«…удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» Ч.2.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» Ч.2.

#1 Сообщение Alex » 14 окт 2017, 14:34

Складывается такое впечатление, что Иоанн пребывал в застенках Ирода не так долго, всего до момента совершения Иисусом первых значимых чудес, молва о которых имела значительное распространение в народе. Этот вывод напрашивается из слов Ирода: «…Иоанна я обезглавил, а кто же тогда этот человек, о котором мне такое рассказывают? И он искал возможности увидеть Иисуса» (Лк.9:9;IBS). Похоже, что после некоторого времени пристального внимания, Ирод перестаёт отслеживать деятельность Иисуса, и не может понять, с какого периода Иисус совершил чудеса, которые произвели такое впечатление на народ. Если бы Иоанн был бы жив, то Ирод сделал бы вывод, что кто-то совершает чудеса, и это не Иоанн, так как Он сидит в тюрьме, но Иоанн к тому времени уже был обезглавлен.

Вспомним, что ученики Иоанна пришли к Нему сразу после того, как Иисус совершил воскрешение сына вдовы из города Наин (Лк.7:11-16,18), тогда, когда иудеев и всех присутствующих «…охватил страх, и люди прославляли Бога: - Великий пророк появился среди нас!» (16;IBS). Именно после этого события, возможно и происходит обезглавливание Иоанна. Как раз в этот момент проходил пир во дворце Ирода. Ирод же в момент совершения Иисусом чудес был занят другими делами, возможно подготовкой пира и встречей уважаемых гостей (см.Мф.14:9; «ради возлежавших» не отменил своего слова). Ему явно было не до чудес и прочего. И только после этого пира, длинною в несколько дней, к Ироду начинают поступать сведенья о чудесах совершённых Иисусом, так, что для него это становится связанными между собой событиями (сначала обезглавил, после появляется некто, кто творит чудеса, чудеса может творить только праведник, праведником был Иоанн…). Потом, правитель, конечно же, разобрался более или менее в этом вопросе, но это было после (ср. Лк.9:9 с 13:31, где Ирод знает, Кого он хочет убить), а само впечатление на окружающих и слуг произвело именно это его высказывание*.

*Примечание. Если это так, то это косвенно может указывать на продолжительность таких пирушек (от нескольких дней до недель) и о большом количестве вина, употребляемых там, потере контроля и ощущения времени, а также безрассудности принимаемых решений под действием большого количества алкоголя.

Так было ли у Ирода действительное, на тот момент, намеренье убить Иисуса? Скорее всего, не было (хотя при удачном стечении обстоятельств, нет сомнений, что он сделал бы это). И на это имеется несколько причин.

Во-первых, Ирод не является самостоятельный правителем в полной мере и не может принимать серьёзные решения без оглядки на Рим. Смерть (или разоблачённая попытка сделать это) такой популярной в народе личности как Иисус, могла вызвать бунт или возмущение народных масс*. Тогда ему достанется как от римских властей, за несогласованность действий и некий умысел (а не было ли в этом желания досадить Пилату? с которым тот был во вражде до суда), так и от самих иудеев. Вряд ли он хочет добровольно покинуть свой пост и/или претерпеть позорную смерть. Его положение хорошо просматривается на суде. Даже римский наместник и то не решается так сразу и своими руками предать Иисуса смерти и всячески защищает Его, чтобы не оказаться виновным и крайним в этом вопросе. Что же говорить об Ироде? На суде его главным «оружием» в разговоре с Иисусом является унижение и смех: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. … Он задавал Ему много вопросов, но Иисус не отвечал. … Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату» (Лк.23:8-11;IBS). Смертью и наказанием Иисусу угрожает только Пилат, тот, кто и обладает реальной властью сделать это (см.Ин.19:10,11). Ирод, таким образом, предусмотрительно не вмешивается в это дело, да и иудеи повели Иисуса на суд к Пилату, а не к Ироду, понимая это, хотя знали, что он родом из Галилеи (ср.Ин.7:52).

*Примечание. Заключение в тюрьму или убийство кого-либо правитель мог произвести в тот момент, когда известность и популярность такого человека не была высока, и его влияние на общество не было существенным. Обычный и небольшой эпизод, который никто и не заметит, нечто подобное описывается в Деян.5:36,37, с довольно малым числом последователей. Даже заключение Иоанна вызывало у Ирода некоторое беспокойство – «боялся народа» Мф.14:5. Но с ростом популярности и влияния на народ, сделать это без последствий уже было не возможно. Так, например, по историческим сведеньям, за своё царствование Антипа безуспешно вел пограничную войну с арабским царём, что отнимало значительные ресурсы и, скорее всего он не хотел иметь еще конфликт и на своей территории. Необходимо было договариваться, возможно, элементы попытки такого рода договора с его стороны, которые он стал вести в ультимативной форме, и показаны в Лк.13:31.

Ирод выглядит как зависимый вассал, зажатый в жесткие рамки регламента, его роль – роль второго плана. Скорее всего, он не обладает ни материальными (денежными, хозяйственными, запасами оружия и амуниции и др.) ресурсами, ни людскими (военизированная охрана, прислуга и т.д.), в той мере, чтобы можно было как-то противостоять полноценному восстанию иудеев, случись оно такое в жизни. Поэтому удержать власть он мог, только пресекая любые народные движения в самом начале, еще в зачаточном состоянии. Как мы знаем из истории, даже сами римские власти просчитались и потерпели полное поражение в начале восстания в 66 г.н.э, а они имели значительный военный потенциал и внушительный во всех отношениях материальный ресурс.

Во-вторых, на это указывает сам текст Лк.13:31-33;IBS:

«Тогда же к Иисусу подошли несколько фарисеев и сказали: - Уходи, оставь это место, потому что Ирод хочет Тебя убить. Иисус ответил: - Пойдите и передайте этой лисице*: "Я буду изгонять демонов и исцелять людей сегодня и завтра, а на третий день Я закончу свое дело". Но сегодня, завтра и послезавтра Я должен идти дальше … (продолжать свой путь; РБО)».

*Примечание. Лисица в восточной традиции символ порчи, разрушения и разорения. Таким образом, Спаситель показывает, что дело, которое исполняет Он намного важнее желаний, переживаний и тревог Ирода и последнему придётся потерпеть и уступить. Возможно, Спаситель намерено поступает так, давая ответ, указывающий Ироду его место. Это провоцирует реакцию Ирода на суде, где тот просто насмехается и всё, занимая оправдательную позицию («раз Ты так ко мне, так и я также к Тебе, вот Тебе»), делая исход суда, даже во второстепенном вопросе практически предопределённым и быстрым.

Некоторые комментаторы указывают, что из текста следует: «…не все фарисеи были враждебно настроены по отношению к Иисусу. Как мы видим, некоторые из них даже предупреждали Его о грядущей Ему опасности и советовали Ему уйти в безопасное место … фарисеи бывают хорошие и плохие». И это действительно так, некоторые фарисеи приняли Христа и уверовали. Но из приведенного места Писания может и не следовать, что пришедшие фарисеи проявляли, таким образом, заботу об Иисусе. Почему? Рассмотрим этот вариант подробнее.

Здесь мы видим общий посыл: 1.Оставь это место. Ответ: 2. Пойдите и передайте, тому, кто послал вас. Другими словами, фарисеи, явившиеся перед Иисусом, принесли не случайно перехваченные и секретные данные, где-то во дворце Ирода, и переданные через каких-то служителей или посредников, нет. Тогда бы не было смысла говорить Иисусу – передайте такой-то ответ этому человеку. Если бы эти данные были бы секретные, то этих фарисеев схватили бы и наказали за раскрытие заговора (разглашение секретов), решись они передать ответ прямо Ироду. Мало того Иисус не просто и в довольно резкой форме отвечает Ироду, что, прежде всего Ему нужно исполнить то для чего Он и явился, и уж потом Он будет учитывать какие-то интересы Ирода. Но и самое главное, Иисус делится ближайшими своими планами – Он будет оставаться на этом месте три дня, что вряд ли можно было представить, если бы была реальная угроза какого-либо нападения. Это открытое и прямое заявление*.

*Примечание. Делясь Своими ближайшими планами, Иисус, возможно, даёт успокаивающий ответ, вспыльчивому до власти представителю дома Иродов, показывая, что данное мероприятие не продлиться долго. Другими словами нет смысла предпринимать какие-либо меры и «пороть горячку» в спешке и/или под действием, давящих на сознание, страхов. На это указываю дальнейшие слова Иисуса (Лк.13:33,34). Вряд ли Ирод понял их в полной мере, но из них он мог сделать вывод, что Иисус скоро отправится в Иерусалим. А это уже не его владения, поэтому ему остаётся только успокоиться и ждать обещанного исхода.

Поэтому, скорее всего, реальной угрозы, как таковой, не было, это был блеф со стороны Ирода. Из-за большого количества народа и окружения Спасителя, к Нему вряд ли мог бы кто-либо незаметно пройти из своих, т.е. из иудеев*. Посторонние же и не иудеи не могли этого сделать не вызвав возмущение или даже вражду иудеев. Поэтому Ирод, вероятно, пользуется фарисеями, согласившихся на такую «работу», или из числа тех, кто имеет к Иисусу претензии. Скорее всего, Ирод и его окружение ничего не могли сделать с таким количеством народа, и чтобы не провоцировать людей своим появлением послали тех, кто легко мог пройти среди иудеев не вызывая подозрения и вражды.

*Примечание. Об этом можно судить рассмотрев Ин.12:21,22, а 29 стих указывает, что там была толпа. Не иудеи хотели пройти к Спасителю, их просьба дошла до Него только через двух посредников из числа учеников. Если вначале Своего служения Спаситель ходил и проповедовал самостоятельно, то под конец Его окружало большое количество людей, где ближайшее окружение, т.е. ученики, играли уже определённую роль.

Возможно, посылание именно фарисеев выглядело более реалистично, делая еще более убедительным посыл: «ну с чего им врать то?». Они каким-то образом получили эти сведенья и честно передали их Иисусу. Не секрет, что фарисеи не очень хорошо относились к царствующему над ними (хотя к тому моменту только частично) дому Иродов. Мало того, что Ироды имели не иудейское происхождение, не соблюдали и нарушали Моисеев закон, так еще и выступали за сотрудничество с римскими властями, что для иудеев было неприемлемо в двойне (ср.Ин.4:9). Поэтому сами фарисеи и их вид могли выглядеть более убедительно – чуть ли не враги Ирода принесли спасительную весть Иисусу о делах злого царя.

С другой стороны, в своём желании хоть как-то противодействовать деятельности Спасителя фарисеи могли объединиться и с приверженцами Ирода, да и с ним самим, как об этом упоминается в: «Выйдя из синагоги, фарисеи немедленно начали совещаться со сторонниками Ирода о том, как им разделаться с Иисусом» (Мк.3:6;IBS). Данный эпизод относится еще к началу служения Иисуса. Хотя их взгляды совершенно противоположные и они постоянно враждуют в обычных условиях, но здесь они объединяются, имея общую угрозу. Возможно, арестовать Иисуса или даже казнить первоначально планировалось руками именно Ирода, поэтому фарисеи и идут к его «сторонникам», но с течением времени всё меняется и Ирод уже не может и/или отказывается влиять на ситуацию, обещая только содействие.

Эта мысль, как итог множества попыток и попыток безуспешных выражается в словах: «Фарисеи с досадой говорили друг другу: - Ничего не помогает. Весь мир идет за Ним!» (Ин.12:19;IBS). Фарисеям, противостоящим Иисусу, влиять на ситуацию, вступая, во всевозможные союзы и сговоры не удаётся. И это не удается делать им с самого начала, когда они хотели, возможно, только «приструнить» Иисуса, до самого своего апогея, когда их неудачи и их обличение Спасителем вылились в желание предать Его смерти.

Зачем же Ирод играет эту «комедию» с высылкой подставных лиц к Иисусу? Ирод, как и фарисеи, надеются, что их планы не будет раскрыты и таким образом они напугают Иисуса, чтобы заставит Его предпринять какие-либо действия, по быстрому удалению с этого места и смене своего положения. Это довольно скоро рассеет собравшиеся там массы людей, как такое уже случалось и не раз (см. напр.Ин.6:14-25). И цель Иродом будет достигнута. Вообще, чем больше людей собирается вокруг Иисуса (да и просто любого лидера), тем больший страх охватывает правителя, ведь у него нет должных ресурсов, противостоять этому, организуй Иисус этих людей правильным образом (то, что Он мог так сделать следует из Ин.18:36 б, как аргумент в разговоре с Пилатом). Бунты и возмущения иудеев доставляли не мало хлопот как местным, включая религиозные власти, так и римским управляющим, поэтому любое сборище людей могло вызвать, по крайней мере, подозрение и желание подавить всё в самом начале и покончить с этим раз и навсегда.

Как известно всё это происходит во время последнего путешествия Спасителя в Иерусалим: «Направляясь в Иерусалим, Иисус проходил через города и деревни, повсюду уча народ» (Лк.13:22;IBS). Именно в этот момент Иисус прилагает особые усилия, такие как, например – назначает дополнительно 70 учеников и отсылает их в ближайшие селения (Лк.9:51;10:1). К этому времени многие в Иудее уже слышали о Иисусе и Он имеет большую известность и популярность среди простого народа (ср.Ин.12:17-19). Такая активность и масштабность действий не могла не привлечь внимание местных правителей и представителей римских властей. Можно только представить, что эти власти засылали всевозможных людей из разных слоёв общества, для «прощупывания почвы» и для понимания народных настроений, внутри той массы людей, которая окружала Спасителя. В этой компании приняло участие и религиозная верхушка иудеев, давно мечтавшая пресечь деятельность Христа (Ин.18:14)*.

*Примечание. Если судить по их реакции описанной в Лк.22:5, такие попытки предпринимались не однократно, но все они были безуспешными. Скорее всего, именно поэтому, «первосвященники и начальники храмовой стражи» согласились дать значительную сумму денег (о покупательной способности 30 серебряников говорит тот факт, что на них можно было купить участок земли под кладбище (Мф.27:7), вблизи центра поклонения и общественной деятельности – Иерусалима, где земля по определению не могла быть очень дешевой). Этого не имело бы смысла делать, если бы они сами с легкостью могли осуществить задуманное.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя