Предательство. глава 7.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Предательство. глава 7.

#1 Сообщение Alex » 07 янв 2017, 03:35

Предыдущая глава 6.
viewtopic.php?f=30&t=193


Предательство.

Иисус знал заранее о предательстве Иуды и о намерении схватить Его в ближайшее время, однако не желал, чтобы Его планам что-либо помешало. После того как Иуда удалился, чтобы привести стражников, Иисус уходит вместе с учениками в Гефсиманский сад. Иуда знал это место, куда могли пойти Иисус и ученики вечером, — возможно, придя и не найдя Его на месте празднования Пасхи, стражники отправились туда. Зная всё это, Иисус в любой момент мог скрыться под покровом ночи. Искать в темноте человека, используя факелы как средство освещения, — невыполнимая задача, тем более что количество людей в момент празднования было невероятным, и многие из них могли просто ночевать на улице. Поэтому, чтобы не ошибиться в темноте, Иуда со стражниками заранее договариваются об условном знаке — поцелуе. Таким образом, Иисус намеренно выбирает путь, для которого Он и пришёл на землю, Он не бежит и не скрывается под покровом ночи, а встречает стражников:

«...Вот уже пришел тот, кто Меня предаст. Иисус еще не успел договорить, как появился Иуда, один из двенадцати, и с ним толпа людей, вооруженных мечами и дубинами. Их послали первосвященники, учителя закона и старейшины. Предатель договорился с ними об условном знаке: “Кого я поцелую, это Он и есть, хватайте Его и уводите под стражей”. Придя на место, Иуда сразу подошел к Иисусу. — Учитель, — сказал он и поцеловал Его. Пришедшие с Иудой набросились на Иисуса и схватили Его» (Мк.14:42–46;IBS).

Как мы видим, даже для Иисуса, Сына Божьего, это была непростая задача. Что так беспокоило Его в тот момент? Физические страдания, боль и/или унижение? Действительно, Слово Божье, через которое всё сотворено, должно было пострадать и быть униженным падшим творением, грешниками.

«Придя на место, Иисус сказал: — Молитесь, чтобы вам не впасть в искушение. Он отошел от них примерно на расстояние брошенного камня, опустился на колени и начал молиться: — Отец, если Ты хочешь, забери эту чашу от Меня, но пусть все будет не по Моей воле, а по Твоей. Тогда с небес Ему явился ангел, укреплявший Его. В муках Иисус стал молиться еще горячее, и Его пот, как капли крови, стекал на землю. Когда Он поднялся с молитвы и вернулся к ученикам, то нашел их спящими, потому что они были измучены печалью. — Почему вы спите? — спросил Иисус. — Вставайте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение» (Лк.22:39–46;IBS).

В Евангелии от Матфея26:37–41: «...и Его охватила тоска и тревога. Тогда Он сказал ученикам: — Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной ... и стал молиться: — Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь. Затем Он возвратился к ученикам ... — Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же слаба».

Мы видим сильные эмоциональные переживания Иисуса. Конечно, выполнить всё до конца в условиях «слабой плоти» (то есть испытывая физические страдания), сделать всё так, как надо, претерпевая боль и унижения, оставаясь при этом без поддержки Бога, — большая ответственность. На это могут указывать слова: «Около трех часов Иисус громко крикнул: — Эли, Эли, лема сабахтани? — (что значит: “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?”)» (Мф.27:46;IBS).

Даже задолго до этого, когда всё было относительно безоблачным и не зашло так далеко, когда ещё не обострились все противоречия, приведшие в конечном итоге к казни, даже тогда мы встречаем слова, отражающие желание Иисуса идти до конца. В следующих словах мы также видим некоторую внутреннюю борьбу: «...будь милостив к Себе, Господи! ... ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:21–23).

Изначально вызывает удивление предательство Иуды Искариота. Этот факт весьма удивителен в связи с тем, что сам он был свидетелем многих чудес, совершаемых Иисусом, и долгое время находился в Его обществе. Что же двигало им?
Как было упомянуто ранее, на это повлияла обстановка, доминировавшая в иудейском обществе. Мессия, или Помазанник, должен был быть, прежде всего, освободителем Богом избранного народа, к которому иудеи относили себя. Мессия в конечном итоге должен был стать правителем всего мира. С Ним иудеи связывали надежды на освобождение от римского господства. Они ожидали, что с появлением такого царя решатся все их проблемы. Таким умонастроениям способствовали и поддерживаемые фарисеями националистические идеи (см.Ин.4:9). Однако Иисус не оправдал надежд иудеев на быстрый приход Иудейского Царства и их освобождение.

Поэтому они сначала недоумевали и какое-то время принимали Иисуса просто за великого пророка, а затем и вовсе отвергли Его. Многие верили не на основании Его учений и пророчеств, высказанных Им, а лишь благодаря чудесам, которые Он сотворил.
Возможно, этим, то есть несбывшимися ожиданиями, и объясняются растерянность и скорбь апостолов после смерти Иисуса. Все эти настроения имели также отношение к мотивам предательства Иуды. Первое упоминание о некоторых его сомнениях можно найти в Евангелии от Иоанна 6:64–71:

«Но некоторые из вас не верят. (Иисус ведь с самого начала знал, кто не верит и кто предаст Его.) ...Тогда многие из Его учеников оставили Его и больше не ходили с Ним. ... Разве не двенадцать избрал Я вас? Однако же один из вас — дьявол! Он имел в виду Иуду, сына Симона Искариота, который хоть и был одним из двенадцати, в будущем предал Его».

Иисус отказывается от поста царя, на котором так желали Его видеть народ и ученики. С точки зрения иудеев, Иисус, обладавший всеми необходимыми качествами и способностями, однако, не желал становиться тем, кого они ожидали. Он, образно говоря, не хотел удовлетворить самые сокровенные желания иудеев и их представление о Мессии. Это могло выглядеть как предательство национальных интересов и отказ от подчинения представлениям о «библейских пророчествах», как они понимались тогда. Таким образом, Иисус как бы присваивал Себе звание, каким Он не обладал (см.Ин.10:22–42).

Иуда, скорее всего, пришёл к Иисусу с подобными ожиданиями и мотивами и даже долгое время проявлял преданность Ему. Он вошёл в число двенадцати апостолов Христа. И когда он увидел, что Иисус не стремится воспользоваться удобным моментом, чтобы сделаться царём, у него появляются серьёзные сомнения. С этого момента Иуда, возможно, много размышляет о том, к кому на самом деле он попал. Для Иуды Иисус — просто пророк или хороший человек с большими способностями, и не более. Так, мы встречаем высказывания иудеев подобного рода: «...обыкновенный человек» (Ин.10:31–33;IBS).

Теперь Иуда уже не проявляет такой преданности и даже крадёт иногда деньги из общей «кассы». Иуде, может быть, жаль времени, потраченного не на то, что он желал видеть, да и потеря уважения к Иисусу сыграла свою роль. Единственное, что его удерживает ещё несколько месяцев у Иисуса, — некоторый достаток и деньги, за которые он отвечает. Денег в «кассе» Иисуса и Его апостолов всегда достаточно. Как пишет об этом Иоанн, в «кассе» к тому моменту, когда Иисус чудесным образом накормил тысячи людей, было примерно 200 динариев (Ин.6:7). Один динарий соответствовал дневному заработку работника. При экономном использовании этих денег группа из 13 человек могла существовать примерно месяц или даже более. Для одного человека это являлось значительной суммой, соответствующей более чем полугодовому заработку.

Интересно отметить, что Филипп точно знает сумму, находящуюся в ящике для пожертвований. Возможно, он отвечал за этот ящик или был сопричастен к этому вопросу. Но с некоторых пор такая ответственность переходит к Иуде, возможно, это случается по его инициативе. Это происходит уже после всех описанных событий и сомнений Иуды. Воровать из кассы было достаточно легко, так как никто не знал, сколько денег жертвовали признательные люди. Хотя, наверное, и имелись некоторые подозрения о причастности Иуды к краже денег из общей кассы, но прямых фактов не было.
Итак, после того как Иуда разочаровался в Иисусе, он превратил свою близость к Нему в доходное дело. Доход и достаток связывался в некоторой степени с благословлением Бога, а значит, и праведностью человека (см. Мф.6:1–4). Возможно, Иуда не был исключением, и теперь он копил деньги, воруя их, иначе как бы он оправдался перед другими, такими же, как и он, людьми за потраченное впустую время.

Его предательство не являлось случайностью или просто помутнением рассудка. Все эти мотивы дали о себе знать, когда Мария вылила на голову и ноги Иисуса дорогое масло (Ин.12:1–6). Мария была убеждена в том, что Иисус — тот, кто пришёл от Бога (Лк.10:38–42). Поэтому она в знак своего почтения, уважения и признательности при удобном случае воздаёт Иисусу должные почести. У иудеев высоких и уважаемых гостей было принято встречать особым образом: им возливали масло на голову (Лк.7:44–46). Однако для Иуды, который не считал Иисуса Мессией и преследовал свои цели, это выглядело несколько иначе. Интересно отметить, что это он начал спор по поводу траты ценного масла. Для Иуды Иисус не был настолько уважаемым человеком. Поэтому такая трата ценного масла стоимостью 300 динариев для него выглядела как присуждение человеку того, на что он не имеет права. Тем более такая огромная сумма прошла мимо рук Иуды. Всё это, несомненно, возмущало его (Ин.12:1–8). Хотя, как пишет Иоанн, он и ранее вынашивал планы предать Иисуса фарисеям, после этого случая его терпение лопнуло, он утверждается в своём желании и идёт к фарисеям (Мк.4:1–10).

Даже из предательства Иуда желает извлечь пользу, сделав это не по убеждению, а получая прибыль в 30 сребреников (Мф.26:15). То, что Иисус знает планы Иуды, не останавливает последнего. После предательства Иуда, очевидно, наблюдает за всем процессом осуждения Иисуса первосвященниками и синедрионом. Наверное, он, как никто другой, понимает несостоятельность всех обвинений, выдвинутых против Иисуса, ведь он являлся свидетелем многих событий. Вся процедура осуждения Иисуса была ловко, по-театральному разыграна фарисеями. Они присвоили Ему богохульство, но при этом хотели казнить Его руками римлян, которые всё равно мало что понимали в иудейских передрягах. Видя всё это, Иуда понял, что оказался пешкой в руках фарисеев, использованной для достижения своих целей. Иудейские вожди распяли Христа не потому, что заботились о соблюдении порядка и справедливости, а из-за боязни потерять власть и своё место (Ин.11:47–50).

Видя несостоятельность обвинений и несоответствие деяний Иисуса и наказания, Иуда испытывает некоторые угрызения совести. Но даже при этом он раскаивается не в том, что предал Сына Бога, а в том, что предал «кровь невинную» (Мф.27:4,5). Для Иуды Иисус и теперь остаётся просто невинным человеком, которого из-за зависти предали на смерть. Осознав всю ситуацию, свою ошибку, помутнение рассудка в истории с маслом, а также мотивы правящей элиты, Иуда решает покончить жизнь самоубийством, не находя в ней какого-либо смысла. Возможно, с фарисеями он после этого быть не хотел, но и от Христа он отказался.

А что же остальные апостолы? Первоначально у всех у них были подобные ожидания, такие же, как у всех иудеев и Иуды.
Апостолы думали, что в Иерусалиме Иисус объявит Себя Мессией и установит Царство Бога на земле (см. Лк.19:11). Они были готовы бороться за это Царство вооружённым путём. Неудивительно, что они так много спорили, кто из них главней, даже накануне последних событий (см. Лк.22:24). Как им кажется, влияние, а значит, и власть Иисуса укрепляются, и вот-вот Он объявит Себя Мессией — на праздновании в Иерусалиме. Таким настроениям, которые имелись не только у апостолов, способствовали, возможно, и различные подсчёты времени прихода Мессии на основе пророчеств, сделанных до этого (см.Дан.9:25). Ученикам было трудно понять слова Иисуса, что Он покинет их, а потом явится снова (см. Ин.13:33–37). Настроения апостолов в тот момент хорошо видны из разговора с Иисусом:

«И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ...должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен...» (Лк.22:35–37).

Иисус говорил о мече, который можно было использовать не только как инструмент в быту (обработка древесины в полевых условиях, заготовка дров, разделка продуктов, мяса и т. д.), не только для защиты от диких зверей или нападения разбойников. Иисус показывает, что ситуация скоро изменится. Апостолам, возможно, придётся пребывать на периферии Иудеи из-за Его казни и «причисления к злодеям» и испытывать давление со стороны скорых на суд соплеменников. Однако апостолы, намеревавшиеся вести борьбу, подобно Иисусу Навину, с помощью оружия, сразу отреагировали на это предложение Христа. «Наконец-то», возможно, думают они, начинается «настоящее дело».
«Господи! Вот, здесь два меча», — говорят они (Лк.22:38). Оказавшиеся в наличии мечи, вероятно, использовались до этого именно в быту накануне празднования Пасхи. Но апостолы намекают на то, что мечей мало для использования их как оружия. «Может быть, нам пойти и приобрести ещё несколько мечей? Как можно провозгласить Себя Мессией и установить Царство Бога, имея всего два меча?» Видя такие настроения, Иисус обрывает их словами: «Довольно» («двух будет достаточно», СоП). (Лк.22:38).

Примечательно, что два меча оказались у самых активных апостолов. Они, наверное, особенно претендовали на большие посты в Царстве Христа (см.Мф.20:20–24). Один меч был у Петра, а другой, скорее всего, у Иоанна или, возможно, у его брата Иакова. В момент ареста Христа рядом с ним находились только три апостола, которых Он взял с Собой, когда молился, остальных Иисус оставил у входа в сад (см. Мф.26:36,37). В критической ситуации Пётр без колебаний бросается в драку и наносит удар мечом, целясь в голову человеку, находящемуся в тот момент рядом с Иисусом, но промахивается и лишь отсекает ухо (Ин.18:10,11). Иисус исцеляет его, но на это чудо в темноте и спешке никто не обращает внимания. Однако может быть и так, что человек (раб первосвященника, выполнявший задание господина), которого Пётр ударил мечом, не был рядом с Иисусом, а просто вёл себя как главенствующий в толпе солдат, стражников и других пришедших. Возможно, он высказывался в определённом русле и руководил процессом, поэтому Пётр и атаковал именно его.

Неуклюжие действия Петра выдают его плохие навыки владения мечом как оружием, оправданием могут служить только темнота и суета, ведь апостолы до этого спали. Тем не менее для нас становятся очевидными мотивы Петра: с одной стороны, это большая уверенность и даже вера в успех начатой им атаки, с другой — его представление о Мессии, который не может быть предан под стражу. Причинно-следственные связи, дополненные захлестнувшими Петра эмоциями — «это же неправильно, так не должно быть!», — мгновенно выплеснулись в действие. Такой аффект был вызван именно тем, что наполняло мысли и сознание Петра и составляло его доминантную основу. Если рассматривать Евангелия, Пётр предстаёт перед нами как активный и эмоциональный человек. Именно он просит Иисуса дать ему возможность идти по воде в бурю навстречу Ему, отговаривает Иисуса от смерти и т. д. Судя по всему, он старше Иоанна и Иакова; неудивительно, что он занимал лидирующее положение среди апостолов и выражал Христу их общее мнение.

Здесь видны мотивы, стоявшие за поведением Петра и других апостолов, и они мало чем отличаются от поведения окружающих в те времена. Но самое главное — какие бы мотивы ни имели место первоначально, апостолы сделали свой выбор, который отличался от выбора Иуды. Личность Иисуса и творимые Им дела не оставляли сомнений и разрушали все стереотипы. Апостолы не несли в себе обиду и скрытую неудовлетворённость.

Далее... viewtopic.php?f=30&t=198
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя