«…чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством».

#1 Сообщение Alex » 18 июл 2017, 09:34

Данное предупреждение Спаситель даёт в контексте наступления «кончины мира», этого злого мира, говоря о т.н. признака конца. «Смотрите, чтобы ваши сердца не были отягощены разгулом, пьянством и житейскими заботами и чтобы этот день не застиг вас врасплох, как западня, потому что он обрушится на всех людей, живущих по всей земле. Будьте всегда на страже и молитесь, чтобы вам оказаться в силах избежать всех этих бедствий и предстать перед Сыном Человеческим» (Лк.21:34-36;IBS).

Иисус говорит данные слова не кому-то постороннему, нет, Он говорит это своим ученикам. Но данное наставление создаёт такое впечатление, что «объядение и пьянство» (синод.перев.) является чуть ли не обыденном явлением и было весьма распространено в среде иудеев, да и учеников, того времени. Распространено настолько, что это заслуживало внимания Спасителя и вошло как наставление в евангелие. Однако такое представление не совсем согласуется с фактами и имеет дополнительные «оттенки». Рассмотрим, какой же возможно вкладывался смысл в эти слова, помимо прямого запрета на объедение и пьянство, как недостойного поведения.

Так, чрезмерное употребления вина и спиртных напитков ограничивалось законом (см.Втор.21:20,21). Поэтому откровенное пьянство среди иудеев, старавшихся исполнять закон, было редким, скорее всего, явлением. Однако, умеренное его употребление в пищу, было обычным делом*, чуть ли не наравне с хлебом, и в Писании они часто даже употребляются вместе (напр.1-Цар.16:20; 25:18; Неем.5:15). Т.е. этот продукт если не обыденного, то уж точно не редкого употребления, практически наравне с другими продуктами питания (см.Лк.5:37-39; как обычный и распространённый случай из повседневной жизни; современному человеку возможно не совсем понятно до конца, введу как распространенности другой тары для хранения, так и потребления уже полностью готового продукта, а не промежуточного).

*Примечание. Как упоминается в ru.wikipedia.org: «…вино играло важную роль в обрядах храмового богослужения и возливалось на жертвенник почти при каждом жертвоприношении. Талмудические авторитеты считали, что употребление вина в умеренном количестве возбуждает аппетит и полезно для здоровья. Четыре бокала вина положено выпить во время пасхального седера, два бокала на свадьбе и один на церемонии обрезания. Бокал вина и произносимая над ним бенедикция являются символом торжественности в этих случаях. В иудаизме принято особо выделять виноградное вино, отличать его от всех других напитков, включая невиноградные вина и соки фруктов и овощей. Перед употреблением вина читается специальная бенедикция (благословение в иудаизме, молитвенная формула)».
Бокал вмещает 100-125 мл. (иногда считают и более), четыре бокала – это приблизительно 400 – 500 мл. Такое количество вина, даже крепостью всего в 9%, без употребления в пищу жирных и др. продуктов в должном объёме, уже может привести к опьянению (это приблизительно соответствует 3 рюмкам водки по 50 мл, как считают некоторые современные ученые и врачи это даже немного меньше безопасной разовой дозы для среднестатистического мужчины).


Виноградная лоза хорошо произрастала на территории Иудеи, а вино считалось ценнейшим продуктом длительного хранения (ср.Мф.9:17). Благодаря этому, в древности им можно было торговать даже в отдаленных местах, наравне с сушёными плодами. Вино употреблялось в качестве лекарства (1-Тим.5:23) и даже антисептика (Лк.10:34). Праздники, застолья, да и просто встреча дорогого и уважаемого гостя не обходилось без употребления этого напитка*.

*Примечание. См. Лк.7:34; где посещение людей в их домах, могло сопровождаться выставлением на стол этого продукта, как некий атрибут праздника в честь посещения уважаемого гостя, откуда собственно и слух; здесь Иисус говорит о мнении, пущенным в обиход, скорее всего, фарисеями или, возможно, как о неком «народном» мнении; хотя сам Спаситель не был аскетом в данном вопросе и умеренно употреблял вино.

То, что продукт был достаточно ценен, говорит и притча Иисуса о виноградарях, где упоминается «ограда и башня», для охраны, как от животных и птиц, так и людей (Мф.21:33-41). Насадить виноградник (купить нужные саженцы хороших сортов), а также «выкопать точило» (давильный пресс;IBS), мог позволить себе далеко не бедный человек имеющий «слуг», что указывает на хорошую прибыльность данного дела и окупаемость вложений в такое производство. Ведь, виноградари, говоря современным языком, не желали отдавать часть прибыли и даже хотели завладеть полностью данным предприятием, что было вполне понятно слушателям (что привычно и обыденно для современного мира также).

Однажды Иисус присутствует на свадьбе (Ин.2:1-12). «Случилось так, что во время пира кончилось вино, и мать Иисуса тогда сказала Ему: - У них нет вина». Количество вина, которое необходимо было восполнить, так чтобы и после праздника осталось немного хозяевам, было: «шесть больших каменных сосудов, … в каждый сосуд вмещалось около ста литров воды». Это указывает на большое количество присутствующих, возможно, до нескольких сотен (праздник масштаба небольшого поселения, как говорится «праздновали всей деревней»), где необходим был «распорядитель пира». Однако, недостаток вина, говорит не только о длительности мероприятия, но и о том, что его стоимость была достаточно большой. Планируя такое событие, необходимо было сделать закупки и достать собственные припасы, но вот на вино, да еще хорошего качества (Ин.2:10), денег в полном объёме, скорее всего, не хватило*.

*Примечание. Распорядитель это не тамада в современном понимании, который служит по большей части только для развлечения гостей, устраивая представления, конкурсы и т.д. Здесь распорядитель отвечает и за продукты, за их использование, распределение и очередность подачи (что также не мало важно для создания хорошего настроения и правильного течения праздника), ведь именно к нему понесли «сделанное» Иисусом вино, как ответственному за мероприятие.
Недостаток вина, возможно, указывает (косвенно) и на неурожайный год. Год от года урожаи могли быть разные и стоимость того или иного продукта могла варьироваться. Недостаток вина мог немного огорчить людей желавших хорошего праздника, т.е. немного омрачить само мероприятие, которое могло вспоминаться и даже противопоставляться другим свадьбам в последствии. Понимая это, Иисус идёт навстречу, не желая, в частности и такого исхода событий, что указывает на хорошее знакомство семьи брачующихся с семьёй Иисуса, возможно даже, что это далёкие родственники Марии, матери Иисуса, которая также переживает за исход мероприятия.


Спиртосодержащие напитки в те времена можно было получить только естественным путём, поэтому его стоимость была никак не ниже стоимости изначальных натуральных продуктов* (вино разбавляли водой, не только для снижения градуса алкоголя, но и для удешевления продукта). Хотя даже в те времена были и более дешевые заменители, приготовленные не из винограда, все же они изготавливались из натуральных продуктов. Относительная дешевизна и широкая доступность современного алкоголя, как кажется и является причиной понимания слов Иисуса только однозначно и впрямую, как запрет и только.

*Примечание. Стоимость современных даже крепких алкогольных напитков является сравнительно низкой из-за: как «синтетического», а также массового способа получения спирта (чуть ли не из древесины, в простонародье «табуретовка», т.е. полученный из подручных средств домашнего обихода), так и дешевизны тары для хранения и розливы (в древности все бочки изготавливались вручную без электроинструмента, а бутыли из глины необходимо было обжигать, применяя дрова; меха же необходимо было вручную специально обрабатывать и сшивать, купив при этом шкуру животного, каменные сосуды необходимо… и т.д.). Тара использовалась повторно и даже могла переходить от поколения к поколению.
Применение всевозможных добавок (современных дрожжей, красителей, ароматизаторов, увкуснителей и т.д.) приводит к еще большему удешевлению конечного продукта. Случай из современной жизни: одна страна, выпускающая вино, поставляла на рынок вина больше (чуть ли не в разы), чем производили все её виноградники месте взятые, даже при отличном урожае. Страны импортеры заподозрив в «бадяженьи» вина, ввели эмбарго на некоторые его виды.


Однако в те времена вино могло рассматриваться не только как алкоголь и некий продукт питания, но и так, что обладатель имеет достаток и даже статус. Иметь хорошие вина в достаточном количестве, как и в современном мире, мог позволить себе далеко не бедный человек. Стоимость качественного натурального продукта даже сейчас значительно превышает стоимость других алкогольных напитков, не требующих многолетней выдержки. И действительно, иметь в достатке вино мог не каждый, так в притче о богаче и Лазаре, именно богач «каждый день устраивал великолепные пиры» (Лк.16:19;IBS), хотя здесь не говорится впрямую о вине, но на пирах, как мы знаем, присутствие вина обычное дело. И вовсе не обязательно при этом, что все будут им «злоупотреблять» до самой последней капли.

Богач, устраивая пиры каждый день, словно упивается своим положением, своим благословением от Бога, который, по его мнению, и дал это богатство (речь, несомненно, идёт о иудеи). Как итог: «вспомни, что ты получил в своей жизни доброе» (Лк.16:25;IBS). Другими словами: «они уже получили свою награду» (Мф.6:5;IBS). Т.е. праведник мог начать себя вести, так как будто он уже получил свою награду, хотя по факту этого еще не произошло, как это мы видим в исходе притчи. И действительно, если Бог благословляет, а праведник соблюдает закон до самых мелочей, то почему бы не устраивать «пиры», такие, какие он себе представляет при наступлении Божьего царства (ср.Лк.14:15). И судя по всему, такое поведение «богачей» было широко распространено в те времена. Люди всяческим образом показывали, что за свою праведность они достойны «доброго» уже сейчас*.

*Примечание. К этому чувству, как кажется, апеллировал и сатана при искушении Иисуса, говоря: «Тогда дьявол сказал Ему: - Если Ты Божий Сын, то прикажи этому камню стать хлебом. Иисус ответил: - Написано: "Не одним хлебом живет человек"» (Лк.3:3,4 IBS). Нет ничего плохого в том, чтобы Сын Божий подкрепился, но Иисус показывает, что Он явился за другим, а не для того, чтобы проводить время в удовольствиях, испытывая наслаждения от самого факта пребывания на земле, в материальном мире. Говоря как бы - «не это главное», лишая, таким образом, основания для дальнейших его действий в этом направлении, чтобы тот все время не «подкладывал», что-то дополнительное, делая акцент на этом.

Такому настроению могли поддаться и ученики Иисуса, особенно после того, как на них сошёл Святой Дух. Т.е. начать вести себя привычным для иудеев образом. И такие настроения доминировали, и весьма трудно их было преодолеть (ср.Деян.11:8-10;Гал.2:12; Петру трудно сходу оставить привычный для него образ мышления и поведения, даже несмотря на наглядное пособие, данное ему свыше). Вот ведь да, открывшиеся пророчества, избрание Богом посредствам получения Святого Духа, полученное знание и понимание, могли сыграть злую шутку (ср.Рим.2:17-21).

Весьма примечательны в этой связи слова ап.Павла: «я не считаю, что я уже достиг этого, а лишь забывая все, что осталось позади, иду к тому, что впереди» (Фил.3:13;IBS). И: «Кто же делает тебя лучше других? Что у тебя есть свое, чего ты не получил от Бога? Если такого нет, то что же ты хвалишься подаренным?» (1-Кор.4:7;IBS).

Поэтому в словах Иисуса: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк.21:34), можно усмотреть не только предупреждение об отвлечении. Не только призыв бодрствовать, но и то, что только «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Предостережение ученикам из иудеев, что никакое промежуточное положение, избранность и т.д. не является гарантией спасения. Чтобы ученики не начали думать о себе, подобно фарисеям, что они уже достигли чего-либо, достигли спасения и поэтому, несмотря ни на что, как бы «начали получать награду свою».
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя