"Лики Бытия" гл.48-52

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.48-52

#1 Сообщение Alex » 31 окт 2016, 14:27

"Лики Бытия" гл.37-47 viewtopic.php?f=26&t=144

— 48 —

После всех перипетий, связанных с исходом из Египта, Моисей получает закон. Самый важный, пожалуй, вопрос: можно ли соблюсти полностью этот закон или нет? И если нельзя, то почему? Если закон исходил от Бога, значит, он божественен? Эти споры возникли уже в I веке, и сама проблема была хорошо проработана еще только нарождающимся христианством. Посмотрим некоторые тексты Писания по этому вопросу. Все они однозначно говорят о законе:

Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование… (Гал.3:19).
В чем же тогда назначение закона? Закон был добавлен позже, по причине греховности людей, и действовал до времени, когда пришел Потомок, который был обещан (Гал.3:19;IBSNT).

Закон накладывал некие рамки, ограждающие поведение людей, указывающие им те пределы, за которые они не должны заходить. Сам закон в письменном виде, данный от Бога, т. е. имеющий не человеческое происхождение, становится некой отправной точкой, авторитетом в высшей инстанции. Это не устные предания и соображения праведных, но все же людей, нет, это данность свыше. Мы уже отмечали, что при появлении целого народа Бог не является каждому главе семейства для изложения Своей воли, как это было с Авраамом. Все свои действия каждый теперь сверяет с данным законом, который указывает на греховность человека, на то, что его состояние перед Богом изменилось и является не самым лучшим. Он ограждал от неправильных действий, уводящих в сторону, однако он же служил и как указатель на нечто большее:

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу… (Гал.3:24).
Итак, назначением закона было присматривать за нами до прихода Христа… (Гал.3:24;IBSNT).
…закон был нашим строгим охранителем, который должен был привести нас к Христу… (Гал.3:24;СоП).

Так разные переводы Евангелия описывают это. Обличая грех, закон, следовательно, указывал на Христа как на искупителя грехов и символично направлял внимание на лучшее, на полное прощение грехов, на основание веры. То есть, принося, например, каждый раз жертву за свои грехи, рано или поздно можно было задаться вопросом: есть ли одна универсальная жертва? И когда она будет принесена?

Закон, будучи лишь тенью будущих благ, а не самими этими благами, не может сделать совершенными тех, кто приходит, чтобы постоянно, из года в год приносить те же самые жертвы. Если бы закон был в состоянии это сделать, то разве они не перестали бы приносить свои жертвы? Поклоняющиеся были бы очищены раз и навсегда и больше не чувствовали бы вины за свои грехи. Но эти жертвы служат для того, чтобы из года в год напоминать о грехе… (Евр.10:1–4;IBSNT).

Нуждался ли Бог в постоянных жертвоприношениях? Конечно, нет, как и говорит апостол Павел: …Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду… (Деян.17:24,25). Необходимо было, чтобы каждый приходящий к Нему понимал свое греховное положение. Это было условием взаимодействия Бога и грешных потомков Адама. Закон как раз и оговаривал именно условия подобного взаимодействия. Народ, заключивший союз с Богом, не только совместно преследовал некую цель, а именно появление Потомка, но и старался соблюдать обязательства, появившиеся в связи с этим союзом, пока не будет достигнута конечная цель: Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой; и дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам и не поклонились им. И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам (Втор.11:13–17).

Закон является, таким образом, неким договором для достижения определенной цели, который обличает грех (как пункт договора) и указывает на саму цель, которую совместно (при той или иной степени участия) необходимо достичь. Именно грех, изъян в человеческой природе задает смысл всему действу, и понятно, что если на человеческую грешность не обращать внимания, то и цель становится призрачной. Ведь в конце, при достижении цели, люди должны освободиться от греха и получить нечто большее. Не будь этого, не было бы никакого смысла в соблюдении закона, он превратился бы в этические правила и обрядовую рутину, которую необходимо соблюдать, чтобы получить что-нибудь от Бога или не навлечь на себя Его гнев. Поэтому закон так много и конкретно говорит о том, что нужно делать и чего делать нельзя. Запреты и указания задают два вектора: от чего необходимо отталкиваться и куда необходимо стремиться. Тянут с одной стороны и толкают с другой, что само по себе указывает на необходимость такого усилия, т. е. на неестественность человеческой природы, на ее греховность, раз уж она нуждается в этом: Однако я бы не знал, например, что такое грех, если бы не существовало закона. Я бы не знал, что значит желать, если бы закон не говорил: «Не пожелай». Грех, найдя предлог в заповеди, породил во мне всевозможные желания, но без закона грех мертв (Рим.7:7,8;IBSNT).

Если закон имел определенную цель и после ее достижения был отменен, то он относительно локален, а не всеобщ. Однако, несмотря на свою локальность, данный закон все равно остается …свят, и заповедь свята и праведна и добра (Рим.7:12). И действительно, имеющий происхождение от Бога, хотя и локальный, он остается все же неким слепком того, что должно быть. Через него и через дела Христа (Ин.14:9) мы можем понять суть праведного. Другими словами, суть и дух закона показывают мысли и волю Бога, опосредованно, как бы на примерах раскрывают Его качества и намерения по отношению к нам. Как и указал Иисус: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф.22:36–40).

Так, например, «возлюбить ближнего твоего» не входит в десять основных заповедей закона. Размышляя над заповедями, т. е. над тем, как конкретно необходимо поступать в тех или иных ситуациях, вполне обоснованно можно прийти к выводу, что суть заповедей: «Не нарушай супружескую верность», «Не убивай», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не пожелай» и любой другой заповеди одна — «Полюби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9,IBSNT).

— 49 —

Локальный закон, тем более после его отмены, нет никакого смысла соблюдать. Закон был дан только одному народу, с которым Богом был заключен союз, все это было необходимо для достижения конечной цели. Соблюдать закон сейчас означает, что цель не была достигнута: Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати… (Гал.5 4).
Но что можно сказать о том времени, когда Мессия еще не пришел? Понятно, что тогда необходимо было соблюдать закон в ожидании такого появления. Однако можно ли было полностью соблюсти закон? И в чем заключаются причины невозможности его соблюдения?
Павел, рассуждая о законе, говорит о неравнозначности жертв животных, приносимых за грехи людей:

…потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:20).
…потому что кровь быков или козлов не может устранять грехи (Евр.10:4;IBSNT).
Ясно ведь, что никто не получает оправдания от Бога исполнением закона, потому что «праведный верой жив будет» (Гал.3:11;IBSNT).

С этой точки зрения закон носит временный характер, заменяя собой нечто большее, до того момента, пока это нечто не наступит. Таким образом, человек, соблюдающий закон, никак не может сделаться праведным перед Богом, так как он исполняет и приносит в жертву то, что не равнозначно по значению и не сравнимо с его жизнью. Человек не может искупить себя, а значит, даже под законом остается грешным и смертным: Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс.48:8).

Выкупом за жизнь может быть только равнозначная цена: Грех вошел в мир через одного человека, а с грехом — смерть, и таким образом, все стали смертными, потому что все согрешили… Итак, как согрешение одного принесло осуждение всем людям, так и праведный поступок одного принес оправдание, дающее жизнь всем, как непослушанием одного многие стали грешниками, так и послушанием одного многие станут праведными (Рим.5:12,18,19;IBSNT).

Такой жертвой и стал Иисус Христос, который добровольно умер за грешных людей: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Оно было в начале у Бога. Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать… Слово стало человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен Единственный Сын Отца, полный милости и истины (Ин.1:1–3,14;IBSNT).

Но как смерть кого-то, пусть и безгрешного, может служить основанием для оправдания преступников? Дело в том, что, как только первые люди отказались от Бога, решив жить самостоятельно, они отрезали себе путь назад. Справедливость требовала, чтобы они могли попытаться осуществить задуманное, если что-то было в их планах, или просто идти своим выбранным путем. Но, потеряв связь с Богом, они стали смертными и теперь не могли передать бессмертие своим потомкам. Общаться напрямую, без посредника или намека на будущего посредника, означало бы выход за пределы справедливости, поэтому были заключены временные союзы с праведниками (Ной, Авраам и др.), а затем — с целым народом (Моисеев закон) до прихода такого посредника.

Посредник, однако, не может просто так, сам по себе заступиться за грешников, так как он занимает сторону Бога и, следовательно, придерживается тех же принципов, что и сам Бог: грешники не могут общаться с Богом, они сознательно выбрали этот путь. Потомки первых людей сознательно такой выбор не делали, им он достался по наследству. Гипотетически, окажись у них подобный выбор, сделали бы они то же, что Адам и Ева, или нет? Сам вопрос служит неким основанием для поиска справедливости. Можно предположить: вполне вероятно, что под действием тех или иных обстоятельств все без исключения люди сделали бы выбор Адама и Евы. А если это так, то нормы справедливости необходимо пересмотреть в сторону их смягчения, уж слишком они строгие и совсем невыполнимые. Это отличное основание для начала действий: если нормы невыполнимы и их будут пересматривать, то зачем, собственно, их соблюдать-то? Возможно, именно это и привело некоторых ангелов к отказу от соблюдения правил Создателя.

Действительно, надежда на пересмотр требований давала хорошее и перспективное основание. Ну не подписали же они себе сами приговор, пусть даже и отсроченный на некоторое время, затеяв бунт? Неужели они не понимали, что Бог намного могущественнее и сильнее их? На что-то же они надеялись, действуя в Едеме подобным образом? Надежда была связана, скорее всего, с тем, что можно было что-то доказать, а это доказательство и служило основанием для отступления и пересмотра. То есть они считали, что ничем не рисковали при осуществлении своего выбора, и их будущее, как им казалось, останется безоблачным. То же самое они обещали и первым людям, говоря им: «Нет, не умрете», в том смысле, что со временем нормы будут пересмотрены. Но как проверить данное утверждение?

Необходимо, чтобы кто-то в теле явился на землю и попробовал пройти весь путь, соблюдая себя в святости и чистоте вплоть до смерти. Если это станет возможным, то, как только это произойдет, все, кто желает сделать выбор в сторону Бога, на данном основании смогут получить авансом прощение. То есть можно утверждать, что люди, ставшие не по своей воле грешниками, идущие за совершенным примером, будут такими же; они исправятся и будут праведными, и на их выбор быть таковыми ничто не сумеет повлиять. Значит, выбор зависел от самих участников событий, а не от строгих правил «навязанной извне игры», как это представлялось. Другими словами, оснований для пересмотра первоначальных требований нет, и все они были справедливыми. Поэтому, умерев, Христос дал надежду всем, кто идет за Ним, на Его посредничество перед Богом, вплоть до полного избавления от греха, до совершенства: …потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных… (1Пет.3:18).

Вопрос был решен раз и навсегда.

— 50 —

Добавим несколько штрихов к описанной выше картине развития событий. Остается только добавить, что после вынесения вопросов относительно правил и законов, какие необходимо соблюдать, все взгляды были прикованы к Создателю. Кто еще может и окажется в силах ответить на них, ведь среди ангелов возникли разногласия, что надо делать, а что — нет. Некоторые из них завлекли на свою сторону и первых людей, Адама и Еву. Понятно, что только тот, через Кого все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать (Ин.1:3;IBSNT), должен рассудить всех, ведь и ангелы являются Его творением. Только Он мог в полной мере ответить на поставленные вопросы. Поэтому именно Слово, Сын Божий, и мог явиться на землю для осуществления плана.

Спор необходимо было завершить, чтобы он не возник вновь впоследствии. Тем, кто поднял эти вопросы, деваться было уже некуда, и «игра» должна была быть доиграна до конца. Это хорошо видно из слов: И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? …И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу, и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? (Иов1:6–11;2:3–5).

— 51 —

Что же можно сказать о самом законе? Каким образом он выявляет грех, и почему, соблюдая его, никто из грешных людей не может достичь оправдания перед Богом? Казалось бы, закон имеет набор вполне понятных и даже где-то, как кажется, простых правил. На первый взгляд, их вполне по силам соблюсти. Мы не будем касаться правил поведения и обращения с пораженными болезнями, равно как и других правил гигиены. Понятно, что смертные люди не имеют должного иммунитета, поэтому в конечном итоге умирают также и от инфекционных заболеваний. То есть соблюдение этих правил продлевало жизнь людей в те времена, когда про микроорганизмы еще не знали. Рассмотрим хотя бы десять заповедей:

Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим…
Не делай себе кумира и никакого изображения…
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
Помни день субботний, чтобы святить его…
Почитай отца твоего и мать твою…
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай… ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:1–17).

Другими словами, первые четыре заповеди касаются почитания и поклонения Богу, поклоняйся только Ему и относись с должным уважением. Следующие говорят о взаимоотношениях между людьми: почитай родителей и не делай, что не дóлжно. Все просто и понятно, единственное, что настораживает и даже несколько пугает, так это такие заповеди как «Не убивай», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства», ведь все они находятся не в конце свода закона, а входят в первую десятку. Они являются самыми основными.

Для праведного человека вполне естественно не только не делать что-то плохое, но даже и не желать плохого своему ближнему. Поэтому можно было бы ожидать, что данные заповеди будут где-то в конце или в середине свода закона. Вспомним, что Бог дает закон не кому-то, а народу, имеющему начало от праведного Авраама и желающего быть праведным, который на тот момент уже соблюдал некоторые правила. С детства люди изучали закон, и в зрелом возрасте такие вещи, казалось бы, были уже очевидными. Однако простота и кажущаяся очевидность многих заповедей скрывают в себе непомерный труд по их соблюдению. Рассмотрим, к примеру, заповедь о субботе: Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх.20:8–11).

Но что значит не делай в оный никакого дела? С течением времени к этой заповеди появились дополнения и уточнения: Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян.1:12).
В субботу преодолевать расстояние более определенного считалось работой и нарушением заповеди, хотя непосредственных указаний по этому поводу в законе нет. Чтобы ее не нарушить, необходимо было постоянно следить за расстоянием, преодоленным в субботу. В другом месте мы встречаем: При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк.13:14). Врачевание считалось работой, почему Иисус и был обвинен в нарушении заповеди.

Срывание колосков также было приравнено к жатве, т. е. к работе: В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф.12:1, 2).
Мы видим, что простая и прямая заповедь стала обрастать подробностями и комментариями. И это только одна заповедь. А как точно исполнить заповедь о почитании родителей, если даже, казалось бы, верные рассуждения в результате завели совсем не туда (Мф.15:1–9, Мк.7:9–13)?

— 52 —

Что же в конечном итоге произошло? Человек попал в бесконечный лабиринт уточнений и мелких правил, которые он не может учесть, как бы ни стремился это сделать. Человек в том состоянии, которое он унаследовал от Адама, не может предвидеть все случаи жизни, поэтому ему требуются правила. Но полностью соблюсти их он тоже не в состоянии. С течением времени стало понятно, что простой, на первый взгляд, закон стал трудным в исполнении, все правила и уточнения невозможно учесть и даже запомнить без специальной подготовки или учебы, которой необходимо посвятить много лет.

Хоть как-то соблюсти закон надеялись богатые и обеспеченные люди. Они это могли делать за счет других: не отвлекаться на житейские дела, а, оставив их на попечение работников, заняться соблюдением всех правил: …соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мф.19:17–22).

В описанном случае именно богатый человек соблюдал, по его мнению, все заповеди. С течением времени те, кто соблюдал скрупулезно закон, стали пренебрежительно отзываться о тех, кто не мог этого сделать: Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин.7:49). Как богатые могли соблюсти заповеди? Поручая те или иные дела своим работникам, они могли не касаться чего-то нечистого или оскверненного, соблюдая все тонкости закона. Однако, даже действуя посредством других, они не были в состоянии исполнить всё: их обслуживали такие же люди, которые могли что-то забыть, что-то неточно исполнить и т. д. Соблюсти закон, похоже, можно было только тогда, когда человек вообще ничего не делал. А это состояние подобное смерти. Как только человек начинает что-то делать, он сразу что-то делает не так, что и фиксирует закон. Такое положение отражено в некоторых заповедях, например: …выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно (Числ.35:11).

Невозможность предвидеть события, пелена непрозрачности мира — вот что, по сути, отражено здесь. Что будет, что и как сложится, этого никто с точностью не знает, поэтому и необходимы были, например, города-убежища. Закон как бы заранее говорит, что человек не в состоянии все предусмотреть, рано или поздно что-то подобное может случиться, и поэтому необходимо принять меры: Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них (Еккл.9:12).

Другими словами, потеряв связь с горним миром, человек не может в полной мере видеть мир земной, знать об исходе тех или иных событий, знать, что чувствует другая сторона действия, во всем, даже в субъекте, видя только одну сторону — себя. В этом и есть греховность: человек стал самостоятельным и независимым, но утратил главное — с сокрытием от него мира он перестал знать степень, меру, глубину тех или иных действий, стал нуждаться в бесконечных правилах и законах, которые могли хоть как-то компенсировать отсутствие таких знаний.
Само по себе отсутствие чего-то значимого, важной составляющей, когда-то определявшей его существо, часто служит побудительным мотивом в попытках найти хоть где-то такую связь. Дорога может завести к противоположным, мятежным силам, поэтому в законе отражена следующая заповедь: Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего (Втор.18:10–12).

Заканчивая рассуждения о Моисее и законе, можно отметить, что даже праведному Моисею, несмотря на все заверения со стороны Бога, было трудно проявлять веру, как и в случае с патриархом Авраамом. В продолжение истории о богатом человеке, надеющемся достичь спасения соблюдением закона, можно процитировать далее состоявшийся разговор: Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф.19:22–26).

Спасение зависит от усилий, желания и веры человека, но в конечном итоге оно даруется, достичь его самостоятельно невозможно.
Но как Иисус Христос мог соблюсти закон? В Евангелии мы не встречаем Его постоянно пребывающим в храме. Наоборот, Он ходил среди простого народа. Следующие наши рассуждения — об Иисусе Христе.

Далее... "Лики Бытия" гл.53-60 viewtopic.php?f=26&t=150
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость