«…но Он, пройдя посреди них, удалился».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«…но Он, пройдя посреди них, удалился».

#1 Сообщение Alex » 23 дек 2017, 03:29

В данном повествовании удивляет не только, то чудо, которое было совершено Спасителем. Действительно, намеренья большого количества людей были не шуточными, и все они хотели причинить Ему вред (Лк.4:16-30)*. Однако Иисус избежал этого и как кажется, так легко и просто, что это вызывает удивление даже у свидетелей этого события. Ведь, всё что они могут сказать об этом – «прошел посреди них» и не более, скорее всего не до конца понимая, как вообще такое могло произойти (на это косвенно указывает отсутствие каких-либо подробностей: возня и борьба, пыль и крики и т.д.).

*Примечание. Причины такого поведения: «Слушавшие же иудеи исполнялись ярости, потому, что Иисус похвально отозвался о язычниках. Иудеи были настолько убеждены в том, что они являются избранным народом и поэтому крайне презирали всех остальных. … И вдруг этот молодой Иисус, Которого они знали, проповедует, будто Бог особенно предпочитает язычников. Они вдруг начали осознавать, что в новом учении имелись такие мысли, которые им даже во сне не представлялись» (Комментарий Баркли к Новому Завету).
Причины, почему жители Назарета решили скинуть Иисуса со скалы, а не нанести вред другим способом кроется, вероятно, в следующем: «В описании блестящей победы Амасии над идумеями 2Пар. добавляет, сравнительно с 4 Цар.14:7, что, кроме 10 000 убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы - способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк.4:29); у римлян обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы» (Толковая Библия А.П. Лопухина, толкование на группу стихов 2Пар.25:11-12.).
Возможно, такой способ казни применялся к явным врагам и/или к недостойным воскресения. Вышеописанный случай, скорее всего, был хорошо известен среди иудеев. Также на решение могла повлиять и суббота, которая ограничивала действия иудеев, как отмечается в: «…несмотря на то, что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города) и Назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога, и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной» (Толковая Библия А.П. Лопухина; Лк.4:29). Возможно, также жители хотели представить это дело как несчастный случай, чтобы не нести ответственности, как перед светскими властями за противоправные действия, так и религиозными нарушив субботу.


Интерес представляет то обстоятельство, что Иисус заранее знал такую реакцию жителей города, где Он вырос: «Но говорю вам истину, ни одного пророка не принимают на его родине» (Лк.4:24;IBS). И всё же, несмотря на это, Он далее продолжает обличать их. В чём же дело? Неужели Спаситель намеренно провоцирует их, а если это так, то для какой цели Он делает это? Рассмотрим возможные обстоятельства.

Необходимо отметить, прежде всего, что у иудеев того времени было своё представление о роли, происхождении, а также о действиях и чудесах творимых Мессией. Как мы знаем, все они в большинстве случаев мало вязались с тем, что делал Спаситель в действительности и в основном были, если не ошибочными, то уж точно не до конца верными (ср.напр.Ин.3:10-12)*.

*Примечание. Причины именно такого сценария развития событий выходят за рамки данной статьи. Однако, можно отметить хотя бы некоторые: 1) Разработке этого вопроса посвящено много рассуждений ап.Павла, напр. пос. к Римлянам, где ап. показывает, что избрание происходит на основании веры, а не происхождения, так что даже иудеям необходимо было проявлять веру, а не только иметь знание заповедей и соблюдать в точности, как им казалось закон. 2) Чтобы отсеять тех, кто преследовал свои цели, а не желал следовать воле Бога, особенно на раннем этапе, ведь в последствии это могло привести к явным противоречиям и расколу в среде учеников в самом начале, что могло бы негативно сказаться в дальнейшем на всей деятельности учеников (внутренние противоречия вряд ли привлекли бы язычников в христианство). И т.д. …

Родственники и сородичи знали Иисуса до того момента, как Он был явлен посредством Иоанна Крестителя. И их представления сильно отличались от того, что произошло после Его крещения. Это видно из слов: «Но разве Он не сын Иосифа? - спрашивали они» (Лк.4:22;IBS). Т.е.: «что в Нём такого, если Он сын ничем не приметного плотника? Как Он может претендовать на такое высокое звание и избранничество? Мы то знаем, откуда Он происходит, и мы не замечали в Нём чего-то выдающегося и особенного до этого…». Такие настроения могли еще больше смущать и без того скорых на суд и резких на высказывания иудеев (ср.Ин.7:12). В другом эпизоде мы встречаем следующее:

«Иисус еще говорил с народом, когда к дому подошли Его мать и братья. Они стояли снаружи, желая поговорить с Ним. Иисусу передали: - Твоя мать и братья стоят снаружи, они хотят поговорить с Тобой. Иисус ответил: - Кто Мне мать и кто Мне братья? - И, показав рукой на своих учеников, сказал: - Вот Моя мать и Мои братья. Кто исполняет волю Моего Небесного Отца, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мф.12:46-50;IBS).

Если судить по повествованию Матфея данный эпизод происходит после заключения Иоанна Крестителя в тюрьму и до его обезглавливания (Мф.11:2,3; 14:1,2). Т.е. практически такие настроения были в самом начале деятельности Христа, тогда, когда Он только начал совершать значимые чудеса и исцеления. И в данном эпизоде Иисус пресекает подобные настроения. А то, что такие настроения мешали и/или могли мешать дальнейшей деятельности Иисуса видно и из другого эпизода, произошедшего немного позже от приведённого выше:

«…и, придя в свой родной город, начал учить людей в синагоге, так что они удивлялись: - Откуда у этого человека такая мудрость и такая сила? Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? Разве не у нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это? И они сильно сомневались в Нем. Иисус же сказал им: - Пророка уважают везде, только не в его городе и не в его доме. И Он не совершил там многих чудес, потому что у людей не было веры» (Мф.13:54-58;IBS).

Подобные настроения могли распространяться* или иметь такую тенденцию, ведь не все могли сами лично присутствовать и желали узнать нечто через своих знакомых, соседей, родственников, тех, кто жил неподалёку или рядом (Ин.7:12), тех, кто уже видел Иисуса и творимые им чудеса. Да и информация о Его происхождении имела широкое хождение среди людей, ведь каждый хотел узнать: кто это такой и не Мессия ли Он? Ведь иудейское общество того времени страстно ожидало прихода Мессии (ср.Лк.3:15).

*Примечание. см.напр.Ин.6:41-43, где столкнувшись с отказом и непониманием, т.е. с несоответствием собственных представлений о Мессии и тем, что есть в действительности, люди находят простое объяснение этому – это не Мессия, «да и откуда у Него могут взяться такие способности, Он один из нас, такой же как и мы, простой человек…». Помимо этого можно отметить, что у иудеев того времени были весьма простые с одной стороны установки, но весьма чёткие с другой стороны, представления о Мессии. Эти представления, возможно, были редуцированны (упрощенны) всего до нескольких фраз (определённых пунктов, каких было не много) и не более.

Так же можно отметить, что неверие родственников Иисуса могло приводить к негативным последствиям, т.е. тем, которые не входили в планы Спасителя. Например, это могло возбуждать желание сородичей показать остальным некоторую уникальность «своего» человека, происходящего из их среды, и на этом фоне они могли чувствовать себя более значимыми, чем другие (ср.Лк.11:27). Имея родственные связи со Спасителем, домашние, а также жители города знавшие Его с детства, могли претендовать на нечто большее, в том обществе, а это неизбежно привело бы к «удовлетворению» особым образом их желаний и где-то даже амбиций*. Всё это могло отвлекать от самого главного:

«Когда приближался иудейский праздник Кущей, братья Иисуса сказали Ему: - Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь. Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь такое, покажи себя миру. Даже Его братья не верили Ему. Иисус сказал им: - Мое время еще не подошло, для вас же любое время подходяще» (Ин.7:2-6;IBS).

*Примечание. Родственные привязанности могли привести к тому, что через родственников стали бы осуществляться связи и контакты Спасителя с другими людьми. И от них бы зависело доступность людей к Спасителю (ср. эпизод с учениками Мф.19:13,14). Однако мы не встречаем такого отношения со стороны Иисуса, наоборот Он, как Божий Сын, дистанцируется от подобного отношения и подобных связей (см.напр.Мф.12:50). Если люди и хотели что-либо узнать об Иисусе, то им необходимо было идти именно к Нему, а не к кому-то еще. Такой подход сосредотачивал внимание на самом главном, а не на происхождении или на чём-либо еще. («-Паваротти слушаешь? -Нет. -А почему? -Сосед напел, мне не понравилось…»).

Первоначально некоторый гнев сородичей имел явно выраженный характер и был, скорее всего, реакцией на сказанное Иисусом. Всё это указывает на то значение, какое предавали себе иудеи в отношении праведности и наследия Божьих обетований. (А это косвенно может указывать, что подобное отношение было к своим соплеменникам, которые должны были отстаивать, прежде всего, только свои интересы, как наследники обетования). Но когда Иисус пришел в тоже место, но несколько позже, то мы уже не встречаем такой реакции. Страсти, судя по всему, поутихли и улеглись. И даже как отмечает Иоанн, спустя некоторое время: «… галилеяне Его радушно приняли. Они были в Иерусалиме на празднике Пасхи и видели все, что Иисус там делал» (Ин.4:44,45;IBS)*.

*Примечание. Иоанн не описывает подробно всю эту историю, а только констатирует кратко факт – «сначала не приняли, но потом приняли», опуская все подробности. Делает он это, возможно отчасти и потому, что другие евангелисты уже описали подробно этот факт, а также и потому, что к моменту написания своего евангелия то иудейское общество перестало существовать. Язычников и иудеев, живущих на периферии такие подробности, скорее всего не интересовали так, как тех, кто помнил эти события непосредственно и мог еще раз убедиться в правильности доводов. Евангелие от Иоанна было ответом на вновь появившиеся потребности и вызовы, возникшие в среде еще молодого христианства (см.Ин.7:39, где Иоанн говорит как о свершившемся факте, который известен всем и очевиден на момент написания своего евангелия).

Такая первоначальная реакция отторжения и даже желание причинить вред Спасителю, а после, размышление над делами и чудесами, которые были сделаны Иисусом, заставил по-другому взглянуть на происходящие жителей тех мест, где вырос Спаситель. Это как раз и помогло установить достаточно уравновешенные отношения между ними и Иисусом, не делая акцента на родстве или на близком и давнем знакомстве. И действительно, Спаситель как Сын и посланник Бога был послан не только к родственникам, вернее, по сути, не к ним только. И это как раз и необходимо было установить, чтобы это было понятно также и им.

Необходимо отметить, что вопрос происхождения и рождения для иудеев был больше чем простое установление места «прописки» (жительства и родственников). Скорее всего, это был один из пунктов, которым должен был отвечать всякий, кто претендует на звание Мессии: «Вот же Он открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно узнали, что Он Мессия? Но мы знаем, откуда этот человек, а когда придет Мессия, то никто не будет знать, откуда Он пришел» (Ин.7:26,27;IBS см.также 7:52). Если проследить эпизодом ранее, то становится понятно, что иудеи понимали все пророчества буквально, но нам здесь интересно, то, что у них были такие установки. И при каждом малейшем, по их мнению, не соответствии, они тут же ссылаются на свои знания из Писаний: «Иудеев разозлило то, что Иисус сказал: "Я хлеб, пришедший с небес". Они говорили: - Разве Он не Иисус, сын Иосифа? Мы же знаем и отца Его, и мать! Как Он может говорить: "Я пришел с небес"?» (Ин.6:41,42;IBS)*.

*Примечание. Ранние евангелия, направленные аудитории из иудеев содержат формальную сторону вопроса происхождения Спасителя – историю рождения, родословную и т.д. Т.е. то, что имело чрезвычайно важное значение для иудеев, как некое доказательство. Иоанн же включив эпизоды в 6 и 7 гл. например, показывает также, что Иисус не только иудейский Мессия, Мессия одного народа, нет, а общечеловеческий и послан для спасения всех людей и обращается ко всем, а не только к иудеям (см.Ин.1:1-14).

Любое не соответствие и без того приводило людей в недоумение, и любая неправильно истолкованная информация была не к чему. Таким образом, в эпизоде, который произошел в родном городе Спасителя, мы видим, что Иисус имеет представление о нравах и вожделенных желаниях своих соотечественников, имеет хорошие знания человеческой природы. Иисус не только смело и мужественно противостоит их желаниям, не давая никакой возможности «зацепиться» за Его чувства к ним. Но и проявляет не малую веру, понимая, что они могут предпринять в отношении Его, в конечном итоге. Это заставляет взглянуть по-другому на этот эпизод и важность его присутствия в евангелиях.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя