Alex писал(а):Деятельность и проповедь Иоанна приходятся как раз на тот период, когда «народ был в напряженном ожидании (напряженно ждал Помазанника; РБО)» (Лк.3:15;IBS), и вызывают широкий отклик в народе, так что Иоанном заинтересовались даже религиозные власти, которые, скорее всего, держали его в поле своего зрения (Ин.1:19).
............
самого Иоанна элита вряд ли воспринимала серьёзно. Отшельник, живущий в пустыне, не представлял для них угрозу, особенно в начале своей деятельности, когда он ещё не стал таким известным в народе. Его проповедь вначале могла восприниматься представителями элиты даже положительно, как консолидирующий фактор, сплачивающий народ вокруг них. Ведь проповедь, повествующая о грядущем появлении посланника от Бога, косвенно указывала, что такой посланник будет происходить из праведников. Именно так выставляла себя элита — как единственная прослойка в обществе, соблюдающая закон до мельчайших тонкостей, поэтому ожидалось, что помазанник станет выходцем из данной среды.
Действительно интересно "вжиться" в то время.
Все спокойно, служение в храме функционирует в отлаженном режиме. По подсчетам приближается время появления Христа. И тут Иоанн со своим "свидетельством". Священники и левиты приходят спросить: "Кто ты?" (Иоан.1:19)
Ну да, они же и правда считают себя обязанными проконтролировать, что творится в подконтрольной территории. Фарисеи, видать, тоже присутствовали (Иоан.1:24)
И когда Иоанн отвечает им: "я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною", они и правда, наверное, думают, что это нестандартное служение Иоанна только им на пользу. Интересный момент Алекс подметил. Ведь, действительно, им казалось совершенно логичным, что именно из их среды (их праведной среды!) и должен появиться Христос. Видно поэтому Иоанн и не подвергался гонениям и ненависти с их стороны, с которыми столкнулся Иисус.
Это потом уже самим своим появлением, даже не начав учить, Иисус начал крушить окаменевшие стереотипы иудеев. Вон даже реакция Нафанаила: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Иоан.1:46) красноречиво показывает, что ожидания иудеев были далекими от реальности