«…Иоанна я обезглавил»

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…Иоанна я обезглавил»

#1 Сообщение Alex » 18 окт 2017, 07:29

Несмотря на то, что Ирод Антипа (после ареста и допроса), «берег» Иоанна (Мк.6:20) и «боялся народа, так как все считали Иоанна пророком» (Мф.14:3-5), всё же обстоятельства сложились таким образом, что ему пришлось обезглавить Его (Мф.14:9,10). Иоанн был истинным пророком Бога в том понимании, которое имели иудеи. На это обращает внимание евангелие: «Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мед» (Мф.3:4;IBS), как бы в подтверждение исполнения пророчества: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне» (Мф.3:3;IBS). Не на это ли обращает внимание и Спаситель, как на тот факт, что иудеям невозможно угодить, кто бы к ним не являлся. Будто бы пророк, вид и проповедь которого были привычны для них, или Спаситель, который проповедовал больше не обличение, а радостную весть о надежде и Царстве.

«Ведь еще до Иоанна о Царстве пророчествовали все пророки и закон, и если вы хотите принять, он - Илия, который должен прийти. У кого есть уши, пусть слышит. - С кем Мне сравнить людей этого поколения? Они как капризные дети, которые сидят на площади и кричат друг другу: "Мы играли вам на флейте, а вы не плясали, мы пели вам печальные песни, а вы не плакали". Ведь пришел Иоанн, не ест и не пьет, и они говорят: "В нем демон"» (Мф.11:13-18;IBS).

И действительно, как указывают некоторые комментаторы, говоря о пророках до прихода Спасителя: «Пророками называются такие святые люди, которые, по внушению Духа Святого, прорекали (предсказывали) о событиях, раскрывали их истинный смысл, особенно о грядущем пришествии Спасителя мира; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию и творили разные знамения и чудеса. Они обличали евреев в идолопоклонстве, призывая их к покаянию. Одни из них проповедовали только устно, а другие, кроме того, оставили после себя священные книги, написанные ими по внушению Духа Святого». И это общая их характеристика, то, что ожидалось, и что действительно несли эти пророки.

В какой-то степени Иоанн не мог не обличать неправедные дела, особенно те, которые были на самом виду. Ведь он должен был опознать Того, Кто установит Царство Божье*, а значит Того, Кто принесёт установление Божьего влияния повсеместно. Нам же в данном случае интересно другое. С момента крещения Иисуса и начала обличений Иоанном Ирода, до момента ареста Иоанна проходит некоторое время (вероятно, всего несколько месяцев).

*Примечание. Возможно, Иоанн начал обличать Ирода именно после того, как опознал Мессию в лице Иисуса. Он выполнил то задание, которое ему Было поручено свыше и теперь ему в какой-то степени всё равно. Для него исход понятен и предрешен, так как приходящее Царство не оставит не единого шанса для каких-либо отступлений от Божьих законов. Тем более, Ирод был не только неправеден в этих вопросах, но и представлял из себя постороннего, чуть ли не языческого правителя, в противовес истинному, от Бога. Он был публичной и хорошо известной всем фигурой. Подобный контраст и противопоставление, были вершиной пророков до этого: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:3,4). Т.е. необходимо было следовать тому, что было написано и хорошо известно из закона, пророк указывал некий путь исправления, нечто же новое мог привнести только Сам Мессия.

Трудно сказать, является ли это временем реакции системы на внешнее «раздражение» или нет. Понятно, что в век отсутствия каких-либо телекоммуникаций, любая политическая система имела довольно длительное время реакции. Прослушка, донос, проверка, перепроверка (не случайный ли это эпизод и не выдуман ли он для каких-либо иных целей) и т.д. на всё это уходит дни и недели*. Но время длительностью в несколько месяцев, вскрывает, скорее всего, нечто другое. Такой продолжительный период может указывать или на некую нерешительность Ирода и одновременно с этим высокую популярность Иоанна. Или на то, что речи Иоанна освещали и без того хорошо всем известные сведенья, а на Ирода имело место чьё-либо влияние, которое только со временем и в определённый момент сыграло свою роль (см.Мк.6:19; если судить по описанию состояния, что отражает, скорее всего, беспокойство о нынешнем положении и о своём будущем).

*Примечание. Так к Иисусу неоднократно подсылались разные люди с целью получения каких-либо показаний, которые можно было бы использовать против Него (см.напр.Мф.22:15,16). Вероятно, только получение таких фактов при свидетелях давало основание для доноса и дальнейших действий (напр. обвинения в чем-либо, запятнать репутацию, чтобы снизить приток людей, ареста и.т.д.).

Так это или иначе, сейчас трудно судить об этом, но одно можно сказать точно, смерть Иоанна как почитаемого в народе пророка, Ироду, в той или иной степени, «сошла с рук», чему сам правитель был очень рад*. Этому способствовала, резко возросшая деятельность Иисуса, которая привела к широкой Его известности. Начало такой проповеди и исцеления как раз и приходятся на этот момент – момент заточения Иоанна Иродом в темницу и обезглавливание через некоторое время. Но почему это происходит именно так и именно тогда?

*Примечание. Вполне вероятно, что упомянутые слова Ирода в Мф.14:2 («это Иоанн креститель… Он воскрес») произносятся им не только по недоумению. Хотя Ирод и не конца понимает кто такой Иисус (Лк.9:9), он намеренно хватается именно за эту версию, сказанную кем-то (Лк.9:7). Ведь сам факт воскресения Иоанна Крестителя как бы и заглаживает вину правителя по Его обезглавливанию, утверждая как бы: «что было не важно, вот ведь Он же живой и воскрес, да еще и чудеса творит». Этим Ирод старается сохранить лицо, оправдаться, сохранить пошатнувшуюся было репутацию.

Дело в том, что любая деятельность, а уж тем более общественная, находилась под пристальным вниманием, как собственных иудейских и религиозных властей, так и местных правителей. Как те, так и другие могли иметь значительное влияние и налагать ограничения на такую деятельность. Понятно, что власти преследовали свои интересы и распоряжались теми силами и возможностями, которые были у них в наличии, по своему усмотрению и для достижения желаемого. Если местные правители старались не допускать бунтов и правильно распоряжаться материально-хозяйственными активами, то религиозные следили за правильностью исполнение закона и отстаивали собственные интересы (и народа) перед местными правителями (не забывая о материальных тоже). И в этой борьбе все средства были хороши. Не это ли один из мотивов, почему правящая религиозная верхушка так ненавидела Иисуса? Мессия по их представлениям должен отстаивать, прежде всего, национальные интересы и все силы должен тратить только в этом направлении (ср.Ин.10:24).

Никто не мог бы просто так вести самостоятельную и независимую деятельность, не будучи вовлеченным, в орбиту той или ной силы. Каждая из сторон старалась поставить под «свои знамёна», имеющиеся людские и материальные ресурсы. Для этого использовались все возможные средства: и шантаж и обвинения в нарушении закона и подкуп, да и просто ложь, обвинение в надуманном действии и т.д., всё эти случаи встречаются на страницах евангелий. И уж тем более такого невозможно было исключить при начале широкомасштабной деятельности Иисуса. Скорее всего, именно этим обстоятельством и продиктованы действия Иисуса вначале Своего служения.

И действительно, после того как ученики «…нашли Мессию! ... о ком написано в законе Моисея и о котором писали пророки» (Ин.1:41,45;IBS). Они покидают Его, возвращаясь к своим обычным делам, и только спустя некоторое время Иисус вновь призывает их, теперь постоянно следовать за Ним (Мф.4:18-22). Но почему те, кто так ждал Мессию и нашёл Его, вдруг всё оставляют? Скорее всего, в этом не было необходимости, Иисус самостоятельно проповедовал и исцелял, как об этом упоминается в Мф.4:23. И только спустя некоторое время Спаситель избирает 12 апостолов. Всё это происходит, судя по всему, накануне пира Ирода. Лука пишет об этих событиях неразрывно (Лк.6 – 7гл.)*.

*Примечание. Избрание 12 (6:12-16), нагорная проповедь (6:17-49), воскресение сына вдовы из Наина (7:1-18), ответ Иоанну (7:18-35).

Всё это происходит в Галилее, как и воскресение сына вдовы (Лк.5:1;7:11). Вероятно, на данной территории Ирод строго следил, чтобы иудейские власти имели определённые рамки, как об этом можно косвенно можно сделать вывод из Ин.7:1: «…Иисус ходил по Галилее. В Иудею Он не шел, так как иудеи хотели убить Его» (IBS). Они не могли просто так послать стражников и схватить Иисуса на этой территории (Ин.7:32). Этим вероятно и было обусловлено начало служения Иисуса именно в Галилее.

Спаситель постепенно подготавливал людей, самостоятельно проповедуя, не привлекая чрезмерного внимания. А после, в какой-то момент совершает значимые чудеса и исцеления, избирает 12 апостолов, и вокруг Него образовалась постоянная группа учеников и последователей (ср.напр.Ин.11:4). Всё это и происходит в тот момент и там, где иудеи не могут Его схватить или помешать, а Ирод отвлечён на более важные для него дела. После, спохватившись, никто ничего сделать уже не мог. Ученики и множество людей следовавших за Ним, а также те, кто хотел исцелиться, вряд ли бы допустили бы кого-либо, чтобы взять их Учителя (см. реакцию Петра Ин.18:10). Это понимали и сами первосвященники (Лк.22:6), и именно поэтому при аресте посылается достаточно большая группа людей с оружием, чтобы возможно отбить Иисуса у окружавших Его или явно показать силу (Мф.26:47).

В заключении можно отметить следующее, что помимо чудес и исцелений, действовать нужным образом в каждой конкретно ситуации не возможно без поддержки свыше. Это не меньшее чудо, чем и то, что мы можем прочесть непосредственно со страниц евангелий.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя