Пилат. главы 8-10

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Пилат. главы 8-10

#1 Сообщение Alex » 08 янв 2017, 09:38

Предыдущая глава 7.
viewtopic.php?f=30&t=197

Суд Пилата.

Высший иудейский суд приговорил Иисуса Христа к смерти и руками Понтия Пилата, римского наместника, привёл приговор в исполнение. На суде пред Пилатом выступали две стороны спора: одна — это иудейская религиозная элита и власть, другая — сам Понтий Пилат, представлявший интересы Римской империи. Эти две власти находились в больших противоречиях между собой и ненавидели друг друга. Однако на этом суде они смогли найти общее решение, устраивавшее, судя по всему, и тех и других.

В чём же заключалась иудейская позиция? Прежде всего, необходимо отметить, что в Иудее религиозная власть распространялась на многие сферы деятельности людей, а через храмовые пожертвования имела и значительное финансовое влияние. Религиозные лидеры обладали полномочиями наравне со светской властью. Чем же был так неугоден Иисус?
Как указывалось выше, то, что делал Иисус, явно расходилось с тем, чего ожидали от Него иудеи. Иисус подходил под описание Мессии. Это обстоятельство было на руку демонам, чтобы ввести народ в замешательство: «...Демонам Он запрещал говорить, потому что они знали, кто Он» (Мк.1:34). Так, распространяя весть о том, что Иисус есть Мессия, можно было ещё больше вводить людей, ожидавших от Мессии чего-то определённого, в смущение. Такое замешательство не способствовало правильному восприятию, поэтому Иисус запрещал распространять вроде бы желанную весть о том, что Он — Мессия.

Если бы Иисус сказал прямо иудеям, что Он является Мессией, те могли бы потребовать от Него занять своё, как им казалось, «законное» положение. При таком раскладе народ вряд ли бы стал слушать Его весть. Весть же Иисуса была направлена вовсе не на национальные настроения иудеев (ср.Мф.5:3–10). Тем более что, объявив Себя Христом до того, как Он достигнет Своей цели, Иисус мог навлечь на Себя гнев и неодобрение римского наместника или светских властей Иудеи. Они могли схватить Его тайно, дабы избежать восстания. Нечто подобное произошло до этого с Иоанном Крестителем (Мк.1:14).

Таким образом, Иисус не поддерживал национальные настроения иудеев. Он даже обличал религиозную, правившую народом, верхушку, налагавшую на людей тяжёлое бремя религиозных обязанностей, которые не требовались законом Бога (Мф.23:4). Спаситель разоблачал такое поведение, настроенное на следование своим амбициям против Рима, где Бог являлся инструментом в этой борьбе, а праведность — средством достижения цели.
Религиозная элита иудейского общества поддерживала свои взгляды на Мессию и консолидировала народ только в определённом, узкополитическом, направлении. С приходом Христа многие среди иудеев стали следовать не принятым традициям и ожиданиям, а Его проповеди. Для элиты следовать за Спасителем значило отказаться от «наследия Бога», царства Давида в данной Богом земле. Такая логика вполне понятна, как и их обвинения.

Власть в Иудее была основана на строгом подчинении религиозным принципам и обрядам. После свержения в VI веке до н. э. последнего иудейского царя, законно занимавшего своё место, акценты сместились в сторону ожидания прихода Мессии. На первый план стало выходить соблюдение законов Бога в ожидании восстановления царства Бога, в этом немалую роль играли книжники и священники. Внимание было сосредоточено на святости и отделённости иудеев от всех других народов. Такая отделённость подчёркивала избранность нации и должна была «вознаградиться» при появлении Мессии. Каждый рассчитывал получить награду от Бога согласно своей праведности, заняв своё место в восстановленном земном царстве Бога.

В глазах законников Спаситель не только не соблюдал «святость» в их понимании, ел с грешниками и помогал самарянам и неиудеям, но и разоблачал неправильные взгляды правящей элиты. Всё, на чём основывался порядок, и подчинение в Иудее с ростом популярности Иисуса среди людей могло прийти в упадок (ср.Лк.19:37–40;Ин.12:19–22). Религиозные вожди теряли авторитет, власть, влияние и доверие простых людей. Это рушило все их ожидания о награде и надежды, с чем они не могли смириться. Первосвященник поэтому сказал:

«Если оставим Его так, то все уверуют в Него — и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом ... лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:48–50).

Гибель всего народа связывалась с потерей популярности религиозной элиты, что сулило потерю ею власти, а значит, как они считали, прекращение борьбы против Рима. Всё это могло привести к полному хаосу и коллапсу, потере идентификации иудеев как неких наследников Божьего обетования.

Положение Пилата.

По некоторым историческим свидетельствам, Пилат ранее был приближённым Сеяна, начальника преторианской гвардии. Сеян имел огромное влияние на императора, и его власть являлась всеобъемлющей. Однако в 31 году н. э. из-за проводимой им политики он сам впал в немилость и был казнён. Вместе с ним были казнены и многие его сторонники. Сеян попал под подозрение деспотичного Тиберия — правителя Рима в то время. Тиберий был весьма подозрительным и ввёл дополнения в римский закон об оскорблении величия, так что, помимо подрывных действий, в него включались и клеветнические заявления в адрес самого правителя, то есть Тиберия. Это расширяло полномочия правителя по устранению тех, кто мог, по его мнению, представлять опасность.

Положение Пилата было на тот момент незавидным. Ему приходилось бояться любых доносов императору Тиберию — и как бывшему стороннику казнённого Сеяна, и как нарушителю закона об оскорблении величия. Любой намёк — и его жизнь стала бы несносной или даже могла оборваться. Он всячески должен был показывать лояльность по отношению к тогдашнему римскому правителю, чтобы сохранить своё место как чиновник.
С другой стороны, на время пасхальных праздников Пилат как префект приезжал в Иерусалим. Там он останавливался в крепости Антония или во дворце Ирода Великого. По мнению некоторых историков, это больше было связано не с празднованием Пасхи или соблюдением обрядов, а с опасением, что произойдёт восстание. В город стекалось огромное количество людей, и это являлось благодатной почвой для проявления бунтарских настроений иудеев. Само пребывание префекта в Иерусалиме должно было сдерживать такие настроения, и в случае необходимости префект мог оперативно реагировать на создавшуюся ситуацию. Данное обстоятельство сыграло свою роль в скором осуждении Иисуса и было на руку вождям Иудеи.

Управлять провинцией, которая постоянно восставала против Рима, было трудно. В задачу префекта, скорее всего, входило не только управление провинцией как таковой — сбор налогов, соблюдение законности, порядка в торговых отношениях и т. д., но и подавление восстаний и их недопущение, оперативное реагирование на изменения настроений. Риму не нужны были проблемы на подвластных территориях, с которых он взимал налоги и с которыми торговал, увеличивая свои богатства. Поэтому Пилат проявлял заинтересованность в мирном решении местных проблем и в сдерживании бунтарских настроений иудеев, и без того постоянно восстававших против Рима.
Несомненно, Пилат внимательно следит за происходящими событиями и настроениями в провинции (ср.Ин.18:34). Ему приходилось ловко маневрировать, чтобы, с одной стороны, совсем не впасть в немилость иудеев и не вызвать бунт или возмущение, а с другой — вести линию и политику императора Рима, кем он и был поставлен на эту должность и перед кем он обязан отчитываться. Чтобы обеспечивать спокойствие в этом регионе, ему необходимо было идти на уступки. Так, он отпускал некоторых (Мк.15:6, 7):

«В праздник Пасхи Пилат обычно отпускал на волю одного узника, за которого просил народ. Один человек по имени Варавва находился в то время в заключении вместе с мятежниками, совершившими убийство во время мятежа» (СоП).

Римляне преследовали, вылавливали и жестоко карали людей, поднявших на них оружие. В тюрьме находилось, возможно, немало таких мятежников. Судьба этих людей зависела от решений Пилата. Несомненно, Пилат много знал и о деятельности Иисуса, как и других популярных людей среди народа, — ему доносили об этом как префекту области. Он отдавал приказы о поимке тех или иных людей. Как будет видно далее, Пилат не старался поймать Иисуса и не был обрадован, когда к нему Его привели. Интерес представляет и то обстоятельство, что Пилат не сразу казнил мятежников, а держал их в тюрьме. Это он делал, возможно, для того, чтобы вести с иудеями политический торг. За помилование популярного в народе мятежника Пилат мог получить некоторые уступки и спокойствие в провинции. Или, отпуская тех или иных людей, мог вносить некоторый раскол в иудейские круги. Такой торг и вёл Пилат на суде над Иисусом.
Пребыванием Пилата в Иерусалиме и шатким его положением и хотели воспользоваться иудейские лидеры. Данными обстоятельствами очевидно обусловлено и поведение самого Пилата на суде.

Ситуация до суда.

Ожидания иудеев, цели и задачи пребывания римского префекта в Иудее — всё это определило интересы обеих сторон на суде. Отношения римского наместника с иудейской религиозной элитой являлись весьма натянутыми и сложными, как и с формальным правителем Галилеи — Иродом Антипой. На суде были представлены три власти: светская иудейская власть, религиозная иудейская власть и власть Рима, покорившего эту область. Все они представляли всю полноту власти в данном регионе.

Иудейская элита, долгое время стремившаяся убить Иисуса, не желает делать это своими руками. Иисус очень популярен среди простого народа, и, убив Его по религиозным мотивам, иудейские вожди рискуют полностью потерять доверие. Им трудно было бы что-либо противопоставить ясным доводам простых людей, как это случилось при исцелении слепого человека (Ин.9:31–33): «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

Первосвященники и книжники знали, что по случаю Пасхи Иисус будет пребывать в Иерусалиме. Им предоставлялся прекрасный случай схватить Его. В это время не нужно было следить, в какой местности находится Иисус. Он находился рядом, и они могли легко и оперативно захватить Его. Однако взять Его при народе в храме они боялись (Лк.22:1–6). Возможно, поэтому они не хотели первоначально брать его в праздник, когда все люди пребывали в Иерусалиме и посещали храм. Однако после предложения Иуды выдать Иисуса тайно они воспользовались удобным случаем даже в праздник. На это обстоятельство обратил внимание и Сам Иисус (Мф. 26:55): «...как будто на разбойника вышли вы с мечами и копьями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня».

Во время празднования Пасхи народ пребывал в своих заботах — приготовления, ритуалы и празднование. Поэтому люди были менее активны, чем обычно, что тоже шло на руку первосвященникам. На следующий день после Пасхи наступала суббота, когда передвижения людей были весьма ограничены (ср.Деян.1:12;Лев.23:5–8). Первосвященникам необходимо было убить Иисуса быстро, пока здесь сам Пилат, пока народ, который может за Него заступиться, отвлечён приготовлениями и празднованием Пасхи. Затянув дело, они рисковали проиграть его. Этим, скорее всего, и объясняется их спешка. Тем более что по иудейским законам оставлять тело висеть при распятии всю ночь было нельзя (Втор.21:22,23). В противовес римской казни иудейская казнь являлась относительно быстрой. Возможно, именно поэтому Христа казнили по иудейской традиции, а не по римской, где преступники могли висеть на столбе (или на кресте, как практиковалось римлянами) несколько дней.

Казнив Спасителя руками римлян, элита могла в случае возмущения народа заявить, что это сделали римляне, а сама она ни при чём. Тогда весь народный гнев она могла направить против Рима. Понятно, что данное обстоятельство весьма не устраивало Пилата, который всё понимал. Ему было ясно, что иудеи хотят казнить Иисуса его руками и избежать некоторой ответственности за Его смерть (ср.Деян.2:23). Взять на себя эту ответственность Пилат не хотел, так как понимал, чем это способно обернуться со стороны народа. Бунты и возмущения могли стоить ему места префекта в провинции.

Необходимо также отметить и отношение Ирода Антипы к этому суду. Сам он являлся сыном Ирода Великого, который правил Иудеей до него и был посажен на это место Римом. Ирод Великий не был иудеем, поэтому занимал это место не вполне законно, с точки зрения иудеев. Он также зависел в некоторой степени от расположения религиозной иудейской элиты и также заигрывал с ней (ср. Деян.12:1–4). Нужно вспомнить, что его отец снискал уважение иудеев вложением колоссальных средств в строительство храма. Возможно, это была единственная возможность неиудею хоть как-то добиться расположения иудеев (ср.Лк.7:4,5). Поэтому Ирод зависел от тех, кто поддерживал его, также опасаясь всевозможных бунтов (ср.Мк.3:6). Религиозные вожди имели огромное влияние на народ, и, чтобы избежать трудностей и выпадов против себя, Ироду нужно было следовать за ними. Тем более что Иисус должен был занять его место, по представлению народа, и Ирод не хотел такой конкуренции (ср.Мф. 2:16–18). Поэтому в данном вопросе Ирод пошёл на сделку с первосвященниками и оказался с ними заодно. Сам Ирод, скорее всего, не хотел гибели Иисуса, зная о Его популярности в народе и желании синедриона казнить Его руками римлян. Поэтому он не стал ни в чём обвинять Иисуса перед Пилатом, предоставив ему, таким образом, решать самому.

Положение Ирода весьма схоже с положением Пилата. Вероятно, именно это обстоятельство и сблизило их, после того как Христос был схвачен и приведён на суд. Пилат отправляет Иисуса к Ироду, но тот возвращает Его обратно, не найдя на Нём вины (Лк.23:7–12). Пилат, желая сбросить с себя груз ответственности, возвысил Ирода тем, что как бы спрашивал его мнение по поводу Иисуса. Ирод показывает своё согласие с Пилатом, отсылая Иисуса обратно, признаёт власть Пилата и его верховенство (Деян.4:27) Ирод, возможно, сначала воспринял такой жест Пилата как намёк на сотрудничество и некоторое уважение к его власти и занимаемому им месту (Лк.23:12). Ирод был весьма обрадован такому повороту событий, так как он сам хотел удостовериться, что Иисус — не воскресший Иоанн Креститель, или увидеть чудо (Лк.23:8–11). Ирод не по своей воле убил Иоанна, а вследствие некоторых обстоятельств (Мф.14:1–12). Иоанна почитали за пророка, и дурная слава Ироду была не к лицу.

Ирод опасался Иисуса как пророка или будущего царя, не имея достаточно информации он принимает Его за казнённого им Иоанна Крестителя, который воскрес (Мф.14:1,2). Однако поняв, что Иисус не представляет угрозы, насмехается над ним, как над тем, на кого иудеи первоначально возлагали надежды как на помазанника или царя (надевает на него мантию). Пилат понимал, что Ирод вряд ли решит вопрос без его вмешательства, однако он тянул время в надежде избежать суда со своим участием.
Иисус ничего не отвечал на допросе Ирода. Это происходило, возможно, потому, что Иисус знал положение Ирода, его приверженность, зависимость и связь с религиозной элитой, а также потому, что Ирод не искал возможности уверовать, а хотел просто развлечь себя. Скорее всего, Ирод был очень рад такому положению. Пилат волей случая развеял все его опасения. Договорившись с первосвященниками, Ирод, вероятно, добился от них некоторых условий или обещания поддержки. Поэтому теперь у Ирода нет причин сердиться на Пилата, и он ему во многих моментах становится «другом». Причин для разногласий между Пилатом и Иродом стало немного меньше.

Далее… viewtopic.php?f=30&t=200
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Еремей
Бакалавр
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 18 сен 2016, 22:18
Поблагодарили: 2 раза

Re: Пилат. главы 8-10

#2 Сообщение Еремей » 10 янв 2017, 13:24

Alex писал(а):Гибель всего народа связывалась с потерей популярности религиозной элиты, что сулило потерю ею власти, а значит, как они считали, прекращение борьбы против Рима. Всё это могло привести к полному хаосу и коллапсу, потере идентификации иудеев как неких наследников Божьего обетования.



Прошло около 2 тыс лет,а любовь к власти в РО (религиозных организациях),так и не иссякла .И вожделеннее эта власть любых благ,хотя в сочетании с материальными благами ,особенно хорошо.


Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя