Возможная концепция «кончины мира» в «Откровении» Иоанна. глава 15.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Возможная концепция «кончины мира» в «Откровении» Иоанна. глава 15.

#1 Сообщение Alex » 20 янв 2017, 03:49

Предыдущие главы.
viewtopic.php?f=30&t=205

Возможная концепция «кончины мира» в «Откровении» Иоанна.

Скорее всего, столкнувшись с подобными проблемами, Иоанн не упоминает о признаках конца в своём Евангелии и не связывает их с событиями, произошедшими в Иудее и Иерусалиме в 60–70-х годах н. э. После долгого ожидания неминуемо возникнут вопросы и сомнения, а также проблемы, подобные описанным выше.
Что же можно увидеть в Откровении и какая концепция там представлена? В христианской традиции всадники Откровения традиционно отождествляются с признаками конца. Описанное в Откровении весьма схоже с тем, что изложено в первых трёх Евангелиях по этому поводу (Мф.24;Мк.13;Лк.21гл.). Всадники появляются в видении Иоанна (Откр.6:1–8; IBS):

«...Aгнец открыл первую из семи печатей ... Я посмотрел и увидел белого коня. У его всадника был лук, и ему был дан венец. Он выехал как победитель, чтобы победить.
Когда Aгнец снял вторую печать, ... вышел другой конь, огненно-красный. Его всаднику дан был длинный меч и власть лишить землю мира, чтобы люди на ней убивали друг друга».
«Когда Aгнец снял третью печать, ... Я увидел черного коня. Его всадник держал в руке весы ... — Одну меру пшеницы — за денарий, и три меры ячменя — за денарий, но не повреди масла и вина!
Когда Aгнец снял четвертую печать, ... Я увидел зеленовато-желтого коня. Его всадника звали Смерть, а за ним следовал ад. Им была дана власть над четвертой частью земли, чтобы губить людей мечом, голодом, эпидемиями и дикими зверями».

- Четыре всадника выступают на разных конях.
- Выступление каждого всадника связано со снятием одной из печатей (с первой по четвёртую) со свитка, данного Агнцу. Хотя печатей семь, коней всего четыре.

Четыре коня связаны с четырьмя частями света, которые охватывают всю землю. Иоанн указывает также, что: «...дана власть над четвертой частью земли». Некая подобная картина, также связанная со всадниками и четырьмя видами (окраской, мастью, породой) коней, встречается в Зах.1:8–10;6:2–7. В видении Захарии всадники обходят всю землю «дозором» (РБО), после чего, собрав сведения, делают доклад Богу, что было выявлено при обходе.

«...видел я ... вот, муж на рыжем коне ... а позади него кони рыжие, пегие и белые, — и сказал я: кто они?.. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю».
«В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные ... что это, господин мой? ... это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной, и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной. И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, — и они прошли землю».

- Также встречаются четыре разных коня, расцветка или масти коней совпадают с тем, что представлено в Откровении Иоанна.

Действие пророческой книги Захарии происходит в то время, когда иудеи возвращаются из вавилонского плена в разорённую страну. Им необходимо восстановить Иерусалим и храм, возобновить поклонение Богу в отстроенном заново святилище:

«...Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом ... на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? ... возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло ... Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, ... И поднял я глаза мои и увидел: вот четыре рога ... что это? ... это роги, которые разбросали Иуду, Израиля и Иерусалим. Потом показал мне Господь че-тырех рабочих ... что они идут делать? ... эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей; а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять ее» (Зах.1:12–21).

Восстановить поклонение необходимо было не только физически, отстроив необходимые сооружения и сделав утварь, но самое главное — восстановить священство, то есть назначив главного первосвященника. Данные действия и осуществляются далее по мере разворачивания событий: «...возьми [у них] серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса ... так говорит Господь Саваоф: вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем ... А венцы те будут ... на память в храме Господнем. И издали придут, и примут участие в построении храма Господня...» (Зах.6:11–15).

Для иудеев всё происходящее носило мессианский и эсхатологический характер. После восстановления храма и священства можно было ожидать прихода Мессии и, следовательно, начала Божьего суда, ведущего в конечном счёте к восстановлению Божьего царства по всей земле. Победа Бога над врагами и торжество после восстановления храма и поклонения — один из мотивов видений Захарии.
Пророческие образы из книги Захарии цитируются и в Евангелиях, где они также связываются с приходом Иисуса Христа, то есть Мессии, и мессианскими настроениями (Зах.9:9;Мф.21:5;Зах.10:2;Мф.9:36;Зах.11:12;Мф.27:9;Зах.12:10;Ин.19:37;Зах.13:7;Мф.26:31). Само цитирование этих текстов и то, что в Евангелиях они связываются с Христом, говорит о том, что они не исполнились в полном смысле во времена Захарии. Многому ещё только предстояло исполниться.

После разрушения храма в 70 году н. э. и бегства христиан из Иудеи второе пришествие Христа должно начаться с восстановления поклонения, как это исполнилось во времена Захарии. Данные мотивы мы и встречаем в Откровении Иоанна, где поддерживается эта сюжетная линия из видений Захарии. Восстановление поклонения — не в смысле строительства нового земного храма и назначения священства по закону Моисея, нет. Для Иоанна и христиан его времени этот вопрос уже решён раз и навсегда с приходом Искупителя (см. посл. Евреям). Восстановление — в смысле воссоздания и наступления дней благоденствия под правлением Бога, наступления времён всеобщего поклонения, ликования и соблюдения Божьих заповедей, то есть наступления нового времени — царства Божьего.

«...говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, ... опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его ... Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, ... и будут Моим народом... Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою ... так Я спасу вас...» (Зах.8:3–13).

Как и в текстах, связанных с конями, в указанном фрагменте явно просматривается идея возвращения и сбора всего рассеянного ранее народа Божьего для получения награды «...из восточной страны и из той, где солнце заходит» (РБО). В этот момент должен произойти и суд над врагами. Поэтому колесницы с конями являются предвестниками наступления данного события, то есть теми, кто несёт вести о восстановлении, как это происходило во времена, когда рассеянный по всей империи народ, услышав новость о восстановлении храма, стал съезжаться в Иерусалим. Такие вести передавались с посланниками и перевозились конными колесницами как наиболее быстрым тогда сухопутным транспортом.

Цвет коней ассоциировался со сторонами света: «Колесница, запряжённая вороными конями, направляется на север; белые кони — на запад, пегие — на юг...» (Зах.6:6;РБО). Следовательно, можно предположить, что рыжие или красные означают восток. Возможно, следует буквально ассоциировать цвет (масть или породу) лошадей со сторонами света. Возможно, в древности так и происходило, например, по некоторым сведениям, на востоке арабы разводили в основном рыжих коней. Однако на данный момент это не имеет большого значения, суть показанного Иоанну, скорее всего, заключается в том, что кони посылаются во все концы света, то есть по всей земле. Действия во времена Захарии происходят в Иерусалиме, и относительно этой географической точки можно указать направление, например на север. Во времена же Иоанна буквальный храм был разрушен, то есть уже отсутствовал и не имел какого-либо значения непосредственно для христиан, они не ожидали его буквального восстановления как воссоздания поклонения Богу. Следовательно, невозможно осуществить привязку к местности.

Идея сбора народа перед наступлением всех событий, связанных с судом Божьим над миром, просматривается и в Откровении Иоанна: «Когда Aгнец снял пятую печать, я увидел ... души тех, кто был убит за Божье слово ... Они громко закричали: — До каких пор … Ты не будешь судить и мстить живущим на земле за нашу кровь? ... и им было сказано подождать еще некоторое время, пока число их соработников и братьев ... не достигнет своей полноты» (Откр.6:9–11; IBS).

По мнению святых, суд уже как бы и должен начаться, это происходит после следования четырёх всадников. Однако говорится, что необходимо ещё подождать, так как должен быть совершён окончательный сбор, о чём повествуется далее.

«Потом я увидел четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли и держащих четыре ветра земли, чтобы те не дули ни на землю ... Я увидел еще одного ангела ... Он громко крикнул четырем ангелам ... — Не причиняйте вреда ни земле, ни морю, ни деревьям, пока мы не отметим слуг нашего Бога печатью на лбу...» (Откр.7:1–3;IBS).

Итак, всё готово: произошёл сбор избранных, народы земли поняли, что далее будет происходить суд (Откр.6:12–16), — теперь Агнец снимает седьмую печать, и начинается оглашение воли Бога, то есть зачитываются приговоры, на небе перед этим «наступило молчание» (Откр.8:1,2;IBS). Таким образом, можно сказать, что своей цели всадники достигли — сбор и оповещение живущих на земле вне зависимости от того, какую награду получит каждый. Но за всадниками, несущими добрые вести тем, кто достоин, следуют и различные напасти, такие как войны, голод, эпидемии, а также хаос и страх народов после их следования. Все эти события напоминают признаки конца, о которых беседовали ученики со Спасителем (Мф.24;Мк.13;Лк.21). Страх и смятение народов вполне понятны: узнать о том, что скоро начнётся суд, — неприятная и даже пугающая весть для тех, кто не желает и не ожидает наступления данного события. Но не совсем понятно, на первый взгляд, зачем следуют напасти?

Идея, что перед приходом Христа должны исполниться некие события, существовала, судя по всему, в античном иудаизме. Так, после того как Иисус говорит, что храм будет разрушен, ученики спрашивают Его: «Скажи нам, когда это произойдет и какое знамение будет предварять (по какому знаку мы узнаем — Мк.13:4) Твое пришествие и конец нынешнего века» (Мф.24:3;IBS). Другими словами, ученики целенаправленно спрашивают о распознании времени, это для них было чем-то важным, так как затрагивало их судьбу. Задав такой вопрос, они, несомненно, понимали, что за события должны произойти.
Скорее всего, цель признаков конца заключается не в том, чтобы просто случились эти события как неотъемлемая часть суда. Цель состоит в том, чтобы однозначно определить время конца. В Откровении Иоанна содержится ещё меньше сведений о причинах возникновения напастей, в нём просто говорится, что за всадниками следует то-то и то-то. Для живущих признаки конца должны сообщить, прежде всего, о том, что время суда подошло, что происходящие события являются вмешательством извне. Поэтому от признаков конца и следования всадников стоит ожидать такого невероятного стечения обстоятельств и событий на земле, что ни у кого не возникнет никаких сомнений. Это затронет не только экономику (недостаток продуктов питания), но и вскроет противоречия в мироустройстве — «восстанет народ на народ». После произошедшего «все люди ... попрятались в пещерах и расщелинах гор. — Упадите на нас, — умоляли они горы и скалы, — спрячьте нас от сидящего на троне и от гнева Aгнца! Наступил великий день их гнева, и кто может устоять?» (Откр.6:15–17;IBS).

Таким образом, Иоанн указывает, что признаки наступления кончины века не произошли, это дело будущего, они никак не исполнились в I веке н. э. Всё должно начаться со сбора и восстановления, как во времена Захарии. Книга Откровение ответила на потребности церквей того времени. В ней не поддерживается идея, «что день пришествия Господа уже наступил» (2-Фес.2:2;СоП). События, описанные в Евангелиях, имеют своё продолжение и в книге Откровение, завершая пророческое видение будущего пришествия и возвращения Христа. Для Иоанна, как и для тех, кому он адресовал свою книгу, всадники апокалипсиса только ещё должны были начать следовать и все события ещё только должны начать разворачиваться перед Его возвращением.

Подводя итог всему изложенному, можно сделать вывод, что первоначальные смыслы, мотивы поведения, представления и т. д. имели иудейские корни. Апостолы и первые ученики Иисуса из Назарета довольно долго в той или иной степени придерживались этих взглядов. Изменение взглядов произошло в достаточно короткий промежуток времени, практически мгновенно и скачкообразно, хотя этому и предшествовало множество событий, ведущих к этому. Но что же сам Иисус? Оказавшись в нужное время в нужном месте, Он не пользуется этим положением для Своего возвеличивания и получения власти. Данное обстоятельство делает истории, описанные в Евангелиях, ещё более удивительными и величественными.

Одним из главных вопросов, связанных с Писанием, является эсхатологическая перспектива установления нового царства или правления от Бога. Для христианства, где Спаситель, или Мессия, уже явился, данная проблема стоит более остро. Имея возможность наблюдать различные проблемы и их комбинации, апостол Иоанн даёт ответ в книге Откровение. Всё это позволяет взглянуть на данную пророческую книгу под «другим углом». Один из таких подходов и был нами представлен.

Из рассмотренного материала можно сделать ещё один важный вывод. То обстоятельство, что ап.Иоанн указал: признаки конца только должны ещё исполниться в будущем, позволило сместить акценты и внимание молодого христианства с ожидания «кончины мира» — со страстного «вот-вот, скоро произойдёт пришествие Господа» — на некоторую будущую перспективу. Уже в рассуждениях первых апологетов и отцов церкви всё меньше и меньше делается акцент на эсхатологию (ожидание «кончины мира»). Постепенно эта тема вообще уходит из поля зрения как основная. Такое резкое смещение акцентов и позволило сформироваться христианству, которое мы знаем сегодня. Эсхатологическое направление как основное используется только в некоторых течениях протестантизма, таких как «адвентизм», всевозможные так называемые «исследователи Библии», «свидетели Иеговы» и т. д., чьи учения и догматика сильно отличаются от того, что принято называть ортодоксальным учением, чья история и внутренние «метания» отдалённо напоминают проблемы и поиски христиан первых веков нашей эры.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Книга "Учил народ в притчах"»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость