только вопросом: что же было достигнуто в конечном итоге? Могло ли спасение быть организовано в то время, когда Моисей впервые явил себя?

Оглядываясь назад и исследуя прошлое, можно сказать, что, скорее всего, да, будь все участники данных событий готовы к этому. Однако мы не знаем всех обстоятельств, поэтому, вероятно, все и было задумано так, как оно произошло. Обстоятельства, оказавшие влияние на мысли Моисея, побудили его сделать первоначально резкие шаги, после которых он пережил бегство, осмысление и возвращение. Такое переосмысление обычно проходит через череду кризисов. Кризис произошел и в судьбе Моисея.
Что же было достигнуто казнями? Не мог ли исход быть организован по-другому? Ответ можно разделить на две части. Первая касается религии и служит мощным стимулом для веры израильтян всех поколений, что способствовало осуществлению конечного плана. Вторая касается краткосрочных планов: мощь, экономика, военное могущество Египта после казней было подорвано настолько, что у последующих правителей Египта не возникало даже мысли напасть на блуждающий в пустыне народ. Совершить это, т. е. довести Египет до крайности в такие сжатые сроки, не могли естественные обстоятельства: война с соседями, неурожай, болезни и т. п., иначе исход растянулся бы на долгое время, что исключало вхождение целого народа в обетованную землю, т. к. вероятность рассеивания была весьма большой.

С другой стороны, если бы Моисей и народ знали о всех планах Бога изначально, т. е. все они не лелеяли бы свои надежды, то стали бы они так бояться и нервничать? Ответ очевиден: нет. Страх, вызванный несоответствием внутренней картины мира внешним обстоятельствам, периодически побуждал их проявлять неверие, а это означает, что они не имели возможности представить себе, как оно будет на самом деле, и даже самые смелые и фантастические идеи спасения сильно не дотягивали до случившегося.

Вся эта история, наполненная эмоциями, нервным напряжением и переживаниями, иногда кажется смешной и даже вздорной. Как же они там не ведают, что вот-вот все будет нормально? Где же вера у тех, кто произошел от праведного Авраама? Как и в предыдущих случаях, к этому привели фундаментальные ограничения, наложенные на человеческий мир.

— 47 —

Во всей истории с Моисеем не покидает чувство, что Бог готовил пророка еще до того, как сам Моисей начал осознавать свое предназначение. Несомненно, после этого возникает вопрос о свободе воли. Вопрос не только в выборе Моисея, но и в том, чем же, в конечном итоге, виноваты египтяне? И действительно, они-то ничего не знали обо всем этом и следовали своим представлениям о роли рабов в их царстве. Мы видим, что Бог, словно из сырой глины, формирует заранее готовый результат: Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина — в руке горшечника, то вы — в Моей руке, дом Израилев (Иер.18:6).

И далее мы встречаем слова Бога о фараоне, как будто не оставлявшие последнему шансов: Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою. И простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас (Исх.3:19,20).

Апостол Павел, рассуждая на эту тему, указывает: Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? (Рим.9:21).

Здесь интересно подумать о том, мог ли Моисей что-то предпринять до своего сорокалетия, чтобы воспрепятствовать этому и/или повернуть события в другую сторону? Мог ли он сказать, мол, я хотел быть другим, а кто-то направил мое развитие не в то русло, и я в конечном итоге стал всего лишь сыном дочери фараона? Ответ очевиден: нет. Да и какой смысл противиться и отказываться от предложенного? Народ так или иначе будет выведен из Египта, все обстоятельства сложились именно так. В судьбе народа приняли бы участие другие его представители, а Моисей потерял бы весь смысл своего существования. Ведь просто жить после полученных знаний, имевшихся устремлений и предложения, полученного от Бога, невозможно.

Только к сорока годам он стал осознавать свой путь настолько, что начал действовать. Не зная всех возможностей, какие могли бы быть, всех вариантов, вероятностей наступления тех или иных событий, человек никак не может повлиять на тот или иной исход, как это мы видим и в случае с Моисеем. Он идет тем путем, каким его ведут, и не более того. И хорошо, если его ведет Бог, а не набор тех или иных случайностей. Претензий никто предъявить не может, как и требовать чего-то от Всевышнего. Да и что, собственно, предъявлять-то? Претензии на возможные вероятности? Или вероятные возможности?

Другими словами, после согрешения Бог отстранил людей от себя, дав им такие желанные ими «возможности», и поэтому для человека возникла другая реальность. Какова же настоящая реальность? (Этот вопрос возвращает нас обратно в Едем.) Человек живет, испытывая в своей жизни те или иные влияния. Способности, интересы, качества личности формируются под этими влияниями и через малозаметные эпизоды жизни. И вот к определенному моменту времени человек имеет опыт, знания, подготовку, устремления и т. д. Знает ли он, что и когда на него повлияло? Откуда у него те или иные стремления и способности? Отсутствие точных знаний и дает основание для рассуждений в духе: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк.18:10,11).

Мы не знаем, какие обстоятельства влияли на тех или иных людей. И самое главное, окажись мы в подобных обстоятельствах, сумели ли бы мы пройти тем же путем? Здесь субъекты совершенно не сравнимы, а возникшие причинно-следственные связи, подобно у упомянутого фарисея, могут завести слишком далеко, как описано в приведенной притче Иисуса (Лк.18:9–14).
То же самое можно сказать и о египтянах. Как они жили, уже не имеет значения. В один прекрасный момент они встали на пути тех сил, которым не могли противостоять, даже призывая своих богов (т. е. противоположные силы). «…Ибо кто противостанет воле Его?» — говорит Павел о Боге (Рим.9:19). Им был дан шанс не следовать своему курсу, не противиться тому, чего они не понимали, и тогда они могли бы выйти из ситуации без значительного ущерба для себя. Многие так и сделали (Исх.12:38). Те, кто не захотел, сами навлекли на себя проблемы и подвергли себя опасности. Они оказались в водовороте серьезных событий, о которых не имели никакого понятия, равно как и о том, что должно произойти в конечном итоге, чью сторону они занимают, да и вообще о своем месте в этой истории. Им с детства «показывалась» картина мира с определенными богами, которым они поклонялись и которые отвечали им взаимностью. Они гордились своими достижениями и могуществом… И тут рабы, жалкие люди, не имеющие ко всему этому никакого отношения, говорят о каких-то требованиях. Ну где, собственно, справедливость? Рассуждая с их точки зрения, все понятно. Однако, зайдя в своих амбициях слишком далеко и отказавшись подчиниться требованиям Бога, многие из египтян оказались просто «пушечным мясом», создав историю, на которой учились, да и учатся до сих пор. Они оказались инструментом, которым хотели воспользоваться противящиеся силы в надежде одержать верх.

С другой стороны, знание и уверенность в словах Бога, что фараон «не позволит вам идти», указывают на нечто большее, чем простое упрямство. Ну, пошалили и будет, зачем все заводить так далеко? Однако силы, стоявшие за фараоном, управляли им по своему усмотрению. Они тоже формировали мировоззрение фараона с самого детства. То есть «судьба» любого может быть сформирована не только с одной стороны, она может быть сформирована и совсем с другой, противоположной стороны. Здесь рисуется весьма контрастная картина, в которой имеются только две краски: Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые (Рим.6:19).

Апостол Павел говорит всего о двух сторонах, которые возможно занять в конечном итоге. Об этом же говорит и Иисус: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф.12:30). Окончательное столкновение двух сторон отложено до поры до времени, и если есть затишье, то это только перед началом бури.

Если смотреть немного глубже, то глина — всего лишь материал, из которого вылепляются объекты для взаимодействия сторон. Вопросы, поставленные в Едеме, заставят в конечном итоге всех вращаться около этих двух могущественных сил. Апогей такого противостояния и будет происходить при окончательной «битве» в эсхатологической перспективе, т. е. во время конца миропорядка, установленного от Адама.

Далее... "Лики Бытия"гл.48-52 viewtopic.php?f=26&t=147
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: "Лики Бытия"гл.37-47

#2 Сообщение Страж » 01 ноя 2016, 14:13

Однако массовые убийства младенцев наталкивают на мысль, что за ними могло стоять и что-то большее. Действительно, регулировать численность населения своей собственной державы можно по-разному. Например, повышением налогов за второго, третьего и т. д. ребенка, отъемом детей у родителей и воспитанием их в госучреждениях, в том числе военных, для нужд страны, повышением налогов для семейных кланов… Но фараон выбрал не самый лучший и очень жестокий путь, настолько велики были его страхи. Это напоминает повеление царя Ирода при рождении Иисуса: он также приказал убить всех младенцев в Вифлееме, в городе, из которого должен был произойти Христос (Мф.2:16). Как и прежде, перед тем как должно случиться что-то важное, происходят события, направленные на недопущение этого. Постоянная борьба за власть и ее удержание, стрессы и страхи, которыми пользуются мятежные силы, навеяв необходимые мысли, могут завести очень далеко.
Да параллель с Иродом очень примечательна. Есть еще одна параллель в книге Апокалипсиса, когда дракон пытается убить ребенка символической "жены", а потом и "прочих от семени её".
И всегда подобное происходит, как ты заметил, перед особо важными событиями. То есть дьявол и его слуги как бы предваряют исполнение Божьего замысла и пытаются ему помешать.
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: "Лики Бытия"гл.37-47

#3 Сообщение Страж » 01 ноя 2016, 14:22

Итак, обстоятельства, при которых родился Моисей, практически не оставляют ни единого шанса для его выживания. Однако, как мы видим, он не только выжил, но и стал сыном дочери фараона. Сам Моисей некоторое время воспитывался в семье, из которой он происходил. Для израильского мальчика, который должен был умереть по требованию фараона, это было чудом. Также было чудом, что он достиг столь высокого положения — стал приемным сыном дочери фараона. Несомненно, все это, как показывает Писание, было от Бога.
Интересно, что в Библии еще есть примеры, как Бог "вёл" Своих служителей практически от момента зачатия. Это, например, Христос.
Или пророк Иеремия:
...прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иеремии 1:5)

Видимо, точно так же вёл Бог и Моисея. Похоже, ты прав в том, что где-то к 40 годам Моисей это осознал. Но возможно, что к 80 уже разуверился.
Ведь Иегова как бы развернул его на 180 градусов, ободрил, укрепил и снова послал в духовный бой.
Вот интересно. Бог ведёт от зачатия и до финиша.

(Наверное, нужно было дробить эти главы на большее число топиков; ведь очень много полезных мыслей припадает на каждую главу.)
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: "Лики Бытия"гл.37-47

#4 Сообщение Страж » 01 ноя 2016, 14:56

Моисей же, в свою очередь, недоумевает и также в некоторой степени негодует на Бога: И обратился Моисей к Господу, и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавь же — Ты не избавил народа Твоего (Исх.5:22,23).

Как народ, так и Моисей восприняли такой поворот событий не как действия Бога, направленные на выявление сущности фараона, а как действия Бога против Своего народа.
Интересная мысль, помогающая отчасти понять почему Бог допускает те или иные испытания. По сути созданная ситуация высветила всю внутреннюю сущность фараона, показав его гнилое нутро. Т.е. как бы привела к отделению сорняка от полезных растений. В принципе, в Апокалипсисе описано такое создание ситуации для проявления истинных мотивов ее участников.

И можно понять, почему Бог допустил так много проблем в среде христианского собрания, и не только в нем.
К тому же, если говорить о длительности происходящего, то нужно вспомнить. что дело ведь касается и небесной сферы...
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа


Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя