Проблема "Признаков конца". глава 14.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Проблема "Признаков конца". глава 14.

#1 Сообщение Alex » 17 янв 2017, 03:20

Предыдущая глава.
viewtopic.php?f=30&t=203

Проблема «признаков конца»

Как известно, в христианской эсхатологии конец начинается с исполнения некоторых признаков конца. Апостолы Христа спрашивали Его: « ...скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф.24:3). Представление о том, как исполняются эти признаки, будет непосредственно влиять на то, как мыслится сам конец. Здесь можно выделить по крайней мере две концепции о течении признаков и наступлении конца:

1. Признаки уже исполняются и исполнились, поэтому конец мыслится как очень скорый и даже внезапный.
2. Признаки ещё не начали исполняться: начало исполнения признаков — неминуемое начало самого конца, но только после истечения всех признаков.

1.Концепция быстрого и внезапного конца основывается на том, что признаки уже практически исполнились (рис.1). То есть на том, что в действительности осталось исполниться только одному — наступлению часа X. Следовательно, всё внимание приковывается к ожиданию самого наступления, оставляя все признаки на заднем плане, как нечто, что уже само собой подразумевается как исполнившееся.

https://yadi.sk/i/VGdfTXZH39FqwX

Рис. 1. Концепция внезапного конца (наступления часа X).

Приверженцы данной концепции часто проповедуют, что произошли глобальные войны, сейчас как никогда миллионы людей недоедают, происходит беспрецедентное загрязнение окружающей среды, проповедь о Христе и о спасении достигла самых отдалённых уголков земли и т. д., то есть все признаки налицо, все они уже исполнились, причём практически полностью. Люди пребывают как бы накануне конца, который вот-вот произойдёт. Такая ситуация часто возникает тогда, когда некая группа верующих решает, что признаки конца начали исполняться — наступили одно или несколько отправных событий, после чего и был сделан вывод, что признаки конца исполняются. Тогда ничего не остаётся делать, как только ожидать сам конец.
Если признаки конца почти исполнились и скоро он наступит, то необходимо донести эту весть до других, всех тех, кому ситуация не кажется угрожающей. Подход внезапного конца вытекает, прежде всего, из предположения, что признаки уже исполнились. Такому подходу сопутствует множество проблем и противоречий. Остановимся кратко лишь на некоторых из них.

• Признаки конца должны быть очевидными для всех людей, а не только для небольшой кучки «избранных».

Если Бог действительно желает спасения всех людей, то сомнительной выглядит ситуация, когда некоторая группа людей решила, что признаки конца уже начали исполняться. Для них они стали очевидными, и они предприняли действия, направленные на спасение всех остальных, тех, кто не знает этого. Если конец наступит достаточно скоро, то может получиться, что эти люди предупредят не всех, то есть спасение зависит от этих людей — их расторопности, предприимчивости и т. д. В любом случае конец есть следствие действий некоторой группы людей, что выглядит достаточно сомнительно. Конец не может зависеть от людей, а средства спасения должны быть очевидными.
Другими словами, если конец неотвратимо наступит по истечении некоторых признаков, то признаки должны быть очевидными для всех, а не для отдельной группы людей, тогда и зависимость от неё станет достаточно мала.
Поэтому вне зависимости, случится конец мира в ближайшее время или нет, верим мы в предсказание Библии или нет, если перед концом каждому человеку будет дан шанс спасения, то признаки конца должны быть очевидными для всех людей. На то они и признаки — чтобы указать на время, в которое они происходят, как на нечто важное и дать возможность каждому человеку перед концом сделать свой выбор.

Другая проблема:

• Временной разрыв между исполнившимися признаками и так и не наступившим концом заставляет давать объяснения происходящему в свете сиюминутных событий.

Решив один раз, что теперешняя ситуация содержит все признаки конца, ничего не остаётся, кроме как трактовать их в свете событий, которые происходят в момент появления предсказаний. Так как часто в рамках концепции быстрого и внезапного конца никто не знает, до какой степени признаки исполнились или до какой степени они ещё должны исполниться, то сиюминутные события и выдаются за течение самих признаков. Примеров этому можно найти достаточно много (например, поиски трактовки имени антихриста — то Нерон, то Наполеон, то ... и т. д.). Здесь вступает в силу алгоритм обычной практики эсхатологических предсказаний.

Сначала в истории появляется нечто, и оно набирает силу и влияние, и это нечто рассматривается как предсказанное ранее. При этом сила воздействия на людей во много раз усиливается, если подобное событие в истории происходит впервые. Обычно толкование даётся именно новшествам, появившимся в истории, иначе события, много раз повторяющиеся, не вызывают страха, смятения и вообще не привлекают никакого внимания общественности, так как многократно повторяющиеся действия вызывают привыкание и чувство обыденности. Давать толкования «новинок» значит приспосабливать пророчества под современные условия, то есть вкладывать в древние пророчества смыслы, которых там никогда и не было. Такие толкования имеют сильный налёт субъективности, сиюминутности и весьма «легковесны» в аргументации, не говоря уже о том, что толкование или пророчество должно соответствовать и другим критериям (например, оно должно быть сделано в подробностях ещё до появления чего-то, а не после, и т. д.). Вера в правильность толкования основывается больше на неком доверии к толкователю, чем на чём-то фактическом. Весьма велика вероятность того, что по тем или иным причинам сами предсказатели совершенно безосновательно «усмотрели» те или иные признаки в никак не относящихся к самому пророчеству событиях, самостоятельно приписали атрибуты признаков событиям, которые они сочли подходящими для этой роли. И, как правило, дали вольное, современное, аллегорическое толкование этим пророчествам.
Со временем, как только «исполнившиеся» признаки конца начинают отдаляться во времени от сегодняшнего дня, уходя в прошлое, и чем больше этот разрыв, тем, скорее всего, очевидней становится несостоятельность предсказания. Тем более ошибочным его можно считать. Растянувшееся ожидание — как идентификатор или лакмусовая бумажка, которые показывают: что-то не так в самих предсказаниях, начальных установках предсказателей, их выводах, устремлениях и т. д.

https://yadi.sk/i/N0qYk0EK39FrSM

Рис. 2. Проблема «временнόго разрыва» между исполнившимися признаками и наступлением часа X.

Именно поэтому со временем появляются всевозможные корректировки курса (предсказаний), толкование старых высказанных пророчеств самого религиозного движения в новом свете и т. д. То есть религиозное движение старается «сократить» дистанцию между этими событиями (признаками и часом X). Такое сокращение «дистанции» может происходить под девизом: признаки конца исполняются и в данный момент, то есть они не исполнились до конца и полностью. Таким образом, верующие, которые ожидают наступления часа X, постоянно пребывают в момент времени, когда признаки конца исполняются, а не являются исполнившимися полностью. Этим сокращается разрыв между исполнившимися признаками и так не наступившим концом.

Здесь появляется достаточно трудно уравновешиваемая проблема. Если признаки исполняются (ещё и по сей момент), то в каком объёме они вообще будут исполнены? Не получится ли так, что всё, что произошло и было принято за признаки, есть только малая часть того, что вообще должно случиться? Таким образом, необходимо будет указать, в каком объёме и что должно ещё произойти. При неизвестности этого параметра неизбежно возникают сомнения: не станут ли такие признаки протекать ещё довольно долго? Длительность протекания признаков ставит знак вопроса на самих признаках: а признаки ли это? И что это за признаки, которые длятся в течение десятилетий (или даже столетий)? Действительно, в истории человечества всегда присутствовали войны, эпидемии, периоды голода, экономических кризисов и т. д. Особенно при длительном периоде наблюдения (по мере удаления от первоначального отправного события) таких событий становится так много, что уже трудно сказать, какие из них можно принять за отправные и главные, а какие за сопутствующие.

При постоянном «отодвигании» даты наступления часа X, то есть при пересмотре пророческой линии событий и её «подтягивании», на первый план выдвигается уже не само ожидание конца, а образ жизни, связанный с таким ожиданием. Если признаки уже исполнились, то все остальные события могут только дополнить их, но никак не изменить уже намеченный план, когда некое событие в истории уже принято за отправное.
Таким образом, отслеживание признаков в истории после удаления от отправного события носит совсем другой характер, нежели при ситуации, когда такое событие ещё только ожидается. Признаки теперь отслеживаются не для того, чтобы идентифицировать время наступления признаков и самого конца, а для того, чтобы ещё раз убедиться в верности первоначального выбора, то есть в том, что час X «неотвратим» и вот-вот наступит. Об этих признаках вспоминают либо при наставлении новичков, либо для поддержания веры в тех, кто ослабел на выбранном пути.

По мере дальнейшего удаления от отправного события религиозная организация может либо пересмотреть первоначальные установки, либо вообще перестать акцентировать внимание на неких признаках, делая акцент на правильном образе жизни как единственном залоге спасения. И если такие спасение и воздаяние произойдут не в ближайшее время при наступлении часа X (эсхатологический подход), то они наступят после смерти (движение к метафизическому подходу). Эти два принципиально несовместимых подхода вынудят в конечном счёте постепенно отказаться от эсхатологичности (эсхатологической направленности в учениях) по мере отдаления в истории от принятого отправного события и признаков конца, как и от самой идеи наступления конца. Всё это вскрывает следующую составляющую:

• Бессистемность — ещё одна проблема концепции внезапного конца.

Сокращая разрыв между исполнившимися признаками конца и так и не наступившим часом X, те, кто решил, что признаки конца уже наступили, будут вынуждены давать всё новые и новые комментарии к пророчествам. Со временем накопится достаточно много комментариев, часть из которых будет признана или ошибочными, или неточными. Все эти многочисленные комментарии к различным пророчествам, появившиеся в разное время, не будут связаны между собой. Они предложат бессистемное видение событий перед концом. Различные картины, данные с различных пророческих точек зрения, невозможно свести в единую последовательность событий, то есть тех событий, которые действительно необходимо было бы ожидать перед наступлением часа X. Обычное дело, что различные пророчества (в эсхатологических организациях) понимаются отдельно друг от друга, при этом говорят и указывают на одно и то же событие — час X. Если же попытаться связать всё воедино, то либо это не получается, либо складывается достаточно противоречивая картина. Часто один и тот же пророческий текст не только разными религиозными группами, но в пределах одной группы на протяжении своего существования делится (не менее произвольно) на множество отдельных и не связанных между собой пророческих событий (каждому из которых даётся своё толкование).

Часто даже лидеры движения не могут точно сказать, что и как будет происходить, насколько полно исполнились те или иные пророчества или они ещё должны исполниться в бόльшем масштабе. Такая невнятность держит и самих адептов в повиновении, так как они полностью лишены знаний относительно будущих событий и часто зависят от комментариев к пророчествам лидеров группы, которым они ещё доверяют своё спасение. Бессистемность есть следствие того, что руководство группы вынуждено «подтягивать» по времени признаки конца к главному событию — всё время отодвигающемуся часу X. Это вынуждает латать «дыры» несоответствия между действительностью и прошлыми представлениями о ней.

2.Концепция конца, растянутого во времени, предполагает в противоположность изложенному выше, что признаки конца ещё не начали исполняться. Они станут исполняться только в будущем, в определённый момент истории. Когда это точно произойдёт — неизвестно, но они могут начать исполняться хоть завтра. После того как начнут исполняться признаки конца, до наступления самого часа X пройдёт ещё некоторое время, в течение которого каждый и определится в своём выборе.

https://yadi.sk/i/ytHgtAhQ39Frkw

Рис. 3. Концепция конца, растянутого во времени (наступления часа X).

При такой концепции человеку нет необходимости в страхе ожидать внезапного воздаяния. Здесь необходимо уравновешенно следить за тем, не начали ли исполняться признаки конца.
Концепция конца, растянутого во времени, заключается в следующем. Признаки конца — это уже есть начало течения самого конца, его первая фаза. Конец начнётся с признаков (рис. 3). Как только начали исполняться признаки, сам конец неминуем. Однако в отличие от концепции внезапного конца, когда признаки исполнились, а конец ещё не наступил и может наступить в любой момент (разрыв исполнения признаков конца с наступления самого часа X), течение признаков неразрывно связано с началом конца.

Проблема заключается в следующем: в истории может в один момент произойти ряд событий, которые и будут приняты за некие признаки, и следовательно, может быть ошибочно сделан вывод, что это и есть начало конца (как это не раз бывало, и если встать на этот путь, не останется ничего другого, как принять концепцию внезапного конца).
Если принять во внимание, что признаки — это и есть начало самого конца, задача заключается в отслеживании исполнения признаков как идентификатора времени, когда и произойдёт исполнение часа X. Таким образом, всё внимание переключается не на ожидание наступления, и притом внезапное, часа X, а на отслеживание мировых событий. Такое отслеживание имеет цель идентифицировать события истории и соотнести их с написанными пророчествами.

Другим отличительным признаком концепции растянутого конца является одновременность наступления множества пророческих событий в короткий промежуток времени (не в течение десятилетий и даже столетий, как это вытекает из других представлений, как и сама концепция внезапного конца). Одновременность наступления множества характерных событий в течение короткого промежутка времени и есть идентификатор времени наступления конца. Если всё, что было предсказано, исполнилось в короткий промежуток времени, только тогда можно считать, что за наступлением указанных признаков неизбежно наступит по истечении некоторого времени некий час X (см. рис. 3). Такие события должны произойти в настолько короткий промежуток времени и развиваться столь стремительно, что это будет очевидным для многих, а не для отдельной группы «избранных».

Далее… viewtopic.php?f=30&t=206
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость