«Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса».

#1 Сообщение Alex » 08 апр 2018, 06:19

Интересную подробность ареста Спасителя нам передаёт ап.Иоанн. Для первых евангелий, эта подробность как бы и не очевидна, скорее всего, из-за того, что быт настолько естествен и понятен, да и сама атмосфера жизни настолько пропитана этим отношением, что евангелисты просто не замечают и не обращают на это внимание. Только по прошествии времени это словно высвечивается и становится как бы бросающимся в глаза. Вот как об этом пишет ап.Иоанн:

«Тогда воины и тысяченачальник (римский отряд с командиром; РБО; с трибуном*, пер.ред.Кулакова) и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его» (Ин.18:12).

*Примечание. «Но там был также отряд римских воинов. Отряд носит название спеира, которое может означать три вещи. Этим греческим словом называли римские когорты (отряды), которые состояли из 600 человек. Если это был запасной отряд солдат, в нем могло быть 1000 человек: 240 кавалеристов и 760 пехотинцев. Но иногда, хотя гораздо реже, этим же словом называли самое малое подразделение римского легиона манипулу, состоящее из 200 солдат. Таковы три возможных объяснения слова спеира, которое употребляется Иоанном в этом отрывке. Но даже, если бы толковали значения этого слова, как самое малое подразделение, так называемую манипулу, все равно для ареста простого галлилейского плотника такая сила кажется чрезмерной. Во время праздника Пасхи в Иерусалиме всегда было больше солдат, чем обычно. Запасные отряды располагались в башне Антония, с которой был виден Храм, чтобы в любое время можно было выступить». Комментарий Баркли к Ин.18.гл. Трибун высокая должность в римской армии, человек в этой должности принадлежит к старшему командному составу, т.е. к старшим офицерам.
Такая сила не кажется чрезмерной, если учесть то количество людей, которое собиралось возле Иисуса. И некоторые, как и Пётр были настроены весьма решительно (ср.Ин.18:10;Лк.22:49). Иуда сообщил, что они праздновали пасху, т.е. не спали, а бодрствовали, были, образно говоря препоясаны, т.е. в полном облачении и с оружием, у кого оно было.

Формально арест должен был происходить с разрешения римских властей, так как у евреев было отнято право приводить смертный приговор в исполнение (которое, по историческим сведеньям они часто в то время нарушали, что косвенно свидетельствуют и слова Пилата на суде – «по закону вашему судите Его» Ин.18:31). Какое количество римских солдат присутствовало точно не известно, возможно были взяты не все солдаты гарнизона, а только часть. Сосчитать их в темноте не представлялось возможным. Запомнилось всем другое. Присутствие одного из старших офицеров, несомненно, придавало аресту и всему ночному действу некоторую легитимность, с одной стороны (римлянам всё равно когда арестовывать, день это или ночь).

А с другой, сам арест не мог происходить случайно, как например, при патрулировании некоторой территории, где солдаты под началом младшего офицера, просто вынуждены были следовать за толпой, шедшей арестовывать Иисуса. Так как физически они их остановить не могли, то тогда им необходимо было бы проследовать и проследить, чем они там будут заниматься, чтобы затем доложить более высокому начальству. Нет, это было не так, поэтому, можно заключить, что появление римского офицера в таком звании и солдат не было случайным стечением обстоятельств. И самое главное – такое не могло произойти без ведома самого Пилата*, префекта Иудеи.

*Примечание. «Пилат обладал высшей властью в Иудее и имел право не только решать вопросы жизни и смерти, но также по своему усмотрению мог назначать или свергать иудейских первосвященников. Так, например, четверых первосвященников сменил его предшественник, четвертый прокуратор Иудеи Валерий Грат. Каиафа же к моменту суда над Иисусом благополучно и бессменно находился на этом посту уже целых восемь лет правления беспощадного и крутого на расправу Пилата. Такое могло стать возможным лишь в одном случае — если Каиафа полностью устраивал прокуратора и не представлял для него никакой опасности.
При малейшем подозрении Пилат имел возможность немедленно, без всяких согласований сместить его и поставить на это место другого. Правда, по иудейским законам первосвященник выбирался Синедрионом и сохранял свое звание пожизненно. Но много ли значат на оккупированной территории местные законы… Первосвященник — символ высшей религиозной власти иудеев — оказался в те времена послушной марионеткой в руках Рима. Даже ритуальное облачение первосвященника хранилось у прокуратора, который выдавал его владельцу лишь четыре раза в году на большие праздники. Вряд ли у Пилата были серьезные основания опасаться того, кто находился от него в столь глубокой зависимости» Александр Ткаченко журнал «Фома».


Вероятно, до ареста между Пилатом и первосвященниками была некоторая договоренность, и там были обсуждены всевозможные подробности и детали захвата Иисуса. Без этого вряд ли было бы возможным ночью так быстро собрать отряд и самое главное привлечь к этому римский гарнизон с офицером(ами) в таком высоком звании. И действительно некоторые отголоски желания скомпрометировать Иисуса перед римлянами мы можем наблюдать на страницах евангелий до ареста. Так, в Мф.22:16-22: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! … скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?». Непосредственно присутствовать римский представитель при таком разговоре вряд ли мог бы, из-за негативного отношения иудеев, а вот представители приверженцев Ирода могли (как свидетели), как и сами фарисеи. Власть Ирода утверждалась Римом, и формально он должен был отслеживать любые попытки противостоять данной власти на подотчетной ему территории. Любой ответ – «да» или «нет», навлекал либо гнев или римлян (на что должен был реагировать или наместник Пилат и/или Ирод, т.е. светская власть) или навлекал гнев иудейского народа, считавший римские налоги посягательствами на права самого Бога.

Такие попытки мы не наблюдаем на протяжении всего евангельского повествования, нет, а только в какой-то момент времени, под конец земного пребывания Спасителя, и если более конкретно, то после триумфального въезда в Иерусалим. Его противникам ничего не остается, как только идти на сделку с римлянами, как бы им этого не хотелось, ведь все попытки уличить Его в чём-то другом (законе Моисея и т.д.) не увенчались успехом. Задавая вопрос о налогах и находясь на территории Иерусалима, священникам необходимо было привлекать легитимные власти, находящиеся на этой территории, а ею непосредственно управлял Пилат, как римский наместник. Из этого и можно предположить, что договорённость с римскими властями была установлена накануне, т.е. не задолго до ареста, для оперативного и более мобильного реагирования.

Сам арест планировалось осуществить после праздника (Мф.26:5, вероятно после того, как часть народа покинет город, т.е. через несколько дней после дня пасхи). Но, не задолго до самого праздника у первосвященников появляется Иуда (Мф.26:14), это событие было для них как раз кстати, всё уже было готово, оставалось только дождаться «удобного случая», для нанесения, с помощью Иуды «точечного удара». Хотя первоначально, скорее всего, операция планировалась как широкомасштабная, если к ней привлекался такой высокий чин римской армии. Косвенно это также указывает на некоторую договоренность и готовность к такому повороту событий. Ведь Иуда мог прийти в любой момент времени, в который и необходимо было реагировать оперативно. Если учитывать, что вокруг Иисуса было много народа окружавшего его, то момент времени для захвата мог быть весьма коротким, и это необходимо было учесть. Для всех это событие буквально должно было быть со дня на день, очень скоро, и даже быстрее чем со дня на день.

Таким образом, Пилат отдал приказ на взятие Иисуса, что и было осуществлено ночью в Гефсиманском саду, но Его тут же передают иудеям. Пилат не берет Иисуса к себе и не отправляет его в заточение в крепость Антония, нет, а благополучно оставляет (передаёт) иудейским властям. Но почему? Однако, прежде интересно, а был ли вообще Пилат в этот момент в Иерусалиме? Или здесь должным образом не среагировали старшие офицеры или допустили оплошность? Скорее всего, Пилат всё же был в городе. Так рано утром (приблизительно около 6 часов утра по современному времени) к нему приводят Иисуса, сам Пилат находится на своём месте, и как будто ожидает их визита (Мк.15:1). Вряд ли Пилат прибыл в город ночью, и, скорее всего в тот момент находится в Иерусалиме*, и пребывал там уже несколько дней. Поэтому он знает о ночном аресте Иисуса и теперь ожидает дальнейших действий со стороны иудейских властей. Из этого следует, что и здесь вряд ли случилась какая-либо промашка в отсутствие Пилата, нет, всё шло по заранее оговорённому с ним плану. Он знал течение событий.

*Примечание. Народ собирался в Иерусалим за день-два до праздника, чтобы сделать все приготовления и купить всё необходимое. В тот год пасху праздновать можно было как накануне (как сделал Иисус с учениками), так и на следующий день. Это означает, что Пилат был в Иерусалиме уже накануне (за несколько дней, 1-3), а не в самый последний момент, когда пасху праздновали только часть иудеев. «Обычно наместники жили в свое резиденции в Кесари Приморской, но на время пасхальных праздников они переезжали в Иерусалим, где в связи с большим скоплением паломников существовала опасность восстаний. В Иерусалиме они останавливались в крепости Антония или во дворце Ирода Великого» прим. В.Н.Кузнецовой.

Итак, если Пилат пребывал в городе уже несколько дней, с ним осуществлена договорённость и ему докладывают об аресте Иисуса. Тогда возникает вопрос – что же двигало им в конечном итоге? Создается такое впечатление, что от всего того, что произошло, Пилат как бы уже и поимел что хотел. Т.е. чего-либо более он и не ожидал. Это следует из его слов, когда к нему привели Иисуса рано утром: «Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин.18:29-31). Пилат не желает даже вникать в то, почему Иисуса привели именно к нему и в каком таком злодеянии Его обвиняют, сразу указав им, как они должны поступать – «разбирайтесь сами». Это означает, что у Пилата имеются точные сведенья и представление об Иисусе, иначе бы если Он представлял бы угрозу для Рима, то вряд ли бы при ночном аресте наместник выдал бы его иудеям. Скорее всего, именно такого исхода и ожидал Пилат – выдав Иисуса иудеям, они совершат с ним суд или что там у них полагается в подобных случаях, а он просто этого не заметит (свои осудили своего, ну бывает, дикари, не бегать же за этими отсталыми «аборигенами» постоянно).

Если это так, то Пилат, участвуя в соглашении с иудеями, уже на тот момент как бы и выполнил своё дело. Во-первых, он способствовал аресту Иисуса, посылая на это дело такой высокий чин римской армии (одно дело вступить в стычку с какой-то там храмовой охраной, другой с высокопоставленным представителем Рима, последствия будут разные). Скорее всего, вступая в сговор с иудеями ему было, вероятно, заплачено достаточно денег (ср.Мф.26:15; первосвященники были, судя по всему, доведены до отчаянья и давали большие деньги, любому, кто хоть как-то мог помочь им в выдаче Иисуса)*. Сам же Пилат имеет вполне внятное представление о мотивах первосвященников (см. Мк.15:10) и просто пользуется их желаниями и потребностями для своей выгоды.

Во-вторых, деятельность Иисуса, скорее всего Пилату, как римскому наместнику, также приносила некоторые беспокойства. И действительно вокруг Спасителя собирались просто толпы народа, количество которого могла доходить до десятка тысяч человек (10 000 и более; см.Мф.14:21; где счет велся только мужчин, и как глав семейств, общее же число было значительно больше). Такие толпы людей, группирующиеся вокруг какого-либо лидера, вызывают вопросы у легитимных властей этой местности (чем занимаются? что замышляют? насколько законна их деятельность? и т.д.). Хотя Пилат и знал, что Иисус не призывал против Рима, но этими настроениями могли воспользоваться другие, ведь появление такого явления в Израиле могло означать, что Бог на их стороне (ср.Лк.7:16). Это может вызвать вопросы и у вышестоящего начальства (наместника Сирии, кому Пилат подчиняется непосредственно), поэтому, так или иначе арест Иисуса был выгоден Пилату.

*Примечание. «Его правление было вообще крайне неприязненно для иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровой жестокостью во все время своего правления». Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия.

С другой стороны, Пилату было выгодно, чтобы Иисус оказался у священников. Ведь арестовывая Иисуса и выдавая Его первосвященникам, Пилат, вносил раскол внутри иудейского общества. Значительная часть простого народа воспринимает Иисуса как пророка, и Он имеет большую популярность среди них. Другая часть – элита, религиозная верхушка, первосвященники не могут его терпеть и готовы на многое, чтобы прекратить Его деятельность. Нельзя исключать, что у Пилата есть большое желание «столкнуть лбами» иудеев между собой, заставить первосвященников, с которыми он враждует, заплатить за своё противление ему. Этого плана, судя по всему, и ожидает Пилат и придерживается практически до конца, даже на суде*. Развязку событий он ожидает с утра, хотя, скорее всего, обычно в предпраздничный день вряд ли к нему кто-либо обращался из иудейской верхушки (ср.Ин.18:28) и находится так рано утром на «рабочем» месте, не было никакой необходимости.

*Примечание. Говоря на суде: «Царя ли вашего распну?» (Ин.19:15), Пилат ожидает, что хоть кто-нибудь вступиться за «целителя», что даст ему возможность затянуть дело или отложить его до начала консультаций с каждой из сторон. И здесь как арбитр и главный в этом деле он сможет решить вопрос не без выгоды для себя (материальной, политической, моральной и т.д.). И Пилат этому следует до конца, что даже надпись он делает в духе своего настроя, внести раскол в ряды иудеев и унизить их – «Царь Иудейский» (см.Ин.19:21,22).

Поступая так, Пилат, несомненно, рискует, но деваться ему, по большому счету и некуда. Иисус уже въезжает в Иерусалим и его приветствуют как царя (Ин.12:12-19; после чего возможно Пилат и дал своё согласие на участие в аресте, желая устранить Его руками первосвященников). Пилат рискует тем, что может начаться как бы гражданская война, т.е. начнутся стычки и боестолкновения, но риск здесь заключается в основном в том, что ситуация может выйти из под контроля. Чтобы этого не случилось, Пилат с утра уже находится на своём месте и ожидает действий со стороны первосвященников. Он как законная власть при возникновении бунта с полным основанием может казнить и убить без суда и следствия практически любого заговорщика, поквитаться с любым, был бы только повод. Вражда внутри иудейского общества с выходом в открытое противостояние (беспорядки, стычки и т.д.), ну чем не повод?

Единственное, что доставляет беспокойство Пилату, так это то, что арест произошёл уж очень быстро и не по намеченному плану. По плану данное событие должно было случиться после праздника, т.е. в тот момент, когда большинство или покинуло Иерусалим или вот-вот сделает это. Завершив дело несколько уставший народ (потративший силы, время и средства на праздничную суету), начинает постепенно возвращаться к своим делам, которые к этому моменту уже успели накопиться. Арест Иисуса в канун праздника и ночью еще оставляет некоторые надежды на относительно мирное решение вопроса. Действительно, пока люди готовятся, пока совершают необходимые ритуалы и религиозные обряды – пока всё это происходит, всем в какой-то степени и не до этого. Но времени остаётся очень мало, как только праздники, связанные с ритуальной стороной вопроса закончатся, так народ начнёт вникать в суть происходящего и задавать вопросы. Возможно, именно это и заставляет Пилата уже с раннего утра быть на своём месте, ожидая каких-либо событий.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: «Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса».

#2 Сообщение Страж » 10 апр 2018, 18:36

Что тут сказать? Блестяще написано.
Великолепный анализ оперативной обстановки, плюс отменный психоанализ портретов политико-религиозной элиты в контексте событий предательства и ареста Христа.

Очень всё это полезно прочитать; как и очень грустно от осознания факта, что методы и уровень мышления ситуативных противников Христа практически ничем не отличается от ненавистников правды дня сегодняшнего. Идолопоклонники своих политико-религиозных кумиров всех времен ничем не отличаются друг от друга.

Еще этот анализ очень хорош тем, что помогает увидеть то, с ЧЕМ реально столкнутся последние избранные Божьи.((
Так что моральная подготовка к повторению уже знакомого ничуть не помешает.
Как и написано, что "ученик не бывает выше учителя своего".
______________
Да, Алекс. У меня создалось впечатление какой-то недосказанности - в том смысле, что исследовательский рассказ как бы обрывается перед обязательным продолжением. Как понимаю, продолжение будет?
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: «Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса».

#3 Сообщение Alex » 10 апр 2018, 21:16

Да будет и часть вторая. Но мне показалось, что она менее интересная, нюансы только. Что здесь интересно, так это привлечение римских солдат при аресте, а они не были подвержены праздничной суете. Существует мнение, что арест был не законным в это время, если это делали только иудеи (читал один обзор, что иудеи могли сделать арест только нарушая закон, так или не так разбираться не стал). Но привлекая римлян этот вопрос как бы и отпадает. При этом возникает другая ситуация и другие вопросы.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.


Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя