«Корнилий, сотник из полка». Ч.1.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«Корнилий, сотник из полка». Ч.1.

#1 Сообщение Alex » 10 мар 2018, 16:29

Упоминание сотника с его помазаньем Святым Духом (Деян.10:1-10) или его избрание ставит ряд вопросов. Спектр простирается от вопросов о возможности совмещения воинской службы и служения Господу – возможно ли такое? До, вопросов, а зачем так подробно вообще описывается данный эпизод в Писании?

Отметим сразу, что сотник на момент описанных событий не являлся военнослужащим действующей римской армии, а находится в отставке*. Аргументы в пользу этого можно разделить на: исторические (положение и статус римских воинов), религиозные (религия в армии Рима), логические (описание рода занятий Корнилия и его самого в Деяниях).

*Примечание. То, что Корнилий называется «сотником» является обычным делом. Его так называли по той «профессии», которой он владел до этого. Точно так же и в наше время, например, полковника в отставке окружающие продолжают называть «полковником» (как говорится, бывших в этой профессии, не бывает). Иисуса во время его служения люди аналогичным образом именовали «плотником», подразумевая ту профессию, которой он занимался прежде (Марка 6:3). Тем не менее, это не означало, что Иисус вместо проповеди все еще занимался плотничеством.

Исторические. 1. В местах несения службы в римской армии существовало строгое правило, запрещающее военнослужащим иметь личную недвижимость:

«Легионерам запрещается приобретение земель в тех провинциях, в которых они отбывают военную службу, конечно, в тех целях, чтобы занятие сельским хозяйством не отвлекало их от военного дела. Поэтому им не возбраняется приобретать себе дома и точно так же они могут приобретать полевые участки в других провинциях; но в той провинции, в которую они пришли по военным надобностям, им не разрешается приобретать земли даже на чужое имя; в противном случае приобретенное отбирается казною […] По выслуге легионерами пенсии им разрешается приобретение недвижимости» («Памятники римского права»).

Конечно, любой военнослужащий мог бы втайне купить себе недвижимость в тот момент, когда её можно было бы выгодно приобрести, там, где проходила служба. Однако, делать такие поспешные приобретения не имело смысла, так как его могли перебросить в другой легион, в другу местность, а узнай начальство о нарушении закона, неизбежно следовало бы наказание. И с другой стороны, можно было бы при этом назвать тогда Корнилия «благочестивым и богобоязненным» (Деян.10:2;IBS)? Если учитывать нормы римского права, то такие приобретения были возможны только после официальной отставки.

2. Также необходимо отметить, что, согласно Римскому военному порядку, военнослужащие римской армии не имели права заводить семью и/или жить вместе с ней на момент несения воинской службы.

«Официально ни легионерам, ни «оксилариям» [воинам вспомогательных войск] жениться не позволялось. Поступление в легион повсеместно было одной из форм развода» (И.А. Голыженков; О.Пархаев "Армия императорского Рима. I-II вв. н.э.")

«Солдатам было запрещено жениться, несмотря на то, что они на службе достигали 40- и 50-летнего возраста. Если солдаты все же женились и обзаводились семьями, то они не имели права держать при себе в лагере свои семьи, и начальство при распределении войск совсем не считалось с этим, так как не усматривало в этом факта 'законного брака' (justum matrimonium). Запрещение жениться распространялось также на центурионов, и даже высшие командиры, покидая Рим для вступления в командование войсками, должны были оставлять дома своих жен» (Ганс Дельбрюк «История военного искусства в рамках политической истории»).

«Выход в отставку после полной … Ветераны также получали конубий, т.е. разрешение на вступление в брак или законное оформление отношений с фактической сожительницей, а также римское гражданство для прижитых ранее детей» (Алексей Козленко «Ветераны римской армии»).

Столь строгий официальный запрет на возможность римским военнослужащим вступать в брак в действительности имел свой смысл с точки зрения властей Рима. В I веке н.э. римские воины служили в армии довольно долго – около 26 лет. Учитывая высокую вероятность смерти легионеров во время войн, государству в дальнейшем приходилось бы выплачивать семьям погибших пенсии. А это легло бы дополнительным тяжким грузом на казну Рима. Закон императора Августа в этой связи служил основательной подстраховкой от этой необходимости.

3. Для поддержания мирового влияния и своёй власти Рим вкладывал огромные средства в действующую армию, а также предоставлял значительные социальные гарантии ее ветеранам, делая тяжелую службу в армии привлекательнее. В первое время это выражалось в воинской пенсии, выплачиваемой ушедшим в отставку военным. Но, начиная с рубежа I-II веков до н.э., в целях облегчить бремя римской казны, власти начали вводить в практику ветеранские поощрения в виде наделения бывших военных земельными наделами.

«Гай Марий в годы своего консулата нашел наиболее дешевый и приемлемый для солдат и полководцев способ вознаграждения ветеранов – путем наделения земельными участками в провинциях […] С деятельности Гая Юлия Цезаря – сначала консула в рамках неформального триумвирата с Помпеем и Крассом, а затем и диктатора, начинается период наиболее интенсивного развития ветеранского землевладения» (А.В. Колобова «Римские легионы вне полей сражений»).

Первый римский император Август попытался популяризировать обустройство т.н. «ветеранских колоний», в которых по задумке властей могли бы размещаться воины-ветераны, служившие прежде в одной части.

«[…] После 14 г. до н.э. в Италии, а после 7 г. до н.э. в провинциях прекращается образование ветеранских колоний. Наиболее распространенной формой ветеранского вознаграждения становится земельный надел, выделяемый в каком-либо италийском или провинциальном муниципии (RGDA. III)».

События описанные в Деяниях происходят приблизительно в середине 30-х годов н.э. В это время Римом правил император Тиберий.

«В период правления Октавиана [ум. в 14 г. н.э.] … оформился характер ветеранского обеспечения, существовавший с небольшими изменениями до начала II века. Выслуживший полный срок службы легионер получал почетную отставку (honesta missio), которая предусматривала наделение ветерана налоговыми льготами (immunitas), юридическими привилегиями (beneficia), деньгами или земельным наделом (praemia) […] Гораздо большие размеры в I в. н.э. приобрело наделение ветеранов землей в провинциях. Уже при Тиберии обнаруживается тенденция к созданию маленьких ветеранских поселений, не получавших титул колоний, неподалеку от места дислокации воинских частей» (А.В. Колобова «Римские легионы вне полей сражений»).

«Когда в 14 г. до н.э. единовременно вышло в отставку большое число ветеранов, поступивших на службу накануне битвы при Акции, свободной земли в Италии уже не было, и Август, по словам историка Кассия Диона, «предложил им денежные награды взамен земли, которой они всегда добивались». На полученные от него деньги ветераны должны были приобретать землю в тех городах, откуда они происходили и куда они возвращались после отставки […] Желая привлечь в пограничные провинции колонистов и стимулировать развитие сельского хозяйства на окраинах, императоры предоставляли здесь особенно большие земельные участки по 200 или даже 500 югеров. Наделы, которые воины получали в более обжитых и цивилизованных землях, были на порядок меньше, в пределах 20–30 югеров» («Ветераны римской армии»).

Кесария (названа так Иродом Великим в честь кесаря Августа) являлась административным центром Римской провинции Иудея, а также основной базой римских легионов в той области. Учитывая, что к тому времени Рим стал использовать для ветеранских поощрений участки в провинциях, рядом с местами прежнего несения службы, не удивительно, что офицер Корнилий упомянут как тот, кто проживал в Кесарии, где и была расположена его часть, в которой он когда-то служил.

«В I в. н. э. денежные вознаграждения были заменены раздачей земельных участков, которые ветераны могли получить в той провинции, какую они сами выбирали. … Очень часто бывшие солдаты одного легиона селились одной колонией ветеранов (colonia). Они превращались в мирных граждан. Образование таких колоний являлось наилучшим решением для правителей, так как ветераны оставались жить в тех же землях, где они до этого служили, и могли в случае необходимости усилить местные войска» (И.А. Голыженков; О.Пархаев "Армия императорского Рима. I-II вв. н.э.").

«Получившие подобным образом пенсионное вознаграждение легионные ветераны, как позволяют предположить источники, становились типичными сельскими жителями. Они, как правило, проживали на своем участке, вели хуторское хозяйство при помощи своего семейства… и, максимум, нескольких рабов. В жизни близлежащих городов ветераны, за редким исключением, активного участия не принимали» (А.В. Колобов «Римские легионы вне полей сражений»).

Религиозные. Служба в римской армии была самым тесным образом совмещена с участием в поклонении римским богам, избежать которого было просто физически невозможно. Тем более офицеру-сотнику (центуриону), на плечах которого в римских войсках лежала вся основополагающая роль в обучении и организации внутривойсковой жизни и быта солдат. Естественно, что к этим обязанностям относилось организация и отправление религиозных ритуалов, служащий неотъемлемой частью войскового устава римских легионеров.

«Укреплению дисциплины служило и насаждение религиозной идеологии. Философ Сенека говорил, что "первейшей связью между солдатами является религия"» (Е.А. Скрипилев «Основы римского права»).

«Как любой гражданин, солдат или офицер почитал римских богов, особенно Юпитера, Юнону и Минерву. Объектом поклонения были также «знамена». Отсюда берут начало современные почести, оказываемые этим регалиям, правда, не настолько окрашенные в мистические тона. Столь же естественным для солдат было поклонение императору, почитавшемуся не только верховным командующим, но и верховным жрецом. Дни рождения, дни вступления на престол и дни побед императоров отмечались регулярно. В 14 г. впервые была создана коллегия жрецов для почитания обожествленного Августа. Подобные коллегии возникали и позже при обожествлении (apotheosis) других императоров» (И. А. Голыженков; О. Пархаев "Армия императорского Рима. I-II вв. н.э.").

«Почитание богов поддерживалось тем, что солдаты жили по официальному религиозному календарю и справляли все традиционные римские празднества. … Дни рождения императоров, дни восшествия на престол и дни побед вскоре сделались столь многочисленны, что часть из них пришлось потихоньку отменить. Эти бесконечные празднества должны были внушить солдату мысль, что боги благоволят к Риму, что знамя священно, что Рим — это его город и что императоры — сверхчеловеки» (Питер Коннолли в труде «Греция и Рим. Энциклопедия военной истории»).

«...С Юпитером был связан легионный орел – самая большая святыня среди войсковых знамен, потеря которой вела к расформированию воинской части… Специфической армейской формой императорского культа являлся культ знамен. ... C культом правителей во многих случаях были связаны и signa – имевшиеся в каждой манипуле значки с легионной эмблемой. … По представлениям легионеров, signa, включая легионного орла, обладали сверхъестественной силой – numen, наподобие подлинных богов. Некоторые ученые полагают, что в придании signa сверхъестественных способностей проявлялся тотемизм…

…Религиозный календарь армии незначительно отличался от гражданского. Большую часть "красных дней" календаря составляли дни рождения обожествленных и здравствующих правителей, а также их родни, начиная с Юлия Цезаря. Важное место в календаре занимали празднества, связанные с традиционными римскими богами. Самым значительным из них были Сатурналии (17 – 23.12)… Типично военным празднеством являлся также день рождения легиона, когда основным объектом почитания становился значок с эмблемой легиона …

…Особым событием в жизни воинской части… являлся день принятия присяги 3 января. Присягу приносили все воины независимо от года службы … в императорской армии все воины хором произносили присягу – sacramentum – перед значками с изображениями принцепса, что, кстати, также резко критиковалось раннехрисианскими писателями. Строго говоря, римские воины в течение года присягали дважды: 3 января и в день инаугурации правящего принцепса. Присяга считалась священной клятвой, нарушение которой влекло кару со стороны людей и богов…

…Религиозная практика армии не ограничивалась исполнением официальных культов. Корпоративизм, присущий античному обществу, проявлялся у римлян в культе гениев (духов-покровителей) всевозможных объединений и сообществ. … В соответствии с римскими верованиями, гениев имели также императоры, боевые знамена и даже присяга» (Колобов А.В. «Римские легионы вне полей сражений»).

Итак, исторические факты раскрывают перед нами довольно четкую картину религиозной жизни римской армии. Религиозные культы и исполнение основанных на них ритуалов являлись неотъемлемой частью внутривойсковой жизни и устава легионов Рима. При этом религиозный смысл несли в себе практически все элементы, связанные с этим порядком: ежегодная присяга, парады, знамена, отличительные значки, эмблемы подразделений, праздники, почитание императора, полководцев и Рима, и еще многое другое.

Но что самое важное, в виду этого для военнослужащего римской армии не было никакой реальной возможности быть «благочестивым» и «праведным» в глазах истинного Бога, оставаясь при этом на воинской службе. Римский воин независимо от своих личных религиозных убеждений был просто обязан принимать вместе со всем своим легионом участие во всех требуемых от военнослужащих языческих ритуалах и актах поклонения. Это не было вопросом предпочтения или личного выбора. Это было его безусловная обязанность!

Эта обязанность тем более относилась к офицерскому составу легиона, так как именно от офицеров требовалось обеспечение безукоризненного исполнения всем легионом данных религиозных культов и ритуалов. Возможно ли представить себе, чтобы центурион Корнилий мог с чистой совестью требовать от своих солдат принимать в этих культах участие, да еще и самолично подавать им такой недостойный пример?

Логические. Если быть внимательным к тексту, описывающему эти события, то мы увидим, что Корнилий на тот момент находился вовсе не в воинской казарме, а в своем доме, в окружении домашних и слуг (Деян.10:2,7). Точно так же в собственном доме Корнилий был и спустя четыре дня, когда к нему, наконец, пришел Петр (Деян.10:30). И даже после крещения Корнилий в течение последующих дней все еще спокойно пребывал в доме, явно не спеша на воинскую службу (Деян.10:48). В этой связи возникают замечания:

1) Для действующего римского командира подобного ранга столь ярко выраженная праздность была бы абсолютно не допустима. Это важно учитывать, осознавая, что должность сотника (центуриона, командира младшего или среднего звена) в римской армии подразумевала непременное пребывание с рядовыми солдатами в военном лагере, так как именно на центурионах лежала вся основная обязанность по обучению и надзору за жизнедеятельностью рядового воинского состава. Не странно ли, что Корнилий все эти дни находится в «своем доме», а не в войсковой казарме (Деян.10:30)?

2) Если бы Корнилий был действующим военным, то было бы логичным ожидать, что Писание упоминало бы его в окружении других солдат, а не членов семьи.

Между тем все становится на свои места, если учесть, что Корнилий уже не был действующим командиром, а являлся ветераном в увольнении. В римской армии того времени это была не просто общепринятая, но даже обязательная практика, когда воин, отслуживший положенный срок службы, получал от государства не только пенсионные выплаты, но и земельный надел, где мог обустроить домашний быт своей семьи.

Какой вывод в этом отношении мы можем сделать? Совершенно понятно, что Корнилий, названный Библией «праведным», «богобоязненным», к тому времени по определению не мог быть связанным с языческим поклонением римской армией. Он уже не был её действующим членом. Корнилий являлся офицером в отставке, от которого уже не требовалось принимать участие в обыденных действиях, подразумевающих идолопоклонство и поклонение другим богам кроме истинного Бога. На момент его посещения апостолом Петром Корнилий, судя по всему, уже достаточное время являлся ветераном, свободным от воинских обязанностей. Этого времени было достаточно для того, чтобы зарекомендовать себя в качестве человека, «боящегося Бога», «щедро дающего народу дары милосердия и постоянно молящегося Богу» (Деян.10:2). А также «уважаемый всеми евреями»* (Деян.10:22;IBS).

*Примечание. Данное упоминание может указывать, что Корнилий посещал местную синагогу и был признан иудеями как прозелит, соблюдающий Моисеев закон и постановления. Возможно, принимающий активное участие в религиозной жизни местной иудейской общины (Деян.10:2), так, что он был хорошо всем знаком и известен и только своей набожностью, но и добрыми делами. Это означает, что Корнилий уверенно ориентировался и хорошо знал закон.
В труде «Лингвистический и экзегетический ключ» (Роджерс) сообщается: «ευσεβης "набожный", φοβεομαι "бояться". Эти два термина обозначают язычников, которые, не являясь прозелитами в полном смысле слова, обратились к иудейской вере и практиковали монотеизм и поклонение безо́бразному Богу». Согласно данному определению, Корнилий и члены его семьи в своем религиозном поклонении практиковали строгий монотеизм, т.е. поклонялись только единственному истинному Богу. Иначе и быть не могло, учитывая, что Корнилий был отмечен Богом в качестве человека «религиозного и боящегося Бога». Из этого следует, что Корнилий не был сторонником политеистических форм религии, обычных для его времени, и не мог наравне с истинным Создателем воздавать честь также ложным божествам. Примечательно, что фраза «ευσεβης» (Стронг, 2152), относящаяся в данном тексте к Корнилию, буквально означает «благочестивый, набожный, благоговеющий», а также несет в себе смысл «праведный». Следовательно Корнилий не был всего лишь добрым благодетелем, симпатизировавшим истинному поклонению. Он был человеком, твердо настроенным на поклонение исключительно и только истинному Богу. В противном случае Корнилий по определению не мог бы называться «праведным» и «благочестивым».

При написании статьи использовался материал с сайта: (sergeiivanov.blogspot.ru/2016/07/blog-post.html)
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: «Корнилий, сотник из полка». Ч.1.

#2 Сообщение Alex » 10 мар 2018, 16:32

Начал было исследовать про Корнилия, наткнулся на интересную статью, перелопатил слегка, сократил, суть топике выше, надеюсь будет продолжение, материала много.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.


Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя