«Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

#1 Сообщение Alex » 09 янв 2018, 05:43

Эти слова Иисус произносит в ответ на обвинения в Его адрес со стороны иудейских религиозных властей и элит (ап.Иоанн называет их просто – иудеями). События происходят в иудейский праздник, да еще и в субботу (ап.Иоанн не дает точного указания, какой это праздник, и на этот счет существует несколько мнений, тем не менее это особые дни для иудеев, которые они чтят) (Ин.5:1-18;IBS):

«… Иисус пошел на иудейский праздник в Иерусалим … недалеко от Овечьих ворот, есть бассейн … Там лежало много инвалидов, слепых, хромых и парализованных … Среди них был человек, больной уже тридцать восемь лет … Иисус сказал ему: - Встань! Бери свою циновку и иди. И человек тот в тот же миг стал здоров. Он взял свою циновку и пошел. Это произошло в субботу. Иудеи поэтому сказали исцеленному: - Сегодня суббота, и тебе нельзя нести циновку. … Иудеи стали преследовать Иисуса, потому что Он сделал это в субботу. Иисус же сказал им: - Мой Отец совершает работу всегда, и Я тоже это делаю. Тогда иудеи еще более усердно стали искать возможности убить Иисуса, ведь Он не только нарушал субботу, но к тому же называл Бога своим Отцом, приравнивая себя к Богу».

Соблюдение субботы входит в десять основных заповедей Моисеева закона, и не почитание этого постановления считалось серьёзным правонарушением для иудеев. В субботу было запрещено 39 видов деятельности, включая перенесение вещей*1. Человек, несущий в день субботний какие-либо вещи явно привлекал внимание окружающих, Тем более, что источник (бассейн) находился вне стен Иерусалима, неподалёку от храма. В дни праздника там скапливалось большое количество народа (см.Ин.5:13; где говориться: «скрылся в толпе»)*2. Такое количество людей, скорее всего, связано с самим праздником, и вероятно люди собирались там для ритуального омовения (перед посещением храма, после дороги; омовение животных приносимых ими в жертву в храме и пр.) или с чем-то подобным, связанным с праздником.

*Примечание. 1. Портал https://www.wikireading.ru/: «Из Библии известно, что с древности Израиль в субботу воздерживался от работы, но кроме запрещения работать, Библия не дает четких указаний относительно субботы. Анализируя различные тексты, раввины составили список запрещенных работ. Основные категории запрещенных работ – это: выращивание и приготовление пищи (11 запретов); изготовление одежды (13 запретов); кожевенные работы и письмо (9 запретов); строительство и разрушение жилища (2 запрета); разжигание и гашение огня (2 запрета); завершение работы (1 запрет); перенос вещей из одного владения в другое (1 запрет)». Лечение в субботу также было запрещено, кроме случаев, когда неоказание срочной помощи могло повлечь за собой смерть больного.
2. Портал https://www.e-reading.club/: «Когда был построен бассейн, никто сейчас с точностью сказать не может, … с большой долей вероятности, что его строительство относится ко II веку до нашей эры, когда Иерусалим, после того как Маккавеи выстояли против натиска элинистской цивилизации, начал возвращаться к своим древним традициям, и, желая их утвердить и возвеличить перед языческими культами, священники стали с особым торжеством осуществлять жертвоприношения в Храме. И вот тогда им, видимо, и понадобился еще один бассейн, так как для омовения жертв явно не хватало воды. Самым удобным и ближе всего расположенным к Храму местом, была маленькая долина Бейт Зейта, или Бецета, ограничивающая Храмовую гору с северной стороны … косвенно подтверждается … книгой Премудрости Иисуса, сына Сирахова, свидетельствующей о нехватке воды в Иерусалиме во время понтификата первосвященника Симона сына Онии (220-195 г. до н. э.) см. Сир.50:1-4». Некоторые утверждают, что «строительство купели относится к VIII веку до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных… Археологические данные свидетельствуют, что находящийся там южный бассейн имел широкие ступени, с посадками, то есть на этом месте была миква (водный резервуар для ритуального омовения… с целью ритуального очищения)» - портал https://www.ru.wikipedia.org/.


Сам исцелённый вероятно встречает Иисуса в этот или на следующий день в храме (5:14). Он остается в эти дни там, а не покидает это место после исцеления. Да и куда ему идти? Рассмотрим этот момент подробнее. С одной стороны его пребывание на одном месте понятно, после столь длительной болезни (38 лет), и в том положении, какое было у него, человек имеет свои ограниченные представления. Так, например, хотя ему, скорее всего и известны постановления о запрете производить работы в субботу, но он лично никогда с этим не сталкивался до этого. Возможно, человек был болен с самого раннего детства и не имел возможности слушать закон в синагогах так, как это делали другие, а также имел множество других ограничений (в жизненном опыте, применения тех или иных правил, работе, общении с окружающими и т.д.).

О судьбе этого человека можно сказать следующее: т.к. его некому было опустить в купальню – указывает, вероятно, не то, что его ближайшие родственники умерли (мать, отец), а своей семьи у него не было по понятным причинам (возможно и попал он в помещения купальни как раз после их смерти). В своей жизни он мог надеяться на благотворительность окружающих (собирал милостыню), но, вероятно, имея ограниченные возможности ухаживания за своим телом, мог считаться ритуально нечистым (возможно, эта одна из причин, почему окружающие не спешили опускать его в купальню). Однако, долгое пребывание в помещениях купальни делало его известным, в той или иной степени, среди иудеев человеком, которого они могли видеть и сочувствовать ему, при посещении Иерусалима (как минимум несколько раза в год). Творить милостыню люди были особенно настроены в дни празднеств, когда в Иерусалим стекалось множество народа (ср.напр.Мф.5:2). Этим обстоятельством и могли воспользоваться иудейские религиозные власти.

Свершившееся исцеление такого неизлечимо больного, привлекало общественное внимание. Кто совершил такое чудо, по началу не знал даже исцелённый (5:13), а только некоторые из учеников Иисуса. Однако сам факт исцеления привлекал внимание людей к этому месту и как следствие к храму и священству, как признак Божественного покровительства и присутствия. Исцелённого могли «показывать» в храме как пример, поощряя в пришедших благодарность и упование на Бога. Да и куда исцелённому было торопиться после столь длительной болезни? Сотрудничество со служителями храма, возможно, началось еще задолго до исцеления. Ведь именно для нужд храма и была построена купальня и исцелённый мог получать многое (еду, одежду в зимнее время года и т.д.) именно от них. После же исцеления человек желал социализироваться в привычной для него среде (быть принятым в известное ему общество) и среди знакомых ему людей. Возможно, именно этими обстоятельствами и объясняется такое желание и быстрое согласие на скорое сотрудничество с иудейскими религиозными властями этого человека (Ин.5:15)*1, несмотря на предупреждение Спасителя (Ин.5:14)*2.

*Примечание. 1. Данные выводы носят умозрительный характер и напрямую никак не связаны с написанным в евангелиях. Некоторые исследователи этого эпизода указывают, что человек мог объявить иудейским властям, что исцелил его именно Иисус, по своей простоте и не знанию всей обстановки, незнания того факта, что элита уже желает арестовать Иисуса. Так это или иначе сказать точно сейчас уже невозможно. Одно можно отметить – Спаситель выбрал место и время не случайно, иудейские власти получили очевидный случай или происшествие (т.к. они, скорее всего, знали этого человека, в другом случае они устроили расследование, т.к. очевидно не знали исцелённого человека; см.Ин.9:13-18,19-41, а с прозревшего еще и требовали (24) опорочить, Того, Кто его исцелил). По этому происшествию они могли делать те или иные выводы, каждый из них по отдельности, чем и раскрывались намеренья и сердечные устремления (ср.Ин.3:1,2).
2. «Не греши более» - не иди против очевидного, Бог совершает такие дела даже в субботу ср. с Мф.12:31, а данное исцеление можно совершить только от Бога. В связи с очевидными для исцелённого фактом возвращения здоровья (хотя религиозные вожди могли убеждать человека в обратном, что исцеление произошло не от Иисуса, а по др. причинам например), ему не стоило вставать на сторону религиозные элит относительно Иисуса (см. их высказывания по поводу исцелений совершенных Иисусом в Мф.12:24, где исцелённый таким образом человек, мог, по их мнению, иметь связь с «князем бесовским»). А неудобные факты могли «замалчиваться», со всеми вытекающими последствиями (ср.Ин.12:10,11). Все это могло не лучшим образом сказаться на судьбе исцелённого («чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14), и действительно хуже может быть только, наверное, смерть).


Однако исцеления в субботу, несмотря на само чудо исцеления как очевидный для них факт, приводит вождей иудеев просто в неистовство (Ин.5:16). Такой поступок нарушал, по их мнению, священный порядок, данный и установленный свыше. Как отмечают некоторые комментаторы и исследователи: «Среди учителей Закона были споры относительно того, соблюдает ли Бог субботний покой. Одни считали, что Бог, дав такую заповедь, сам тоже соблюдает её. Другие же, видя, что в субботу люди рождаются и умирают, полагали, что, раз Бог и по субботам дарует жизнь и вершит суд, труды Его никогда не прекращаются. Очевидно, Иисус придерживался второй точки зрения» (Перевод и примечания В.Н.Кузнецовой к Ин.5 гл.).

Понятно желание иудеев придать закону всеобщий, вселенский и непреложный, т.е. непреходящий и вечный характер, т.е. придать вид того, что сам Создатель соблюдает его. Из этого следует, что закон имеет не локальную значимость, а глобальную, подобно закону всемирного тяготения, т.е. его нельзя отменить, и отменён он не будет никогда и ни при каких обстоятельствах. На этом основании можно считать, что те, кто его не соблюдает (например, язычники) не имеют Божьего расположения и обречены на наказание или даже на истребление и смерть. Это придает иудеям особый статус, в их силах как бы определить судьбу язычников, расскажи они о том, что нужно делать и что и как соблюдать*1. Делает их безальтернативно богоизбранными. Нарушение же этого правила низводит иудеев до – только временно сохраняющих нечто (имеющее ограниченную ценность), а само спасение будет даровано всем вне зависимости от происхождения и соблюдения субботы, а значит и статус иудеев не так уж и велик*2 (данное положение хорошо проработано ап.Павлом; напр. в посл. к Рим. см. 11:17-24 и в посл. к Евр. см. 4:1-11). С этим могли согласиться не все, принимая только то, что хотят сами.

*Примечание. 1. Есть множество пророчеств, что язычники будут следовать за иудеями и соблюдать Божьи законы и постановления, и все они могли пониматься именно так, т.е. как соблюдение только закона Моисея.
2. Смотри разговор Спасителя с Никодимом (Ин.3:1-21). Никодим, признает в Иисусе посланника от Бога, поэтому его интересует развитие событий далее, т.е. когда наступит спасение и как войти в земное Царство Бога (2). Однако Спаситель обращает его внимание на то, что для этого нужно нечто большее (3). Это никак не может понять Никодим, на что и обращает внимание Иисус, указывая, что это должно быть ему если не известно, то уж точно понятно (10), как знающему Писание. А это означает, что спасение может быть доступно всем (15,16). Даже подкованному и грамотному человеку в этом вопросе приходится испытывать некоторые трудности в понимании, т.е. отходу от сугубо национального понимания. Нечто подобного могли придерживаться иудеи и в отношении соблюдения субботы.


Даже современные источники иудаизма, в отношении субботы констатируют следующее: «Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис.56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определённой мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет». http://www.machanaim.org/ (ссылка с портала https://www.ru.wikipedia.org/).

Спаситель воспользовался несоответствием наблюдаемого в повседневной жизни и теми представлениями, какие имелись на тот момент. Возможный факт ведения дискуссий о субботнем покое, среди иудеев, уже сам по себе предоставлял диаметрально противоположные точки зрения, каждая из которых имела свои аргументы. Но сделанное Спасителем как бы ставило точку в этом, давая возможность каждому определиться в этом вопросе. Придерживаться ли «всеобщности» закона о субботе и занимать тем самым «национальную» позицию, относительно этого вопроса или следовать в этом чему-то другому, выходящему за рамки одного народа. Сейчас можно сказать, что слова Спасителя явно возвещали скорое наступление нового, и делалось это с самого начала служения, что и отразил ап.Иоанн спустя годы, размышляя и вспоминая произошедшее тогда.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя