«…избрал нас в Нем еще до создания мира*».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…избрал нас в Нем еще до создания мира*».

#1 Сообщение Alex » 04 дек 2017, 16:49

*Цитата из: Еф.1:4-14: «… Бог … во Христе благословил нас всеми духовными благословениями небес. Ведь Он избрал нас в Нем еще до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним … В Нем мы получили искупление Его кровью и прощение грехов … Он открыл нам тайну своей воли. Он сделал это по своему доброму желанию… чтобы в назначенное время объединить все на небесах и на земле под властью Христа … как это и было предопределено планом Бога, совершающего все в мире согласно своей воле и своим замыслам. Мы …должны восхвалять Его славу … вы, … отмечены печатью обещанного Святого Духа, который является залогом нашего будущего наследия и искупления … для похвалы Его славе» (IBS).

Вообще, часто вчитываясь в строки Писания, размышляя над действиями героев и персонажей, да и просто смотря на эту быстро мчащуюся жизнь и наблюдая за событиями, не перестаёт где-то в глубине мелькать вопрос. Вот эти люди – малые и великие, добившиеся значительных результатов и сделавшие какие-либо открытия, поднявшихся по лестнице чуть ли не к «небесам», богатые и не очень, оставившие след в истории и безымянные, свершившие подвиги веры и оступившиеся и т.д. и т.п. Что же их отличает друг от друга, отличает от меня, в конце концов, чем я отличаюсь от них? И отличаюсь ли?

И действительно, те же ноги и руки, те же глаза и те же органы: слух, зрение, мозг и т.д. Часто люди задают себе вопрос, вне зависимости мужчина или женщина, спрашивают себя, сталкиваясь с себе подобными – чем же он/она лучше меня? (Здесь мы не будем касаться вопросов брачных и до брачных отношений, кто кому нравится и т.д., хотя, по сути, он всё тот же). И почему при прочих равных условиях, кому-то выпадает что-то более почётное и значимое? Да и вообще где тогда справедливость?

А если, что-то нам и дано, то почему дано именно мне? Так, например некоторые дети, с раннего детства имея какие-либо способности и данные, отличающиеся от других людей, в первое время думают, что так воспринимают мир все и лишь спустя некоторое время вдруг замечают, что другие мыслят, поступают и ощущают немного по-другому. И только осознав это, они начинаю ценить тот дар, т.е. те способности, которые даны только и именно им.

Не об этом ли пишет ап.Павел: «Кто же делает тебя лучше других? Что у тебя есть свое, чего ты не получил от Бога? Если такого нет, то что же ты хвалишься подаренным?» (1-Кор.4:7;IBS). Да и это так. Если все наши дары и способности в конечном итоге происходят от Бога*, то чем стоит хвалиться? Что есть такого чего не дано от Бога? А если всё от Бога (как в случае с дарами верующим в Коринфе), то есть ли причина одним ставить себя выше других?

*Примечание. Павел пишет о дарах Святого Духа данным в различных проявлениях верующим в Коринфе (1-Кор.12:4-11). Такие различия могли служить поводом к разделению на группы, классы и т.д. с неизбежным сравнением одной с другой. Сравнение не в смысле качественных параметров – кто-то исцеляет, и если кто болен, то к нему; кто-то наставляет и если… то к нему, нет. А в смысле кто лучше и «круче», а кто так себе, да и ценен ли он? См. общий посыл послания в 1-Кор.1:10-14.

Конечно, многое зависит от изначальных условий – рождения, происхождения, образования (как в житейской мудрости: «в жизни должно повести три раза: от/у кого родится, у кого учится и на ком жениться (выйти замуж), остальное ты сам»). Многое зависит также от устремления личности. От неуёмного желания добиться чего-либо, стараться и вникать, когда другие отдыхают. Стремиться только вперёд и в конечном итоге, что называется «сделать себя самому» и добиться желаемого. «Да были бы у меня такие данные, такое здоровье, мама и папа (мастера спорта), да разве я не стал бы олимпийским чемпионом», к примеру? (здесь каждый может придумать что-то для себя самостоятельно… космонавтом, принцем/принцессой и т.д.). И часто не получив желаемого, даже приложив не мало усилий, многие начинают роптать и винить всё что угодно – обстоятельства, глупость окружающих (не оценили по достоинству), случайность (ну, не повезло) и т.д.

Этому посвящено не мало исследований – исторических, военных, маркетологических и т.д., в которых выявляются какие-либо, на первый взгляд неприметные особенности и обстоятельства, повлиявшие в конечном итоге: на события, исход сражения (вспомним, например, хотя бы Александра Македонского), выигрыш в конкурентной борьбе и т.д. Где-то это так и есть (ср.Еккл.9:11).

Это всё так, в нашем, теперешнем и «оторванном» (в любом смысле) от Бога мире. Но как же дары от Бога? На это люди, получившие их в те времена, вряд ли могли как-то повлиять. И вряд ли перечисленные выше знания могли, в этом смысле, что-либо добавить или как-то помочь. Но что же тогда?

Верующие во все времена стремились и старались занять более почётное место, сидеть, по возможности «в первом ряду», на «лоне Авраамовом» (Лк.16:22). И на этой почве иногда между ними возникали споры и разногласия, как, например, у Исава и Иакова.

Здесь, при подробном рассмотрении возникают две основные т.н. «проблемы». Первая из них – избранничество на основе родственных уз, т.е. по плоти. Такое избранничество, может происходить внутри определенной малой группы и только там. Сама принадлежность к этой группе уже как бы дает право на особые отношения с Богом, не важно, какую ступень в «иерархии праведности» занимает человек внутри группы. Вторая – избранничество на основе благодати, т.е. по вере. Происхождение, а значит и предыдущие дела и заслуги в этом случае не имеют ни какого значения. Избранничество происходит на основе того, что человек изъявил желание приблизиться к Богу (под действием тех или иных обстоятельств, расположения, в силу индивидуальных особенностей и т.д.), и выразил своё желание в вере и деле (сделал первые, путь и не большие, но шаги навстречу).

Избрание по плоти. Такое избрание само по себе охватывает некоторый круг вопросов, из которых вытекают линии поведения участников. Так со стороны Бога – имея относительно малую группу, из которой происходит выбор, возникает дилемма – не может ли оказаться так, что сам выбор будет ограничен (ничтожен) или вообще не из кого будет выбирать? Что же тогда делать? Не ограничивает ли это само избранничество и не дискредитирует ли саму идею как таковую? Если это так, то изначально необходимо было вводить некоторые дополнения, чтобы само избрание не имело критических ограничений, т.е. предпринять действия на возможность законного избежание критических ситуаций («узких мест»). Из этого следует, что Бог, как главная сторона договора, не занимает здесь пассивную позицию и принимает непосредственное участие в судьбе другой стороны, оказывая формирующие действия на «предмет» избрания. Обо всем этом должна быть заранее уведомлена вторая сторона (как до заключения договора, так и позже, например передача вестей через посредников, тех же пророков).

Другими словами заранее составляется некий договор, на основании которого, при наступлении тех или иных обстоятельств могут быть предприняты те или иные шаги с одной стороны и можно рассчитывать на некие преимущества с другой, если такие обстоятельства не наступают. Фундаментальной особенностью данных отношений является некоторая изначальная ограниченность претендентов из одной ограниченной группы. Данная особенность делает отношения даже на договорной основе участливыми и сближающими, так как каждая из сторон имеет ограничения, наложенные самим договором, и заинтересована во взаимодействии.* При этом мы не учитываем действия еще одной стороны, которая заинтересована в нарушении вообще каких-либо договорных обязательств каждой из сторон договора (падшие ангелы).

*Примечание. Как оказалось со временем, исполнить праведный закон невозможно грешному человеку и поэтому он нуждался где-то в нисхождении и милости со стороны Того, Кто дал этот закон (ср.Гал.3:10,11). Смотри также слова Бога, например в Исх.32:10, как реакцию на действия, спасаемого Им народа.

Со стороны человека – имея относительно малую группу, из которой происходит выбор, возникает другая дилемма – сама принадлежность к группе, не даёт ли право в той или иной степени уже получать некоторые выгоды? В конечном итоге только с ней (с этой стороной, некой группой, потомками и т.д.) заключается некий договор. Здесь как кажется, может существовать приблизительно две линии поведения. Первая – стараться занять в группе лидирующие по праведности положение (исполняя закон в дотошности), чтобы оказаться на самом верху «иерархии праведности» и как следствие получать больше благословений. Другая – просто принадлежать к этой группе, не нарушая (пусть даже иногда и формально) основные положения договора (вообще не стремиться занять какое-либо положение в «иерархии праведности» внутри группы).

Действительно, какая разница, Бог избрал свой народ и все так или иначе получат Его благословление, как и предусмотрено договором, в начале праведники, а затем и те, кто просто принадлежит к этой группе, как потомки тех с кем и был заключён договор. И действительно сама принадлежность к группе даёт преимущество по сравнению с другими, с кем не был заключён подобный договор. И на данном основании простая принадлежность к этой избранной группе может служить поводом, чтобы все кто принадлежит к ней, считали себя выше (лучше, ценнее, почётней в глазах Бога и т.д.) других. А также при соблюдении формальной стороны вопроса (пунктов договора), можно рассчитывать чуть ли не на обязательное следствие за этим, действий с той стороны (действий Бога) на улучшение благосостояния* (на Божьи благословения в «обмен» на праведность).

*Примечание. Подобный «спектр» чувств и отношений мы встречаем на страницах евангелий. В народе есть: «мытари и грешники», а также речь идет о «…праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:2,7), где Бог как бы и должен им за их праведность. За оскорбление считается назвать человека самарянином (Ин.8:48), т.е. тем, кто не принадлежит к избранной группе. И т.д. см. также Мк.7:1-4, где соблюдение формальной стороны вопроса воздвигается в ранг самого главного. В спорах и разговорах о праведности делается акцент на происхождение и принадлежность к тем, с кем был заключён договор ср. Лк.3:8 с Ин.8:33.

С другой стороны первоначально избрание человека, из которого будет происходить избранная группа, для определённых целей, осуществляется не на основе договора, а на основе веры. Т.е. на основе стремления человека приблизиться к Богу и только потом заключается некий договор. Ведь еще до заключения договора вообще нет никаких обязательств сторон друг перед другом и главная сторона вопроса (Бог) может сделать практически любой выбор из множества других претендентов и далее формировать их в соответствии с условиями договора (принимать участие в их судьбе, давая откровения, наставления и т.д. см.Рим.4:1-12).

Избрание по вере. Такое избрание происходит в силу двух обстоятельств, а именно взаимного желания двух сторон. Люди желавшие приблизиться к Богу и принять от Него нечто, что и доказывает такие отношения, получали дар свыше и могли использовать его на благо и прославление давшего этот дар, т.е. Бога. Похоже, что это и было единственным условием, на основании чего давался такой дар, и строились взаимоотношения (если не вдаваться в подробности, почему вообще стало возможным получение чего-либо просто так на основе простого желания приходящего и его веры).

Основой такого взаимодействия становится непосредственное желание каждой из сторон сближаться друг с другом. Познавать волю Божию, возрастать в познании веры и как следствие в еще большей степени применять дары данные свыше (ср.Мф.17:20). Взаимное стремление, внутреннее ощущение и влечение к праведности, т.е. проявление любви (Агапе) и есть основа этого взаимодействия. Вот единый закон, не требующий какого-либо договора, правил и прописанных законов.

Однако когда нет внешних правил или внешних лекал, по которым можно было бы оценивать других людей, становится не возможно увидеть степень участия каждого. Действительно, кто преуспел в этом вопросе больше или меньше, кто поднялся на «ступеньку выше»? А кто может расти, но «растёт» при этом не так быстро как мог бы? Сказать так или оценить это до полноты и точности невозможно. И здесь всё может скатиться на знакомые «рельсы» внешнего проявления. У кого больше внешних признаков (богатства, денег, имущества, положения, даров и т.д.), того больше всех и благословил Господь, тот более всего и праведен перед Ним. Это может служить основой некоего разделения, например на «духовных» и «недуховных», или «все перед Богом равны», есть немного более «равнее» и т.д.

Это в какой-то степени и естественно, единая группа стартует с одного места, но имея разные скорости движения вперед неизбежно растягивается вдоль трассы. Так, что первые заметно впереди и оглядываясь назад могут уже и не видеть последних. Однако последние, как бы медленно они не двигались, уже успели также удалиться от старта. Прибавьте к этому, что на старт пребывают и стартуют другие участники, заметно отставая по времени от старта основной группы (вновь пришедшие, новички). И тогда мы получаем ту пёструю картину общего движения. При этом практически не возможно избежать непонимания между разными группами движения.

Не это ли одна из главных мыслей посланий многих ап.Павла, направленная на преодоление этих трений и кажущихся противоречий среди христиан из язычников в 1 в.н.э.:

«Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1-Кор.3:4,5).

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4).

«… говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:3-5; см. также 1-Кор.12:20 и т.д.).

*Примечание. Здесь мы цитируем и приводим только небольшое количество мест Писания. Каждый самостоятельно может вспомнить и привести дополнительные цитаты. В данном тексте мы намеренно избегали приводить цитаты и давать большое количество ссылок, чтобы не отвлекаться от основной цели данной статьи и не перегружать текст, понимая, что любая не цитируемая ссылка неизбежно вызовет интерес и может отвлечь внимание.

Рассмотрев два пути на некотором удалении, т.е. не так детально и подробно, становится очевидным, что всё это вполне прогнозируемые сценарии развития события. Другими словами заранее понятно как стали бы развиваться события, если всё пойдёт по этому сценарию. И это типично для нашего человеческого сознания – оглядываясь назад и анализируя произошедшее, мы понимаем, что так оно и должно, скорее всего, происходить. Но Бог намного выше нас в этом вопросе, это две даже несопоставимые или близкие к сравнению величины (Рим.11:33-36). Возможно, именно это имеет введу апостол в Еф.1:4* упоминая далее о неком плане: «как это и было предопределено планом Бога» (11;IBS). Здесь речь не идёт о каком-либо предопределении, а о вполне понятных и заранее прогнозируемых вещах и событиях.

*Примечание. Возможно ап.Павел здесь делает отсылку, некое упоминание, ассоциацию и т.д. в том или ином виде, на текст из евангелий: «…приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Данное евангелие одно из самых ранних и имевшее к тому времени, скорее всего, большое распространение или известность.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя