Воскресение. глава 12.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Воскресение. глава 12.

#1 Сообщение Alex » 12 янв 2017, 13:52

Предыдущая глава 11.
viewtopic.php?f=30&t=200

Воскресение.

Изменение взглядов зарождающегося христианства можно проследить не только по историческим свидетельствам. Сами канонические книги Нового Завета были написаны не в один момент, а создавались на протяжении десятилетий. Это достаточно большой срок, учитывая начальную стадию зарождения новых религиозных взглядов. На данном этапе происходят тщательное осмысление, оттачивание концепций, давших мощный толчок к дальнейшему развитию христианства. Такое изменение и формирование можно проследить уже в Евангелиях, описывающих события, происходившие ещё при жизни Иисуса Христа.
Анализируя тексты самого Священного Писания, можно проследить, как взгляды первых учеников Иисуса стали христианизироваться. При таком изучении неизбежно столкновение со следующей проблемой: происходили ли описанные события в действительности (в частности чудеса, совершённые Иисусом и апостолами) или они были описаны в подтверждение отстаиваемых взглядов. Однако различные позиции и отношение к описываемым событиям в тексте Писания не мешают исследовать сами изменения взглядов, отражённых в тексте. Именно эту цель мы и будем преследовать, не касаясь споров и мнений в отношении описываемых событий.

Так как предположительно тексты христианских Писаний сначала создавались и рассылались в регионы, где они имели хождение, а не корректировались время от времени, когда на прежние утверждения наслаивается всё новое и новое понимание, то можно проследить изменения в последующих посланиях, особенно если их разделяет некоторый промежуток времени.
Скорее всего, именно так и происходило. В те времена не было достаточно быстрых систем связи, когда любое мало-мальски значимое уточнение вносится практически мгновенно, как, например, происходит сегодня. Путешествия туда и обратно занимали недели и даже месяцы — из одного конца тогдашнего мира, где было распространено христианство, в другой его конец. При таком положении дел частые «корректировки курса» вызывали бы только недоумение и даже недоверие к новому верованию, да и происходить достаточно часто они не могли.

Сценарий развития событий мог выглядеть примерно так: сначала христианство, зародившееся в Иудее, сформировалось именно там, где были свидетели и очевидцы связанных с ним событий и где имели место его религиозные корни. Затем, оформившись в более или менее устойчивую форму, христианство распространилось и на другие регионы. Такая последовательность событий отражена Лукой в Деяниях апостолов. В процессе распространения за пределы своего первоначального местонахождения учение сталкивалось со взглядами людей, не имевших полных, а иногда и элементарных представлений о Священных Писаниях иудеев. Поэтому потребовались дополнительные разъяснения.
Человек, сталкиваясь с новым для него мировоззрением, неизбежно сначала старается осмыслить его в образах и формах, близких и понятных ему. Это естественным образом искажает первоначальные положения. Чтобы первоначальные установки не были вследствие этого существенно искажены, а также чтобы они стали понятны язычникам, направлялись дополнительные разъяснения в посланиях. Там не только утверждались уже сформировавшиеся учения, но и давались ответы на возникающие вопросы и потребности вновь образовавшихся церквей (или групп верующих, собраний, так как в полном смысле церкви тогда не существовало, как воспринимается это понятие сегодня).

Так, например, обстояло дело по вопросу обрезания и соблюдения некоторых правил Моисеева закона. То, что было естественно в иудейской среде, и то, что даже не замечали сами иудеи, вызывало жаркие споры у христиан из язычников. В конце концов этот вопрос решился на самом высшем уровне — советом апостолов (Деян.15 гл.). Но даже после этого ещё некоторое время продолжались дискуссии на эту тему (см.Гал.3:1–3).
Многие из этих советов и разъяснений имеют универсальный характер. С подобными проблемами сталкивался практически любой человек, принимавший христианство в те времена. Действительно, если «всякий отрывок Писания, так как оно вдохновлено Богом, полезен...» (2-Тим.3:16;СоП), включая и Ветхий Завет, на который опирается и христианство, то как относиться к правилам и нормам, описанным там, ведь все они исходят от единого для христиан и иудеев Бога, а значит, практически имеют статус законов? Универсальные ответы на подобные вопросы имели хождение в среде первых христиан в виде посланий, все они практически и составили канон Нового Завета. Необходимость разрешения таких ситуаций особенно остро ощущалась на самом раннем этапе истории христианства и отделения его от иудаизма, хотя с современных позиций кажется, что всё так и должно было быть.

Однако здесь хотелось бы обратить внимание, прежде всего, на формирование взглядов самих первых учеников и апостолов Христа. Как непосредственные участники событий, происходивших в Иудее в I веке н. э., они и заложили основание того, что принято называть сегодня «новой эрой». Каким образом они приобретали новое мировоззрение, корректировали прежние взгляды, с какими трудностями они сталкивались на этом пути? На эти вопросы мы и постараемся найти ответы, тем более что сами Евангелия предоставляют для этого прекрасную возможность.

Прежде чем начать такой анализ, необходимо отметить, что сами апостолы не скрывали, что их первоначальные взгляды не являлись, строго говоря, христианскими. Эти взгляды претерпели существенные изменения с течением времени. Отрицать это во многих случаях, скорее всего, не имело смысла, так как были ещё живы свидетели их ранних публичных высказываний и поступков. Иудея представляла собой небольшую страну с достаточно компактным размещением поселений. К тому же иудеи каждый год являлись в Иерусалим, чтобы отметить религиозные праздники (см.Исх.34:23;Лк.2:41,42). Данные обстоятельства способствовали оперативному распространению информации в стране.

Так, в Евангелиях мы можем встретить слова наподобие: «Когда же Он (Иисус) воскрес из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это...» (Ин.2:22). То есть ученики только по прошествии некоторого времени подвергли переоценке и переосмыслению всё то, что с ними происходило. Первоначально вкладывая одни смыслы в происходившее, они подвергли новой интерпретации те же события, но только в другом смысловом контексте.
Мессия в глазах первых последователей Иисуса из Назарета выглядел весьма иудаизированным, «написанным» иудейскими «красками», что и понятно, учитывая их происхождение и ожидания. Действительно, с сегодняшней, христианской, точки зрения достаточно трудно понять, что Пётр, один из самых активных апостолов, пребывая с Иисусом не один год и называя Его «Сыном Бога», никак не может осознать истинную цель прихода Христа. Для него, как и для других апостолов, Христос остаётся в рамках иудаистического понимания достаточно долго, вплоть до описания Его вознесения на небо в Деяниях апостолов (1:6 и 2 гл.). В другом эпизоде: «Поднялся сильный ветер, и волны стали захлёстывать лодку, так что она уже наполнялась водой… Тогда Он (Иисус) встал, приказал ветру стихнуть и сказал воде: “Успокойся! Перестань!” Ветер утих, и озеро успокоилось. И Он сказал им: “Почему вы боитесь? Неужели в вас ещё нет веры?” Но они были очень напуганы и говорили друг другу: “Кто же это, если даже ветер и воды послушны Ему?”» (Мк.4:37–41;СоП).

В эпизоде Евангелия с успокоением природных стихий можно усмотреть не только показ Иисуса как Мессии, в чём читатель сам может убедиться, представив себе произошедшее. Из данного эпизода становится ясным, какое представление о Мессии имели иудеи в лице апостолов Иисуса и кем Он является на самом деле. Здесь Иисус несколько выходит за рамки тогдашнего понимания иудейского Мессии, становясь Мессией христианства, способным управлять и стихиями. Этот эпизод хотя и малозначителен исходя из современных взглядов, в те времена мог иметь весомое значение. Здесь Иисус преодолевает путь от Мессии иудейского к Мессии христианскому, что даёт возможность проследить этапы раннего формирования христианских взглядов.
Ещё до выхода христианства на мировую сцену его проповедь была обращена, прежде всего, к иудеям. Поэтому в самый ранний период стоит ожидать оперирования именно иудейскими понятиями того времени, то есть воззвания к сокровенным ожиданиям иудеев, направленным на решение их проблем. Хотя предлагаемые решения и отличались от ожидаемых, всё же можно утверждать, что в самом начале зарождающееся христианство было направлено к иудеям, как это подчёркивают отчасти и слова самого Иисуса Христа: «Я послан только к заблудшим овцам народа Израилева» (Мф.15:24;СоП).

Действительно, только иудеи с давних времён ожидали прихода некоего Потомка от Бога. На протяжении столетий происходили уточнения и раскрытие того, каким Он должен быть. Поэтому нет сомнения, что вначале Он должен был явиться тем, кто сможет Его опознать. И только в самом конце Евангелия от Матфея мы можем прочитать следующие слова Христа: «...идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их соблюдать всё, что Я заповедовал вам» (Мф.28:19;СоП).
И именно поэтому многие слова и поступки Христа, описанные в синоптических Евангелиях (Матфей, Марк, Лука), необходимо интерпретировать через призму иудейских религиозных представлений. Указанные Евангелия и распространяли весть — первоначально для иудеев, — что ожидаемый Мессия уже явился, предлагая всеобщий охват его деяний. Условия, в которых действует Христос, описанные в этих Евангелиях, и отражают быт, нравы, настроения и религиозную обстановку в иудейском обществе того времени. Такие подробности указывают на направленность этих Евангелий, где нередко встречаются слова типа: «Да сбудется реченное через пророка...» (Мф.4:15).

Такая аргументация вряд ли имела бы успех в среде неиудеев. Язычники не имели такого полного и подробного представления о Писании и о том, на что оно могло пророчески указывать. Поэтому цитирование отрывков из Ветхого Завета было направлено первоначально на иудейскую и околоиудейскую среду как подтверждение исполнившегося. Только потом евангельская весть стала распространяться среди язычников, и исполнившиеся на Иисусе Христе пророчества из Ветхого Завета стали подтверждением Его роли как Мессии.
Лука, предположительно не писавший специально для иудейской аудитории, при создании своего Евангелия также в большей степени опирается на те знания и представления, которые были на тот период у очевидцев событий. Поэтому его Евангелие по большей части копирует манеру изложения двух других Евангелий, очевидно, уже существовавших в том или ином виде в то время. Лука, по сути, отражает взгляды, которые имели место на ранней стадии формирования христианства, то есть то, что содержали два других Евангелия.
Последнее Евангелие — от Иоанна, — написанное много позже, уже в меньшей степени отражает тенденции предыдущих. Оно скорее направлено на христиан из язычников, на смешанную среду: интересующихся христианством и читающих Ветхий Завет и рассеянных по миру иудеев. В нём уже больше внимания уделяется учениям и словам Христа, в которых как бы утверждается и раскрывается в полной степени новая истина, а не доказывается исполнение прежних пророчеств на основании дел. И только Иоанн включил эпизод, когда Иисус посетил самарян, чего не сделали другие евангелисты. Иудеи того времени весьма предвзято относились к самарянам, и рассказ об этом событии, до разрушения Иерусалима, вряд ли отвечал бы чаяниям тех, кому в большей степени и были адресованы первые Евангелия (см.Ин.4:3—43). То есть мы видим «следы» формирования первохристианских взглядов. Приняв Иисуса за Христа, то есть Мессию, или Божьего помазанника, Царя, что и отразили первые Евангелия, христиане стали дальше «разрабатывать» все те мотивы, которые были связаны с Его приходом.

Исследование, посвящённое изменению взглядов первых учеников и апостолов, можно начать с того, как после своего воскресения Иисус являлся своим последователям. Опять-таки: происходило ли это на самом деле или что-то было придумано и привнесено впоследствии учениками Христа или кем-то другим (как могут утверждать другие исследователи) для изменения взглядов на Мессию других людей, — этот вопрос выходит за рамки нашего обсуждения. Мы будем опираться на сам текст, придерживаясь только того, что он утверждает, принимая описываемую там последовательность событий как некую логическую конструкцию.
После смерти и перед вознесением на небо Христос неоднократно являлся своим ученикам в различных, и даже материальных, телах. Интересно, что этим Он достиг того, что Его ученики постепенно стали отходить от своих старых представлений и постигать учения, которые были новыми для них. Для понимания того, зачем Иисус действовал именно так, необходимо рассмотреть то, как иудеи относились к надежде воскресения после смерти и какое развитие событий они ожидали при приходе Мессии.
По представлению иудеев, умершие люди должны были воскреснуть в своём теле. То есть с теми же костями, что имел человек при жизни. Именно поэтому они и хоронили умерших в пещере, а не закапывали их в землю, чтобы в момент воскресения оживший человек мог выйти из неё. Хотя многие пророчества относительно воскресения должны были исполниться на Христе, как впоследствии истолковали ученики Иисуса, судя по всему, иудеи соотносили их именно с собой и не имели другого, как сейчас бы сказали, христианизированного толкования. Это становится ясно после воскресения Иисуса, когда Пётр чётко соотнёс пророчества с воскресением не кого-либо другого и указал даже не на царя Давида, а самого Христа (Деян.2:25–35):

«Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня ... ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребeн, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесeн десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Пётр раскрывает более детально, если можно так сказать, выражение «увидеть тление». Это свидетельствует о том, что до Петра в те времена эти слова могли обращать непосредственно к себе. Также для иудеев воскресение должно было произойти в момент земного и буквального воцарения Мессии как царя: «Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк.19:11).
Это, несомненно, влияло на их веру, а также на то, как должно было происходить воскресение как таковое. Такое понимание никак не давало возможности иметь представление о воскресении в нематериальном теле или в духовной сфере. Кроме того, приход Мессии многие иудеи связывали, прежде всего, с освобождением от римского господства, то есть с буквальным возвеличиванием своего царства. Такое освобождение на тот момент могло произойти только в вооружённой борьбе против угнетателей. Всё, возможно, должно было развиваться по древним сценариям ведения войн. Иудеи явно рассчитывали на поддержку Бога в таких сражениях, подобно тому, как происходило во времена Иисуса Навина. Вероятно, поэтому многие не желали слушать Иисуса Христа, проповедовавшего «Царство Небесное». Мессия должен был воссесть на «престоле Давида», то есть в Иерусалиме, и править оттуда всем миром. Этого представления в какой-то степени придерживались и ученики Иисуса. И это одна из причин, почему иудейские власти предпочли казнить Христа.

В связи с этим примечательна реакция апостолов при взятии Иисуса под стражу в Гефсиманском саду. Так, Пётр, вытащив меч, начал защищать Иисуса, но Он остановил его. Этим Пётр и проявил то, во что верил сам и верили ученики относительно Царства.

«Симон же Пeтр, имея меч, извлeк его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18:10, 11).
«Бывшие же с Ним, видя, к чему идeт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его» (Лк.22:49–51).

Действительно, если рассмотреть дальнейшие действия самых активных апостолов — Петра и Иоанна, многое становится понятно относительно их представлений о Царстве Бога. То, что Пётр начал защищать Иисуса от взятия Его под стражу, показывает, что он не понимал, чем должен был закончиться земной путь Христа. Пётр проявил веру в Иисуса как в помазанного от Бога Мессию, выйдя с одним мечом против большой толпы вооружённых людей. Однако эта вера коренилась, скорее всего, в иудейских традициях и представлениях. Если бы Пётр и Иоанн знали, что Иисуса осудят на смерть при ночном заседании синедриона и какой опасности они подвергают свои жизни, то разве пошли бы они за арестованным Иисусом в дом первосвященника? Быть осуждённым на смерть как преступник и грешник никак не вязалось с представлением о Мессии.
Однако Пётр отсёк ухо рабу первосвященника и после этого не побоялся пойти в дом самого первосвященника. В его действиях нет ни капли сомнений. После такого инцидента как слуги, так и сам первосвященник вряд ли бы приняли его с радушием. Что же стояло за таким чрезвычайно дерзким и опасным поведением апостолов с современной точки зрения? Несомненно, их вера и представление о будущем земном правлении Христа.

Христос в их представлении никак не мог умереть, Его правление должно было длиться вечно «на престоле Давида», как и предсказывали Писания. Поэтому апостолы, возможно, думают, что, появившись в синедрионе, Иисус явит наконец-таки Себя как Мессию и объявит о Своём правлении. Под действием неопровержимых доказательств синедрион с радостью примет Его, как приняли Его когда-то сами апостолы. Такой момент нельзя было пропустить. После такого объявления Иисус должен был бы назначить на ответственные посты верных Ему людей. Этого события, скорее всего, и ожидали апостолы, так долго спорившие о том, кто из них станет самым бóльшим. Тем более что после объявления пришествия Мессии вряд ли можно будет близко подойти к Нему из-за охраны и толп желающих.
Можно вспомнить постоянные споры в среде учеников, кто из них «главный» в царстве Христа (см.Мк.14:31). «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лк.22:24). Да и сам Иисус не обещал ли, что они будут с Ним в Царстве Бога соправителями (Лк.22:28–30)? Эти слова Его ученики, как и большинство иудеев того времени, скорее всего, воспринимали буквально, то есть так, как их учили с самого детства: они достигнут буквального земного Царства, и оно вот-вот наступит.

Ввиду этого апостолы, естественно, хотели присутствовать при этом «торжественном» событии. И когда Иисус начнёт «назначать» на ответственные посты, они окажутся рядом. Хотя их и не пустили на само заседание синедриона, апостолы терпеливо ждали во дворе. Пётр, например, оставался там даже под страхом, что его узнают слуги первосвященника, то есть те, кто присутствовал при аресте Иисуса. Но Пётр не хотел покидать двор. Возможно, он думал, что в какой-то момент двери откроются и Иисус укажет на него и на других как на тех людей, которые назначены Им в Его царстве. Именно этим, возможно, и объясняются такое смелое (если не сказать прямо — с риском для жизни) поведение Петра и Иоанна и их долгое ожидание во дворе дома, в стенах которого осудили Иисуса на смерть. Ведь не только любопытство «распирало» их. Понятно, что синедрион собирается не просто так, поняв это, можно было бы уже и скрыться под покровом ночи, а не ждать утра. Но Пётр всё понял только утром, вспомнив слова Иисуса, которые, по сути, спасли ему жизнь на тот момент: «...Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк.22:60,61). Все дальнейшие события уже развивались без присутствия Петра.

Непонимание и отчаяние, а также рухнувшие надежды мы встречаем в словах учеников после смерти Христа: «...Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк.24:19–21).
Эти надежды связывались с буквальным и непосредственным, то есть земным, участием Христа на земле, для их блага. Возможно, именно этим и объясняются многие действия Иисуса, описанные в Евангелиях, после воскресения и перед Своим вознесением на небо. Принимая во внимание представления учеников, рассмотрим действия Иисуса в этот период.
Интересно отметить некоторые отличительные признаки явлений воскресшего Иисуса ученикам. Последовательность событий была такова:

Иисус является сначала не Своим апостолам, а пришедшим к гробу женщинам. Ангелы и сам Иисус просят этих женщин рассказать о случившемся ученикам (см. Мк.16:1–7;Лк.24:4–11). «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: ... вы ищете Иисуса распятого... Он воскрес, ... пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее...» (Мф.28:5–10).
Даже когда ученики Иисуса прибегают к гробу, Иисус не является им там, а является чуть позже пришедшей туда Марии (Ин.20:1–18).
Перед тем как явиться всем апостолам, Иисус сначала предстал не перед апостолами, а перед другими учениками, которые только потом рассказали об этом случае апостолам. Только затем Он явился Своим апостолам (Лк.24:13–48;Ин.20:19–21).

Прослеживается явная связь: сначала Иисус является женщинам, затем другим ученикам, отдельно Симону (Лк.24:34) и только потом всем апостолам. Рассмотрев эту последовательность событий, не могут не возникнуть вполне обоснованные вопросы: почему Иисус явился сначала женщинам, чьему свидетельству не поверили апостолы? Почему, когда Пётр и Иоанн были у гроба, Иисус не явился им там, а явился Марии на том же месте, но несколько позже? Почему Иисус сразу не предстал перед всеми Своими апостолами, которые всегда пребывали с Ним и знали о Нём намного больше, чем другие ученики? Не их ли, двенадцать, Он избрал для особой цели и впоследствии обучал их отдельно?

Ответы на эти вопросы следует искать в тех верованиях, которые имели апостолы на тот момент. Когда все апостолы пребывали в доме, где и явился им всем Иисус, Фома по каким-то причинам там не присутствовал. Благодаря этому можно проследить его представление о воскресении Христа, а также представления всех других апостолов (Ин.20:24,25). Пребывая вместе, они питали одну и ту же надежду. Несмотря на то что все ученики и десять других апостолов Иисуса говорят в один голос, что Иисус воскрес и они Его видели живым, Фоме трудно в это поверить. Фома говорит: «Пока я сам не увижу следы от гвоздей у Него на руках и пока не вложу свои пальцы в эти отметины и в рану на боку, не поверю!» (Ин.20:25; СоП). Как отметил Сам Иисус при явлении Фоме (Ин.20:29;СоП): «Ты уверовал, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто верует, не видя».
Из слов Иисуса следует, что Фоме было трудно поверить только со слов других очевидцев. Ему необходимо было самому убедиться в реальности происходящего. Случившееся с Фомой со всей очевидностью показывает, какие убеждения имели на тот момент ученики Иисуса. Их вера и понимание новых принципов находились в зачаточном состоянии, и их нужно было «взращивать», осторожно относясь к первым «росткам». Именно это, судя по всему, и делал Иисус, если проследить Его дела по тексту. Многое для учеников было впервые, поэтому имелась необходимость последовательно, объяснениями и явлениями, наглядным образом наставлять апостолов. При земной жизни, скорее всего, Иисус делать этого не мог, так как воскресение в духовном теле было бы совсем непонятно без наглядного представления.

То есть мы имеем дело с развитием взглядов апостолов — от буквального понимания Царства к духовному и небесному. Данные обстоятельства, скорее всего, и повлияли на последовательность явлений Иисуса апостолам. Иисус, как показывают Евангелия, хотел, чтобы у учеников скопилось достаточно сведений о Его воскресении. Эти сведения, несомненно, наталкивали их на размышления и желание всё увидеть своими глазами. Также нужно отметить, что Иисус, возможно, являлся сначала тем, кто был в большей степени предрасположен воспринять весть о его воскресении. А также тем, кто менее всего являлся подверженным тогдашнему представлению о Христе и кто меньше всего был «заражён» желанием занять особенное положение в земном Царстве. Этой характеристике в достаточной мере соответствуют женщины, сопровождавшие Иисуса, и ученики, которые изредка пребывали с Ним.
Например, женщины не могли питать надежду занять важный пост при Христе в Его «земном» царстве. Это противоречило тогдашним иудейским представлениям и традициям. Поэтому, возможно, многие из них желали просто служить Иисусу и Его ученикам в их нуждах (см.Лк.10:38–42;11:27;12:3). В связи с этим, вероятно, они менее всего обращали внимание на отдельное исполнение пророчеств из Писания. Для них Иисус, прежде всего, был пророком Бога, Мессией и человеком, который всегда заботился об их потребностях и рядом с которым им всегда было радостно находиться. Они не сомневались, что Он совершит всё как надо (включая все законы и пророчества), и не беспокоились об этом.
Поэтому воскресение Иисуса женщины восприняли как радостную весть, без серьёзных сомнений и замешательств относительно роли Христа и т. д. Ведь воскрес горячо любимый ими человек, и их радости не было предела. После того как Мария узнала воскресшего Иисуса, её реакция являлась молниеносной и сильно отличалась от реакции апостолов в подобной ситуации. Она не только обрадовалась, но и ухватилась за Иисуса так, что Ему пришлось останавливать её (Ин.20:15–17). Тем не менее реакция Марии весьма показательна.

Ученики Иисуса, которые, в отличие от апостолов, пребывали с Ним время от времени, похоже, также были более предрасположены к принятию вести о воскресении Христа. Они, возможно, не надеялись занять главные места в «земном» царстве Христа и поэтому меньше, чем апостолы, акцентировали на этом внимание. Такие ученики, как и основная масса идущих за Иисусом иудеев, только «надеялись, что Он спасёт Израиль» (Лк. 24:21; СоП). Тогда как апостолы явно ждали этого, ведь они делили между собой посты этого царства и спорили о них.
Это не значит, что апостолы были менее верными Иисусу или что они служили Ему из корыстных побуждений — скорее нет, если судить по их дальнейшим делам. Просто их представления и предполагаемая ими степень участия в «земном» царстве Христа мешали правильно воспринять происходящее.
Так, получив обширные свидетельства от других учеников, апостолы увидели явившегося им Иисуса (Лк.24:36–43;СоП): «И когда они ещё рассказывали об этом, Сам Иисус стал посреди них... Они же, поражённые и исполненные страха, думали, что видят духа. Но Он сказал... “Почему сомневаетесь в том, что видите? Посмотрите на Мои руки и ноги: это Я Сам. Прикоснитесь ко Мне и посмотрите: Я — живая плоть, у духа же нет ни костей, ни плоти, какие видите у Меня”... ученики от радости и удивления не могли поверить своим глазам». Как видно, их реакция на появление Иисуса отличалась от реакции Марии. Если Иисус останавливает её, чтобы она не прикасалась к Нему, то здесь Он, наоборот, даже просит апостолов дотронуться до Его тела.
Показывая такие действия Спасителя, Евангелия как бы преодолевают представления, имевшиеся к тому времени. Это становится очевидным на примере самих апостолов. К моменту, когда Иисус Сам явился им, они уже имели всё необходимое для того, чтобы принять Его воскресшим и поверить в это, начиная со свидетельства женщин и заканчивая свидетельством самого Симона.

Как видно из разговора с апостолами, Иисус начинает их убеждать, что Он действительно воскрес. Он даже съел приготовленную еду в качестве доказательства, что перед ними не дух или видение. Для этой цели Иисус пользовался материальными телами, что также весьма примечательно. Увидев первоначально материальное тело с ранами от гвоздей (такие раны, по представлению людей, не могли зарубцеваться в короткий промежуток времени), ученики могли постепенно понять, что Иисус воскрес уже как ангел. Чтобы дать такое знание Своим апостолам, Иисус являлся им особым образом, Своими определёнными действиями Он направлял их внимание в нужное русло.
И действительно, в древности ангелы являлись верным Богу служителям в материальных телах (см.Евр.13:2;Быт.18:2;Суд.13:18–21). Эти обстоятельства, которые апостолы хорошо знали из Писаний, могли натолкнуть их на размышления, что Иисус как духовная личность, подобно ангелам, воспользовался материальным телом для явления им. Именно для этого, судя по всему, Иисус и действовал таким образом. Пребывая с Христом достаточно большой промежуток времени, ученики уже могли привыкнуть к некоторым чудесам, которые творил Иисус. Однако то, что они могли наблюдать после воскресения Иисуса, не было похоже на те чудеса, которые Он творил, будучи в плоти. Подобное они наблюдали впервые.
Вспомним случай с Фомой — бросается в глаза то обстоятельство, что ему было трудно поверить даже большому числу свидетелей явления Иисуса. Это и понятно, ведь Иисус вошёл в дом через закрытые двери, но при этом вёл Себя как человек. Это, скорее всего, никак не могло уложиться в голове Фомы. Он хотел сам дотронуться до тела Христа и убедиться, что такое возможно. Для апостолов, привыкших жить в материальном мире и думать только о происходящем здесь и сейчас, столкнуться с таким явлением было делом весьма необычным. Надо отметить, что хотя Писания и упоминали о подобных случаях, вероятно, сами иудеи не предполагали увидеть такое воочию. И уж тем более столкнуться с тем, что человек после смерти может воскреснуть как ангел.

Из рассмотренных фактов и рассуждений ясно просматривается та надежда, которую первоначально имели ученики Христа. А также логика действий Иисуса, стремившегося помочь своим ученикам многое понять, а самое главное — переосмыслить. Как отметил Лука (Деян.1:3,5;СоП): «После Своего страдания Он являлся им и дал много верных доказательств того, что жив. В продолжение сорока дней Он являлся им и говорил о Царстве Божьем ... ибо Иоанн крестил людей водою, а вы вскоре будете крещены Святым Духом».
Итак, Евангелия наглядным образом показывают эволюцию взглядов иудейской аудитории, последовавшей за Иисусом из Назарета. Такие изменения произошли как в отношении к воскресению, так и в отношении действий Мессии, того, каким образом Он может принести долгожданное спасение. Представления о воскресении в связи с этим сильно изменились, что и можно проследить, сравнивая Ветхий и Новый Завет.

У первых учеников Иисуса произошло довольно резкое изменение взглядов. Об этом можно судить по тому, что, если бы имело место медленное видоизменение, оно повлекло бы за собой всевозможные уточнения и дополнения, которые дописывались бы (включая текст Евангелий) на протяжении десятилетий. Как мы видим, апостолы признаются, что вначале они имели другие представления о Мессии, и не скрывают этого. Почему? Потому что открывшееся новое понимание сделало ничтожным то, что было до этого, так что над прошлыми взглядами можно даже посмеяться. С другой стороны, подобный путь должен пройти каждый иудей, к кому первоначально и была направлена евангельская весть. Читая записанные истории, каждый проходил тот путь, какой прошли когда-то и сами апостолы.

Далее… viewtopic.php?f=30&t=203
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя