«УЧИЛ НАРОД В ПРИТЧАХ» глава 2.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«УЧИЛ НАРОД В ПРИТЧАХ» глава 2.

#1 Сообщение Alex » 16 дек 2016, 14:45

Предыдущая глава:
viewtopic.php?f=30&t=173

«УЧИЛ НАРОД В ПРИТЧАХ»

Иисус часто в своих проповедях использует иносказательную речь и притчи. В притчах раскрывается та или иная сюжетная линия, посвящённая Божьим истинам. Однако некоторые сравнения, приведённые Христом, внимающему ему народу могут показаться несколько отталкивающими, например:

«Ваши праотцы ели манну в пустыне, однако они умерли ... Я — живой хлеб, пришедший с небес. Кто ест этот хлеб, тот будет жить вечно. Этот хлеб — тело Мое, которое Я отдаю ради жизни мира. Тогда между иудеями начался спор: — Как это Он может дать нам свое тело, чтобы мы его ели?! ... Каждый, кто ест тело Мое и пьет кровь Мою, имеет жизнь вечную, … Иисус сказал это, когда учил в синагоге в Капернауме. Многие из Его учеников, услышав это, говорили: — Это какое-то непонятное учение, и кто только может его слушать?» (Ин.6:49–60;IBS).

Действительно, есть человеческую плоть и пить кровь было невозможно для иудеев, это запрещалось законом и являлось преступлением (см.Лев.17:14). Смысл сказанного стал понятен только впоследствии, но никак не тогда. Такие слова могли даже оттолкнуть и самых верных и преданных учеников: «Тогда многие из Его учеников оставили Его и больше не ходили с Ним. Не хотите ли и вы Меня оставить? — спросил Он двенадцать. Симон Петр ответил: — Господи, к кому нам еще идти? У Тебя слова вечной жизни. Мы верим и знаем, что Ты — Святой Божий» (Ин.6:66–69;IBS). Петру непонятен смысл сказанного, но он не сомневается только в одном, что Иисус — это Мессия.

Можно предположить, что притчи и образы, используемые Иисусом, направлены на сокрытие истины от тех, кто не принимает Его. Но зачем это делать? Ведь всего через несколько лет ученики Иисуса будут раскрывать эти же поведанные им в притчах истины всё тем же людям, открывая их смысл, а также смысл пророчеств о Христе. Вспомним хотя бы ап. Павла и его обращение. Он гнал учеников Христа, но, будучи ослеплённым, имел достаточно времени для размышления над видением и переосмыслением того, что было написано в Писании, так что после сошествия Святого Духа сразу стал проповедовать (Деян.9:1–19). Святой Дух вряд ли снизошёл бы на противника Христа.

Цель поведения Иисуса заключается совсем в другом. Обратим внимание на контекст приведённого места Писания. Вокруг Иисуса собралось множество народа, более 5 тыс. человек. Он накормил всех чудесным образом хлебом и рыбой. Народ в восторге от этого чуда и желает провозгласить Его своим царём, притом даже без Его согласия. Это не входит в планы Спасителя, именно поэтому Он переходит озеро по воде и скрывается от них. После того как некоторые люди, сумевшие перебраться на другой берег, находят Его, и состоялся приведённый диалог.

Огромные толпы народа, находившиеся возле Иисуса, затрудняли Его деятельность и мешали собирать тех, кто впоследствии и составит костяк Его последователей, то есть христианства. Как говорит сам Спаситель: «Говорю вам истину, вы ищете Меня не потому, что видели знамения, а потому, что ели хлеб и наелись досыта» (Ин.6:26;IBS). Проделанное чудо отвечало чаяньям иудеев о Мессии, и, увидев один только намёк на это — большой пир для всех, они реагируют немедленно. Сравним Лк.13:28–30;14:15(IBS):

«Придут люди с востока и с запада, с севера и с юга и займут свои места на пиру в Божьем Царстве. И последние будут первыми, а первые — последними».
«Когда один из обедавших услышал это, он сказал Иисусу: — Счастлив тот, кто будет пировать (букв. “будет есть хлеб”, перевод под ред. Кулакова) в Царстве Бога».

В приведённых фрагментах можно увидеть буквальное представление о Царстве: люди придут из определённых частей света, будут вкушать, есть и радоваться. Необходимо также отметить, что небесная надежда и связанные с этим вопросы не были известны тогда, и только намного позже они горячо обсуждались в среде первых христиан (см.1-Кор.15:12–44).
Люди в основной своей массе не хотели воспринимать что-то новое, иное, менять знакомые с детства каждому иудею представления о Мессии, в соответствии с которыми Его приход был связан только с одним — наступлением царства блаженства, счастья и материального благополучия, где манна просто сама сыплется с неба (о чём и идёт разговор). Однако поняв, что такое чудо не будет происходить каждый день, и услышав в словах Иисуса что-то трудно воспринимаемое, не отвечающее типичным представлениям, народ довольно быстро и с лёгкостью оставляет Спасителя. Тем более что сам Иисус постоянно перемещается, и следовать за ним таким массам людей довольно сложно, это могут позволить себе немногие. Да и Он не стремится постоянно «обслуживать» людей в их собственных представлениях и надеждах. Своей цели Иисус достиг — те, кто даже и не пытался воспринять Его весть и оставался при своих убеждениях, были рассеяны и перестали мешать в осуществлении основных планов. Некий отдалённый намёк на именно такое отношение народа к Помазаннику можно встретить и в других текстах:

«Смотрите, Я предсказал вам все наперед, поэтому, если кто скажет вам: “Он там, в пустыне”, — не ходите, или: “Он там, в потайной комнате”, — не верьте, потому что как молния, которая, сверкая с востока, бывает видна и на западе, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:25–27;IBS).
«Вы думаете, Я пришел, чтобы принести мир земле? Нет, говорю вам, не мир, а разделение» (Лк.12:51;IBS).

Здесь выражается мысль, что для спасения достаточно просто найти Мессию и пребывать с ним, ничего другого как бы и не нужно. В следующем месте опровергается представление, что приход Мессии будет связан только с радостью. Нет, это не так. Как указывает Иисус, перед наступлением времени благополучия необходимо пройти годину испытаний. Такие представления, скорее всего, являлись естественными, ведь иудеи с детства исполняли закон, данный свыше самим Богом, отличались от других народов, имели храм, священство и ожидали воздаяние от Бога за свою праведность. Более праведные, то есть исполняющие закон более тщательно, могли занять место поближе к патриархам, другие просто надеялись на благополучие и облегчение своей участи, когда придёт Христос (см.Лк.13:28–30;14:10).

С другой стороны, при таких ожиданиях иудеев впрямую объявить себя Мессией и Помазанником было невозможно без значительных последствий. Ведь тогда не только народ, но и религиозная власть предъявила бы свои требования. Без следования таким требованиям можно было получить ярлык шарлатана и обманщика и вообще быть побитым камнями, то есть претерпеть казнь, что и случилось с Иисусом впоследствии, только казнь осуществилась руками римлян — язычников. Необходимо было исполнить все пророчества (Мф.26:54) и собрать учеников для дальнейших дел, а на это требовалось время. Именно поэтому Иисус обращается к народу в притчах и иносказательно — это, скорее всего, и является главной причиной такой проповеди Христа. Мы встречаем в текстах Евангелий свидетельства, что Христос не даёт очевидного и прямого ответа на, казалось бы, простой вопрос:

«Иисус ходил по храму в колоннаде Соломона. Вокруг Него собрались иудеи. — Сколько Ты еще будешь держать нас в недоумении? — говорили они. — Если Ты Мессия, то так и скажи нам. Иисус ответил: — Я уже говорил вам, но вы не поверили. Обо Мне свидетельствуют дела, которые Я совершаю во имя Моего Отца. Вы же не верите Мне потому, что вы не Мои овцы. Мои овцы слышат Мой голос, Я знаю их, и они идут за Мной ... Я и Отец — одно. Тогда иудеи опять схватили камни, чтобы побить Его, но Иисус сказал им: — Я показал вам много добрых дел от Отца. За какое из них вы хотите побить Меня камнями? Иудеи ответили: — Мы Тебя не за это хотим побить камнями, а за богохульство, потому что Ты, обыкновенный человек, выдаешь себя за Бога» (Ин.10:23–33;IBS).

Данный текст отражает идею сбора учеников, несоответствие ожиданий религиозной элиты тому, что говорит Иисус, и того, что самым главным свидетельством являются дела Христа. Другими словами, даже если человек не понимает всего происходящего, но по делам уверен, что Иисус является посланником Бога, ему необходимо следовать за Ним до полного понимания и раскрытия божественных истин и замыслов. Ведь это дано свыше, от Бога, и от Него следует получить разъяснения, а не выставлять свои желания и волю на первый план. Представители религиозной элиты, однако, были поражены «болезнью праведности» и ожидали награды в виде власти и постов при Помазаннике, а не каких-то обещаний или чудес, они и так «знали» закон и истину, как им казалось. Это и является причиной того, что немногие из них последовали за Иисусом, а кто всё же уверовал, делали это в основном тайно. Сам вопрос, который они задают, говорит о них следующее: Иисус в их представлении вроде бы подходит на пост Мессии, но не до конца. Он не выполняет каких-то установок, что вызывает сомнение. С точки зрения элиты, Иисус как бы «водит её за нос», и вместе с нею весь народ, совершая чудеса, но не начинает осуществлять самое главное — исполнять их ожидания и чаяния. Как сказал Спаситель о них: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Лк.7:33,34;IBS).

Можно отметить также, что скажи Иисус прямо, что Он — Мессия, люди, которые были настроены на другое, всё равно бы не поверили, и это стало бы пустой и бессмысленной тратой времени. Слыша притчи и иносказания, люди соотносили их с теми шаблонами, какие имели, и сказанное могло даже отдалённо соответствовать их представлениям: «Ученики же спросили Иисуса: — Почему Ты говоришь с людьми притчами? Иисус ответил: — Вам дано узнать тайны Небесного Царства, а им не дано. Тому, кто имеет, будет еще дано, и у него будет в изобилии; а у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть. Я говорю им притчами потому, что “они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат и не понимают” ... Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без иносказаний» (Мф.13:10–13,34;IBS).

Поэтому народ слушает притчи и ожидает действий со стороны Иисуса, оставаясь в относительно пассивном состоянии достаточно долгое время, которое используется для дел. Такое состояние не давало возможности упустить ситуацию из-под контроля. Можно только представить: если какая-либо инициативная группа объявила бы Спасителя своим царём — что тогда было бы? Вне зависимости от того, хотел Иисус быть «назначен» на этот пост или нет, Ему пришлось бы держать ответ как перед светской, так и перед религиозной властью Иудеи. Все силы и внимание были бы направлены на доказательство непричастности и/или тайное перемещение, при котором невозможно стало бы открыто посещать крупные населённые пункты, например Иерусалим в праздник Пасхи, и т. д. Да и сами правители вряд ли стали долго бы разбираться, кто да что. Они привычным для себя образом поступили бы так, как это сделал в своё время Ирод: «Ирод ... пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Возраст он определил со слов мудрецов» (Мф.2:16;IBS). Царь не стал разбираться, кто и как родился, а действовал исходя из общих признаков. То же могло произойти и позже, то есть были бы подосланы убийцы или пущены в ход армейские части. Притом, даже если бы Иисусу и ученикам удалось скрыться, гибель сотен людей (из инициативной группы) не лучшим образом сказалась бы на репутации, и это только бы отталкивало народные массы. Нельзя было допускать таких ситуаций.

Некоторая неопределённость в данном вопросе и есть следствие пассивности людей. Для них Иисус, несомненно, является кем-то великим, но всё же им чего-то не хватает, чтобы признать Его Мессией: «Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили: — Неужели Мессия, когда придет, будет совершать больше знамений, чем этот человек?» (Ин.7:31;IBS). Таким образом, люди не воспринимают Иисуса как Мессию, а делают выводы от обратного: больше и более значимых чудес и знамений совершить невозможно, значит, похоже, что это и есть Мессия. Иначе на Его фоне истинный Мессия просто теряется и меркнет, чего не должно было случиться на самом деле. К тому времени Иисус совершил множество чудес, исцелил болезни, которые в те времена не поддавались лечению, и т. д.

Рассказывая притчи, Иисус не только избегал ненужных стычек, но и выигрывал тем самым необходимое время, когда Он подготавливал учеников. Такая подготовка в основном велась в счёт будущего, то есть была уверенность в том, что ученики правильно поймут сказанное и извлекут из него пользу через некоторое время. И действительно, мы видим, что вплоть до наступления дня Пятидесятницы, когда на учеников сошёл Святой Дух, они в своём понимании оставались практически в пределах античного иудаизма того времени. Сравним Мк.9:30–32 и Деян.1:6–9 (IBS):

«...Иисус и Его ученики проходили через Галилею, и Иисус не хотел, чтобы кто-либо об этом знал, потому что Он был занят наставлением своих учеников. Он говорил им: — Сын Человеческий будет предан в руки людей, которые убьют Его, но через три дня Он воскреснет. Однако они не понимали, что Он имел в виду, а спросить боялись».
Ученики «спросили Его: — Господи, не настало ли время Тебе восстановить царство Израиля? Он сказал им: — Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец установил своей властью. Когда на вас сойдет Святой Дух, вы получите силу и будете Моими свидетелями ... до краев земли. Сказав это, Он на их глазах был поднят ввысь, и облако скрыло Его от их взглядов».

Несмотря на то что Спаситель отдельно наставлял и обучал апостолов до этого, они всё равно не совсем понимают, что должно случиться и как будут разворачиваться события. Даже в момент вознесения Иисуса, то есть после воскресения и явления им, они всё также надеются на скорый приход земного иудейского царства, не отдавая себе отчёта в том, что они стали участниками событий, которые ещё никогда до этого не происходили в истории. «Многое Мне еще хотелось бы вам сказать, но вы сейчас не сможете понять. Вот когда Дух истины придет, Он введет вас во всю истину. Он не будет говорить от себя, но будет передавать то, что сам слышит, и скажет вам, что должно произойти» (Ин.16:12,13;IBS).

Понимая всё это, несмотря ни на что, Спаситель проявляет терпение, зная, что в будущем апостолы поймут всю истину: «[Иисус] ...спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк.9:33,34;IBS). Даже на последней вечере, перед самым арестом Спасителя, ученики «...начали спорить, кто из них должен считаться самым великим» (Лк.22:24,30;IBS). И Иисус, как кажется, отвечает в понятном для них духе: «...чтобы и вы могли есть и пить за Моим столом в Моем Царстве, и вы сядете на двенадцати престолах править двенадцатью племенами Израиля».

Далее... глава 3. viewtopic.php?f=30&t=184
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя