"ИИСУС И САМАРЯНКА". глава 4.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"ИИСУС И САМАРЯНКА". глава 4.

#1 Сообщение Alex » 28 дек 2016, 03:30

Предыдущая глава.
"ИСКУШЕНИЕ". глава 3.viewtopic.php?f=30&t=184

ИИСУС И САМАРЯНКА.

Как известно, в разговоре с самарянкой у колодца Иисус впервые открыто говорит, что Он является Мессией. Возникает вопрос: почему Иисус сказал такие важные слова именно самарянке? Почему Он открыто не говорил об этом ученикам? Логично предположить обратное. Случай описывается в Ин.4:3–42;IBS:

«Путь Его лежал через Самарию ... от участка земли, который Иаков дал своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова ... было около полудня. К колодцу пришла за водой одна самарийская женщина. — Дай Мне, пожалуйста, воды напиться, — попросил ее Иисус. Ученики Его в это время пошли в город купить еды. Самарянка удивилась: — Ты иудей, а я самарянка, как это Ты можешь просить у меня напиться? — (Иудеи не общаются с самарянами.) Иисус ответил ей: — Если бы ты знала о даре Божьем и о том, кто просит у тебя напиться, ты бы сама попросила Его, и Он дал бы тебе живой воды. Женщина сказала: — Господин, Тебе и зачерпнуть нечем, а колодец глубок ... Неужели Ты больше нашего отца Иакова ... ? Иисус ответил: — Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Женщина сказала Ему: — Господин, так дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой. Он сказал ей: — Пойди, позови своего мужа и возвращайся сюда ... у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе... — я вижу, что Ты пророк. Так объясни же мне, почему наши отцы поклонялись на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме? Иисус ответил: — Поверь Мне ... настанет такое время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме ... спасение — от иудеев. Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет себе Отец. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина сказала: — Я знаю, что должен прийти Мессия, которого называют Христом; вот когда Он придет, Он нам все и объяснит. Иисус сказал ей: — Это Я, тот, кто говорит с тобой. В это время возвратились Его ученики и удивились, увидев, что Иисус разговаривает с женщиной. Но никто, однако, не спросил, что Он хотел и почему Он с ней говорил. Женщина ... вернулась в город и сказала людям: — Идите и посмотрите на человека, который рассказал мне все, что я сделала. Не Мессия ли Он? Народ из города пошел к Иисусу ... Многие самаряне, жители этого города, поверили в Иисуса, потому что женщина сказала: — Он рассказал мне все, что я сделала. Самаряне ... стали упрашивать Его остаться с ними, и Иисус провел с ними два дня. И еще больше людей поверили в Него из-за Его слов. Они говорили ... этот человек действительно Спаситель мира».

Как мы уже отметили выше, иудеи имели определённые представления о приходе Мессии. Как и ученики Спасителя, они думали, что Иисус установит земное царство. Даже в момент вознесения на небо, то есть после смерти и воскресения, ученики всё ещё надеялись на появление такого царства (Деян.1:6). Поэтому деятельность Иисуса не вписывалась в их тогдашние представления о приходе Христа. Хотя до этого ученики и выражают веру в то, что нашли Мессию, однако их вера более всего зиждется на представлениях, которые бытовали в те времена (Ин.1:41). Поэтому в какой-то момент они оставляют Иисуса и занимаются своими обычными делами (Лк.5:1, 2). Только непосредственное указание Спасителя побуждает их оставить всё и начать следовать за Ним (Лк.5:10,11). Иначе трудно объяснить, что побудило учеников оставить Иисуса и вернуться к обычным делам, если, по их мнению, они действительно нашли Мессию.

В этом, возможно, и кроется причина того, почему Иисус не говорит прямо, что Он является Мессией. Даже Иоанн, заключённый в тюрьму, ожидал от Иисуса нечто другое (Лк.7:18). Ответил ли Иисус прямо Иоанну? Нет, Он указал на чудеса, которые творил. Поэтому сам Иоанн, как и другие люди, должен был сделать выводы на основании дел и сравнить это с тем, что должен был делать Помазанник согласно Писаниям и их представлениям. Заявление Иисуса, что Он — Мессия, могло вызвать много споров. Один такой спор описан в Евангелии от Марка3:20–30(IBS) (см. также Мф.12:22–50):

«Однажды, когда Иисус вошел в дом, опять собралась толпа, так что Ему и ученикам даже поесть было некогда. Услышав об этом, родственники Иисуса пришли забрать Его, потому что они говорили: — Он не в своем уме. А учителя закона, пришедшие из Иерусалима, утверждали: — Он одержим Вельзевулом...».

Дело касалось не только исцеления, которое совершил Иисус, но и сути вопроса: кем Он является? Спор перешёл в довольно жаркую фазу, и, несмотря на всю очевидность чуда, от Него требуют ещё знамений. Всё-таки людям чего-то не хватает, чтобы признать Его Мессией, и даже родственники, опасаясь за Его благополучие, решили забрать Его оттуда (Ин.7:5). Такое несоответствие побуждает заявить, что Он исцеляет с помощью сатаны.

Поэтому Иисус, зная, как мыслят иудеи, не провоцировал их на споры, а предоставлял возможность самим делать выводы. С самарянами ситуация была несколько иная. Как известно, они не признавали все еврейские Писания, а только Пятикнижие Моисея, да и то несколько исправленное. Они не имели представления обо всех подробностях прихода Мессии, их картина прихода Мессии не была так развита, как у их соседей, и сильно отличалась. Как и сказала самарянка (Ин.4:25): «знаю, что придет Мессия..; когда Он придет, то возвестит нам все». Поэтому Иисус мог ей сказать открыто, кем Он является, это не вызывало споров у самарян, и многие уверовали в Него (Ин.4:39–42). Однако интересен и сам разговор Иисуса с самарянкой. Как указывает ап. Иоанн, самарянка приходит к колодцу «около шестого часа», то есть около полудня (Ин.4:6). В это время начинается дневная жара, и многие, сделав все дела утром, уже отдыхают. Женщина приходит, вероятно, потому, что не желает встречаться с другими людьми, ведь она явно нарушает Моисеев закон, живя с мужчиной, с которым не состоит в браке (Ин.4:18). Поэтому её ритм жизни отличается от остальных, и её жизнь затруднена данным обстоятельством. Все дела ей приходится делать в самые неудобные часы. Носить в это время воду или тяжести особенно нелегко. Иисус заметил это.

Спаситель, обращаясь к ней и попросив воды, вызвал у неё интерес. Иудеи не общались с самарянами (Ин.4:9). Когда пришли ученики, они увидели Иисуса, разговаривающего с самарянкой, но: «...никто не спросил Его: “Чего Ты хочешь от неё?” или “Почему Ты разговариваешь с ней?”» (Ин.4:27; СоП).

Ученики, скорее всего, были в недоумении, почему Иисус разговаривает с этой женщиной, ведь они хорошо знали иудейские традиции. Для них поведение Иисуса являлось несколько необычным. По словам самарянки, у Иисуса не было чем подчерпнуть — это не означает, что у колодца отсутствовало какое-либо приспособление или что Иисус не мог или не хотел Сам набрать воды. Причина, надо полагать, в том, что, согласно обычаям, иудеи не пользовались общей посудой с самарянами, они боялись оскверниться. Поэтому и саму просьбу Иисуса женщина расценила как весьма необычную. Однако Иисус сделал больше. Он подвёл женщину в разговоре к смысловой кульминации: «Неужели Ты превосходишь нашего праотца Иакова, который дал нам этот колодец и сам пил из него со своими детьми и скотом?» (Ин.4:12;СоП).

Однако, тем или иным образом, разговор о воде привёл к обсуждению темы источника воды и того, кто её дал. Иаков предпринял немало усилий, чтобы отыскать здесь воду и вырыть такой глубокий колодец. Так как Иисус указывал на некий другой, неизвестный пока женщине «источник воды», это, несомненно, напомнило ей об Иакове, давшем этот колодец. Это побудило женщину сравнить дела Иакова с тем, что обещал сделать Иисус. Действительно, получить воду, которая будет течь вечно, и не испытывать жажду вовек было для самарянки очень заманчивым предложением, учитывая её положение. Она сразу ответила (Ин.4:15): «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать (и мне не надо будет ходить сюда за водой (пер. Кузнецовой))».

Пророческий дар Иисуса, а также понимание потребностей не оставляли сомнений в том, что этот человек может сделать больше и исполнить все обещания. Всё это побудило самарянку пойти и возвестить о нём всем в городе (Ин.4:29). Интересно, что при этом она указывает на свою жизненную ситуацию, о которой знали жители города, что Иисус рассказал ей обо всём. Это вызвало большой интерес жителей, многие из которых, возможно, сочувствовали ей. Вести в те времена, можно сказать, отшельническую жизнь представлялось, наверное, затруднительным: необходимо было вести домашнее хозяйство, заниматься ремеслом и/или сеять, пахать и т. д., ходить на базар, то есть постоянно соприкасаться с другими людьми, зная, что они осуждают тебя. Тем более что самаряне также ожидали прихода Мессии, были глубоко религиозными людьми.

В разговоре Иисуса с самарянкой можно проследить те тенденции, которые явно волновали жителей Самарии того времени. Так, самарянка, после того как поняла, что перед ней не просто человек, а пророк Бога, задала сразу весьма волнующий её вопрос: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где дóлжно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин.4:20).

Другими словами, вопрос касался поклонения — где было бы правильно поклоняться Богу. Давняя вражда и позиция, занимаемая фарисеями по отношению к самарянам, не давали возможности им осуществлять поклонение в Иерусалимском храме в полной мере. С точки зрения самарян иудеи также были неправы в некоторых вопросах, и между ними имелись серьёзные разногласия, вплоть до того, что «ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин.4:9). Поэтому в вопросе самарянки имеется некоторый упрёк в адрес иудеев. Иудеи не сообщались с самарянами и препятствовали им, возможно, с давних времён, поклоняться в Иерусалимском храме. Эта история имеет весьма давние корни и положила начало большой вражде между двумя народами (ср. Езд.4:1–16;4-Цар.17:23–29).

Вопрос и позиция, занятая самарянкой, как представляется, не давали никаких оснований для дальнейшей беседы. Это могло привести только к спорам и взаимным непониманию и нападкам. Возможно, в вопросе самарянки прослеживается также и обида за несправедливое отношение иудеев к её народу. Иисус не стал спорить и останавливаться на том, что было в прошлом, выяснять, кто и в чём не прав, и сыпать упрёками в адрес самарян. Нет, Он сосредоточил внимание на надежде, которая в будущем открывалась и для самарян. Указав, что спасение — от иудеев, с чем были согласны самаряне, Он подчеркнул то, что действительно являлось важным перед Богом, а именно сердце человека: «...истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. Бог есть дух, и поклоняющиеся должны поклоняться Ему в духе и истине» (Ин.4:23, 24).

Самаряне ждали именно такого Мессию, который бы дал возможность и им поклоняться Богу в полной мере и иметь равные возможности. Они особенно остро чувствовали ситуацию и нуждались в таком подходе. Иисус оправдал их ожидания, и они, как мы видим, с радостью приняли Его. Теперь их надежды сбывались. Всё это привело к тому, что многие пришли к Иисусу и «уверовали» (Ин.4:39). Весть, которую принёс Иисус самарянам, отличалась от того, что Он говорил иудеям. Это и понятно: ведь два народа по-разному относились к поклонению и лелеяли разные надежды относительно прихода Мессии. В результате: «Самаряне пришли к Нему и стали упрашивать Его остаться с ними, и Иисус провел с ними два дня. И еще больше людей поверили в Него из-за Его слов ... что этот человек действительно Спаситель мира» (Ин.4:40–42;IBS).

Другими словами, самаряне знали Писание и соблюдали Моисеев закон в доступной для них форме. Они также ожидали прихода Мессии, но их ожидания не были такими требовательными к тому, кто обозначит себя Помазанником. Имея минимум претензий, они легко восприняли слова Иисуса и с готовностью желали послушать Его. Этого нельзя сказать об иудейской аудитории, которая в основном фокусировалась на национальном возвеличивании. Поэтому иудеи не хотели воспринимать какого-либо другого Помазанника, и если кто-либо не соответствовал их ожиданиям, они сразу оставляли такого человека. Заявить о себе как о Помазаннике от Бога и не соответствовать иудейским требованиям и ожиданиям означало, что такой человек — самозванец и шарлатан, и его нельзя воспринимать всерьёз. Такая слава явно не соответствовала цели пребывания Спасителя, поэтому Он избегает громких заявлений, которые будоражили бы умы иудеев, и не даёт даже прямого ответа на вопрос, является ли Он Мессией.

Далее...глава 5.viewtopic.php?f=30&t=191
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя