Сюжетная экзегетика

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Сюжетная экзегетика

#1 Сообщение Alex » 25 мар 2016, 12:25

Сюжетная экзегетика.

Как известно экзегетика (истолкование, изложение) – раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, первоначальный смысл которых не совсем понятен современному читателю вследствие их давности или недостаточной сохранности источников, потере первоначального смыслового контекста(ов), а также подхода к тому или иному отрывку Писания. По экзегетике понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием контекстов, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения.
Среди христиан есть множество различных взглядов на толкование Библии. В основном они сводятся к двум главным концепциям:
Экзегетика откровения исходит из посылки, что тексты Священного Писания являются богооткровенными и их авторов вдохновлял сам Бог, действуя через них. Поэтому экзегетика должна исходить из того, что непосредственно за текстом, скрывается дополнительный более глубокий и не всегда явно выраженный смысл, который и следует открыть. Текст передаёт суть, исходящую от Бога и этот смысл, делает сам данный текс священным.
Рациональная экзегетика исходит из предпосылки, что авторы Священного Писания были вдохновенными литераторами, и смысл сказанного в Священном Писании стоит искать в реалиях той эпохи и изучении личных свойств и характеров авторов текстов. Воля Бога и назидание для нас, выражены в рефлексии авторов, в их реакции на те или иные события и вызовы.
Если не придерживаться крайних взглядов, данное разделение носит весьма условный характер. Действительно, Бог пользовался людьми чтобы предать Свои мысли через авторов, зная все их особенности характера и личные качества. Если эти особенности были учтены заранее, то можно заранее и предвидеть, что автор отразит в конечном тексте (что он напишет). Другими словами, эти два подхода разделяет степень участия Бога в написании конечного текста: от 1) Он продиктовал текст, который и был записан автором, до 2) учитывая автора, Бог «подталкивал» его к тем или иным выводам, которые тот и отразил затем в тексте, но делал это так, чтобы в самом тексте в итоге была отражена Его воля, как конечный продукт и результат всех описанных выше действий.
Тем не менее, сама экзегетика опирается на понятия - смыл, личные свойства авторов, и т.д. которые и определяют направленность изысканий, что сказывается на конечном значении толкуемого отрывка. Действительно - как автор передал Божье откровение, в полной степени или не стал предавать понятные ему вещи, а описал только важное для него на тот момент? Если да, то, что было не дописано? Если автор писал под «диктовку» Бога, в буквальном понимании, то какие мысли хотел передать нам Бог? Данная изначальная неопределённость ведет к вариациям толкования, как следствие к школам и традициям толкования. Если еще рассмотреть историю толкования, контекст, при котором были написаны те или иные комментарии и т.д., то можно углубиться довольно далеко.
Одним из методов является сюжетная экзегетика – анализ сюжетов в том или ином пророчестве или отрывке Писания. То, как та или иная сюжетная линия развивается в конкретном отрывке, упоминается прямо или косвенно, дополняет или является основным в повествовании и имеет дальнейшее развитие по сравнению с предыдущим упоминанием. Как та или иная сюжетная линия развивается на протяжении всего Писания.
Такой подход позволяет оперировать не отдельными словами или словосочетаниями и комментариями на них, а намного большими по емкости смысловыми понятиями. Упоминание элементов того или иного сюжета придаёт дополнительный смысл тексту. Хотя сюжету и можно придать ту или иную «конфессиональность», все же множественность мелких понятий и их соотношение между собой, наполняющих сюжет обладают большим иммунитетом и меньше тяготеют к поддержке тех или иных догм, сложившихся исторически. Такой подход позволит глубже проникнуть в смысл текстов Писания.

Данный материал является только вводным и немного показывает одну из граней или сутей подхода к Писанию.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Методы исследования пророчеств»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость