"ИСКУШЕНИЕ". глава 3.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"ИСКУШЕНИЕ". глава 3.

#1 Сообщение Alex » 21 дек 2016, 14:20

Предыдущая глава.
"УЧИЛ НАРОД В ПРИТЧАХ" глава.2.
viewtopic.php?f=30&t=175

ИСКУШЕНИЕ

Как отмечается в Евангелиях, после крещения Иисус направляется в пустыню:

«Затем Дух повел Иисуса в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. После сорока дней и сорока ночей, проведенных в посте, Иисус почувствовал сильный голод» (Мф.4:1,2;IBS).
«Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повел Его в пустыню. Там Его сорок дней искушал дьявол» (Лк.4:1,2;IBS). (Перевод под ред. Кулакова: «...в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом». РБО: «...и там сорок дней Его испытывал дьявол».)

Далее упоминаются только три испытания, или предложения, которые были сделаны после сорокадневного нахождения в пустыне. Что же происходило в течение этих непростых сорока дней? В чём возможные причины того, что о них упоминается только вскользь, просто как о свершившемся факте?
События, связанные с приходом Мессии, берут своё начало в Едеме. Именно там дьявол уговорил первых людей нарушить Божьи заповеди, целью же Спасителя являлось «...разрушить дела дьявола» (1-Ин.3:8). Понятно, что в этом деле были затронуты две стороны и дело касалось не только земного, видимого, но и небесного. Также однозначно можно утверждать, что была бы воля дьявола, он бы ни за что не допустил самого факта появления Спасителя на земле. Что же удерживало его от того, чтобы совершить какое-либо противодействие? Очевидно, что этому мешала противоположная сторона — Бог и ангелы, оставшиеся на Его стороне. В самом Писании мы встречаем упоминания такого противостояния, да и сам Иисус говорит Петру: «Неужели ты думаешь, что Я не мог бы попросить Моего Отца, чтобы Он немедленно прислал Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, где говорится, что должно произойти именно то, что сейчас и происходит?» (Мф.26:53,54;IBS).

Один из таких споров встречается в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана ... И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный ... и удаляющийся от зла. И отвечал сатана ... разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? ... но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов1:6–11).

Спор ведётся в среде ангелов, и он касается хотя и праведного, но всё же грешного человека, вокруг него и разворачиваются события. Можно только предположить, что и здесь дело ограничивалось не только самим Иовом и его праведностью. Спор затрагивал будущее появление целого народа, от которого и должен впоследствии произойти Спаситель. Иов был взят как некая нейтральная фигура — на него и указал сатана, сделав упор на корыстность побуждений человека в вопросе поддержания им стороны Бога. Иов по собственному желанию избрал путь праведности и тесно придерживался известных ему законов Бога. С ним не заключалось никаких союзов, как, например, с Авраамом, накладывающих некоторые обязательства и дающих особую благосклонность со стороны Бога. Целью было опорочить связь и отношения Бога и неких праведников на земле, поставить под вопрос сам факт существования такого союза. Похоже, что после выяснения вопросов относительно Иова союз о благословлениях и был заключён с народом Израиля (см. Втор. 28:9–15). Данный эпизод с Иовом показан как весьма значительный, достойный того, чтобы на нём заострить внимание и чтобы нечто подобное стоило ожидать при более значимом событии — появлении Спасителя. То есть история с Иовом — это только промежуточный этап на пути к конечной цели.

Таким образом, видны некие предпосылки для дальнейших рассуждений и предположений о том, что могло происходить в пустыне в течение довольно значительного отрезка времени — сорока дней. Действительно, последние три искушения, которые и вошли в Евангелия, по ощущениям длятся всего ничего — от десятков минут до нескольких часов (в зависимости от того, как отсчитать время). О чём же могла идти речь сорок дней?

Итак, Иисус к тому времени избран Богом, что подтвердил Иоанн Креститель. Многое Иисусу, скорее всего, было известно и до появления Его в пустыне: «Ребенок рос и набирался сил и мудрости, и благодать Божья была на Нем ... Когда Ему было двенадцать лет ... Он сидел среди учителей, слушал их и задавал вопросы. Все, кто Его слышал, поражались Его пониманию и Его ответам ... Иисус взрослел и становился мудрее. Его любили и люди, и Бог» (Лк.2:40–52;IBS). Но тем не менее необходимо было подтвердить план действий и ответить на все вопросы противоположной стороны, которая искала изъян в данном плане. Эти вопросы, надо полагать, не имело смысла задавать до момента появления Спасителя и Его идентификации. Как и во времена Иова, были собраны все заинтересованные стороны и вопросы задавались непосредственно Исполнителю заранее установленного плана.

То, что такой план существовал, не вызывает сомнений — это видно из самих Евангелий, где мы постоянно встречаем слова наподобие: «Мое время еще не подошло...», «Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время еще не настало» (Ин.7:6,30;IBS, см.Лк.22:53). С Иисусом связали большое количество пророчеств: «...тогда вспомнили, что так было о Нем написано» (Ин.12:16), да и сами слова Спасителя — «...должно произойти именно то, что сейчас и происходит» (см. выше) — однозначно указывают на некий план действий. Однако до момента появления Спасителя в Писаниях мы не встречаем какого-либо плана, а лишь небольшие отрывки текстов и пророчеств, которые по большей части говорят о Мессии иносказательным языком. На их основе довольно сложно без сторонней помощи указать, что и как будет делать пришедший Мессия. Например, станет ли Он человеком, который буквально будет ходить по облакам, или это должно исполниться как-то ещё (см.Дан.7:13,14). И сделать это просто невозможно, если преследовать собственные интересы. Вероятно, это одна из причин, почему иудеи того времени приняли Спасителя так прохладно: Он не вписывался в рамки того, что они ожидали и желали видеть в Мессии.

Таким образом, можно утверждать с большой долей вероятности, что сатана пытался в разговоре с Иисусом найти некую брешь, слабое место. Любая «зацепка» во взглядах оппонента могла привести к существенному пересмотру тех или иных положений. Это как раз тот случай, когда изъятие всего одного «кирпича» приводит к разрушению всего «здания». «Человека же, слушающего Меня, но не поступающего по Моим словам, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было ужасным» (Мф.7:26,27;IBS). Пророчеств, которые должен был исполнить Христос, существовало немало. Многие из них в той или иной степени затрагивали всевозможные аспекты — как того, что произошло в Едеме, так и будущих договорённостей с теми, кто последует за Спасителем. Другие, возможно, касались непосредственно того, как будет организован финал и апогей, — его мера, степень и глубина. Например, умереть в мучениях и при этом сохранить ясность ума, чтобы сатана не мог этим воспользоваться для своих целей, и т. д. Где эта грань между сознательным выбором в момент смерти и неосознанными действиями, предпринимаемыми, например, в бреду? (Иисус первоначально отказывается пить болеутоляющую смесь (см.Мф.27:33, 34)). Трудно определить, о чём действительно шла речь, но ясно одно — имел место трудный и «вязкий» разговор, тонкости которого, вероятно, не совсем были бы понятны не только иудеям того времени, но и даже нам сегодня. Возможно, именно по этой причине переговоры длиной в сорок дней не вошли в Евангелия — как весьма длинные и малоинформативные. Иисус передал ученикам только то, что было им необходимо, тем более что на момент Его казни и вознесения ученики находились в плену своих иудейских ожиданий, как мы увидим далее, и вряд ли они смогли бы понять даже часть произошедшего в пустыне.

Косвенно о разговоре в пустыне могут свидетельствовать и другие фрагменты Писания:
«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд.1:9).
«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12:10).

Оба текста отражают способ действия сатаны, и можно предположить, что точно так же он действовал и тогда, в пустыне. С другой стороны, возникает вопрос: была ли вообще необходимость в таком разговоре? Действительно, можно было составить план и передать его для исполнения Иисусу. Для сатаны разговор являлся шансом ещё раз попробовать отстоять свои интересы и подорвать позиции Иисуса. Не случись этого, он мог бы, как во времена Иова, сказать, что Бог сделал всё так, что нет альтернативной точки зрения, то есть Бог всё делает только в своих интересах и т. д. Для Иисуса это была возможность более подробно ознакомиться с действиями сатаны и с тем, на что будет делаться упор в том или ином случае, определить свои действия и план.

После событий в пустыне сатана больше не имеет непосредственных контактов с Иисусом. Но, судя по всему, данный разговор не был просто забыт или оставлен без внимания Спасителем: «И начал учить их, что Сыну Человеческому предстоит перенести много страданий ... что Его убьют, и через три дня Он воскреснет. Он прямо говорил об этом, и Петр, отозвав Его в сторону, стал возражать. Иисус, обернувшись и посмотрев на учеников, строго сказал Петру: — Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о Божьем, а о человеческом. Подозвав народ и своих учеников, Иисус сказал им: — Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя, возьмет свой крест и следует за Мной...» (Мк.8:31–35;IBS).

Хотя текст не передаёт эмоциональную интонацию, но, исходя из слов, которые передаёт Марк, можно сделать вывод, что Иисус оборвал Петра в довольно резкой форме. Спаситель обращается ко всем находящимся с Ним в данный момент ученикам. Этим Он не только публично осуждает Петра, но и пресекает попытки оказывать на Него подобное давление со стороны учеников в дальнейшем. Не понимая до конца, что и как, ученики уяснили для себя самое главное: такое говорить Иисусу не надо. Реакция Спасителя показывает, что малейшая слабина — и дьявол получит все шансы для реальной атаки, ведь Спаситель, как и мы, имел плоть, которая может испытывать страдания. С другой стороны, если реакция Иисуса была обусловлена не только наставлением при удобном случае, то можно констатировать, что социум или окружение могли оказывать на Него давление. То есть хотя Иисус и имел поддержку Бога, всё же действовал самостоятельно, по некоторому заранее принятому плану, доказывая и утверждая Божью правоту, так что все, включая ангелов, следили и наблюдали за Его поступками и делами. Не это ли имел в виду ап. Павел в 1-Тим.3:16:«...это Тот, кого Бог явил в человеческом теле... кого видели ангелы...» (РБО). Такой взгляд заставляет нас ещё раз перечитать Евангелия, обращая более пристальное внимание на детали.

Понятно, что дьявол, стремясь достигнуть своей цели, не гнушается ничем, как показал случай с Иовом, прибегает к шантажу и открытой угрозе физической расправы. Другими словами, дьявол как бы указывает Христу, что это путь не только праведности, но страданий и мучительной смерти, стараясь запугать Его. Обратим внимание на один небольшой эпизод, произошедший перед казнью Спасителя: «Отряд воинов, их командир и иудейские стражники арестовали Иисуса и связали Его. Они привели Его вначале к Анне. Анна был тестем Каиафы, который был в тот год первосвященником ... Тем временем первосвященник допрашивал Иисуса о Его учениках и учении ... Зачем ты Меня допрашиваешь? Спроси тех, кто Меня слушал ... Когда Иисус это сказал, один из стоящих поблизости служителей ударил Иисуса по лицу. — Ты как разговариваешь с первосвященником! — возмутился он. — Если Я сказал что-то не так, то скажи, что не так, — ответил Иисус. — Если же Я прав, то зачем ты бьешь Меня? Анна отослал Иисуса связанным к первосвященнику Каиафе» (Ин.18:12–24;IBS).

Анна не являлся в тот год первосвященником, а значит, не мог выносить судебные решения. Иисуса привели к нему, вероятно, потому, что вести куда-либо ещё не было смысла — члены суда ещё не успели собраться и подготовиться. Анна, чтобы сэкономить время, проводит предварительное расследование, выискивая слабые места в аргументации. При этом на Спасителя оказывается физическое давление. Хотя Иисуса вскоре подвергнут мучительной казни и Он знает об этом, всё же, как кажется, Он не готов терпеть насилие в Свой адрес со стороны людей, не имеющих к данному процессу отношения. В связи с этим могут появиться вопросы относительно того, как реагирует Иисус, о чём Он беспокоился и почему именно так, ведь дальнейшие события показывают, что Он практически всегда молчал при допросах и избиениях. Рассуждения с точки зрения осуждаемого Иисуса могут быть такие: «Если дело будет так продвигаться дальше, то и до настоящего суда можно не дотянуть, дай в полной мере волю враждебным людям». Действительно, они просто могли расправиться с Ним под покровом темноты и неразберихи и без суда. Или: «разве Спаситель пришёл для того, чтобы все кому не лень срывали на Нём зло?» Так или иначе, верны или не верны данные рассуждения, дело касалось физического мира, плоти и крови. Спаситель испытывал страдания и реагировал как любой человек в данной ситуации.

После пребывания в пустыне произошли перемены в образе действий Иисуса. Вероятно, в большей степени становятся понятны пророчества, их смысл и исполнение, а также то, что предстоит Ему сделать. Такие изменения не остаются незамеченными, на что и указывает Лука (4:14–22;IBS):«Иисус возвратился в Галилею исполненный силой Духа ... Он учил в синагогах, и все прославляли Его ... пришел в Назарет, в город ... Он отправился в синагогу. В синагоге Иисус встал, чтобы читать. Ему подали книгу пророка Исайи ... “Дух Господа на Мне, Он помазал Меня возвестить нищим радостную весть. Он послал Меня провозгласить свободу узникам, прозрение слепым, освободить угнетенных, возвестить год милости Господней”... Глаза всех в синагоге были прикованы к Нему. Он начал говорить: — Сегодня эти слова Писания, слышанные вами, исполнились. Все хвалили Его и удивлялись тому, как Он хорошо говорил. — Но разве Он не сын Иосифа? — спрашивали они». Жители города, знавшие Иисуса с детства, не только удивлены, но и не понимают, как такое может произойти с Ним, ведь Он сын ничем не приметного плотника Иосифа.

Испытания помогли Иисусу многое переосмыслить, и то, что было ему знакомо из Писаний с детства, предстаёт в таком свете, в каком ранее нельзя было и помыслить. В приводимом далее отрывке речь идёт о Мессии, посланном от Бога. Никодим спрашивает Иисуса о Его деятельности, стараясь понять ближайшие планы относительно наступления царства, ведь для него Он — посланник от Бога, а значит, и заветное царство уже близко (Ин.3:1–17;IBS):«Среди фарисеев ... Никодим. Он был одним из иудейских вождей ... ночью он пришел к Иисусу и сказал: — Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога ... В ответ Иисус сказал: — Говорю тебе истину, никто не может увидеть Божьего Царства, если не будет заново рожден. — Как это человек может быть рожден еще раз, когда он уже стар? — удивился Никодим ... Иисус ответил: — Говорю тебе истину, никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа ... — Как это может быть? — спросил Никодим. Иисус ответил: — Ты учитель Израиля, и ты этого не понимаешь? Говорю тебе истину: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете Нашего свидетельства. Я сказал вам о земных вещах, и вы не верите, как же вы поверите, если Я буду говорить вам о небесном? Никто не поднимался на небо, кроме того, кто сошел с неба, — кроме Сына Человеческого... Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти его через Сына». Однако Иисус указывает на то, что Мессия не завоюет мир в иудейском понимании того времени, а Его приход связан совсем с другим. Никодим хорошо знает Писание, но он никак не может понять некоторые смыслы, представленные Иисусом в другом свете, относительно целей прихода Мессии.

Последние три испытания, предлагаемые дьяволом, затрагивали весьма болезненные темы для иудеев. Неспроста именно их и выбрал сатана:«Затем Дух повел Иисуса в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. После сорока дней и сорока ночей, проведенных в посте, Иисус почувствовал сильный голод. Тогда искуситель подошел к Нему и сказал: — Если Ты Божий Сын, то прикажи этим камням стать хлебом. Иисус ответил: — Написано: “Не только хлебом живет человек, но и каждым словом, исходящим от Бога”. Затем дьявол поставил Иисуса на вершину храма, что в святом городе. — Если Ты Божий Сын, — сказал он Ему, — то бросься вниз. Ведь написано же: “Ангелам своим повелит, и они на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень”. Иисус ответил ему: — Написано также: “Не искушай Господа, Бога твоего”. Тогда дьявол взял Иисуса на высокую гору. Оттуда он показал Ему все царства мира во всем их блеске. — Все это я отдам Тебе, — сказал он, — если Ты поклонишься мне! Иисус ответил: — Прочь от Меня, сатана! Написано: “Поклоняйся Господу Богу твоему и Ему одному служи!” Тогда дьявол оставил Его, а к Иисусу пришли ангелы и служили Ему» (Мф.4:1–11;IBS).
Сами акценты, на которые делает упор сатана, можно разделить на две составляющие. Одна из них была направлена на выявление личных качеств, другая — на амбиции, которые питали иудеев. Ведь Иисус воспитывался в среде иудеев и хорошо представлял их, то есть на что они надеялись, их чаяния и переживания, саму суть социальных и культурных устремлений.
Как и в случае с Адамом и Евой, сатана старался найти самолюбивые тенденции в Иисусе. Ведь после Своего крещения Иисус стал Христом, Сыном Божьим, для исполнения Его воли. В какой-то степени от Иисуса зависели исполнение пророчеств и выяснение всех вопросов, касающихся Бога, ангелов и человека. Имелась вероятность поддаться этому настроению и позволить Себе нечто большее, чем нужно. Рассуждать можно было в таком духе: «Да и кто мог бы возразить на некоторые действия Христа, ведь от Него зависело и наше спасение, мы должны быть благодарными, что Он вообще искупил нас». Однако Иисус не поддался таким эгоистическим настроениям и не позволил Себе даже в малом дать слабину. В противоположность этому мы видим, что многим «великим» людям обычно прощаются их слабости, ошибки и даже преступления. Прикрываясь своими талантами и способностями, опираясь на власть, деньги и связи, такие люди совершают дела, за которые других просто осудили бы. Такие люди часто капризны и требовательны к окружающим, считая их сором под ногами. Это происходит потому, что многие и многое зависит от них, и по сравнению с этим их капризы — просто мелочь, и с ними можно смириться. Недаром дьявол начинает речь словами: «если Ты Сын Божий... то...». Этим он и намекает на то, чтобы Иисус позволил Себе некоторые послабления. Ведь нет ничего плохого в том, чтобы голодному человеку поесть. И разве должен Помазанник Божий испытывать голод?

Далее дьявол предлагает броситься с крыла храма. Бог не позволит разбиться Ему, и ангелы понесут Его на руках. В этом также можно увидеть предложение насладиться Своей властью: «Как было бы приятно ощущать Себя тем, кого на руках носят даже ангелы Божьи. Дай Себе слабину перед тем, как всё начнётся». Такой призыв просматривается в предложении сатаны. Некоторые настроения иудеев показывает ап. Павел в Рим. 2:17–20; IBS:

«Возможно, ты называешь себя иудеем, полагаешься на закон и хвалишься (гордишься; СоП) Богом; ты знаешь Его волю ... Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет ... во тьме ... воплощением знания и истины». В другом месте: «...пытаетесь получить оправдание исполнением закона...» (Гал.5:4;IBS).

Здесь просматривается представление об исключительности, а при соблюдении закона иудеи оправдывались перед Богом так, что считали себя праведными. Бог как бы и обязан. Подобные тенденции можно усмотреть в предложении сатаны Иисусу броситься с храма. Разве Бог не обязан Своему Сыну в тот момент, когда многие ангелы и люди отвернулись от Него и обвинили в несправедливости? С другой стороны, для иудеев Мессия имеет человеческое происхождение, но обладает сверхспособностями, поэтому слова из Дан.7:13,14 — «...вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» — могли пониматься буквально. Человеческий Мессия должен был буквально летать до облаков, что невозможно сделать без ангелов. Поэтому это искушение не только взывало к эгоизму, но и к заветным желаниям иудеев.

Последнее искушение Иисуса было направлено в то же русло. В последнем испытании сатана предлагает Иисусу все царства мира за один акт поклонения. Такое испытание может показаться не совсем уместным, ведь в конце концов Иисус станет управлять всем миром в куда большем положении, чем Ему сейчас предлагается. Но это не было простым испытанием. Иисусу хорошо известны настроения своих соплеменников, и Ему предоставлялась возможность оправдать человеческие ожидания в отношении установления царства Бога. При исполнении данных представлений люди бы просто сделали Его своим кумиром. Иисус избежал бы гонений и унижений и находился бы на пике власти и славы среди иудеев. Для сатаны же сама власть уже не имела значения, так как Иисус, оставшись верным Богу, лишит его этой власти в конечном счёте. Поэтому для него важно выиграть спор. Однако, как указал Иисус: «...ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). В другом месте: «Каждого человека искушают его же собственные желания, они увлекают и соблазняют его. Затем желание зачинает и порождает грех, а совершенный грех порождает смерть» (Иак.1:14,15; IBS).

Далее... глава 4.
viewtopic.php?f=30&t=189
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Веснушка
Доктор
Сообщения: 200
Зарегистрирован: 15 ноя 2015, 18:28
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 35 раз

Re: "ИСКУШЕНИЕ". глава 3.

#2 Сообщение Веснушка » 23 дек 2016, 23:58

Когда дьявол искушал Иисуса в пустыне, вполне могло быть, что он вылил ему целую кучу грязи на Отца.
Вспомнить, хотя бы, его слова Еве: "подлинно ли сказал Бог...?……… знает Бог,что в день, который вкусите..."
Или его наглые слова самому Богу об Иове: "не Ты ли кругом оградил его...?"
Более мерзкую и неблагодарную личность трудно себе представить. И, Христос, возможно, по причине, что мы "не сможем этого вместить", а, возможно, и выдержать, не зная в полной мере Отца, не стал сообщать все подробности искушения дьяволом. Вот такие мысли.
Радует, что Иисус выстоял.


Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость