"Корнилий, сотник из полка" Ч.2.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

"Корнилий, сотник из полка" Ч.2.

#1 Сообщение Alex » 11 мар 2018, 20:15

«позвал … солдата, исполнявшего его личные поручения».

Однако при Корнилии, как следует из текста Деяний, образно говоря, несёт службу (или выполняет его поручения) «благочестивый воин», солдат, который фигурирует вместе со слугами, притом последний упоминается как бы отдельно, т.е. выделяется на фоне остальных.

«Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого* воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию» (Деян.10:7,8).

* Примечание. Относящаяся к данному воину фраза «богобоязненный» в древнем тексте имеет все то же однокоренное греческое слово «ευσεβη» (Стронг, 2152), что буквально означает «благочестивый, набожный, благоговеющий», а также несет в себе смысл «праведный». Поэтому указание на «благочестивого воина», подобно «боящемуся Бога» Корнилию, аналогичным образом указывает на его статусом воина в отставке.
Примечательно, что этот человек описан в библейском тексте отдельно от слуг Корнилия, что может указывать на его свободный статус и/или гражданство. Это тем более так, учитывая порядок в римском обществе, согласно которому факт поступления человека на воинскую службу подразумевал дальнейшее право приобретения им римского гражданства, которое ценилось в том обществе. Однако, почему этот воин, которого Корнилий послал к Петру, «состоял при нем», Писание не дает каких-либо разъяснений, скорее всего, введу понятности обстоятельств и часто встречающихся в подобных случаях ситуации, т.е. распространённости подобного явления.


Далеко не все ветераны римской армии по завершении своей службы решали возвращаться в родные края. На это как кажется, были свои причины. После длительного периода службы (25 и более лет), ближайшие родственники военнослужащих (мать и отец) вряд ли могли остаться в живых, введу естественных причин смерти (по старости), т.е. возвращаться было по большому счету и некуда. За это время все социальные и родственные связи терялись (поддерживать дружеские, и даже родственные отношения на значительном удалении и в отсутствии почты и связи в современном понимании этого слова (телефона, телеграфа т.д.), весьма трудно).

За длительных период несения службы, начиная с самой молодости, человек соприкасался с местными обычаями, культурой, бытом, праздниками и т.д. привыкал к этому, и это становилось для него чем-то своим и даже родным, понятным и хорошо знакомым. Практически вся жизнь проходила на новой для человека территории и обстановке, в которую так или иначе ему необходимо было вникать.

К тому же часто солдаты не вели только военные действия и всё, нет. Часто и в большинстве своём они выполняли полицейские функции, если говорить современным языком – охрана, патрулирование, предотвращение бунтов и их не допущение, поиск возмутителей спокойствия и откровенных разбойников, борьба с «партизанскими» бандами (ср. Мф.26:55;27:38) и т.д. – такую службу невозможно нести, как и всё это, без досконального знания местного «колорита», нравов и обычаев*1. Поэтому после службы человек естественно желал остаться в знакомой ему обстановке, там, к чему он успел привыкнуть и мог чувствовать себя как «рыба в воде», находясь в предсказуемой для него среде и обстановке. И в тот момент, когда служба подходила к завершению, человек все более и более задумывался о дальнейшей своей судьбе, где и как, да и с какими соседями он будет жить, с кем он создаст семью, чем будет заниматься (хозяйство, дело, доход) и т.д*2.

*Примечание. 1.Так, например, удивляет, как римские солдаты обращаются с Иисусом (см.Мф.27:27-30; Ин.19:2,3), несомненно, желая своими действиями досадить иудеям и унизить их, откровенно смеясь над их чаяньями. Скорее всего, Пилат специально сделал это так показательно, чтобы сыграть на чувствах иудеев, что указывает на хорошее знание им обстановки.
2. Сотник, говоря об Иисусе как о праведнике (Лк.23:47), также показывает своё хорошее знание местных обычаев, верований и ожиданий. Возможно, военная карьера сотника подходила к концу, и он задумывается о своем проживании в Иудее, всё более и более вникая и понимая, среди кого ему придётся жить, отсюда и его искреннее высказывание, основанное на понимании обстановки. Такое невозможно себе представить или без длительного нахождения в данной среде, или без желания вникнуть и разобраться (или того и другого).

В отличие от офицеров легиона солдаты-ветераны получали заметно меньшую пенсию, что, естественно, сказывалось и на дальнейшее планирование своей жизни.

«Получившие подобным образом пенсионное вознаграждение легионные ветераны, как позволяют предположить источники, становились типичными сельскими жителями. Они, как правило, проживали на своем участке, вели хуторское хозяйство при помощи своего семейства… и, максимум, нескольких рабов. В жизни близлежащих городов ветераны, за редким исключением, активного участия не принимали» (Колобов А.В. «Римские легионы вне полей сражений»).

Значительное число солдат-ветеранов оседало в гарнизонных поселках (подобно современным т.н. «военным городкам», где проживают действующие и бывшие военнослужащие), расположенных недалеко от места их прежнего несения службы. В дальнейшем такие поселки получили название «канабы».

«Канаба представляла собой гражданский поселок, возникший по соседству с легионом или какой-то другой воинской частью, обычно на расстоянии 2—3 км от лагеря. Отличие канабы от города состояло в том, что канаба не имела собственной территории и располагалась на земле, находившейся в собственности легиона» (Ю.К. Колосовская «Римский провинциальный город, его идеология и культура»).

«По мере стабилизации легионов на границах Империи возле крепостей возникают канабы – поселки, населенные всевозможными искателями приключений, торговцами, ремесленниками, женщинами легкого поведения, солдатскими семьями. Можно предположить, что до начала II века при гарнизонах оставались наименее обеспеченные и чаще всего одинокие отставные воины. О занятиях этих ветеранов известно немногое. Поскольку в силу особого статуса территории вокруг легионной крепости частная собственность на землю здесь не допускалась до рубежа II – III вв., можно предположить, что ветераны из канаб занимались преимущественно торговлей и ремеслом. Возможно, что некоторые ветераны – а это были люди, как правило, в возрасте после 45 лет, т.е., по тогдашним меркам, уже пожилые, – не заводили никакое дело, а просиживали остаток дней с друзьями в поселковой таверне за кружкой пива, вспоминая былую солдатскую жизнь» (Колобов А.В. «Римские легионы вне полей сражений»).

«Благочестивый воин», находившийся в доме Корнилия, вполне мог быть именно таким солдатом-отставником. Возможно, по ряду причин он являлся, как было указано выше, «малообеспеченным одиноким отставным воином», который в силу своей благочестивости стал частью дома богобоязненного Корнилия и его домашних (Деян.10:2). В конце концов, всех их одинаково связывало многое, и сама бывшая служба и общие взгляды, и знание друг друга и поклонение Богу.

Могла быть и другая причина того, что данный воин оказался в доме Корнилия. В римской армии существовали разные виды отставок.

«Существовали следующие виды отставки: а) почётная, которая давалась по выслуге полного срока службы; б) уважительная, которая давалась в тех случаях, когда военнослужащий объявлялся непригодным к дальнейшей военной службе вследствие болезни; в) порочащая, когда лицо увольнялось в отставку за совершенное им преступление. Уволенный из армии по последнему основанию не имел права оставаться в резиденции императора и в городе Риме, хотя бы он был уволен без указания в приказе порочащего его обстоятельства… Воинская дисциплина поддерживалась системой суровых наказаний, к числу которых относились…позорное изгнание из армии; лишение пенсии по выслуге лет» (Е.А. Скрипилёв «Основы римского права»).

«Порочащая отставка» (missio ignominiosa) - практиковалась в тех случаях, когда легионер нарушал дисциплину, впрочем, степень нарушения была не настолько серьезной, чтобы карать его смертной казнью. Учитывая, что воин, состоявший при Корнилии, был назван «благочестивым», есть основание предположить, что этот воин мог быть «позорно изгнан» из армии в силу отказа принимать участие языческих культах. Конечно, нельзя исключать и другие причины его ухода со службы (например, еще до того, как тот стал почитать истинного Бога). Так или иначе, но подобное наказание подразумевало лишение бывшего военнослужащего пенсионного содержания, что в свою очередь оставляло его без средств к существованию. В виду этого, не возникает вопросов, почему «боящийся Бога» Корнилий принял в свой дом этого «благочестивого воина». Возможно, это был единственный способ существования этого воина после отставки, ведь у Корнилия, судя по наличию слуг, было целое хозяйство и семья, которую он мог содержать. Конечно это только предположения.

Необходимо отметить, что Риму было выгодно создавшееся положение вещей. Не только частичная замена выплат земельными участками, но и ассимиляция отставников в тех местностях, где они проходили службу. Не только местная культура влияла на легионеров, но и сами легионеры влияли на местных. Например, легион состоял из нескольких тысяч военнослужащих, в год в отставку могло уходить до несколько сотен. Создавались целые поселения и через смешивание с местным населением рождались поколения лояльно и благосклонно относящихся к Риму*.

*Примечание. Так, по мнению многих комментаторов, Корнилий мог быть потомком одного из 10000 рабов, освобождённых и сделанных римскими гражданами диктатором Луцием Корнелием Суллой, а также получивших его родовое имя Корнелий. Это означает, что Корнилий был потомком одного из таких людей, который возможно был на военной службе у Рима, а значит, его воспитание и выбор будущей профессии были практически определены. Косвенно на это может указывать слова в Деяниях 10:24, где говориться, что у Корнилия были «родственники и близкие друзья». Возможно, это родственники не Корнилия, а его семьи (жены, тещи и т.д.), но вполне вероятно и его собственные. Тогда получается, что Корнилий был из местных жителей, родившихся от смешенных браков с римскими гражданами на территории Иудеи. Это, скорее всего, и объясняет его приверженность иудаизму, ведь многое он знал еще с детства, хотя данное утверждение выходит за рамки того текста, который представлен в Писании, переходя в разряд предположений.

В случае необходимости легионы могли быть усилены опытными военными, недавно ушедшими в отставку, а сами люди и семьи этих поселений явно выступали за Рим и сотрудничество с ним. Лояльно настроенные рекруты, чьи отцы сами служили в армии Рима, с детства знающие, что означает воинская дисциплина, чьё воспитание и физическая подготовка и навыки владением оружия были на высоте, охотно принимались для службы в армию. Они хорошо знали местные обычаи и не совершали ошибок военачальников, не имеющих таких знаний и прибывших из далёких мест (напр. из Рима, где нравы и обычаи отличались от местных). После же отставки, занимаясь сельским хозяйством, бывшие военнослужащие могли поставлять в войска необходимые вещи, продукты и фураж. А ремесленники могли поставлять необходимые материалы для ремонта и строительства (металлические и кожаные изделия и т.д.), ведь вести всё через моря было очень накладно. Да и кто как не они лучше всех знали, что и в каком количестве необходимо легионам*?

*Примечание. Например, не все иудеи желали непосредственно торговать с римлянами, как со своими врагами (так и из-за страха перед соплеменниками), поэтому могли вести торговлю опосредованно, через лиц официально не принадлежавшие к римской армии, подобно Корнилию. Покупая сырьё, ремесленники могли изготавливать необходимое для нужд армии, а дилеры провианта поставлять необходимое, выступая своего рода посредниками. Такое часто практикуется и в современном мире между враждующими (наложившими друг на друга эмбарго, санкции и т.д.д.) государствами.
Также можно отметить, что через таких лиц можно было узнать о судьбе арестованного родственника, за какие-либо явные или надуманные преступления, облегчить условия его содержания и т.д. Т.е. отставные военные «не особо отягощенные благочестием» (что не относиться к Корнилию), могли выполнять различные функции и посреднические услуги (включая передачу сведений о настроениях, доносы и разведка и т.д.), имея связи в римской армии и связи среди местного населения (ср. совет Иоанна Крестителя войнам Лк.3:14).


Возможно, именно благодаря такой коммерческой деятельности у Корнилия и была возможность иметь достаток и жертвовать деньги нуждающимся. Т.е. с очень большой долей вероятности можно утверждать, что сотник Корнилий, находясь в отставке, имеет своё дело приносящие ему доход. Он нанимает себе на службу как работников из местных, так и из бывших сослуживцев. Этот человек хотя и языческого происхождения, но соблюдает постановления Моисеева закона. «Благочестивым» его признают даже сами иудеи.

Под подобное описание подходит и сотник, о котором рассказывается в евангелиях (Мф.8:5-13; Лк.7:1-10). За сотника ходатайствуют старейшины города (7:3), отмечая его щедрость и участие в религиозной жизни города (7:5)*, признавая за ним праведность и то, что он достоин этого (7:4). У сотника был слуга (7:2), за исцеление которого просили старейшину (что может указывать, что слуга также причислялся старейшинами к разряду достойных, т.е. к соблюдающим закон). Сотник обладал некой недвижимостью (7:6).

*Примечание. ««Построил нам синагогу» (стих 5) конечно, на собственные средства. К этому выражению нужно добавить слово «сам», потому что в греческом тексте здесь стоит слово αὐτός.
О самой личности последнего можно сказать только немногое. Так как нет известий, чтобы в то время в Капернауме стояли римские войска, то нужно думать, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников. Сотники называются в Евангелиях и Деяниях ἑκατοντάρχος, χης или κεντυρίων (centurio, Мк.15:39,44–45). Римские легионы разделялись на 10 когорт (Деян.10:1), или полков, в каждой когорте было по три манипулы, а каждая манипула состояла из сотней; если число это убывало, сотня не переставала быть сотней. В каждом легионе было 60 сотен. Сотник был, очевидно, язычник. Это, по словам Цана, само понятно и составляет сущность рассказа. Думают даже, что Матфей намеренно поставил два рассказа рядом – об исцелении прокаженного и слуги язычника, которые оба были нечисты с обрядовой точки зрения. Сотник мог быть нечист даже и в том случае, если бы был иудеем, потому что иудеи, если вступали в войска, состоящие из чужеземных солдат, то, по свидетельству Иосифа Флавия, считались как мытари. Но он, вероятно, принадлежал к язычникам, которые склонялись к иудейству и принимали живое участие в богослужении синагоги. На развалины синагоги, построенной сотником в Капернауме, указывают и теперь». (Толкование на евангелие А.П.Лопухина).


Из перечисленного выше, а также из того факта, что в Капернауме не находился в те времена какой-либо римский отряд или легион, и можно сделать предположение, что сотник уже был в отставке и находился на службе у местного правителя*. У него в подчинении были также и слуги и возможно, граждане из бывших военнослужащих римской армии. Хотя вполне вероятно, что это были военнослужащие, нанятые правителем, но не служившие когда-либо в римском легионе. То, что он был на службе, указывают его собственные слова: «ибо я и подвластный человек», а также «имея у себя в подчинении воинов» (7:8).

*Примечание. Как тогда, так и сейчас, людей прошедших службу в армии и уволившиеся оттуда, охотно берут на работу различные как государственные правоохранительные структуры, так и частные охранные и прочие организации. Закалённые в боях и знающие цену приказов и дисциплине, такие люди положительно влияют на настрой и атмосферу внутри коллектива. В частных структурах нет необходимости приносить присягу или клятву верности, это всего лишь работа, и здесь можно иметь свободное вероисповедание.

И действительно, находясь на службе в римском легионе, сотник вряд ли смог бы участвовать в строительстве синагоги в Капернауме, а также вряд ли бы его назвали достойным старейшины данного города.

Итак, мы видим тот фон, в котором происходят описываемые в евангелиях события. Но всё же, как кажется, еще остается несколько вопросов относительно сотника Корнилия.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Культура и жизнь во времена Нового Завета»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя