"Лики Бытия" гл.53-60

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.53-60

#1 Сообщение Alex » 02 ноя 2016, 15:42

"Лики Бытия" гл.48-52 viewtopic.php?f=26&t=147

— 53 —

Постепенное изменение взглядов зарождающегося христианства можно проследить не только по историческим свидетельствам. Сами канонические книги Нового Завета были написаны не в один момент, а писались и появлялись на протяжении десятилетий. Это достаточно большой срок, учитывая начальную стадию зарождения новых религиозных взглядов. На этом этапе происходят тщательное осмысление, оттачивание концепций, давших мощный толчок к дальнейшему развитию христианства. Такое постепенное изменение и формирование можно проследить уже в Евангелиях, описывающих события, происходившие еще при жизни Иисуса Христа.

Анализируя тексты самого Священного Писания, можно увидеть, как взгляды первых учеников Иисуса стали христианизироваться. При таком изучении неизбежно столкновение со следующей проблемой: происходили ли описанные события в действительности (в частности, чудеса, совершенные Иисусом и апостолами) или они были описаны в подтверждение отстаиваемых взглядов? Однако различные позиции и отношение к описываемым событиям в тексте Писания не мешают исследовать сами изменения взглядов, отраженные в тексте. Именно эту цель мы и преследуем, не касаясь споров и мнений по этому поводу.

Так как предположительно тексты христианских Писаний сначала писались и рассылались в регионы, где они имели хождение, а не корректировались постепенно, время от времени, наслаивая на старое все новое и новое понимание, то можно проследить изменения взглядов в последующих посланиях, особенно если их разделяет некоторый промежуток времени.
Скорее всего, именно так и происходило. В те времена не было достаточно быстрых систем связи, где любое мало-мальски значимое уточнение можно было внести практически мгновенно, как это происходит сегодня. Путешествия из одного конца тогдашнего мира, где было распространено христианство, в другой его конец занимали недели и месяцы. При таком положении дел частые «корректировки курса» могли бы вызвать недоумение и даже недоверие к новой вере, да и происходить они не могли так быстро по причинам отдаленности.

Сценарий развития событий при этом мог выглядеть примерно так: сначала христианство, зародившееся в Иудее, сформировалось именно там, где были свидетели и очевидцы произошедших событий, где были его религиозные корни. Затем, оформившись в более или менее устойчивую форму, распространилось и на другие регионы. Такой сценарий развития событий отражен апостолом Лукой в книге Деяния апостолов. В процессе распространения за пределы своего первоначального местонахождения учение сталкивалось со взглядами людей, не имевших полных, а иногда и элементарных представлений о Священном Писании иудеев, поэтому потребовались новые и дополнительные разъяснения.

Человек, сталкиваясь с новым для него мировоззрением, неизбежно сначала старается осмыслить его в образах и формах, близких и понятных ему. Это естественным образом искажает первоначальные положения. Чтобы они стали понятны язычникам и не подвергались подобным искажениям, направлялись дополнительные разъяснения в посланиях, где не только утверждалось уже сформировавшееся учение, но и давались ответы на возникающие вопросы и потребности вновь образованных церквей (или групп верующих, собраний, так как в полном смысле слова церкви тогда не существовало).
Так, например, обстояло дело по вопросу с обрезанием и соблюдением некоторых правил Моисеева закона. То, что было естественно в иудейской среде, и то, чего даже не замечали сами иудеи, вызывало жаркие споры у христиан из язычников. В конце концов, этот вопрос был решен на самом высшем уровне — собором апостолов (Деян.15гл.). Но даже и после этого еще некоторое время продолжались дискуссии на данную тему (Гал.3:1–3).

Многие из полученных в то время советов и разъяснений имеют универсальный характер. Действительно, если всякий отрывок Писания, так как оно вдохновлено Богом, полезен… (2Тим.3:16; СоП), включая и Ветхий Завет, на который опирается христианство, то как относиться к тем правилам и нормам, которые там описаны, ведь все они исходят от единого для христиан и иудеев Бога, а значит, имеют статус закона? Универсальные ответы на подобные вопросы имели хождения в среде первых христиан в виде посланий, все они практически и составили канон Нового Завета. Необходимость разрешения таких ситуаций особенно остро ощущалась в самый ранний этап истории христианства и отделения его от иудаизма, хотя с современных позиций кажется, что все так и должно было быть.

Однако здесь хотелось бы обратить внимание прежде всего на формирование взглядов самих первых учеников и апостолов Христа. Как непосредственные участники событий, происходивших в Иудее в I веке, они и заложили основание того, что принято называть сегодня «новой эрой». Каким образом они приобретали новое мировоззрение, корректировали прежние взгляды, с какими трудностями сталкивались на этом пути? На данные вопросы мы и постараемся найти ответы, тем более что сами Евангелия предоставляют для этого прекрасную возможность.

— 54 —

Прежде чем начать анализ, необходимо отметить, что сами апостолы не скрывали, что их первоначальные взгляды не были, строго говоря, христианскими. Они претерпели существенные изменения лишь с течением времени. Отрицать это во многих случаях, скорее всего, не имело смыла, так как были живы свидетели их ранних публичных высказываний. Иудея была небольшой страной с достаточно компактным размещением поселений. К тому же иудеи каждый год являлись в Иерусалим для празднования религиозных праздников (Исх.34:23; Лк.2:41,42). Эти обстоятельства способствовали оперативному распространению информации в стране: Когда же Он [Иисус] воскрес из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это… (Ин.2:22). То есть ученики только по прошествии некоторого времени подвергли переоценке все то, что с ними происходило. Первоначально вкладывая в происходившее один смысл, позже они подвергли те же события иной интерпретации.

Мессия в глазах первых последователей Иисуса из Назарета выглядел весьма иудаизированным, что и понятно, учитывая их происхождение и ожидания. Такие представления можно проследить на примере некоторых эпизодов в Евангелии: Иисус …спросил Своих учеников: «Что говорят люди, кто Я такой, Сын Человеческий?»… Симон Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого». …С того времени Иисус стал говорить Своим ученикам, что Он должен пойти в Иерусалим… что должен быть убит… Петр отвел Его в сторону и стал прекословить, говоря: «Господи, не дай Бог! Не должно с Тобой ничего подобного случиться!» (Мф.16:13,16,21–22;СоП).

С христианской точки зрения, сейчас достаточно трудно понять, что Петр, один из самых активных апостолов, пребывавший с Иисусом не один год и называвший Его Сыном Бога Живого, никак не мог понять истинную цель прихода Христа. Для него, как и для других апостолов, Христос достаточно долго оставался в рамках иудаистического понимания, вплоть до описания Его вознесения на небо в начале книги Деяния апостолов. Там они продолжают спрашивать Иисуса: «Господи! Не вернешь ли Ты теперь царство Израилю?» (1:6;СоП). В другом эпизоде: Поднялся сильный ветер, и волны стали захлестывать лодку, так что она уже наполнялась водой. …Тогда Он [Иисус] встал, приказал ветру стихнуть и сказал воде: «Успокойся! Перестань!» Ветер утих, и озеро успокоилось. И Он сказал им: «Почему вы боитесь? Неужели в вас еще нет веры?» Но они были очень напуганы и говорили друг другу: «Кто же это, если даже ветер и воды послушны Ему?» (Мк.4:37,39–41 СоП).

В эпизоде с успокоением природных стихий можно усмотреть не только показ Евангелием Иисуса как Мессии, но и то, какое представление о Мессии имели иудеи в лице апостолов Иисуса и кем Он является на самом деле. Здесь Спаситель несколько выходит за рамки тогдашнего понимания иудейского Мессии, становясь божественным Мессией христианства, могущим управлять в том числе и стихиями. Этот эпизод, малозначительный с точки зрения современных взглядов, в те времена мог иметь весомое значение.

— 55 —

Еще до выхода христианства на мировую сцену его проповедь была обращена прежде всего к иудеям. Поэтому в самый ранний период логично оперирование именно иудейскими терминами, т. е. воззвание к сокровенным ожиданиям иудеев тех времен, направленным на осуществление их чаяний. Хотя предлагаемые решения и отличались от ожидаемых, все же можно говорить, что в самом начале зарождающееся христианство было направленно к иудеям, как это подчеркивают отчасти и слова самого Иисуса Христа: Я послан только к заблудшим овцам народа Израилева (Мф.15:24;СоП).
Действительно, только иудеи ожидали с давних времен прихода некоего Потомка от Бога. На протяжении столетий происходило уточнение Его миссии. Поэтому нет сомнения, что вначале Он должен явиться тем, кто сможет Его опознать. И только после этого, в самом конце Евангелия от Матфея, мы можем прочитать следующие слова Христа: идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их соблюдать все, что Я заповедал вам… (Мф.28:19;СоП).

И поэтому именно через призму иудейских религиозных представлений необходимо интерпретировать многие слова и поступки Христа, описанные в синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки). Эти Евангелия распространяли весть первоначально для иудеев, рассказывая о том, что ожидаемый Мессия уже явился. Условия, в которых действует Христос, описанные в этих Евангелиях, отражают быт, нравы, настроения и религиозную обстановку иудейского общества того времени. Такие подробности указывают на направленность этих Евангелий, в которых нередко встречаются слова типа: Да сбудется реченное через пророка… (Мф.4:14).
Такая аргументация вряд ли имела бы успех в среде не иудеев. Язычники не имели полного и подробного представления о Писании и о том, на что оно пророчески указывало, поэтому цитирование отрывков из Ветхого Завета было первоначально направлено на иудейскую и околоиудейскую среду как подтверждение исполнившегося. Только потом евангельская весть стала распространяться среди язычников, а исполнившиеся пророчества из Ветхого Завета были подтверждением роли Христа как Мессии.

Лука, предположительно не писавший специально для иудейской аудитории, при написании своего Евангелия также в большей степени опирается на те знания и представления, которые существовали на тот период у очевидцев событий. Поэтому его Евангелие, по большей части, копирует манеру изложения двух других Евангелий, очевидно, уже существовавших в том или ином виде, если сравнить начало Евангелия от Луки: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил… (Лк.1:1–3).
Евангелие от Иоанна, написанное много позже, уже в меньшей степени отражает тенденцию предыдущих. Оно, скорее, направлено на христиан из язычников, интересующихся христианством и читающих Ветхий Завет, и рассеянных по миру иудеев. В нем больше внимания уделяется словам Христа, в которых в полной степени утверждается и раскрывается новая истина, а не доказывается исполнение прежних пророчеств на основании дел. И только апостол Иоанн включил эпизод, рассказывающий о том, как Иисус посетил самарян (Ин.4:4–43), чего не сделали другие евангелисты. Иудеи того времени весьма предвзято относились к самарянам, и рассказ об этом событии до разрушения Иерусалима вряд ли отвечал бы чаяниям тех, к кому в большей степени и были направлены первые три Евангелия.

То есть мы видим следы формирования первохристианских взглядов. Приняв Иисуса за Христа, т. е. за Мессию или Божьего помазанника, Царя, что и отразили первые Евангелия, христиане стали дальше разрабатывать мотивы, связанные с Его приходом. В дальнейшем уже сформировавшееся учение повлияло на подход к написанию более поздних посланий и Евангелия, к их числу можно отнести и работы апостола Иоанна (три послания и Евангелие).
Исследование, посвященное изменению взглядов первых христиан, можно начать с того момента, когда после Своего воскресения Иисус являлся апостолам и ученикам. Вопрос о том, происходило ли это на самом деле или было придумано и привнесено впоследствии учениками Христа или кем-то другим (как могут утверждать другие исследователи) для изменения взгляда на Мессию, выходит за рамки нашего обсуждения. Мы будем опираться на сам текст, придерживаясь только того, что он утверждает, принимая описываемую там последовательность событий как некую логическую конструкцию.

— 56 —

После смерти и перед вознесением на небо Христос в различном виде неоднократно являлся своим ученикам. В результате Его ученики постепенно стали отходить от своих старых представлений и постигать учение, которое были новым для них. Для понимания происходившего в те дни необходимо рассмотреть, как иудеи относились к надежде воскресения после смерти и какой путь развития событий они ожидали при приходе Мессии.
По представлениям иудеев, умершие люди должны были воскреснуть в своем теле, именно поэтому они и хоронили умерших в пещерах, а не закапывали их в землю, чтобы в момент воскресения оживший человек мог выйти из нее. Хотя многие пророчества относительно воскресения должны были исполниться на Христе, как впоследствии и истолковали ученики Иисуса, однако, судя по всему, иудеи соотносили их именно с собой и не имели другого, как сейчас сказали бы, христианизированного толкования.

Это становится ясно уже после первой проповеди апостола Петра, который четко соотнес данные пророчества с воскресением Спасителя, а не царя Давида: Ибо Давид говорит о Нем: «видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим». Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Деян.2:25–35).

Говоря так, Петр раскрывает более детально, если можно так сказать, выражение «увидеть тление», что говорит о том, что до проповеди Петра в те времена эти слова могли обращать непосредственно к себе. Также иудеи думали, что воскресение должно произойти в момент земного и буквального воцарения Мессии как царя:
Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие (Лк.19:11).
Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1:6).
Другие эпизоды и высказывания людей, записанные в Евангелии, также косвенно подтверждают буквальное понимание многих мест Писания:
Когда один из обедавших услышал это, он сказал Иисусу: Счастлив тот, кто будет пировать [кто вкусит хлеба. — Синод. пер.] в Царстве Бога (Лк.14:15;IBSNT).
Там будет плач и скрежет зубов, когда вы увидите Aвраама, Исаака, Иакова и всех пророков в Божьем Царстве, а сами вы будете выброшены вон. Придут люди с востока и с запада, с севера и с юга и займут свои места на пиру в Божьем Царстве. И последние будут первыми, а первые — последними (Лк.13:28–30;IBSNT).

Это, несомненно, влияло на их веру, а также на понимание того, как должно было происходить воскресение, которое никак не давало возможность иметь представление о воскресении в духовном теле или в духовной сфере. Также многие иудеи связывали приход Мессии прежде всего с освобождением от римского господства. Такое освобождение на тот момент могло произойти только в вооруженной борьбе против угнетателей. Иудеи явно рассчитывали на поддержку Бога в ней, подобно тому, как было во времена Иисуса Навина. Возможно, поэтому многие не желали слушать Иисуса Христа, проповедавшего Царство Небесное. Мессия должен был воссесть на «престоле Давида», т. е. в Иерусалиме, и править всем миром. Этого представления в какой-то степени придерживались и ученики Иисуса. И это одна из причин, почему иудейские власти предпочли казнить Христа.

— 57 —

В связи с этим примечательна реакция апостолов при взятии Иисуса под стражу в Гефсиманском саду. Так, Петр, вытащив меч, начал защищать Иисуса, но Он остановил его. Этим Петр проявил то, во что верил сам и другие ученики относительно Царства:
Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин.18:10,11).
Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его (Лк.22:49–51).

Действительно, если рассмотреть дальнейшие действия самых активных апостолов, Петра и Иоанна, многое становится понятно относительно их представлений о Царстве Бога. То, что Петр начал защищать Иисуса от взятия Его под стражу, показывает, что он не понимал, чем должен был закончиться земной путь Христа. Петр проявил веру в Иисуса как в помазанного от Бога Мессию, выйдя с одним мечом против большой толпы вооруженных людей. Однако эта вера коренилась в иудейских традициях и представлениях. Если бы Петр и Иоанн знали, что Спасителя осудят на смерть на ночном заседании синедриона, знали, какой опасности они подвергают свои жизни, то разве пошли бы они за арестованным Иисусом в дом первосвященника? Осуждение на смерть как преступника и грешника никак не вязалось с представлением о данном Богом Мессии.
Однако Петр отсек ухо рабу первосвященника и после этого не побоялся пойти в дом самого первосвященника, хотя после такого инцидента как слуги, так и первосвященник вряд ли приняли бы его с радушием. На одежде раба была еще застывшая кровь. Что же стояло за таким чрезвычайно смелым, опасным и даже дерзким поведением апостолов? Несомненно, их вера и представление о будущем земном правлении Христа.

Христос, как считали апостолы, не мог умереть, Его правление должно было длиться вечно «на престоле Давида», как и предсказывали Писания. Поэтому они, возможно, надеялись, что, появившись в синедрионе, Иисус наконец явит Себя как Мессия и объявит о Своем правлении, и под действием неопровержимых доказательств синедрион с радостью примет Его, как приняли Христа сами апостолы. Такой момент нельзя было пропустить, тем более что после объявления Иисус должен был бы назначить на ответственные посты верных Ему людей. Этого события, скорее всего, и ожидали апостолы, так долго спорившие о том, кто из них будет самым бóльшим.
Можно вспомнить, что после празднования последней пасхи ученики начинали спорить, кто из них будет «главным» в царстве Христа: Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим (Лк.22:24); а после этого все единодушно клялись в верности Иисусу: Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили (Мк.14:31). Да и сам Иисус не обещал ли, что они будут с Ним в Царстве Бога соправителями: Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых (Лк.22:28–30)? Его слова ученики тогда, как и большинство иудеев того времени, скорее всего, поняли буквально, т. е. так, как их учили с самого детства: они достигнут буквального земного Царства, и оно вот-вот наступит.

Естественно, апостолы хотели присутствовать при этом торжественном событии. И когда Иисус начнет «назначать» на ответственные посты, они окажутся рядом. Хотя их и не пустили на само заседание, апостолы терпеливо ждали во дворе. Петр, например, оставался во дворе дома, несмотря на опасность, что его узнают слуги первосвященника, т. е. те, кто присутствовал при аресте Иисуса. Возможно, апостол думал, что в какой-то момент двери откроются, и Иисус укажет на него и на других как на тех людей, которые назначены Им в Его царстве. Именно этим, возможно, и объясняется такое смелое (если не сказать прямо — с риском для жизни) поведение Петра и Иоанна, их долгое ожидание во дворе дома, в стенах которого осудили Иисуса на смерть. Ведь не только любопытство «распирало» их. Понятно, что синедрион собирается не просто так. Узнав об этом, можно было бы скрыться под покровом ночи, а не ждать утра. Но Петр все понял только утром, вспомнив слова Иисуса, которые, по сути, спасли ему жизнь на тот момент: …Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал (Лк.22:60 61). Все дальнейшие события уже развивались без присутствия Петра.

Непонимание и отчаяние, а также рухнувшие надежды мы видим в словах учеников после смерти Христа: Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (Лк.24:19–21).
Эти надежды связывались с буквальным и непосредственным, т. е. земным правлением Христа. Само представление о буквальном, телесном воскресении и о земном Царстве Христа сильно влияло на них. Возможно, именно этим и объясняются многие действия Иисуса после воскресения и перед Своим вознесением на небо, описанные в Евангелиях.

— 58 —

В связи с этим интересно отметить некоторые отличительные черты явлений воскресшего Спасителя ученикам. Последовательность действий была такова:

- Иисус является сначала не Своим апостолам, а пришедшим ко гробу женщинам. Ангелы и сам Иисус просят женщин рассказать о случившемся ученикам: Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого… Он воскрес… пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее… (Мф.28:5–7; сравни Мк.16:1–7; Лк.24:4–11);

- даже когда ученики Иисуса прибегают к гробу, Иисус является не им, а чуть позже пришедшей туда Марии (Ин.20:1–18);

- перед тем как явиться всем апостолам, Иисус сначала явился другим ученикам, которые только потом рассказали об этом случае апостолам. И лишь затем Он явился Своим апостолам (Лк.24:13–48; сравни Ин.20:19–21).

Прослеживается такая последовательность: сначала Иисус является женщинам, затем — другим ученикам, отдельно — Симону (Лк.24:34) и только потом — всем апостолам. При рассмотрении этих событий не могут не возникнуть вполне обоснованные вопросы: почему Иисус явился сначала женщинам, чьему свидетельству не поверили апостолы? Почему, когда Петр и Иоанн были у гроба, Иисус не явился им там, а явился Марии на том же месте, но несколько позже? Почему Иисус сразу не явился всем Своим апостолам, которые всегда пребывали с Ним и знали о Нем намного больше, чем другие ученики? Не их ли, двенадцать, Он избрал для особой цели и впоследствии обучал отдельно?
Ответ на эти вопросы можно найти в тех убеждениях, которые на тот момент имели апостолы. Например, Фома по каким-то причинам не присутствовал в доме, где апостолам явился Иисус. Благодаря этому можно узнать его мнение о воскресении Христа, а также до некоторой степени и представления всех других апостолов (Ин.20:24,25). Пребывая вместе, они питали одну и ту же надежду, ведь они часто спорили, кто займет в земном царстве Христа самый высокий пост (Мф.20:20–24).

Несмотря на то что все ученики и десять других апостолов Иисуса говорят в один голос, что Иисус воскрес и они Его видели живым, Фоме трудно в это поверить: «Пока я сам не увижу следы от гвоздей у Него на руках и пока не вложу свои пальцы в эти отметины и в рану на боку, не поверю!» (Ин.20:25;СоП). Как отметил Сам Иисус при явлении Фоме: «Ты уверовал, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто верует, не видя» (Ин.20:29;СоП).
Как следует из слов Спасителя, апостолу Фоме было трудно поверить только со слов других очевидцев, ему было необходимо самому убедиться в реальности происходящего. Случившиеся с апостолом ярким образом показывает, какие убеждения имели ученики Иисуса. Их вера и понимание новых принципов были в зачаточном состоянии, которые необходимо было взращивать, осторожно относясь к первым росткам. Именно это, судя по всему, и делал Христос, если проследить Его дела по тексту. Многое для учеников было впервые, поэтому необходимо было последовательно объяснениями и явлениями наглядным образом обучать апостолов. При земной жизни, скорее всего, Иисус этого не мог сделать, так как воскресение в духовном теле было бы непонятно без наглядного представления.

То есть мы имеем дело с развитием взглядов апостолов от буквального понимания Царства к духовному и небесному. Эти обстоятельства, скорее всего, и повлияли на последовательность явлений Иисуса апостолам. Спаситель, как показывают Евангелия, хотел, чтобы у учеников скопилось достаточно сведений о Его воскресении, которые, несомненно, наталкивали бы их на размышления и вызывали желание все увидеть своими глазами. Также нужно отметить, что Иисус, возможно, являлся сначала тем, кто был в большей степени предрасположен воспринять весть о Его воскресении. А также тем, кто менее всего был подвержен тогдашнему представлению о Христе и кто меньше всего был «заражен» желанием занять особенное положение в земном Царстве. Этой характеристике как раз отвечают женщины, сопровождавшие Иисуса, и ученики, которые изредка пребывали с Ним. Так, женщины не могли питать надежду занять с Христом важный пост в Его «земном» Царстве. Это противоречило тогдашним иудейским представлениям и традициям. Поэтому, возможно, многие из них желали просто служить Иисусу и Его ученикам в их нуждах (Лк.10:38–42;11:27). В связи с этим они менее всего обращали внимание на отдельное исполнение пророчеств из Писания. Для них Иисус прежде всего был пророк Бога, Мессия и человек, который всегда заботился об их потребностях и с которым им было всегда хорошо находиться. Они не сомневались, что Он все устроит как надо (включая все законы и пророчества).

Поэтому воскресение Иисуса женщины восприняли как радостную весть, без серьезных сомнений и замешательств относительно роли Христа. Ведь воскрес горячо любимый ими человек, и их радости не было предела. После того как Мария узнала воскресшего Иисуса, ее реакция была молниеносной и эмоциональной, которая сильно отличалась от реакции апостолов в подобной ситуации. Она не только воскликнула радостным возгласом, но и попыталась ухватиться за Иисуса, и Ему даже пришлось останавливать ее (Ин.20:15–17).
Ученики Иисуса, которые, в отличие от апостолов, пребывали с Ним время от времени, похоже, также были более предрасположены к принятию вести о воскресении Христа. Они, возможно, не надеялись занять главные места в «земном» Царстве Христа и поэтому менее апостолов акцентировали свое внимание на этом. Такие ученики, как и основная масса идущих за Иисусом иудеев, только надеялись, что Он спасет Израиль (Лк.24:21;СоП), тогда как апостолы явно ждали этого, ведь они делили между собой посты в Царстве и спорили о них. И, как мы помним, даже после всех объяснений со стороны Иисуса, перед вознесением Его на небо, апостолы спросили: «Господи! Не вернешь ли Ты теперь царство Израилю?» (Деян.1:6;СоП).
Это не значит, что апостолы были менее верными Иисусу или они служили Ему из корыстных побуждений. Нет. Но их преставления и предполагаемая ими степень участия в земном Царстве Христа, несомненно, влияли на их взгляды о том, что должно было произойти с Иисусом, и о Его воскресении, что мешало воспринять происходящее правильно.

Так, получив обширные свидетельства от других учеников, апостолы увидели явившегося им Иисуса: И когда они еще рассказывали об этом, Сам Иисус стал посреди них… Они же, пораженные и исполненные страха, думали, что видят духа. Но Он сказал: «…Почему сомневаетесь в том, что видите? Посмотрите на Мои руки и ноги: это Я Сам. Прикоснитесь ко Мне и посмотрите: Я — живая плоть, у духа же нет ни костей, ни плоти, какие видите у Меня». …ученики от радости и удивления не могли поверить своим глазам» (Лк.24:36–39,41;СоП).
Как видно, их реакция на появление Иисуса отличалась от реакции Марии. Если в случае с Марией Иисус останавливает ее, чтобы она не прикасалась к Нему, то здесь Он, наоборот, даже просит их дотронуться до Его тела.

— 59 —

Рассказывая о поступках Христа, Евангелия как бы преодолевают те представления, которые имелись к тому времени. Это наглядно видно на примере самих апостолов. К моменту, когда Иисус Сам явился им, они уже имели все необходимое для того, чтобы принять Его воскресшим и поверить в это, начиная со свидетельства женщин и заканчивая свидетельством самого Симона.
Как видно из разговора с апостолами, Иисус начинает их убеждать, что Он действительно воскрес. Он даже съел приготовленную еду в качестве доказательства, что перед ними не дух или видение. Для этой цели Иисус пользовался материальным телом, что также весьма примечательно. Увидев первоначально материальное тело с ранами от гвоздей, которые, по представлениям людей, не могли зарубцеваться в короткий промежуток времени, ученики могли постепенно понять, что Иисус воскрес уже как духовная личность. Чтобы дать такое знание, Иисус являлся Своим апостолам особым образом, Своими определенными действиями Он направлял их внимание в нужное русло.
И действительно, в древности ангелы являлись верным Богу служителям в материальных телах (Быт.18:2;Суд.13:18–21;Евр.13:2). Эти события, которые они хорошо знали из Писаний, могли натолкнуть апостолов на размышления, что Иисус как духовная личность, подобно ангелам, воспользовался материальным телом для явления им.

Все эти факты, несомненно, указывают на то, что Иисус имел больше, чем материальное тело. Пребывая с Христом достаточно большой промежуток времени, ученики уже могли привыкнуть к некоторым чудесам, которые творил Иисус. Однако то, что они могли наблюдать после воскресения Спасителя, было непохоже на те чудеса, которые Он творил, будучи во плоти. Все это они наблюдали впервые.
Если еще раз вспомнить случай с Фомой, в глаза бросается то обстоятельство, что ему было трудно поверить даже такому большому числу свидетелей. Это и понятно, ведь Иисус вошел в дом через закрытые двери, при этом вел Себя как человек. Это обстоятельство, скорее всего, никак не могло уложиться в голове апостола. Он хотел лично дотронуться до тела Христа и убедиться, что такое возможно. Для апостолов, привыкших жить в материальном мире и думать только о происходящем в нем, столкнуться с таким явлением было делом весьма необычным. Надо отметить, что хотя Писания и говорили о подобных случаях, скорее всего, сами иудеи не предполагали столкнуться с ним в реальности. И уж тем более с тем, чтобы человек после смерти может стать подобным ангелу.

Из рассмотренных фактов и рассуждений ясно просматривается надежда, которую первоначально имели ученики Христа, а также логика действий Иисуса, которыми Он пытался достичь сердец учеников и помочь им многое понять, а самое главное — переосмыслить. Как отметил апостол Лука: После Своего страдания Он являлся им и дал много верных доказательств того, что жив. В продолжение сорока дней Он являлся им и говорил о Царстве Божьем. «…ибо Иоанн крестил людей водою, а вы вскоре будете крещены Святым Духом» (Деян.1:3,5;СоП).
Итак, сами Евангелия наглядным образом показывают постепенное изменение иудейских взглядов последователей Иисуса из Назарета. Такие изменения произошли как по отношению к воскресению, так и по отношению к действиям Мессии, к тому, каким образом Он может принести долгожданное спасение. Представления о воскресении в связи с этим были сильно изменены, что и можно проследить, сравнивая Ветхий и Новый Завет.

— 60 —

Несомненно, Иисус исполнил Моисеев закон в полной мере, в том смысле, что все пророческие образы, описанные в нем, были исполнены.
«Об этом Я и говорил вам, когда был еще с вами, — сказал Он. — Все, записанное обо Мне в законе Моисея, у пророков и в псалмах, должно исполниться» (Лк.24:44;IBSNT).
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. …ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:17,18;IBSNT).

Действительно, сами Евангелия написаны в подтверждение того, что Иисус из Назарета является Христом, обещанным семенем. То есть тем, Кто отменяет положение, в котором все оказались из-за греха Адама, открывает новую альтернативу и перспективу. В подтверждение этому приводится множество мест из Писания, исполнившихся на Иисусе, начиная от Его рождения до самой смерти. Первые три Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) приводят множество доказательств исполнения целой связки пророчеств, включая даже родословную линию. Они открывают истину о Христе как для сведущих в Писании, так и для всех остальных. Многие пророчества из Писания, известные иудеям с детства, вдруг предстали в совсем другом свете. Совпадения действий Иисуса с одним или двумя текстами из Писаний вряд ли вызвали бы подобный интерес и ажиотаж по всей Иудее того времени. Вот как оценил один фарисей, опытный в данных вопросах, который, несомненно, знал закон и ожидал, как и все, прихода Мессии, деятельность апостолов:

…один из членов Синедриона, фарисей по имени Гамалиил, учитель закона, уважаемый всем народом… сказал:
«…хорошо подумайте… Не так давно был здесь Февда, выдававший себя за важную персону. За ним пошло около четырехсот человек, но когда он был убит, то все его последователи разбежались, и все окончилось ничем. После него был Иуда из Галилеи. Он появился во время переписи и увлек народ за собой. Он тоже погиб, и его последователи рассеялись. Поэтому в настоящем случае вот вам мой совет: …Если их начинание от людей, то оно обречено на провал. Если же оно от Бога, то вы не сможете их остановить, а лишь сами окажетесь противниками Бога» (Деян.5:34–39;IBSNT).

Некоторые чудеса и исцеления были известны из Писаний, и даже, возможно, в те времена были люди, которые могли что-то подобное совершить в небольшом количестве (Мф.12:24–27). Однако целый комплекс чудес, исцелений и исполнения пророчеств давал не отдельные мазки, а полную и завершенную картину о Мессии, что и послужило для многих основанием их веры в Него. И Евангелия как раз это и доказывают.
Необходимо также отметить, что в I веке н. э. Иудея была удаленной провинцией Римской империи, и о вере «аборигенов» и об их законах имелись довольно поверхностные представления. Имевшееся к тому времени Писание (Ветхий Завет) было мало распространено за ее пределами. Жизнь небольшой провинции в основном проходила вокруг Иерусалимского храма и его окрестностей. Да и сами иудеи, особенно считавшие себя правоверными, скорее всего, не стремились выйти за границы своих земель (Ин.7:52). То, что локализовалось тогда на небольшом клочке земли, стало понятно и нам, через многие столетия, благодаря описанному в Евангелии. Для нас могут быть не совсем очевидны многие детали и тонкости Моисеева закона, которые часто упускаются из виду. Однако сила, мощь вести и деяний, изливающиеся на нас со страниц Евангелия, заставляет верить в Христа, даже если мы и не понимаем, почему Он совершал те или иные поступки и чудеса, какой смысл и какие логические связи стояли за ними.

Многое из исполнившегося не могло быть специально подстроено, это то, что было дано свыше, извне, то, на что никак нельзя было повлиять. Это все понятно и вызывает только удивление, как такое могло сойтись на одном человеке. Но возникает закономерный вопрос: исполнил ли Иисус сам, непосредственно, Моисеев закон и все его заповеди и предписания? Или Ему не нужно было их исполнять?
Рассмотрим некоторые действия, чудеса, исцеления, которые совершал Иисус, и то, что за ними стояло, более подробно.

Далее... "Лики Бытия" гл.61-66 viewtopic.php?f=26&t=151
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: "Лики Бытия" гл.53-60

#2 Сообщение Страж » 25 ноя 2016, 15:00

Перечитываю второй раз и нахожу очень здравыми изложенные выше рассуждения. Действительно, Христос последовательно и постепенно избавлял апостолов от прежних ошибочных представлений. Очень хорошо это показано в этих главах. И лично мне это показывает две вещи.

Во-первых, нужно понимать и учитывать представления слушающих, чтобы найти способ помочь им так же постепенно узнавать Бога или получать более глубокое понимание каких-то вещей, тех же пророчеств, например. Например, я столкнулся с тем, что исследования пророчеств с сайта Стража легко понимают бывшие/действующие Свидетели Иеговы и адвентисты, немного труднее - баптисты или пятидесятники, и очень тяжело - православные. Разный уровень чтения и понимания Библии, без постепенного улучшения которого тяжело понять более глубокие вещи. К сожалению. :(
Собственно, по этой же причине и сама книга "Лики Бытия" будет доступной далеко не для всех, по крайней мере сейчас. И от этого тоже грустно.

Во-вторых, в улучшении и возрастании понимания нет ничего неправильного, потому что никто из нас до конца не знает так, как должно знать. В любом "духовном возрасте" мы должны и будем возрастать в познании и понимании, если только не будем указывать Святому Духу как (и через кого или через что) Он "должен нас просвещать".

Поэтому ОСБ говорит вполне правильно, что понимание должно возрастать постепенно. Однако ОСБ само себя завело в западню гордыни, полагая и уча, что правильное понимание должно даваться не через Духа, дышущего где угодно, но только через само ОСБ. В этой же ловушке оказались многие Свидетели, свято уверенные, что Бог обязан учить их только через их организацию. Очень опасное заблуждение, которое не только оскорбляет Святой Дух, но и может привести к самым мрачным последствиям... Собственно, именно из-за этого заблуждения ОСБ изгоняет тех, через кого Дух уже открывает очевидные заблуждения Сторожевой Башни. И в итоге это приведет к краху самого ОСБ перед Богом. Впрочем, та же проблема привела к краху и систему, отвергнувшую Иисуса, и по тем же причинам...

Правда, сама мысль, что понимание может возрастать, логично приводит к выводу, что некоторые вещи мы еще недопонимаем, и это может угнетать. Но с другой стороны, признание этого факта помогает быть "особо внимательными" к Божьему Слову. Что в свою очередь позволяет надеяться не на себя, но на Бога, "дающего просто и без упреков".
Должен сказать, что сейчас коллективное христианское понимание (как я вижу его в он-лайн трудах многих братьев) намного выше того уровня, какой может дать любая из христианских конфессий или движений. Конечно, говорю не о заблуждениях сектантов, стремящихся увлечь людей на за Богом, но за собой. Нет, здесь я говорю о лишь о тех, кто не ищет себе славы и действительно хочет понять написанное. И удивительное дело: такие братья, исследуя одни и те же тексты, иногда приходят, казалось бы, к несколько разным выводам, но так, что в целом все эти выводы не только соответствуют написанному, но часто дополняют, улучшают и обогащают друг друга! Говорю "в целом", потому что в частностях пока еще есть и будут расхождения, неизбежные до назначенного времени. Но очевидно, что за возрастанием всей целости общего понимания стоит Один и Тот же Дух - Дух Писаний. Примерно так и должна действовать истинная Церковь Христова, в которой каждый член дополняет другого, в итоге созидая всё "тело". И пример в том, как пишется в топике, показал Сам Христос.
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа


Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость