Ессеи.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Ессеи.

#1 Сообщение Alex » 29 июл 2017, 17:02

Ессеи одно из направлений иудаизма в 1в.н.э. Хотя это не многочисленная группа, все же в той или иной степени они оказывали влияние на иудейское общество. Живя в своих общинах, они жили так, как представляли себе жизнь при наступлении Божьего царства. При этом они также руководствовались представлениями о той праведности, какую в идеале необходимо было соблюдать. Разочаровавшись в действительности (борьбе за власть саддукеев и фарисеев, в греческом влиянии, «монетизации» храмовых жертв и т.д.) они вели обособленную жизнь (не путать с современным монашеством в христианстве), ожидая прихода Мессии и Царства Бога на земле. В евангелиях нет упоминания об ессеях*. Однако можно рассмотреть всего лишь некоторые «отголоски», внимательно вчитываясь в тексты евангелий.

*Примечание. Как отмечает портал http://www.eleven.co.il/: «ЕССЕ́И, еврейская религиозная секта конца эпохи Второго храма (2 в. до н. э. – конец 1 в. н. э.), известная главным образом по описаниям Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Мнения ученых относительно греческого названия «ЕССЕИ» (esseni) расходятся; наиболее распространенные теории: от ивритского חֲשָׁאִים, `молчаливые` или חֲסִידִים, `благочестивые`; от сирийского חסין, `благочестивые`; от арамейского אסא, `исцелять`.
Ессеи имеют много общего с фарисеями: как те, так и другие верят в необходимость личного благочестия и удаления от скверны повседневной жизни, а также в посмертное воздаяние (…Е. верили в физическое воскресение мертвых). Однако в то время как фарисеи принимали активное участие в жизни современного им общества даже тогда, когда храмовая служба контролировалась саддукеями, Е. образовали обособленное и замкнутое братство. Они считали себя единственно истинным Израилем, так как, по их мнению, религиозная жизнь в городах и Храм были безнадежно испорчены. Некоторые ученые рассматривают ессеев как ветвь фарисеев, стремившуюся к достижению высшей степени благочестия и следовавшую строжайшим правилам святости и ритуальной чистоты, и считают религиозные предписания в так называемом Свитке Храма законами общины ессеев. … отмечены тенденцией к предельно отягощенному толкованию законов Библии.
Ессеи никогда не были многочисленны; … (первая половина 1 в. н. э.) насчитывалось около четырех тысяч ессеев … . Ессеи жили в обособленных мужских коммунах, представлявших собой братства, однако некоторые брали себе жен для продолжения рода. В общинах ессеев практиковалось строжайшее соблюдение законов Торы, причем особое значение придавалось ритуалам, в первую очередь, связанным с субботой и законами святости и чистоты … . Члены общин занимались физическим трудом, преимущественно земледельческим; все имущество находилось в совместном владении; общими были трапезы, молитвы и ритуальные омовения. Все свободное от работы время Е. посвящали изучению священных книг … . Многие из ессеев приняли активное участие в Иудейской войне I.
В Новом завете нет упоминаний о ессеях. Возможно, однако, что Иоанн Креститель находился под их влиянием, так как он жил, проповедовал и крестил у реки Иордан, всего в нескольких километрах от основной общины ессеев. Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты, гемеро-баптисты и община Кумрана … ».

Так, например, при организации последней пасхи, Спаситель говорит Петру и Иоанну: «Идите и приготовьте для нас пасхальный ужин. - Где Ты хочешь, чтобы мы его приготовили? - спросили они. Он ответил: - Когда вы войдете в город, то встретите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним в дом, куда он войдет, и скажите хозяину дома: Учитель спрашивает тебя: "Где комната для гостей, в которой Я мог бы есть пасхальный ужин с Моими учениками?"» (Лк.22:8-11;IBS).

На что обращают внимание исследователи этого момента, так это на то, что ученикам не нужно было разговаривать с этим человеком «несущего кувшин с водой». Необходимо было просто следовать за ним, и только проникнув внутрь дома, куда тот зайдёт, нужно было справиться у хозяина дома. Такое поведение модно объяснить по-разному. Например, что человек, за которым следовали ученики, был глухим, и не мог бы понять их, до момента прихода к хозяину дома. Или, возможно, слабо слышащим, что, скорее всего, исключено, так как Иисус исцелил очень многих, как и людей и их слуг из ближнего окружения, а с хозяином дома, скорее всего, была договорённость. Или что этот человек, всё равно не знал о договорённости хозяина дома со Спасителем, и не было смысла вести с ним беседу на улице.

Хотя для этого нет каких-либо прямых признаков, все же некоторые исследователи указываю, что возможно это был ессей*. Такое предположение не лишено оснований, учитывая, что Спаситель не хотел, судя по всему, чтобы место празднования пасхи мог знать кто-либо заранее (Иуда в том числе), поэтому, и дал такие указания. Он покинул дом еще до ареста, чтобы отвести подозрение от хозяина дома, и чтобы дать возможность апостолам скрыться под покровом темноты (ср.Ин.18:9). Однако, учитывая некоторые особенности верований* ессеев (а также происхождение их названия), можно до некоторой степени утверждать, что это были люди придерживающиеся взглядов ессеев или происходили из них. Такое поведение (не желание оскверниться от окружающих, входя с ними в какие-либо сношения, даже разговаривая), возможно, было обычным, особенно на кануне празднования пасхи. И было бы мудро воспользоваться их гостеприимством, оставаясь абсолютно уверенным, что они «не разгласят и не разнесут» сведенья о Его местоположении, в самый ответственный момент.

*Примечание. «…почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей — потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, Е. удалились на северо-запад от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в храме иерусалимском, образовали из себя строго замкнутый орден, … ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать; … догматов ессейского учения никому не передавать;… Далее, по рассказу Филона, Е. не приносили кровавых жертв (по Флавию — они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме) (Е. не приносили в жертву животных на алтаре в Иерусалиме, но посылали приношения в Храм; http://enc-dic.com/) ; усердно занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем; безусловно отрицали рабство; помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собой. Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. …Жили они, вообще, безбрачно, не потому, что отрицали брак, а потому, что считали безбрачие выше брака. … Е. верили в предопределение. … Ученые сходятся в том, что ессеизм до некоторой степени подготовил почву для восприятия христианства и что между первыми массами последователей И. Христа было много ессеев; но из них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против которых предостерегали апостолы».
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907


Другое место Писание, которое может косвенно указывать на ессеев и их верования, это слова Иоанна Крестителя: «Иоанн ответил: - Человек может делать только то, что ему поручено с неба» (Ин.3:27;IBS). Ессеи верили в предопределение. Это и понятно, ведь отказавшись бороться за распространение праведности среди всего народа (подобно фарисеям), они вели борьбу только за свою собственную праведность, пологая, что все остальные безнадёжны. А так как только они носители истинной праведности, значит, они для этого избранны*.

*Примечание. В этом как кажется, и кроются некоторые особенности их верований и поведения внутри общины. Как отмечает портал (ru.wikipedia.org): «Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; … они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни».
Каждодневное ритуальное омовение, происходит, скорее всего, из строгости выполнения закона, а также из того, что человек мог случайно, не зная этого, коснуться чего-либо нечистого в течение дня и оскверниться. Чтобы исключить такую случайность и проводился этот каждодневный ритуал.


Действительно из слов Иоанна совсем не следует, что он придерживался взглядов ессеев или даже был подвержен их влиянию. Хотя о нём и говорится: «жил в пустыне» (Лк.1:80;IBS,см.также, вид и питание в .Мф.3:4). Слова Иоанна можно понять как простую констатацию очевидного: «Мессия, придя, исполнит только то, что было о Нём предсказано» и не более.

Можно только отметить, то, что изолированность жизни в пустыне, возможное влияние ессейских общин, как единственных в той местности, аскетических образ жизни, оказывали большое влияние на формирование личность Иоанна. Господь Бог сделал всё возможное, формируя Иоанна, как пророка от Бога и дав предсказание заранее (Лк.1:76), чтобы иудеи могли беспрепятственно, впоследствии, принять Христа. Иоанн как кажется, отвечал всем критериям и их представлениями, его почитали за пророка (Мф.14:5; то, что удерживало Ирода). Хотя сам Иоанн не совершил каких-либо чудес (Ин.10:41).
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость