"Лики Бытия" гл.61-66

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.61-66

#1 Сообщение Alex » 03 ноя 2016, 16:10

"Лики Бытия" гл.53-60 viewtopic.php?f=26&t=150

— 61 —

Иногда чудеса и исцеления совершались таким образом, чтобы избежать ненужных столкновений с противниками Христа. Такие стычки, возможно, не имели смысла и отвлекали от других важных дел. В какой-то степени это даже не были непосредственные противники. Это были люди, находившиеся в плену своих убеждений, которые непросто было преодолеть в одночасье.
Так, однажды Иисус исцелил слепого от рождения человека интересным образом. Он не сразу даровал ему здоровье, а протер ему глаза смесью слюны с пылью и отправил его умыться. Слепому необходимо было потратить некоторое время на путь к умывальне, и само исцеление произошло там, а не на месте, где пребывал Иисус. Эта история с сокращениями приведена ниже:

Однажды Иисус проходил мимо человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили: Учитель, почему этот человек родился слепым, кто согрешил, он сам или его родители? Ни он сам, ни его родители, — ответил Иисус. …плюнул на землю, смешал слюну с землей и помазал ею глаза слепому. A теперь пойди и умойся в бассейне Силоам, — сказал Он слепому [Силоам значит: «Посланный»]. Слепой пошел, умылся и вернулся зрячим… Как же ты прозрел? — спрашивали они. Он ответил: — Человек, которого зовут Иисусом… Где этот человек? — спрашивали они его. — Я не знаю, — отвечал исцеленный…
…Человека, который раньше был слепым, привели к фарисеям, потому что Иисус смешал грязь и открыл ему глаза в субботу… Человек этот не от Бога, потому что Он не чтит субботу. Другие же спрашивали: — Как грешник может совершать такие чудеса? Мнения разделились… иудеи уже вынесли решение о том, что кто признает Иисуса Мессией, тот будет отлучен от синагоги… Они во второй раз вызвали человека, который был слепым. — Прославь Бога, — сказали они, — мы знаем, что этот человек грешник. …Мы ученики Моисея! Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об этом человеке мы даже не знаем, откуда Он.
…Если бы этот человек не был от Бога, то Он не смог бы сделать ничего такого. Они на это ответили: — Ты был рожден в грехах, как ты смеешь нас учить! И они выгнали его вон. …Иисус сказал: — Я пришел в этот мир для суда, чтобы слепые видели, а те, кто видят, стали слепыми. Фарисеи, которые были с Ним, слышали это и спросили: — Что? Мы, значит, тоже слепы? Иисус сказал: — Если бы вы были слепы, то греха не было бы на вас, но так как вы заявляете, что видите, то грех ваш на вас остается (Ин.9 гл.;IBSNT).

Несомненно, Иисус мог исцелить слепорожденного сразу, грандиозность чуда не оставляет в этом сомнения, тем более что Он совершал и более значительные чудеса. Но явное противодействие со стороны религиозной элиты и вождей иудеев не позволяло терять много времени. Ведь они даже хотели побить Спасителя камнями, но Он скрылся от них (Ин. 8 : 58, 59). Возможно, по этой причине Иисус делает так, чтобы человек не мог сразу сказать, кто конкретно и где его исцелил. Даже свидетели чуда не могли проследить за Иисусом, так как человек исцелился только после того, как умылся, а не сразу. Иудеи ищут предлог, зная, что чудо совершил Христос, но ничего не могут сделать и сами безрезультатно тратят много времени и сил. Они стараются опровергнуть очевидные для всех вещи.
С другой стороны, без явных доказательств они не могут схватить Иисуса, даже зная, где тот находится. Действительно, от чего исцелился слепой? Все произошло возле бассейна с водой, но Иисус и его ученики в тот момент там не присутствовали, поэтому от чего конкретно прозрел тот человек, точно не известно. Медицинских справок и свидетельств, что этот человек был слепым от рождения, не было. Что произошло — чудо или само собой разумеющаяся вещь, которая может случиться сама по себе, непонятно (если предположить, что у слеповатого человека произошло не прозрение, а просто некоторое улучшение). Да и кто совершил это чудо, если самого Иисуса там не было? Заподозрив сговор якобы слепого человека с Иисусом, они начинают раскручивать дело, однако сразу выясняется, что оно малоперспективно.

Подтвердить, что исцеленный был слепым, могли родители и начальник синагоги, которую посещала семья слепого. Скорее всего, видя серьезность дела, начальник синагоги занял сторону фарисеев и сказать что-то внятное не мог, то же сделали и родители, но уже по другим причинам. Слепой от рождения — не самый лучший вариант для фарисеев, ведь тогда необходимо признать чудо. Единственной зацепкой был сам прозревший. Надавив на него и его семью исключением из синагоги, можно было добиться показаний, подтверждающих нарушение субботы, а это серьезное обвинение в непослушании основному закону (четвертая заповедь в законе Моисея). Для бедной семьи такое исключение было весьма тяжелым наказанием, так как окружающие и соседи переставали иметь с ними деловые отношения и оказывать какую-либо помощь. Поэтому родители слепого в какой-то момент говорят: «Спросите его сами. Он уже совершеннолетний и может сам ответить за себя» (Ин.9:21). Но, несмотря на все это, исцеленный отказывается давать показания против Христа, да и само дело могло обернуться возмущением народа, так как бывший слепой затеял спор о сути вещей. Спорить с народом и что-то доказывать, скорее всего, не входило в планы вождей, ведь главной целью для них был Иисус и Его осуждение. В отличие от фарисеев, слепому терять было нечего.

К тому же еще одно обстоятельство могло мешать делу: исцеления у бассейнов могли происходить сами по себе. Так, апостол Иоанн описывает подобное поверье среди жителей Иерусалима: В Иерусалиме, недалеко от Овечьих ворот, есть бассейн, называемый по-еврейски Вифезда, окруженный пятью крытыми колоннадами. Там лежало много инвалидов, слепых, хромых и парализованных. Они ожидали движения воды. Иногда ангел Господа сходил и возмущал воду, и тогда первый, кто входил в бассейн, исцелялся от любой болезни (Ин.5:2–4;IBSNT).
Один случай произошел до исцеления слепорожденного. Спаситель исцелил больного человека, лежащего у бассейна в надежде выздоровления, и данное исцеление также произошло в субботу. Исцеленный тогда человек пошел и доложил на Иисуса религиозным властям, после того как узнал, что его исцелил именно Он. Это вызвало гневную реакцию у вождей иудеев, но дело, скорее всего, замяли по той же причине — исцеление у бассейна могло произойти само собой, как в этом были уверены люди.

Слова Иисуса, сказанные этому человеку: «Ну вот ты и здоров. Не греши больше, чтоб не случилось с тобой еще худшего» (Ин.5:14;IBSNT), можно расценить так: «не греши больше» не относится к тому, что человек получил болезнь из-за греха, нет, «не греши» — в смысле не иди против очевидного. Исцеляет Бог, и даже по субботам, поэтому не стоило доносить, однако исцеленный сделал это. Иоанн здесь не указывает, какие обстоятельства повлияли на решение данного человека, но мы видим, что Иисус предвидел данную ситуацию.
Если исцеления могут происходить сами собой, то, даже несмотря на запрет входить в бассейн для исцеления в субботу (если, конечно, такой существовал), вопрос мог выйти за пределы обсуждения Иисуса и обратить внимание на тех, кто узаконил подобные запреты. Судя по тому, что около бассейна в день субботний было много людей, они ждали исцеления и в этот день (Ин.5:1–15). Именно поэтому исцеленному вменяется лишь то, что сегодня суббота, и тебе нельзя нести циновку. Но он ответил: — Тот, кто исцелил меня, тот и сказал мне: «Возьми свою циновку и иди» (Ин.5:10,11;IBSNT), т. е. речь идет только о взятии и несении подстилки. Этим факт исцеления отодвигается фарисеями на задний план, а самым главным становится исполнение закона.

— 62 —

Факт исцеления слепорожденного, чего не было никогда прежде, заставил людей обратить внимание на Христа и на Его проповедь.
Можно предположить, что частая смена мест и перемещение по Иудее не давали возможности схватить Иисуса, так как невозможно было оперативно отследить Его местонахождение и послать туда стражников. Порой люди, специально пришедшие послушать Спасителя и постоянно следовавшие за Ним, не могли определить Его местоположение уже через довольно короткий промежуток времени (Ин.6:22–25).

Истории исцелений вскрывают и представления тогдашнего общества, те причинно-следственные связи, которые, как людям казалось, правильно объясняли, почему человек рождается с телесным пороком. Подобные проблемы считались результатом прегрешений, а значит, те, кто соблюдал закон, считали себя праведными, безгрешными и чистыми, не нуждающимися в искуплении. Они не стремились к покаянию, а рассчитывали на получение заслуженной награды, именно заслуженной. Соблюдение правил и предписаний являлось самоцелью, знание всех тонкостей закона и соблюдение их открывали перед человеком, как им казалось, огромные перспективы в этой и будущей жизни. Тем самым исключались Божьи планы и намерения, а на их место ставились свои собственные: мы скрупулезно соблюдали правила, значит, именно мы должны получить награду. И уж, конечно, никто не собирался делиться с челядью секретами исполнения всех тонкостей закона (Мф.23:23). Поэтому в выражении «…народ невежда в законе, проклят он» (Ин.7:49) проклятие связывается с незнанием всего свода закона, и проклят тот, кого отвергает Бог за подобное невежество. Появление Иисуса сделало все это ненужным, да и сам Он происходил из простой иудейской семьи. Именно поэтому элита того времени так хотела убить Его. Появление Мессии ожидали от человека, подобного Аврааму, и все, что выходило за очерченные рамки, просто-напросто не воспринималось.
Чудо, совершенное сразу после спора с фарисеями (Ин. 8гл.), ясно показало, кем является Иисус. Все это подготавливало дальнейшую почву.

— 63 —

Нечто подобное происходит и позже, перед последней пасхой, которую отмечает Иисус с апостолами. Обстоятельства дела при этом складываются следующим образом: …во дворце первосвященника Каиафы в это время собрались первосвященники и старейшины народа. Они решили хитростью схватить Иисуса и убить. — Только не во время Пасхи, — говорили они, — иначе народ может взбунтоваться (Мф.26:3–5,IBSNT).

Празднование пасхи — удобное время, так как все иудеи по этому поводу собирались в Иерусалиме и его окрестностях. Иисуса можно было легко найти среди них (Ин.11:55–57). Все предыдущие попытки схватить Его не увенчались успехом. Также из текста видно, что благодаря чудесам, совершенным Иисусом (например, воскресение Лазаря накануне — Ин.11), резко обостряются противоречия. Народ приветствует Иисуса (Мк.11:7–10), а религиозная элита думает, как убить Его. Далее события развиваются так: Иуда пошел и поговорил с первосвященниками… Иуда стал искать случая, когда с Иисусом не будет народа, чтобы предать Его (Лк.22:4–6;IBSNT).

Религиозные вожди хотели не просто убить Спасителя, они хотели осудить Иисуса публично как преступника и шарлатана, показывая тем самым, что это не тот Мессия, которого все ждут. Они хотели взять реванш, так как явно теряли влияние и власть над народом, и сделать это было необходимо руками римлян, чтобы отвести от себя подозрение. Судя по всему, проповедь Христа и чудеса, совершаемые Им, были настолько популярны среди народа, что элита опасалась Спасителя и открыто не могла противостоять Ему. Никому из власть имущих, непосредственно или через подставных лиц, не удалось одержать верх в словесных спорах о знании закона (Лк.20:41–44). Поэтому элита чувствовала себя достаточно неуверенно, но не могла ничего предпринять, даже когда Он как царь въезжал в Иерусалим: …многочисленная толпа, пришедшая на праздник, услышала о том, что Иисус идет в Иерусалим… Люди взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу с возгласами: — «Осанна! Благословен идущий во имя Господа! Благословен царь Израиля!» …Люди, бывшие с Иисусом, когда Он воскресил Лазаря из мертвых, продолжали рассказывать об этом случае. Потому и вышла встречать Иисуса целая толпа, что все хотели увидеть человека, совершившего такое чудо. Фарисеи с досадой говорили друг другу: — Ничего не помогает. Весь мир идет за Ним! (Ин.12:12–19;IBSNT).

Остановить Иисуса в тот момент было невозможно. Даже торговцы в храме, имеющие огромные доходы в этот период праздника, а значит, власть и возможности, не осмелились что-либо предпринять против Христа и предпочли за благо убраться со своих доходных мест: Затем Иисус вошел в храм и стал выгонять оттуда всех, кто там торговал. — Написано, — говорил Он им, — «Мой дом будет домом молитвы», а вы превратили его в разбойничье логово. Иисус каждый день учил в храме, а первосвященники, учителя закона и вожди народа искали случая, чтобы убить Его. Однако они не знали, как это сделать, потому что все люди слушали Иисуса, боясь упустить хоть одно слово (Лк.19:45–48;IBSNT).

— 64 —

Тем не менее Спаситель при праздновании пасхи предпринимает определенные действия: Наступил день Пресного хлеба, в который следовало зарезать пасхального ягненка, и Иисус послал Петра и Иоанна с поручением: — …Когда вы войдете в город, то встретите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним в дом, куда он войдет, и скажите хозяину дома: Учитель спрашивает тебя: «Где комната для гостей, в которой Я мог бы есть пасхальный ужин с Моими учениками?» Он вам покажет большую верхнюю комнату, уже убранную, там все и приготовьте (Лк.22:7–13;IBSNT).

Данные действия продиктованы предосторожностью, направленной на сокрытие местопребывания Иисуса с учениками в момент празднования пасхи. Апостолы Петр и Иоанн не просто пошли по указанному адресу для подготовки празднования, нет. Они при входе в город должны были встретить человека с кувшином воды, который тот нес, и следовать за ним. Иисус явно имел возможность предвидеть события. На праздник стекалось огромное количество народа, и все помещения, которые можно было снять, к тому моменту уже были заняты. Возможно, с хозяином дома была предварительная договоренность, но все равно Петр и Иоанн шли не зная куда (не имели точного адреса), т. е. шли на встречу с неизвестным человеком с кувшином.
Послав Петра и Иоанна одних, Иисус тем самым скрыл Свое реальное местонахождение в момент празднования пасхи. В период подготовки к празднованию необходимо соблюсти множество предписаний, в это время большинство людей заняты и не принимают активного участия в общественных делах. Это самый удобный момент для того, чтобы схватить, осудить и предать на казнь. Возможно, это одна из причин, почему религиозная элита смогла довольно быстро казнить Иисуса, хотя Он имел невероятный успех среди народа, который, подобно Петру, мог вступиться за Него, взявшись за оружие.

Спаситель знал заранее о предательстве Иуды и о планах схватить Его в ближайшее время. Можно сказать, что, предвидя развитие событий, Иисус сам сдался властям в тот момент времени, в который и было необходимо это сделать. После того как Иуда удалился, чтобы привести стражников, Иисус уходит вместе с учениками в Гефсиманский сад. Иуда знал это место. Иисус в любой момент мог скрыться под покровом ночи, и искать Его в темноте при свете факелов было бы невыполнимой задачей, тем более что количество людей на улице в момент празднования было невероятным, и многие из них могли ночевать под открытым небом. Поэтому, чтобы не ошибиться в темноте, стражники заранее договариваются об условном знаке — поцелуе. Таким образом, можно сказать, что Иисус целенаправленно идет предначертанным путем: Вот уже пришел тот, кто Меня предаст. Иисус еще не успел договорить, как появился Иуда, один из двенадцати, и с ним толпа людей, вооруженных мечами и дубинами. Их послали первосвященники, учителя закона и старейшины. Предатель договорился с ними об условном знаке: «Кого я поцелую, это Он и есть, хватайте Его и уводите под стражей». Придя на место, Иуда сразу подошел к Иисусу. — Учитель, — сказал он и поцеловал Его. Пришедшие с Иудой набросились на Иисуса и схватили Его (Мк.14:42–46;IBSNT).
Все, что было сделано до этого, — обещание прихода Спасителя, формирование целого народа, Моисеев закон, все достигло своей цели.

— 65 —

Как мы видим, даже для Иисуса, Сына Божьего, это была непростая задача. Что беспокоило Его в тот момент? Физические страдания, боль и/или унижение?
Придя на место, Иисус сказал: — Молитесь, чтобы вам не впасть в искушение. Он отошел от них примерно на расстояние брошенного камня, опустился на колени и начал молиться: — Отец, если Ты хочешь, забери эту чашу от Меня, но пусть все будет не по Моей воле, а по Твоей. Тогда с небес Ему явился ангел, укреплявший Его. В муках Иисус стал молиться еще горячее, и Его пот, как капли крови, стекал на землю. Когда Он поднялся с молитвы и вернулся к ученикам, то нашел их спящими, потому что они были измучены печалью. — Почему вы спите? — спросил Иисус. — Вставайте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение (Лк.22:39–46;IBSNT).
…и Его охватила тоска и тревога. Тогда Он сказал ученикам: — Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной… и стал молиться: — Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь. Затем Он возвратился к ученикам… — Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же слаба (Мф.26:37–41).

Мы видим сильные эмоциональные переживания. Конечно, выполнить все до конца в условиях «слабой плоти» (т. е. испытывая физические страдания), сделать все, претерпевая боль и унижения, очень сложно. Тем более что в этот момент Иисус должен показать Свою волю и желание идти этим путем, оставаясь без поддержки Бога: Около трех часов Иисус громко крикнул: — Эли, Эли, лема сабахтани? — [что значит: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?»] (Мф.27:46;IBSNT).

Задолго до этого, когда еще не обострились противоречия, приведшие в конечном итоге к казни, мы уже встречаем слова, отражающие желание идти до конца: …Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф.16:21–23).
Все взоры в этот момент обращены на Иисуса. Подобно первым людям, которые захотели и в конечном итоге выбрали автономное существование, Иисус также был предоставлен сам себе, чтобы подтвердить Свое решение идти по выбранной дороге ради искупления грешников.

— 66 —

Действительно, что же произошло в Едеме? В чем сущность истории грехопадения? Как показано в первом послании Иоанна: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то [и] явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин.3:8).

В Едеме подверглась сомнению вся структура, созданная до этого: Бог — ангелы — человек, единство мира материального и мира духовного. Ангелы, не желавшие поддерживать эту структуру, нашли себе оправдание, так же как и человек. Выпало не одно промежуточное звено, а целая функциональная часть цепи. Поэтому все внимание теперь было направлено на Того, Кто стоял у истоков создания этой структуры, — Слово (Ин.1:3: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть). Воплотившись, Иисус своими действиями показал, что мир не имеет какого-либо изначального изъяна, все зависело от желания участников событий, происходивших в Едеме, их воли и стремлений. Даже пройдя через боль, унижение, страдания, Иисус не согрешил: …ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин.14:30). Эту же тему развивает апостол Иаков: Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его. Затем желание зачинает и порождает грех, а совершенный грех порождает смерть (Иак.1:14,15;IBSNT).

Иисус доказал неправильность выбранного пути, а значит, и всего, что делалось. Доказанная устойчивость мира открывает перед нами эсхатологическую перспективу, перспективу перемен и исправления, отказа и уничтожения старого и возврата к первоначальному.

Далее... "Лики Бытия" гл.67-72 viewtopic.php?f=26&t=155
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя