"Лики Бытия" гл.67-72

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Лики Бытия" гл.67-72

#1 Сообщение Alex » 04 ноя 2016, 13:14

"Лики Бытия" гл.61-66 viewtopic.php?f=26&t=151

— 67 —

Изначально вызывает удивление предательство Иуды Искариота. Этот факт весьма удивителен в связи с тем, что сам он был свидетелем многих чудес, совершаемых Иисусом, и долгое время находился в Его обществе. Что же двигало им?
Как было упомянуто, на это влияли взгляды, доминировавшие в иудейском обществе. Мессия, или помазанник, должен был быть прежде всего освободителем Богом избранного народа. Мессия в конечном итоге должен был стать правителем всего мира. Иудеи ожидали, что с появлением такого царя решатся все их проблемы. Таким чувствам способствовали и поддерживаемые фарисеями националистические идеи (Ин.4:9). Однако Иисус не оправдал надежды иудеев на быстрый приход Иудейского Царства и их освобождение.

Поэтому они сначала недоумевали и какое-то время принимали Иисуса просто за великого пророка, а затем и вовсе отвергли Его. Однако кое-кто из народа поверил в Иисуса: Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил (Ин.7:31).
Многие верили не на основании Его учения и пророчеств, а лишь из-за чудес, которые сотворил Спаситель. Однако в их ответе можно усмотреть некоторое сомнение в том, что Иисус, совершающий такие чудеса, действительно является Христом, т. е. Мессией. Даже ближайшие ученики Иисуса и Иоанн Креститель ждали скорого прихода земного Царства Бога: Ученики Иоанна рассказали ему обо всех этих событиях. И тогда Иоанн… послал их к Господу спросить: — Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого? (Лк.7:19–23;IBSNT).
Возможно, этим, т. е. несбывшимися ожиданиями, и объясняется растерянность и скорбь апостолов после смерти Иисуса. Этим же можно объяснить и предательство Иуды. Первое упоминание о его сомнениях можно найти в Евангелии от Иоанна: Но некоторые из вас не верят. — [Иисус ведь с самого начала знал, кто не верит и кто предаст Его.] …Тогда многие из Его учеников оставили Его и больше не ходили с Ним. …Разве не двенадцать избрал Я вас? Однако же один из вас — дьявол! Он имел в виду Иуду, сына Симона Искариота, который хоть и был одним из двенадцати, в будущем предал Его (Ин.6:64–71;IBSNT).

До этого момента происходят следующие события. Иисус накормил тысячи людей, под действием этого чуда они решили провозгласить Его своим царем (Ин. 6 : 14, 15). Однако Спаситель отказывается от этого поста, на котором так желали Его видеть народ и ученики. На следующий день, когда популярность Христа среди народа весьма высока, Он говорит нечто, что отталкивает от Него множество людей: Я – хлеб жизни.
…хлеб — тело Мое, которое Я отдаю ради жизни мира. …Тот, кто питается этим хлебом, будет жить вечно. …Многие из Его учеников, услышав это, говорили: — Это какое-то непонятное учение, и кто только может его слушать? (Ин.6:48–60;IBSNT).
Такой иносказательный образ с наглядным примером должен был побудить к размышлению о роли и значении Мессии, однако это не соответствовало ожиданиям людей, и многие, не задумываясь, покидают Иисуса. Конечно, большая толпа, постоянно следовавшая за Христом, лишала Его мобильности, к тому же настроения, царившие среди людей, то и дело побуждали их предпринимать те или иные действия, не входившие в планы Спасителя. Неуправляемая толпа всегда представляет опасность. Но после данного разговора, так или иначе, стали видны мотивы, по которым многие люди приходили к Иисусу. Интересно отметить, что народ желает сделать Иисуса царем спонтанно, без совета с религиозными властями Иудеи, что указывает на зыбкость положения этих властей в такие минуты, отчего они еще больше переживали за свое место среди народа.
Иисус, обладавший, с точки зрения иудеев, всеми необходимыми качествами и способностями, однако, не стремился к земному царствованию. Это могло выглядеть как предательство национальных интересов и отказ от подчинения представлениям иудеев о библейских пророчествах (Ин.10:22–42).

Иуда, скорее всего, пришел к Иисусу с подобными ожиданиями и мотивами и долгое время проявлял преданность Ему. Он вошел в число двенадцати апостолов Христа, но когда увидел, что Спаситель не стремится воспользоваться удобным моментом, чтобы сделаться царем, у него появляются серьезные сомнения. С этого момента Иуда, возможно, много размышлял о том, к кому на самом деле он попал. Для Иуды Иисус — просто пророк или хороший человек с большими способностями, и не более. Так, мы встречаем высказывания подобного рода у иудеев: иудеи опять схватили камни, чтобы побить Его… Ты, обыкновенный человек, выдаешь себя за Бога (Ин.10:31–33;IBSNT).

— 68 —

Теперь Иуда не проявляет прежней преданности и даже крадет иногда деньги из общей кассы. Иуде, может быть, жаль потраченного времени, да и потеря уважения к Иисусу сыграла свою роль. Единственное, что его удерживает еще несколько месяцев рядом со Христом — это некоторый достаток и деньги, за которые он отвечает. Денег в кассе Иисуса и Его апостолов всегда достаточно. Как пишет об этом апостол Иоанн, в кассе к тому моменту, когда Иисус накормил чудесным образом тысячи людей, было примерно 200 динариев (Ин.6:7). Один динарий соответствовал дневному заработку рабочего. При экономном использовании этих денег группа из 13 человек могла существовать примерно месяц или даже более. Для одного человека это была значительная сумма, соответствующая более чем полугодовому заработку.
Интересно отметить, что Филипп точно знает сумму, находившуюся в ящике для пожертвований. Возможно, он отвечал за финансы или был сопричастен к этому вопросу, но с некоторых пор такая ответственность переходит к Иуде, возможно, это случается по его инициативе. Воровать из кассы было достаточно легко, так как никто не знал, сколько денег жертвовали признательные люди. Хотя, наверное, возникали некоторые подозрения о причастности Иуды к кражам денег из общей кассы, но прямых фактов не было.

Итак, после того как Иуда разочаровался в Иисусе, он превратил служение в доходное дело. Доход и достаток в некоторой степени связывались с благословлением Бога, а значит, и праведностью человека (Мф.6:1–4). Возможно, Иуда был не исключением, и теперь он копил деньги, воруя их, иначе как бы он оправдался перед другими, такими же, как и он, людьми за потраченное впустую время.
Его предательство не было случайностью или просто аффектом. Это доказывает эпизод, когда Мария выливает на голову и ноги Иисуса дорогое масло (Ин.12:1–6). Мария, скорее всего, была убеждена в том, что Иисус является истинным Мессией (Лк.10:38–42). Поэтому она в знак своего почтения, уважения и признательности Иисусу при удобном случае воздает Ему должные почести. У иудеев высоких и уважаемых гостей было принято встречать особым образом, им возливали масло на голову (Лк.7:44–46).

Однако для Иуды, который не считал Иисуса Мессией и преследовал свои цели, это выглядело несколько иначе. Интересно отметить, что именно он начал спор по поводу траты ценного масла. Для Иуды Иисус не был таким уважаемым человеком. Поэтому подобная трата ценного масла стоимостью 300 динариев выглядела для него как присвоение человеком того, на что он не имеет права. Тем более что огромная сумма прошла мимо кассы и рук Иуды. Все это, несомненно, возмущало его (Ин.12:1–8). Хотя он и вынашивал планы предать Иисуса фарисеям, после этого случая его терпение лопнуло, и он утверждается в своем желании и идет к фарисеям (Мк.14:1–10).

Даже из предательства Иуда желает извлечь пользу — получить прибыль в 30 сребренников (Мф.26:15). То, что Иисус знает планы Иуды, не останавливает последнего. После предательства Иуда, очевидно, присутствует и наблюдает за процессом осуждения Иисуса первосвященниками и синедрионом. Наверное, он как никто другой понимает несостоятельность всех обвинений против Иисуса, ведь он был свидетелем многих событий. Очевидно, Иуда не участвовал в процессе, так как тогда его причастность к делу была бы неопровержимой. Разрозненные свидетельства других очевидцев не были успешными из-за их несогласованности и из-за того, что были составлены наспех (Мк.14:55–59). Возможно, синедрион не мог найти явного свидетельства против Иисуса для осуждения Его на смерть еще и потому, что все дела и слова Иисуса не были достойны смерти. Даже Его слова о разрушении храма и возведении его в три дня могли выглядеть в глазах тех, кто не верил в Него, просто сумасшествием. Ну не казнить же всех сумасшедших людей? И присвоение себе звания «Сына Божьего» не является достаточным основанием для смертной казни. Осуждения на смерть были достойны только лица, совершившие злые дела против Бога или других людей. Иисус явно не подходил под это описание. Поэтому вся процедура осуждения Иисуса была ловко разыграна фарисеями. Они обвинили Его в богохульстве, но при этом хотели казнить руками римлян. Видя все это, Иуда понял, что он оказался пешкой в руках фарисеев, которую они использовали для достижения своих целей. Иудейские вожди распяли Христа из-за боязни потерять власть и свое место (Ин.11:47–50), да и ожидали они другого Мессию.

Видя несостоятельность обвинений и несоответствие деяний Иисуса и наказания, Иуда испытывает угрызения совести. Но даже при этом он раскаивается не в том, что предал Сына Божьего, а в том, что предал кровь невинную (Мф.27:4–5). Для Иуды Иисус и теперь остается просто невинным человеком, которого из-за зависти предали на смерть. Осознав всю ситуацию, свою ошибку, помутнение рассудка в истории с маслом, а также мотивы правящей элиты, он решает покончить жизнь самоубийством, не находя в ней какого-либо смысла. Возможно, с фарисеями он после этого быть не хотел, но и от Христа он отказался.

— 69 —

А что же остальные апостолы? Первоначально они ждали того же, что и все иудеи. Апостолы думали, что в Иерусалиме Иисус объявит Себя Мессией и установит Божье Царство на земле (Лк.19:11). Они были готовы бороться за это Царство вооруженным путем. Неудивительно, что они так много спорили о том, кто из них главней, даже накануне распятия (Лк.22:24). Они считали, что Спаситель на праздновании в Иерусалиме объявит Себя Мессией. Таким настроениям способствовали и различные подсчеты времени прихода Мессии на основе пророчеств (Дан.9:25). Ученикам было трудно понять слова Иисуса, что Он покинет их, а потом явится снова (Ин.13:33–37). Настроения апостолов в тот момент хорошо видны из разговора с Иисусом: И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен (Лк.22:35–37).

Иисус говорил о мече, который можно было использовать в быту как инструмент (обработка древесины в полевых условия, заготовка дров, разделка продуктов, мяса и т. д.), а не только для защиты от диких зверей или нападения разбойников. Иисус показывает, что ситуация скоро изменится. Апостолам, возможно, придется пребывать на периферии Иудеи из-за Его казни и «причисления к злодеям», испытывать давление со стороны скорых на суд соплеменников. Однако апостолы, которые думали вести борьбу, подобно Иисусу Навину, с помощью оружия, сразу отреагировали на это предложение Христа. Наконец-то, возможно, думают они, начинается настоящее дело.

«Господи! Вот, здесь два меча», — говорят они (Лк.22:38). Оказавшиеся в наличии мечи, возможно, использовались до этого именно в бытовом применении. Но апостолы намекают на то, что мало мечей для использования их как оружия. «Может быть, нам пойти и приобрести еще несколько мечей? Как можно провозгласить Себя Мессией и установить Божье Царство, имея всего два меча?» Видя такие настроения, Иисус обрывает их словами: «Довольно» (Лк.22:38; «двух будет достаточно» — СоП). Примечательно, что эти два меча оказались у самых активных апостолов. Они, наверное, особенно претендовали на большие посты в Царстве Христа (Мф.20:20–24). Один меч был у Петра, а другой, скорее всего, у Иоанна или, возможно, у его брата Иакова. При аресте Христа присутствовали только три апостола, которых Иисус взял с Собой, когда молился, остальных Он оставил у входа в сад (Мф.26:36,37). В критической ситуации Петр без колебаний бросается в драку и делает удар мечом, целясь в голову человеку, находящемуся рядом с Иисусом, но промахивается и отсекает всего лишь ухо (Ин.18:10,11). Спаситель исцеляет его, но, несмотря на это чудо, в темноте и спешке никто не обращает на данный эпизод внимания. Возможно, человек (раб первосвященника, выполнявший задание господина), которого ударил Петр мечом, не был рядом с Иисусом, а просто вел себя как главенствующий в толпе солдат, стражников и других пришедших и руководил процессом, поэтому апостол атаковал именно его.

Неуклюжие действия Петра выдают его плохие навыки владения мечом как оружием, оправданием здесь также могут служить темнота и суета, ведь апостолы до этого спали. Тем не менее апостол уверен в успехе начатой им атаки. В Евангелии Петр предстает перед нами как активный и эмоциональный человек. Именно он просит Иисуса позволить ему идти по воде в бурю навстречу Спасителю, отговаривает Иисуса от смерти и т. д. Судя по всему, он старше Иоанна и Иакова, неудивительно, что он занимал лидирующее положение среди апостолов и выражал Христу их общее мнение.

Здесь видны мотивы, стоявшие за поведением Петра и апостолов, и они мало чем отличаются от поведения окружающих в те времена. Но самое главное: какие бы мотивы не стояли первоначально, апостолы сделали свой выбор, который отличался от выбора Иуды. Личность Иисуса и творимые Им дела не оставляли сомнений и разрушали все стереотипы, как и сказал Петр всего через несколько недель после описанных событий: Иисуса из Назарета, которого Бог отрекомендовал вам могущественными делами, чудесами и знамениями, которые, как вы сами знаете, Бог совершал у вас на глазах (Деян.2:22;IBSNT).

— 70 —

Из всего вкратце рассмотренного нами мы можем сделать вывод, что Иисус обладал намного бóльшими способностями, чем возможностью творить чудеса, даже такие невероятные, как воскрешение мертвых. Он мог предвидеть развитие событий задолго до их наступления, знать о других людях, об их чувствах, устремления и намерениях. Апостол Иоанн особо подчеркивает это: Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин.2:24,25; Он видел каждого насквозь — IBSNT).

Это давало Ему возможность, например, случайно не коснуться чего-либо нечистого или не нарушить какое-либо предписание Моисеева закона. Поэтому Он не нуждался в бесконечных правилах. Без этой способности, без предметного знания окружающей действительности, исполнить все в точности и правильно просто невозможно. Даже простая заповедь требует учета множества «переменных», без которых невозможно попасть в цель.
Описанная в Библии история Израиля до прихода Христа — это не только история одного народа, который постоянно отклонялся от своего курса, утопая в грехах. Эта и наша история, потому что мы такие же и скорее всего поступали бы также. Нет ничего удивительного, что иудеи не приняли Христа, несмотря на все свидетельства и страстное Его ожидание, несмотря на Моисеев закон и множество пророчеств о Спасителе.

Ограниченное восприятие мира, только через чувственный аппарат, рано или поздно ведет или к потере смыслов, или к возвеличиванию самого этого аппарата: …в своих размышлениях они зашли в тупик, и их неразумные сердца погрузились во мрак… Поэтому Бог отдал их на произвол их же собственных низменных желаний… оставил их на волю их постыдных страстей… оставил их на произвол их испорченных умов, допустив им делать то, чего делать не должно (Рим.1:21–28;IBSNT).
С другой стороны, если Иисус был равен Адаму (Рим.5:12–19), и только Его жертвенная смерть была равнозначной и смогла искупить всех грешников, то, возвращаясь в Едем, мы лучше осознаем, каким в действительности был сам Адам, чем он обладал до своего грехопадения. Благодаря Христу мы лучше понимаем то, что было заложено в человека первоначально, то, каким он должен был быть по замыслу Создателя, как протекала его жизнь в раю. Потеря первыми людьми их способностей не могла не сказаться на их поведении, что и наблюдаем мы, читая первые главы книги Бытие.

Все это является основанием для рассуждений о самом грехе и его природе. Доставшись нам по наследству, он изменил нашу природу. Как слепой не видит окружающих его предметов, так и мы не в состоянии преодолеть греховность. Даже апостол Павел старался бороться с внутренними влечениями, возникающими из-за восприятия только чувственного: Я же телесен, продан в рабство греху. Я и сам не понимаю, что делаю. Того, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу… уже не я сам делаю, а грех, который живет во мне… в моей греховной природе нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но не могу… в моем теле действует другой закон. Этот закон ведет войну против закона моего разума и делает меня пленником закона греха, который действует в членах моего тела (Рим.7:19–23;IBSNT).

Можно бороться с тем, чтобы чувственное не завладело разумом целиком, чтобы разум подчинялся еще и закону, который не следует непосредственно из чувственных ощущений и причинно-следственных связей, сделать это возможно только в той или иной степени, не в полной мере. Но восстановить связь с извне и полностью преодолеть греховность невозможно, нам это просто не дано.

— 71 —

Поводя итог всему написанному, можно отметить следующее. История, начавшаяся в Едеме вследствие отпадения Адама и Евы, пошла непростым путем. Потерянная связь с горним миром привела к грехопадению и невозможности предвидеть последствия своих поступков. Так об этом пишет апостол Павел: …и поступали по обычаям мира, по велениям властителя сил воздуха — духа, действующего ныне в тех, кто противится Богу. Мы все когда-то были такими и поступали по своим природным желаниям, следуя вожделениям тела (Еф.2:2,3; IBSNT).
Не только вожделение тела, но и нечто большее влияет на человека. Однако необходимо отметить, что Бог не отдал нас полностью под влияние этих сил и собственных ощущений. История шла тем путем, который определил для нас Создатель: От одного человека Он произвел все человечество, чтобы люди заселили всю землю, на которой Он определил для всех время и место обитания (Деян.17:26;IBSNT).

То, каким образом действия направлялись в то или иное русло, выходит за рамки нашего восприятия и понимания. Для нас ничего не меняется, мы принимаем решения в той сфере, где и отведено нам место. Так, например, было с Адамом: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт.2:19). Бог мог обойтись и без Адама в данном вопросе, как это случилось позже с Каиафой: Каиафа… в тот год был первосвященником, сказал:
…Вы не можете понять, что лучше, чтобы один человек умер за народ, чем погиб бы весь народ. Он сказал это не от себя… он изрек пророчество о том, что Иисус умрет за народ (Ин.11:49–51;IBSNT).

Это не значит, что Бог был на стороне Каиафы, нет, просто обстоятельства складывались таким образом. Так было и с Давидом, когда он поразил Голиафа. К этому случаю можно в полной мере применить выражение «время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл.3:5). В первой книге Царств мы читаем: И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф… ростом он — шести локтей и пяди. …И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись. …И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. … И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. …и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
…Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю (1 Цар.17:4,24,32,37,40,48–49).
Хотя лучшие воины не решались сразиться с Голиафом, Давид сделал это. Он был уверен, что у него все получится и он не промахнется.

— 72 —

Мы не воспринимаем мир вокруг нас целиком и полностью, он открывается нам только через наши чувства. Поэтому мы испытываем неуверенность и страх, нуждаемся в подстраховке от всевозможных случайностей, во всевозможных системах безопасности, особенно в современном мире, так как не можем проникнуть сквозь пелену неопределенности. На это обращает внимание Христос: не заботьтесь о том, что вам есть или что пить. Не заботьтесь о том, во что вам одеться. Ведь жизнь важнее пищи и тело важнее одежды! Посмотрите на птиц: они не сеют, не жнут, не собирают в хранилища, но ваш Небесный Отец кормит их… И кто из вас может своими заботами продлить себе жизнь хоть на час? …И если Бог так одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в огонь, то не оденет ли Он и вас, маловеры? Поэтому не заботьтесь и не спрашивайте: «Что нам есть?», или: «Что нам пить?», или: «Во что одеться?» Язычники только об этом и думают, а у вас есть Небесный Отец, который знает, что вам это нужно… Поэтому не заботьтесь о завтрашнем дне, завтрашний день сам позаботится о себе. Для каждого дня достаточно своих тревог (Мф.6:25–34;IBSNT).

Эти слова, с учетом изложенного, предстают немного в другом свете. Именно незнание перспективы побуждает человека предпринимать действия по нейтрализации возможных или кажущихся негативных ожиданий, побуждает накапливать впрок, создавая иллюзию безопасности. Об этой фундаментальной особенности говорит наблюдательный и мудрый Соломон: Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет (Еккл.11:6).
Итак, рассматривая текст Писания и некоторые случаи, описанные в нем, к какому выводу мы можем прийти? Потерянная связь с горним миром оставила человека одного с самим собой, и восстановление этой связи не зависит от нас. У нас есть одна возможность взаимодействовать с этим миром — метод проб и ошибок. Мы не можем отвечать за последствия принятых нами решений, как бы мы ни старались все просчитать и учесть заранее. А это значит, что, какими бы праведными не были устремления, они вряд ли достигнут своей цели. В этом-то и заключается природа греха — мир из прозрачного и предсказуемого превратился в набор случайных событий, которым нечего противопоставить.

Наша история изобилует построением различных утопий, которые наталкиваются на все те же непреодолимые проблемы: невозможно в полной мере знать все потребности и особенности отдельно взятого человека. Задача, которая, как кажется, легко решается, впоследствии утопает во всевозможных законах и уточнениях и так и не достигает своей главной цели — справедливости. Данные законы и предписания отталкивают своей громоздкостью. В какой-то момент следовать им становится невозможно. В результате, откинув прежние законы, новое поколение берется за решение задачи с энтузиазмом, который проходит уже после написания нескольких новых томов законов, и т. д. и т. п. Можно найти еще множество примеров…
Автор не претендует на какую-либо истину в последней инстанции и искренне надеется, что приведенные здесь рассуждения дадут читателю повод задуматься и/или будут служить отправной точкой для исследований в данном направлении.


ЛИТЕРАТУРА
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. М.: Российское Библейское общество, 2003.
Современный перевод библейских текстов. М., 1993.
Современный перевод Нового Завета на русский язык IBS (IBSNT).
Опыт переложения на русский язык еврейских Писаний русского архимандрита Макария // Православное обозрение. 1860–1867 гг.
Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. М.: «Ладомир», 2002.


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
 1–18. Адам и Ева. Едем
19–36. Ной, Авраам
37–52. Моисей и Закон
53–59. Формирование христианства
60–72. Иисус Христос   
Литература

В начало. viewtopic.php?f=26&t=122
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Лики Бытия"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость