«…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»

#1 Сообщение Alex » 11 июл 2017, 13:06

Данный вопрос возник у окружения Спасителя после того, как молодой и богатый человек получил совет: «Если хочешь быть совершенным, то пойди, продай все, что у тебя есть, раздай деньги бедным, и тогда у тебя будет сокровище на небесах. Потом приходи и следуй за Мной» (Мф.19:21;IBS). После того, как молодой человек удаляется, Иисус говорит: «трудно будет богатому войти в Небесное Царство» (23). Эти слова ошеломляют учеников, т.е. приводят в состояние замешательства, растерянности своей неожиданностью и производят очень сильное впечатление и даже удивляют.

Действительно, из разговора следует, что молодой человек соблюдает заповеди «еще с юности» (Лк.18:21;IBS). Богатство и достаток, а также наличие слуг и работников позволяет делать это до самых мельчайших деталей. Например, давать десятину даже с незначащих приобретений «мяты… и других трав» (Лк.11:42;18:12). А дотошность и скрупулезность, т.е. чрезвычайная тщательность и точность до мелочей и по сей день удивляет (Мф.23:24). Такие рутинные дела как процеживание всех жидкостей употребляемых в пищу, чтобы избежать попадания мелких насекомых, которые по закону считались нечистыми, а также другие «подзаконные процедуры» отнимали много времени. Всё это возможно соблюдать при ведении коллективного хозяйства, где имеется разделение труда, простому же человеку такое каждодневное исполнение вряд ли было под силу (ср.Мф.23:4)*.

* Примечание. Как отмечает ru.wikipedia.org: Еврей не мог не только обедать вместе с язычником или с самаритянином, но даже выпить у них немного воды. С указанными законами связано было ещё одно зло, прямо угрожавшее целости: они могли быть соблюдаемы лишь высшим, более обеспеченным классом народа. У низших, трудовых классов не хватало ни досуга, ни специальных знаний для их соблюдения; высшие классы стали чуждаться народной массы, в особенности мытарей, не ели с ними вместе, не входили в дом их, как это видно из многих мест Талмуда и Нового Завета. Таким образом, законы, имевшие целью изолирование евреев от язычников, стали изолировать одних евреев от других.

До появления Спасителя иудеи знали только Моисеев закон, соблюдение которого и давал им основание считаться «народом Господа» (ср.напр.Втор.14:2,21). Ближе к простому народу была не аристократия, состоящая преимущественно из саддукеев, а фарисеи*.

* Примечание. Как отмечает ru.wikipedia.org: «Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико «даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»… «Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности совершаются по их начертаниям». Особую ценность фарисеи придавали духовно-религиозному сплочению народа, они старались приводить религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания».

Необходимо помнить, что отношение к собственной земле у иудеев было больше чем отношение к недвижимости или некой собственности. Земля была дана свыше, т.е. от Бога предкам, при входе в обетованную землю (Чис.26:51-56). Поэтому земля не могла перейти кому-либо в вечную собственность (Лев.23:25-28). Особенно вопрос встал остро после возвращения из Вавилонского пленения, когда не все могли подтвердить своё происхождение, а значит и некоторые права (Неем.7:61-64; Езд.2:59). Да и предписание закона во Втор.25:5-9, где левират, можно рассматривать как способ сохранения не только имени, но и надела; если закон не исполняется, то нарушителя можно сравнить "с человеком, который не созидает дома брату своему", т.е заклеймённого позором (см.также Руфь4:6; где речь идёт об «расстройстве удела»).
Говоря: «наш отец Авраам» (Ин.8:39), иудеи заявляли с полной уверенностью, что они могут это подтвердить, а значит и могут рассчитывать на получение всех обетований. Поэтому совет Иисуса «продать имение» - лишиться не только источника дохода, но и некоторого статуса в обществе, хотя и временно, но добровольно отказаться от надела данного Богом.

Все эти обстоятельства: имение, богатство, соблюдение закона, популярность фарисеев, как наиболее близких к народным массам и определённые ожидания самих иудеев никак не вяжутся со словами Христа: «трудно будет богатому войти в Небесное Царство». «Уж кого кого, а их чуть ли сам Бог благословил» - обычное народное рассуждение. Именно это и вызывает удивление учеников: «Кто же тогда вообще может быть спасен?» (Мф.19:25).
Пётр, выражая общее мнение, развивает тему дальше и задаёт вопрос: «Вот мы все оставили и пошли за Тобой! Что нам будет?». В самом вопросе можно увидеть не только удивление: «если эти не могут достичь спасения, то что тогда будет нам, простым людям?», но и некоторый смыслообразующую составляющую, касающийся дальнейшей своей судьбы. Иисус сделав важное наставление успокаивает учеников:

«Говорю вам истину: когда весь мир обновится и Сын Человеческий сядет на престоле своей славы, тогда и вы, последовавшие за Мной, тоже сядете на двенадцати престолах … И всякий, кто оставил дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или детей, или земли ради Меня, получит во сто крат больше и станет наследником вечной жизни. Но многие, кто были первыми, станут последними, и многие последние окажутся первыми» (Мф.19:28-30;IBS).
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: «…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»

#2 Сообщение Alex » 13 июл 2017, 16:07

Понимая это, интересно проследить, как к таким праведникам наподобие молодого начальника, относились простые люди. Скорее всего как к спасённым или к тем, кто как будто уже гарантированно получит награду свою от Бога (ср.Мф.6:5,17; такое отношение можно усмотреть в данной фразе). И как к грешникам или людям недостойных чего-то, простой народ мог относиться к себе (ср.Лк.5:8; выражение Петра возникло не на пустом месте, а из общего отношения к себе и окружающим, Пётр говорит под впечатлением происходящего и, скорее всего, не подбирает слова, говоря стандартными для него фразами).
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: «…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?»

#3 Сообщение Страж » 13 июл 2017, 17:14

Alex писал(а):Необходимо помнить, что отношение к собственной земле у иудеев было больше чем отношение к недвижимости или некой собственности. Земля была дана свыше, т.е. от Бога предкам, при входе в обетованную землю (Чис.26:51-56). ...
Говоря: «наш отец Авраам» (Ин.8:39), иудеи заявляли с полной уверенностью, что они могут это подтвердить, а значит и могут рассчитывать на получение всех обетований. Поэтому совет Иисуса «продать имение» - лишиться не только источника дохода, но и некоторого статуса в обществе, хотя и временно, но добровольно отказаться от надела данного Богом.

Да, интересно подмечено.)) Так сразу и не увидишь эти тонкости. :nea:

Как вникнешь во взгляды, которыми были наполнены первые ученики Христа, то картина выглядит далеко не так, как если ее бегло читать в Евангелиях. И еще, если не знаком с книгами дохристовыми, то и подавно.

Все эти обстоятельства: имение, богатство, соблюдение закона, популярность фарисеев, как наиболее близких к народным массам и определённые ожидания самих иудеев никак не вяжутся со словами Христа: «трудно будет богатому войти в Небесное Царство». «Уж кого кого, а их чуть ли сам Бог благословил» - обычное народное рассуждение. Именно это и вызывает удивление учеников: «Кто же тогда вообще может быть спасен?» (Мф.19:25).

Так ведь и сегодня то же самое часто бывает. Когда люди читают этот вопрос Петра (о том, кто может быть спасен), то часто понимают его едва ли не как вопрос сакрального значения. Мной он тоже ранее не понимался в полной мере.
Только сейчас понимаю, что имел ввиду Иисус: если все твое сердце занимает не Бог, то спастись будет тебе сложно. В полном согласии с первой заповедью.

Правда, апостолы и тогда еще не могли этого вместить. Что видно в их взглядах? Им как бы требовалось знамение от Бога, доказывающее особую богоизбранность тех, на ком оно исполнялось. И богатство было таким знамением для них.

Например, для современных СИ таким знамением является их "всемирная проповедь о Царстве с 1914 года".
И по-прежнему актуальны слова Христа, что "род лукавый ищет знамения".

Тяжко было апостолам отвергнуть то, чему они были научены в своем лукавом роде, как охарактеризовал его Иисус. И Он просто вынужден был их успокаивать, потому что в любой момент могли преткнуться и уйти.

Да, интереснейшее наблюдение. :yes:
Спасибо за комментарий, Алекс.)
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа


Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость