"Учил народ в притчах". Иоанн Креститель. глава 1.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Учил народ в притчах". Иоанн Креститель. глава 1.

#1 Сообщение Alex » 15 дек 2016, 13:17

Привожу текст как он есть в книге. С обложкой и предисловием можно ознакомиться здесь.
viewtopic.php?f=18&t=21#p116

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Деятельность Иисуса в качестве Божьего избранника и помазанника начинается с Его крещения. Именно с этого момента, уже будучи Христом, или Мессией, Иисус действует, исполняя волю Бога. Эти два слова — греческое и еврейское — буквально означают «помазанник». Именно помазаньем оливковым маслом возводили на престол царей древнего Израиля, а также осуществлялось посвящение священников. Все события начинаются с того, кто должен был указать на Божьего посланника.

Иоанн, сын Захарии, своей деятельностью призван был обнаружить, идентифицировать и опознать Мессию (Лк.3:3–18). Однако после такого довольно сложного действия, как опознание Помазанника, поведение Иоанна не совсем понятно.

Сложным указанное действие являлось потому, что народ и элита ожидали от Помазанника определённых действий, т. е. Он должен был обладать набором определённых качеств и осуществить определённые дела. Можно сказать, что для Него уже имелся некий сценарий, или шаблон, который примерялся на каждого, кто каким-либо образом заявлял о себе. Именно эти ожидания «ослепляли» людей и не давали им распознать Мессию в Иисусе, несмотря на то, что весь народ страстно желал прихода посланника от Бога. Многие могли претендовать на это место, имея связи, богатство, влияние, не говоря уже о праведности — соблюдении Моисеева закона, — которая часто выставлялась напоказ. О том, что претендентов было множество, можно судить по отрывочным сведениям, упомянутым лишь вскользь, как пример (Деян.5:36,37): «Не так давно был здесь Февда, выдававший себя за важную персону. За ним пошло около четырехсот человек, но когда он был убит, то все его последователи разбежались, и все окончилось ничем. После него был Иуда из Галилеи. Он появился во время переписи и увлек народ за собой. Он тоже погиб, и его последователи рассеялись».

Отказ со стороны Иоанна таким людям мог закончиться для него плачевно. Впрочем, самого Иоанна элита вряд ли воспринимала серьёзно. Отшельник, живущий в пустыне, не представлял для них угрозу, особенно в начале своей деятельности, когда он ещё не стал таким известным в народе. Его проповедь вначале могла восприниматься представителями элиты даже положительно, как консолидирующий фактор, сплачивающий народ вокруг них. Ведь проповедь, повествующая о грядущем появлении посланника от Бога, косвенно указывала, что такой посланник будет происходить из праведников. Именно так выставляла себя элита — как единственная прослойка в обществе, соблюдающая закон до мельчайших тонкостей, поэтому ожидалось, что помазанник станет выходцем из данной среды. Спаситель так охарактеризовал этих людей (Мф.23:23,24): «даете десятину с мяты, укропа и тмина, а самым важным в законе — справедливостью, милостью и верностью — вы пренебрегаете».

С другой стороны, в самый пик ожиданий, когда любой намёк мог спровоцировать ложное опознание, деятельность Иоанна была чрезвычайно важной. Он не только указывал на того, кого изберёт Бог, но и отсеивал тех, кто мог думать, что у него есть все шансы. В напряжённые моменты, когда вот-вот всё должно случиться, всегда найдутся люди, которых Бог не избирал, но сами они твёрдо верят в свою избранность, и эта уверенность побуждает их к действиям. Такие личности и ложные опознания могли уводить людей в сторону, отвлекая внимание от главного. Сомнения можно было легко развеять, придя к Иоанну, но не все воспринимали его серьёзно. Необходимо вспомнить, что для иудеев избранник должен был происходить из их среды, т. е. из числа себе подобных. Они ничего не знали о непорочном зачатии и прочем, обо всём том, что для нас сегодня так понятно и очевидно. Да и сама Мария вряд ли распространялась по этому поводу, так как доказать что-либо было невозможно, но её могли легко осудить религиозные власти или побить камнями. Только после пришло понимание того, что случилось, эти события и были зафиксированы евангелистами. Иоанн, таким образом, выполнил роль того, кто ввёл иудеев в суть предстоящего.

Личность Иоанна сама по себе интересна — живя в пустыне и, возможно, имея связи с закрытыми иудейскими общинами, он не был связан с иерусалимской элитой, и его представления о праведности, а также о Мессии, скорее всего, отличались от общепринятых. Вероятно, на это указывают евангелисты, описывая его вид (Мф.3:4): «Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед». Он явно выделялся среди всех остальных. Иоанн — не изнеженный капризный подросток, нет, он ведёт аскетический образ жизни, и ему буквально нечего терять, кроме самой жизни, которую он посвятил Богу. Поэтому он так смело проповедовал среди иудеев, за что и поплатился жизнью в конечном счёте.
Поведение же Иоанна после опознания Мессии не совсем понятно, потому что после своего крещения Иисус остаётся некоторое время в том месте, где находится Иоанн, но Иоанн продолжает принимать людей и проповедовать:

«Это происходило в Вифании, на берегу Иордана, там, где крестил Иоанн. На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: — Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира! ... Я сам не знал Его, но я крещу водой для того, чтобы Его узнал Израиль ... Я видел это и свидетельствую, что Он — Божий Сын ... На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками. Увидев идущего Иисуса, он сказал: — Вот Агнец Божий! Двое из учеников слышали эти слова и последовали за Иисусом» (Ин.1:29–37;IBS).

Мы видим, что Иисус в начале своей деятельности то покидает Иоанна, то снова оказывается в непосредственной близости от него. То есть после искушения в пустыне Иисус пребывает там, где крестит Иоанн с его учениками. И именно из среды учеников Иоанна происходят первые последователи Иисуса и апостолы. После этого Иисус отделяется от Иоанна и крестит самостоятельно всех, кто приходит к Нему: «...После этого Иисус с учениками пошли в Иудею. Там Иисус пробыл с ними некоторое время и крестил. Иоанн тоже продолжал крестить в Еноне, у Салима, потому что там было много воды. Люди постоянно приходили к нему креститься» (Ин.3:22,23;IBS).

Другими словами, даже после опознания того, Кого ожидал сам Иоанн, он продолжает свою деятельность, притом одновременно с Иисусом. Иоанн признаёт и спокойно констатирует, что Иисусу «предстоит возрастать и возвеличиваться, а мое время подходит к концу» (Ин.3:30;IBS). Всё это указывает на то, что Иоанн, как и иудеи, всё ещё продолжает находиться в состоянии ожидания. Множество людей стекалось, чтобы послушать Иоанна и Иисуса, и в знак готовности принять участие в Божьих планах они проходили обрядовое очищение (крещение). «Хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики» (Ин.4:2;IBS). После опознания Мессии Иоанн не бросает дела и не следует за Иисусом, слушая Его проповеди, — он продолжает свою деятельность, удовлетворяя потребности народа, ожидая возвеличивания Иисуса как Помазанника.

Такая совместная деятельность Иоанна и Иисуса приводит к спорам: «Между некоторыми из учеников Иоанна и одним иудеем возник спор об обрядовом очищении. Они пришли к Иоанну и сказали: — Учитель, тот человек, который был с тобой на другой стороне Иордана и о котором ты свидетельствовал, сейчас сам крестит, и все идут к Нему. Иоанн ответил: — Человек может делать только то, что ему поручено с неба» (Ин.3:24–27;IBS). Из этого фрагмента не совсем понятно, что это за обрядовое очищение и почему вообще возник спор? Однако из слов Иоанна следует, что спор касался не какого-либо ритуала, а самой деятельности Иисуса. Иоанн — сын священника, и ему хорошо известны все тонкости ритуалов, более того, пребывая долгое время в пустыне, он, скорее всего, знаком с закрытыми иудейскими общинами, жившими там. В некоторых из общин практиковались более строгие правила, чем были даже у фарисеев, а также для святости практиковалось каждодневное омовение. Спорить с Иоанном в таких вопросах, надо полагать, было бы бесполезно, тем более что народ, ориентированный на священство и храм, с детства знающий обрядовую сторону, просто не пошёл бы к Иоанну или Иисусу, если бы они делали что-то не так или не по закону. Иоанну ставится в упрёк, что он указал на человека, а тот крестит; в ответ Иоанн делает вывод: если это так, то такое право дано ему от Бога и так и должно происходить. Сомнений в том, что Иисус — Мессия, у него не возникает.

В другом месте мы встречаем: «Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. Когда Иисус узнал, что о Нем говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею» (Ин.4:1–3;IBS). То есть действия Иисуса вызывают сомнения у фарисеев, и это приводит к тому, что Иисус сворачивает свою деятельность по крещению и направляется в другое место. При этом сам Он не принимал непосредственного участия в крещении, на что и указывает ап. Иоанн, как бы в оправдание с учётом некоторых споров в среде фарисеев. После данного случая мы уже не встречаем упоминаний, что Иисус со своими учениками крестит.

Споры, скорее всего, касались не только того, что Иисус не мог крестить, так как не принадлежал к священническому роду или не соблюдал какие-либо ритуалы. По всей вероятности, тот, на кого указал Иоанн, вообще не мог крестить или принимать участия в обрядовом омовении. Мессия или Помазанник — это, прежде всего, правитель и царь, не могущий брать на себя ещё и священнические обязанности. Поэтому Иоанн и оправдывается (Ин.3:27–36). Фарисеи, как и другие группы иудеев, хорошо знали Писание и имели свои представления о том, каким должен быть Мессия. Поэтому любое несоответствие таким представлениям порождало сомнение и отторжение. «Не то, что входит в человека через рот, делает его нечистым; нечистым делает его то, что исходит из его уст. Позже ученики сказали Иисусу: — Ты знаешь, что Твои слова обидели фарисеев? (фарисеи соблазнились. — Синод. пер.)» (Мф.15:11,12;IBS).

Некий разрыв в понимании того, каким должен быть Мессия, мы встречаем в словах учеников Иоанна, т. е. тех, кто слушал его проповеди и соблюдал строгие правила, как и он: «Затем пришли ученики Иоанна и спросили: — Почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики — нет? Иисус ответил: — Неужели друзьям жениха печалиться, когда с ними жених? Придет время, когда заберут у них жениха, тогда и будут поститься» (Мф.9:14–15;IBS).

Такие же сомнения можно встретить и в словах самого Иоанна: «Когда Иоанн, находясь в тюрьме, услышал о том, что делает Христос, он послал своих учеников спросить Его: — Ты ли тот, кто должен прийти, или нам ждать кого-то другого? Иисус им ответил: — Пойдите и расскажите Иоанну все, что вы слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные исцеляются, глухие слышат, мертвые воскресают, и бедным проповедуется Радостная весть. Счастлив тот, кто не ошибется во Мне» (Мф.11:2–6;IBS).

Иоанн и сам знает, какие дела и чудеса совершает Иисус. В его словах можно увидеть вопрос: «Что же будет со мной? Какова моя судьба?». К этому моменту Иоанн находился в тюрьме, и если Иисус является Мессией, то, как ожидалось, с Его появлением начнут быстро разворачиваться события, которые приведут к установлению Божьего правления или царства. В таком случае освобождение Иоанна должно быть скорым, т. е. в ближайшем будущем. Об этом как бы и спрашивает он: «Сколько мне осталось сидеть в тюрьме?». С другой стороны, в вопросе Иоанна можно усмотреть и призыв к действию: «Если ты Мессия, то пора как бы уже и начинать». Однако впрямую в словах Иоанна чётко просматриваются некоторое разочарование и несоответствие имевшихся ожиданий реальности. Если для других Иисус мог быть кем угодно — пророком, целителем, проповедником, наставником и т. д., то Иоанн сам лично видел, что Иисус есть Мессия. Но даже он не может всё понять и соотнести, и даже он, по прошествии некоторого времени, уже готов принять другого Мессию. На такое несоответствие ожиданий указывает и то обстоятельство, что Иисус не даёт прямого ответа Иоанну.

Конечно, можно рассуждать следующим образом: «Действительно, если вы обнаружили Мессию и Спасителя, который был указан Богом свыше, при этом некоторые были свидетелями этого события и многих чудес, совершаемых им, то почему вы не следуете за ним и не стараетесь понять всё, что он говорит вам? Что мешает?». Именно такие вопросы возникают при чтении Евангелий. Герои евангельских повествований могут предстать перед нами как гордые и злые люди, не желающие принять очевидные вещи. Однако это не так. Многие искали Мессию, но только своего, соответствующего собственному представлению, остальное же не принималось во внимание. Некоторое удивление при этом вызывает отношение учеников: хотя они не до конца понимают роль и значение Христа, всё же они следуют за Иисусом несмотря ни на что (Мк.8:27–33;IBS):

«Кем считают Меня люди? Ученики ответили: — Иоанном Крестителем, другие — Илией, а некоторые — одним из пророков. — A кем считаете Меня вы? Петр ответил: — Ты Мессия... И начал учить их... что Он будет отвергнут ... Его убьют, ... Петр, отозвав Его в сторону, стал возражать. Иисус, обернувшись и посмотрев на учеников, строго сказал Петру: — Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом».

Хотя Пётр и признаёт в Иисусе Мессию, но с точки зрения иудейских ожиданий того времени.

С другой стороны, история с крещением Иисуса также выглядит, на первый взгляд, довольно странно. Зачем Иисусу вообще необходимо было креститься, ведь Он был безгрешным? Здесь необходимо вспомнить, что о безгрешности Иисуса хорошо известно нам сейчас. Но большинство иудеев того времени не знали данного факта. Но тем не менее сам Иисус знал это — зачем же Ему было креститься у Иоанна?

Как мы отметили выше, перед тем, как произошло крещение Иисуса, появился Иоанн. Само рождение Иоанна, как свидетельствует Евангелие, без сомнения было также чудесным, т. е. направлялось свыше (Лк. 1 гл.). В определённый момент времени «...Бог обратился с особой вестью к сыну Захарии Иоанну, который жил в пустыне» (Лк.3:2;IBS). Деятельность и проповедь Иоанна приходятся как раз на тот период, когда «народ был в напряженном ожидании (напряженно ждал Помазанника; РБО)» (Лк.3:15;IBS), и вызывают широкий отклик в народе, так что Иоанном заинтересовались даже религиозные власти, которые, скорее всего, держали его в поле своего зрения (Ин.1:19).

В чём же заключалась суть проповеди Иоанна? Можно выделить несколько моментов:

1.Иоанн «пошел по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (призывая людей обратиться к Богу и в знак этого омыться, чтобы получить прощение грехов; пер. Кузнецовой)» (Лк.3:3;IBS). «Покайтесь! — говорил он. — Божье Царство уже близко!» (Мф.3:2;IBS).

2.«Тот, у кого две рубахи, пусть даст одну тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть еда, пусть сделает то же самое» (Лк.3:11;IBS).

3.«Я крещу вас водой, но придет тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий» (Лк.3:16;IBS).

Первый аспект проповеди касался спасения, так как приход Помазанника был связан и с началом суда, при этом каждый желал пройти его достойно. А время наступления всех этих событий, по заверению Иоанна, уже близко. Во времена Иоанна существовал храм со священством, и каждый согрешивший должен был соблюсти всё, что предписывал Моисеев закон. Иоанн своими действиями никак его не отменяет, иначе самого Иоанна могли бы осудить религиозные власти Иудеи, которые следили за его деятельностью. Поэтому его призыв больше направлен на внутреннее покаяние людей, призыв наподобие: «Будь внимателен, приближается финиш, не отклонись случайно, он уже близок» — в смысле личного обращения к Богу. Призыв заставлял задуматься над своими повседневным поведением и делами, обращал внимание на то, что ожидаемые события действительно близки.

В знак осознания того, что человек в своей жизни не всегда поступал правильно, он мог совершить то, что было хорошо знакомо каждому иудею, — очищение через омовение. По Моисееву закону его необходимо было делать в определённых случаях (см., напр.:Лев.15:5–8;17:16), однако со временем понятие «омовение» стало употребляться и в метафорическом смысле (см., напр.: Пс.50:4), становится символом очищения от грехов (см. Зах.13:1; Ис.1:16). Как указывают некоторые историки, во времена Иоанна омовение — полное погружение в воду — практиковали не только немногие закрытые иудейские общины (обитавшие в том числе в пустынных местах), но это вошло в повседневную практику. Ни Иоанн, ни совершаемое омовение сами по себе не прощали грехов, но перемена мыслей и изменение поведения, как следствие проповеди Иоанна, подготавливали народ к скорому приходу Мессии, сосредотачивали на этом внимание. Такое омовение не имело, скорее всего, какого-либо символического значения, а было следствием того, что в знак раскаяния или отречения от прежних дел, очищения от скверны и грехов иудеи поступали привычным для себя образом. Это являлось естественным порывом, особенно в канун прихода Мессии, когда необходимо было соблюдать духовную чистоту, т. е. буквально и символически омыться, подготовиться. В дальнейшем данный мотив мы встречаем и в проповедях Иисуса.

Второй аспект является следствием первого. Личное раскаяние и перемена мыслей должны были отразиться и в поведении человека. Проявление заботы о ближнем, любви, внимания и участия — один из основных мотивов проповеди Иоанна. Божье царство мыслилось как время изобилия и радости, как большой и нескончаемый пир и праздник (ср.Лк.13:29 с Лк.14:15). Теперешние излишние накопления и богатства там не понадобятся — проявляйте милосердие сейчас, тем, что имеете, чтобы быть достойными оказаться там.

Третий аспект. Самой главной целью прихода Иоанна, его чудесного рождения и того, зачем его вёл Бог и впоследствии «обратился с особой вестью», являлись не только акцентирование внимания на скором приходе Помазанника и подготовка народа к этому событию. Самое главное — пророк должен был идентифицировать самого Мессию или указать на него. Вот как об этом говорит сам Иоанн: «Если ты не Мессия, не Илия и не пророк, то почему ты крестишь? Иоанн ответил: — Я крещу водой. Но среди вас стоит тот, кого вы не знаете. Он придет после меня, и я не достоин даже развязать ремни Его сандалий» (Ин.1:25–27;IBS).

Об Иисусе, который к тому времени уже крестился, Иоанн говорит следующее: «Я сам не знал Его, но я крещу водой для того, чтобы Его узнал Израиль. И Иоанн подтвердил свои слова: — Я видел, как Дух Святой спускался на Него с небес в виде голубя и как Он остался на Нем. Я бы не узнал Его, если бы пославший меня крестить водой не сказал мне: “На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом”. Я видел это и свидетельствую, что Он — Божий Сын!» (Ин.1:31–34;IBS).

Из слов Иоанна следует, что первоначально он и не догадывался, кто может стать Помазанником, то есть у него этого не было и в мыслях — Иоанн сам пребывал в недоумении по этому поводу. Он, так же как и все иудеи в те времена, искал Того, Кто должен прийти. Открытая ему свыше истина, что именно он определит Мессию, побуждала Иоанна нести весть и идти к народу в поисках Помазанника, в этом он видел своё предназначение.
Однако такое незнание заставляло произвести проверку среди народа, каждого человека отдельно, и только после этого указать на Избранника. Проповедь, направленная к народу, — «среди вас стоит тот» — побуждала осуществить омовение не только в знак перемены мыслей и очищения, но и как способ идентификации: «не я ли». Все остальные ожидали: «не тот ли или этот» вдруг будет избран.

Бог, знавший заранее, кто станет Мессией, почему-то не открывает Иоанну сразу того, что и так вроде бы сейчас понятно. Конечно, это имело большое значение. С одной стороны, это не затуманивало взгляд людскими представлениями о том, каким должен быть Мессия: это Тот, на Кого укажет, прежде всего, Бог, — и это самое главное. Это видно из слов: «...пришел Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн пытался отговорить Его: — Это мне нужно креститься от Тебя, зачем же Ты пришел ко мне?» (Мф.3:13,14;IBS). Иоанн и Иисус являются дальними родственниками, и, вероятно, не раз виделись в детстве и знали друг друга, но Иоанн не может представить, что Мессия — это Иисус, как он сам сказал позже: «Я бы не узнал Его». Иоанн знает хорошие качества Иисуса, Его безупречное знание Писаний и т. д., но что-то всё же не даёт ему сначала «исполнить все, что требует Бог» (Мф.3:15;IBS). В смысле — даже у Иоанна имелись другие представления.

На Иоанна влияет что-то извне, хотя сам он и пребывал в пустынных местах до этого, в стороне от городской жизни. Представления о Мессии как о некоем лидере, который скинет рабство Рима, покорит весь мир и т. д., преобладали в умах людей. Кроткий и смиренный, скорее всего, не годился на эту роль. В тот момент Иоанн не видит в Иисусе Мессию, а лишь только некоего праведника, способного очистить других перед Богом в обряде омовения.

Вспомним, что омовение в иудейской среде носило совсем другой характер, нежели позже крещение в христианстве. Омыться — значило подготовиться, очиститься и освятиться перед Богом, быть достойным, чтобы исполнить Его волю, получить Его расположение и благословение. Такое очищение мог производить тот, кто сам очистился. Этому подвергались священники перед тем, как начинать служение в храме (Исх.30:17–21). Со временем, чтобы стать ритуально чистым, практиковалось полное омовение, вне зависимости от того, происходило ли осквернение по Моисееву закону или нет. До того, как появилось христианское крещение, события, связанные с Иоанном и проводимыми им мероприятиями, необходимо рассматривать сквозь призму иудаизма того времени. Так, Пётр показывает трансформацию этого понятия от иудейского к христианскому, говоря: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1-Пет.3:21).

Народ омовением «очищался» и подготавливался к тому, чтобы быть достойным во время прихода Мессии. Хотя Иисус и не нуждался даже в ритуальном омовении как средстве очищения, через омовение, которое устраивал Иоанн, Он показал готовность исполнить всё и пройти то, что было для Него предназначено. Он явил себя миру, предстал перед Богом в святости для исполнения Его воли, что и соответствовало буквальному и метафорическому смыслу обряда омовения — быть готовым исполнить задание Бога.

Итак, что же остаётся в «сухом остатке»? Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность Иоанна была направлена на выявление Помазанника, которого все с нетерпением ожидали — кто же это будет? Деятельность Иоанна достигла своей цели, через большую ротацию народа: «Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить людям об Иоанне: — Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром? Нет! Кого же вы ожидали увидеть? Человека, одетого в роскошные одежды? Нет ... Пророка? Да, говорю вам: даже больше, чем пророка» (Мф.11:7–9;IBS). Большинство людей приходили к Иоанну или знали о нём. Если описать современным языком, его популярность была весьма высока. И такая популярность Иоанна могла представлять угрозу для властей. Именно поэтому его схватил и посадил в тюрьму один из правителей за очевидные для всех вещи, о которых знали многие (Лк.3:19,20). Самое главное — Иоанн определил некую точку отсчёта, после чего и должен был явить себя Помазанник. Скорее всего, поэтому, когда весь народ был оповещён, дальнейшее крещение (иудейский обряд омовения) людей Иисусом не имело значения и могло даже мешать.

Но деятельность Иоанна носила и другую функцию. Из его окружения впоследствии были выбраны первые апостолы (Ин.1:35–42;IBS): «На следующий день Иоанн ... Увидев идущего Иисуса, он сказал: — Вот Агнец Божий! Двое из учеников слышали эти слова и последовали за Иисусом ... Они пошли, увидели, где Он живет ... Одним из двух, слышавших слова Иоанна об Иисусе ... был брат Симона Петра, Aндрей. Он разыскал своего брата Симона и сказал: — Мы нашли Мессию! (что означает “Помазанник”)».

Здесь мы видим, что некоторые люди находятся вместе с Иоанном и наблюдают за всеми событиями, не только слушая его проповеди, но и проявляя немалое любопытство. Впоследствии эти же ученики пребывают с Иисусом некоторое время, но покидают Его. Что вынуждает их так поступать, не совсем понятно, ведь они «нашли Мессию». Причиной, скорее всего, является сам Иисус.
Иисус, как мы знаем, также находился с Иоанном и даже «крестил» в тот относительно небольшой отрезок времени, когда народ ещё не был полностью охвачен проповедью Иоанна и когда его деятельность находилась в полном разгаре. Это время использовалось Иисусом для того, чтобы определить и найти тех, кого в будущем Он изберёт в качестве своих учеников. Это можно было сделать через приходивших в большом количестве людей (Лк.5:1–11;IBS):

«...у Геннисаретского озера... Иисус увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети ... Затем Он сел и стал учить народ из лодки. Когда Иисус закончил говорить, Он сказал Симону: — Отплыви на глубокое место и закинь сети для лова. Симон ответил: — Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но если Ты так говоришь, то я закину сети. И когда они сделали это, то поймали столько рыбы, что сети начали рваться ... Когда Симон Петр это увидел, он упал к ногам Иисуса и сказал: — Выйди от меня, Господи, ведь я человек грешный! ... Были поражены и товарищи Петра: Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея. Иисус же сказал Симону: — Не бойся, отныне ты будешь ловить людей. И вытащив лодки на берег, они оставили все и пошли за Иисусом».

Ученики пребывают какое-то время с Иисусом и даже видят первые чудеса, совершаемые Им, но возвращаются к своим повседневным делам, как будто ничего и не произошло (Ин.2,3,4гл.). Это трудно понять, особенно учитывая, что все находились в напряжённом ожидании прихода Мессии. Петра поражает чудо с рыбами, так что он помнит это событие довольно долго (см.Ин.21:1–14), но для него и других учеников не всё так очевидно, да и средства к существованию были необходимы.
Вероятно, деятельность Иисуса в данный период не была направлена на то, чтобы отдельно наставлять учеников, которые после Его смерти смогут продолжить дело. Он не предпринимает усилий для того, чтобы собрать группу последователей, для их обучения и подготовки. Спаситель сам проповедует в синагогах и учит народ, к Нему приходит множество людей, и из их среды, а также из тех, кто пребывал с Ним до этого, вскоре Он изберёт себе учеников (Лк.6:12–17;IBS): «...Иисус пошел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве Богу. Когда наступил день, Он позвал своих учеников и выбрал из них двенадцать, которых назвал апостолами... Иисус спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась целая толпа Его учеников и множество народу...»

К тому же, как указывает ап. Иоанн: «Иисус же сам не доверялся людям, потому что Он знал всех, и Ему не нужно было знать о человеке по рассказам, потому что Он видел каждого насквозь» (Ин.2:24,25;IBS).
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Еремей
Бакалавр
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 18 сен 2016, 22:18
Поблагодарили: 2 раза

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#2 Сообщение Еремей » 15 дек 2016, 22:46

Что можно сказать? Тема про Иоанна Крестителя раскрыта не неплохо,но что -то похожее я читал по моему у Лопухина,кое что похожее есть у Баркли, некоторые моменты похожи , как в последней книге про Иисуса выпущенной у СИ "Иисус,путь и истина и жизнь".В целом статья не плохо раскрывает жизнь Иоанна и его миссию ,как предтечи Христа. Спасибо.

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#3 Сообщение Alex » 15 дек 2016, 22:52

Честно ни Лопухина, ни Баркли не читал, а от СИ у меня только СВЧ осталась и всё.
Кинь либо ссылочки, а лучше открой темы по профилю, всем будет интересно. Хотя Баркли я что то читал, вот точно не помню.

Спасибо тебе Еремей и за критику и за материал, который ты предоставишь, если будет желание.

Цель книги не сколько раскрыть какие либо аспекты, а показать, что смыслы евангельских событий и действий могут иметь сосем другой характер и починяться своей логике.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Еремей
Бакалавр
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 18 сен 2016, 22:18
Поблагодарили: 2 раза

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#4 Сообщение Еремей » 15 дек 2016, 22:59

Хорошо как-то на досуге скину,В отношении книги ,так оно висит на сайте JW.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#5 Сообщение Веснушка » 15 дек 2016, 23:09

Я тоже только что дочитала. Спасибо, Алекс.
Все время думаю, может тоже в чем-то обманываюсь в духовном плане в своих ожиданиях? Как бы не уподобиться тем, что Христа не поняли и не приняли. С другой стороны утешает, что Иоанн, видевший неоспоримые доказательства мессианства Христа, чего-то там себе думал, сомневался, то что говорить о нас? Вся надежда на Бога, что поможет не заблудиться и не пойти на поводу каких-то своих стереотипов.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#6 Сообщение Веснушка » 15 дек 2016, 23:14

Откуда информация про закрытые иудейские общины в пустыне?
Всегда думала, что Иоанн был какое-то время в пустыне одиноким отшельником.

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#7 Сообщение Alex » 15 дек 2016, 23:16

Ты знаешь немного пообщавшись с вами, есть немного и у меня, конечно, но всё это объясняется нашим прошлым. Главное быть готовым к новому, чтобы старое не удержало... я так думаю.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#8 Сообщение Alex » 15 дек 2016, 23:20

Веснушка писал(а):Откуда информация про закрытые иудейские общины в пустыне?
Всегда думала, что Иоанн был какое-то время в пустыне одиноким отшельником.

Самая известная Кумранская, если не ошибаюсь, а их было некоторое количество, даже по скупым историческим сведеньям, не говоря уже о различных хахаризматических лидеров увлекавших за собой народ и т.д.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Еремей
Бакалавр
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 18 сен 2016, 22:18
Поблагодарили: 2 раза

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#9 Сообщение Еремей » 16 дек 2016, 11:24

Alex писал(а):Спасибо тебе Еремей и за критику и за материал, который ты предоставишь, если будет желание.



Кто я такой ,что бы что то критиковать-это все го лишь субъективное мое мнение.Я да-же немного удивлен что твое виденье того ,как Иоанна заключили в темницу и он возможно желал освобождения при помощи Христа,полностью совпало с виденьем авторов "Иисус,путь и истина и жизнь" Привожу цитату из 38 главы "Иоанн, судя по его вопросу, возможно, ожидает, что Иисус сделает нечто большее, чем то, что он уже делает. И, может быть, Иоанн надеется, что Иисус освободит его из тюрьмы. Однако Иисус просит передать Иоанну, что не стоит ожидать большего, чем чудеса, которые Иисус совершает."

В отношении комментариев Баркли http://www.bible.by/barclay-new-testame ... com/41/00/
По Лопухину ,ты можешь погуглить, найдешь интересные моменты,в чем то схожи с твоими выводами,а твое исследование нахожу достаточно аутентичным и интересным( да же то предположение ,что у Иоанна была связь с закрытыми иудейскими общинами такими ,как Иссеи)

Яна
Магистр
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 26 мар 2016, 18:00
Благодарил (а): 37 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: "Учил народ в притчах". Иоанн Креститель.

#10 Сообщение Яна » 16 дек 2016, 17:22

Еремей писал(а):В отношении комментариев Баркли http://www.bible.by/barclay-new-testame ... com/41/00/
По Лопухину ,ты можешь погуглить, найдешь интересные моменты,в чем то схожи с твоими выводами,а твое исследование нахожу достаточно аутентичным и интересным( да же то предположение ,что у Иоанна была связь с закрытыми иудейскими общинами такими ,как Иссеи)

Еремей!
А еще есть книга А.Меня "Сын Человеческий"...
http://www.messia.ru/bibliotk/m/men/sch/son_07.htm#0


Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость