«…удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» Ч.1.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» Ч.1.

#1 Сообщение Alex » 12 окт 2017, 07:45

Нанести какой-либо вред Спасителю или даже убить Его – такие намеренье мы постоянно встречаем на страницах евангелий (см.напр.Лк.4:29; Мк.3:6). Учения и дела Иисуса не все могли принять вот так просто. Но здесь идёт речь об одном из правителей Иудеи тех времён* (Лк.13:31).

*Примечание. (портал ru.wikipedia.org): Иродиады — царская династия, правившая под покровительством Рима в Иудее или на части её территории в 37 до н.э. – 76 г.н.э. Родоначальником династии Иродиадов был Ирод I, сын Антипатра II, ставшего в 47 году до н.э. прокуратором Иудеи. Ирод получил в 37 г. до н.э. от римлян царский титул. По меньшей мере одиннадцать членов династии упоминаются в Новом Завете… По происхождению они были идумеями, или эдомитянами. Идумеи считались иудеями, потому что примерно в 125 году до н.э. их заставили делать обрезание.
Ирод Антипа (20 год до н.э.- после 39 года н.э.) - правитель Галилеи и Переи с 4 года до н.э. по 39 год.

(портал dic.academic.ru): Ирод Антипа, второй сын Ирода Великого от самарянки Малфаки.И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян.13:1). После смерти Ирода Великого … получил при этом Галилею и Перею - область на вост. берегу Иордана. Укрепив галилейский город Сепфорис, он сделал его своей столицей. … Затем И.А. основал на берегу Геннисаретского озера город, назвав его в чеcть Тиберия Тивериадой. Это был чисто эллинистич. город. В НЗ И.А. фигурирует как Ирод-тетрах (четвертовластник; Мф.14:1; Лк.3:1); именуется он также царем (т.е. властителем) в принятом в то время значении этого слова (Мф.14:9; Мк.6:14,22-27). В доме сводного брата Филиппа (прим.автора. Ирода Филиппа I, не путать с четвертовластником Филиппом (прим.автора Ирод Филипп II), к-рый одноврем. с И.А. пришел к власти), И.А. встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, И.А. изгнал свою первую жену, дочь араб. царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против И.А. и нанес ему тяжелое поражение в погран. войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев.18:16;20:21). После этого И.А. приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расп. к востоку от Мертвого моря. …
Имп. Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. по Р.Х.) присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, цар. титул, чем задел честолюбие Иродиады. Помня о том, что И.А. при всем его лукавстве отличается нерешительностью, она вновь начала подстрекать его к активным действиям. Когда в 39 г. по Р.Х. И.А. отправился в Рим, чтобы испросить у кесаря цар. титул и для себя, то услышал тяжкие обвинения, в т.ч. и в тайном сговоре с парфянами. Доказат-ва этому представил Калигуле племянник и шурин И.А…. На основе этих обвинений И.А. был отправлен в ссылку, где и умер. Его царство было присоединено к землям, находившимся под управлением Агриппы (Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.).


Вообще отношение Ирода к Иисусу, на первый взгляд кажется противоречивым, как и отношение к Иоанну Крестителю. Так об Иоанне говорится:

«В свое время Ирод арестовал Иоанна, связал его и бросил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа, потому что Иоанн упрекал Ирода и говорил ему: "Нельзя тебе жить с ней". Ирод хотел убить Иоанна, но боялся народа, так как все считали Иоанна пророком» (Мф.14:3-5;IBS).

«…потому что Ирод боялся Иоанна, зная, что это справедливый и святой человек, и берег его. Слушая Иоанна, Ирод приходил в смущение, но тем не менее, ему нравилось его слушать» (Мк.6:20;IBS).

Здесь, скорее всего, разные евангелисты упоминают о разных периодах времени. В первом случае, до слуха Ирода доходили различные сведенья и поверья, все они могли подрывать его авторитет, а значит, и служить поводом к неповиновениям. Ирод чувствует шаткость своего положения, ведь свою власть над иудеями, по мнению самих иудеев, он имеет не легитимным образом. Отсюда и страхи и пристальное внимание за происходящими тенденциями на подотчётной ему территории. Однако, после того как он лично беседует с арестованным им Иоанном, он может самостоятельно убедиться, что отчасти его опасения были напрасными.

*Примечание. Нельзя не заметить некоторый контраст в проповеди Иоанна и Иисуса. Иоанн прямо и открыто обличает Ирода и вероятно не только его, как будто не боится никаких последствий (ср.Лк.3:7,12,14). На такую позицию влияла, скорее всего, вера и убежденность Иоанна в скором приходе Царства Божьего, а также сам факт, что он указал на Мессию от Бога, а значит, время, по его мнению (ощущению) близко или вот-вот настанет.

Проповедь Иоанна не могла не остаться не замеченной: «Когда же он упрекнул тетрарха Ирода за женитьбу на Иродиаде, жене его брата, и за все другое зло, которое тот совершил, Ирод ко всему злу добавил еще одно, заключив Иоанна в тюрьму» (Лк.3:19,20;IBS). В слухах доходивших до Ирода, он вполне мог принять слова Иоанна, если не за призыв и подстрекательство к не повиновению, то уж точно не к созданию позитивного образа о нём*. Правителя понять можно, он «сидит на двух стульях», и не может в полной мере принять ту или иною сторону полностью. Заняв сторону иудеев, он должен был бы восстать против Рима, но это могло обернуться для него большими проблемами. Да к тому же иудеи вряд ли поголовно «встанут под его знамёна», ведь они ожидали царя и праведника из своей среды. А, заняв сторону Рима, он рискует полностью потерять влияние на народные массы. Ему приходится маневрировать, прокладывая путь, удаляясь в той или иной степени от крайних точек зрения и постоянно держать баланс*. Этим как кажется, могут быть продиктованы и некоторые действия и решения Ирода (и правителей соседних областей). Это видно и в приведённых словах: «приходил в смущение» с одной стороны, и «ему нравилось его слушать» с другой.

*Примечание. К моменту появления Спасителя на территории Израиля правило несколько правителей (Лк.3:1). Римский наместник (прокуратор или префект, как представитель римского императора) управлял непосредственно Иудеей (ср.Ин.19:15), другими примыкающими областями, управляли правители, чьё назначение или подтверждение титула, производилось в Риме. Возможно, такое перераспределение власти было не случайным и оптимальным с точки зрения Рима. Тихие и провинциальные области отдавались в управление верным Риму правителям из местной знати. Иудеей же, как самой «взрывоопасной» областью правил римский наместник. Рим, судя по всему, в тот момент не стремился объединить все иудейские земли под общим началом и наверное на это были причины (выходящие за рамки данного исследования).
Здесь только отметим, что такое положение влияло на перераспределении власти и взаимодействие между иудеями. С одной стороны, каждый правитель «тянул» в свою сторону, отвлекая от мессианских настроений и настраивая людей на своей территории на достижение собственных целей. С другой, некоторая раздробленность и двоякость местной власти (местные, но ведущие политику в интересах и в «фарватере» Рима), не давали возможности сильно развернуться и объединиться всем иудеям в полной мере. Такое правление можно охарактеризовать как «суета царьков». Возможно, это один из факторов повлиявших на относительно долгое и плодотворное служение Спасителя, который передвигался по различным областям, разных правителей, имевших к тому же еще между собой и трения. Единый правитель вряд ли бы долго допустил бы такое на своей территории. Так, например, правители съезжаются на празднование пасхи в Иерусалим, не только чтобы отметить сам праздник, но и чтобы предотвратить какие-либо объединения людей на иной почве, помимо их участия, ревностно следя за этим.


Правитель хорошо знаком с иудейской средой, бытом и законами, ведь и сам он вырос отчасти в ней. Но что же так нравится ему в разговорах с Иоанном? То, что сразу удивляет, так это некоторый диссонанс в понимании Ирода. Действительно после некоторых непосредственных бесед с Иоанном, который утверждал: «…если бы пославший меня крестить водой не сказал мне: "На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом". Я видел это и свидетельствую, что Он - Божий Сын!» (Ин.1:33,34;IBS). После всего этого сам Ирод удивлённо спрашивает: «…Иоанна я обезглавил, а кто же тогда этот человек, о котором мне такое рассказывают? И он искал возможности увидеть Иисуса» (Лк.9:9;IBS).

Сведенья о действиях Иисуса, Ирод мог получать от своих слуг (см.Лк.8:3; от них же, вероятно, сведенья о действиях самого Ирода в том момент, попали и в евангелия), а также и от специально направленных им людей к Иисусу. Скорее всего, в разговорах с Иоанном Ирод искал, прежде всего, доказательства подстрекательства к бунту, как угрозу своей власти (ср. с действиями его отца Мф.2:16) и не на чём другом не сосредотачивал своё внимание. Да и сам Иоанн не мог много рассказать о том, как будет действовать Иисус, кроме как следующих сведений: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира! "Идущий за мной стоит выше меня, потому что Он существовал еще задолго до меня". … "На кого опустится и на ком останется Дух, тот и будет крестить людей Святым Духом (и огнём; Лк.3:16)". Я видел это и свидетельствую, что Он - Божий Сын!» (Ин.1:29-34;IBS). Всё это отсылает нас к таким пророкам древности как: Исаия, Иоиль, Захария и т.д. (Ис.53 гл.; Зах.12:10; Иоил.2:28-32). Исполнение этих пророчеств и констатировали после апостолы (Деян.2:17-21). Однако, первоначально из тех сведений, которыми обладал Иоанн невозможно сделать какой-либо подробный план действий, которому будет следовать Иисус. О них до самого их исполнения не знали и не догадывались даже апостолы. Другими словами Иоанн был уполномочен только указать на Христа, но не имел таких полномочий на указание, что Тот совершит и в какой момент и как будут развиваться события после прихода Мессии.

Первоначально, не имея должных сведений, Ирод мог попытаться схватить и Иисуса, как Того, на Кого указал Иоанн, возможно поэтому: «Когда Иисус услышал о том, что Иоанн заключен в тюрьму, Он возвратился в Галилею» (Мф.4:12;IBS), т.е. Иисус удаляется от тех мест на некоторое расстояние и его поиск и локализация для ищущих Его слуг Ирода были затруднёны.*

*Примечание. Возможно, переход в Галилею обусловлен и тем обстоятельством, что сам Иоанн теперь отсутствует. А Иисус находился какое-то время после своего крещения именно возле или рядом с Ним (ср.Ин.1:35-37), занимаясь общим делом (Ин.3:22-24). Иисус в какой-то момент отдаляется в Иудею, южнее, вероятно, чтобы облегчить путь тем, кто живет в столичных городах Иудеи, совершить крещение покаяния. После взятия Иоанна под стражу, было абсолютно все равно где и в каком месте находиться, в том смысле, что этот этап служения закончился и начинался другой (ср.Ин.4:1). Тому, кому было поручено крестить, крещением покаяния, и Кому помогал Иисус, теперь отсутствует, а значит и завершено его дело. Похоже, что Иисус вернулся в привычную для Него обстановку, где все Его знали и начал Своё служение именно оттуда.

В самом Иоанне Ироду могла нравиться не только его праведность, но и самое главное популярность среди народа («боялся народа»). Обнаружив безобидные намеренья, он «берёг его» для особого случая. Берёг, для того, чтобы возможно отпустить Иоанна прилюдно в честь какого-либо события или на праздник, естественно, если народ очень попросит его об этом (ср. с Лк.23:17, как обычай, существовавший на тот момент). Ведь отпуская праведника, Ирод и сам становится более праведным в глазах народа и даже может показаться, что он как бы встал на этот путь и следует им. Отпущенный же, таким образом человек, вряд ли захотел бы вернуться обратно в тюрьму, с непонятной для себя перспективой (второй раз так просто уже не отпустят), поэтому начал бы вести себя более осмотрительно. Этого как раз и нужно было, скорее всего, Ироду от Иоанна («и власти всласть и славы до главы»).

С другой стороны, слова Иоанна: «Человек может делать только то, что ему поручено с неба» (Ин.3:27;IBS) могли восприниматься Антипой, не только как отказ Иоанна от призыва к бунтарству, но и как оправдание своих собственных дел, как царствующей особе, пусть над небольшой, но территорией. А такое могло быть очень приятно правителю, который испытывал постоянное давление, со стороны иудеев. То есть, если Ирод царствует здесь, значит это дано ему свыше, что делает его правление более легитимным – оно дано свыше и иудеям нужно смириться с этим. Здесь Иоанн занимает нейтральную и выжидательную позиции по отношению к Иисусу, в ответ на некоторые нападки в Его адрес (см.Ин.3:26-36; «Подождите, не торопитесь судить, посмотрим, ведь Бог не избирает абы кого, тем более на такое служение»). Такую же позицию он, вероятно, выражает и Ироду.

Одно можно сказать точно, пребывание Иоанна у Ирода сыграло некоторую роль, служило сдерживающим фактором для Ирода и успокаивало его. Похоже, что Иоанн, даже находясь в тюрьме оказывал останавливающее влияние на правителя и тот в первоначальный период служения Иисуса, не предпринимал каких-либо усилий по преследованию Спасителя. Да и поводов к этому, на тот момент было мало, Иисус еще не совершил множество чудес. После ареста Иоанна, Иисус «растворяется» в Иудеи проповедуя в синагогах заходя в населённые пункты, Его перемещение вряд ли так сразу можно было бы отследить (см.Лк.4:14-17).
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость