«Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса». Ч2.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«Тогда воины и тысяченачальник … взяли Иисуса». Ч2.

#1 Сообщение Alex » 13 апр 2018, 10:46

Если немного взглянуть в историю, то поначалу Пилат, как и любой мало знающий обстановку начальник, проявлял не малую дерзость и пренебрежение к верованиям иудеев*1. Однако со временем его пыл поубавился, тем более в самом Риме переменилась обстановка*2 (от которой зависела его должность и пребывание на этом посту). Для его действий просто необходим был повод, чтобы легитимно устроить расправу над его врагами*3 (еще раз повторим, нужен законный повод – явное нарушение, подстрекательство, бунт и т.д.). И если исход будет таким, то Пилат обязательно этим воспользуется*4.

*Примечание. 1. «Так, вскоре после своего назначения он послал в Иерусалим воинский отряд, на знаменах к-рого был изображен император. Иудеи в знак протеста направили посольство в Кесарию, резиденцию рим. наместника. После трудных переговоров знамена были убраны. Позднее П.П. использовал не по назначению деньги из храмовой казны, предназначенные для сооружения водопровода в Иерусалиме, население к-рого страдало от недостатка воды. Это привело к волнениям в городе. Но прокуратор заранее внедрил в возбужденную толпу переодетых воинов, и те разогнали ее. Затем П.П. распорядился поместить во дворце Ирода в Иерусалиме золотые щиты с надписью в честь Тиберия. Это вновь вызвало возмущение жителей города, а группа влият. иудеев обратилась с жалобой к императору. Щиты были убраны.
2. Прокуратор не чурался подношений и не останавливался перед применением насилия (Лк.13:1). Народ ненавидел его; после свержения в 31г. Сеяна П.П. опасался, что император может лишить его должности в связи с поступавшими жалобами. Этим можно объяснить позицию П.П. в деле Иисуса.
3. Конец правления П.П. ознаменован еще одним кровавым событием. Однажды на горе Гаризим собралась большая вооруж. толпа, подстрекаемая неким самарянином, утверждавшим, что может показать место, где Моисей спрятал золотые сосуды. П.П. послал на разгон толпы солдат, несколько человек было убито, а взятые в плен – казнены. Самаряне направили жалобу Вителлию, проконсулу Сирии, после чего в 36 г. был назначен другой прокуратор, а П.П. вызван для ответа в Рим Затем, по нек-рым сведениям, П.П. был сослан на юг Франции, в Виенну. Предание гласит, что он покончил жизнь самоубийством». Библейская Энциклопедия Брокгауза. Вероятно, большую толпу Пилат принял за начало бунта и/или вооруженного восстания, что послужило как бы законным основанием и позволило ему действовать жестко, введя армейские силы и произведя убийства в толпе.
4. Если возникнет возмущение в народе из-за деятельности священников, то Пилат, восстанавливая примат законов Рима может их арестовать или совершить суд, имея на то полное основание. Если же бунт произойдёт из-за его неумелых действий, то виноват во всём будет он.


Со стороны иудейской верхушки формально был произведён суд и судебное заседание* (Мк.15:1). Однако, они понимают, что просто так самостоятельно они не могут предать Иисуса на смерть. Этому мешают несколько обстоятельств. Во-первых, чтобы осудить на смерть человека делающего добро в глазах людей (бесплатно исцеляющего множество болезней, чего до этого никогда не было) необходимы чёткие и «железобетонные» факты, иначе дело дойдёт до споров, в которых у них мало шансов одержать верх против очевидных аргументов (Ин.9:16). Сам же Иисус не совершил что-либо достойное смерти, и не нарушал закон. Во-вторых, весь народ всецело поддерживает Его, даже сами первосвященники говорят: «A во дворце первосвященника Каиафы в это время собрались первосвященники и старейшины народа. Они решили хитростью схватить Иисуса и убить. - Только не во время Пасхи, - говорили они, - иначе народ может взбунтоваться» (Мф.26:3-5;IBS). Такая популярность и поддержка народа не давала не единого шанса схватить Его даже на улице, когда они точно знали, где Он находится (Мф.21:46).

*Примечание. «Рано утром состоялось заседание Синедриона. Не совсем ясно, было ли оно новым заседанием… Но, возможно, заседаний действительно было два, если Синедрион хотел соблюсти хотя бы видимость законности, правда, как известно, между ними должны были пройти не несколько часов, а по крайней мере сутки. Ведь, согласно еврейскому исчислению времени, это был тот же самый день, а не другой». Прим. В.Н.Кузнецовой.

Произвести суд, казнь и побить, например, камнями можно было достаточно быстро (ср.Деян.7:58-60), однако, что они скажут затем народу? Скрыть что-либо было бы невозможно, так как при аресте было задействовано большое количество народа, и действия первосвященников были на виду. Хотя, судя по историческим сведеньям, иудеи могли выносить смертный приговор и приводить его в исполнение, но сам случай был далеко не рядовым или спорным, нет. Множество людей общалось с Иисусом и видело, что Он не нарушал закон, а это значит, что праведность их суда будет поставлена, так или иначе, под сомнение. Это проявилось и на самом суде (ср.Мк.14:56). Народ мог возмутиться как сам против этих людей, так и потребовать защиты у Пилата от такого произвола священников, и вот тут то Пилат и проявил бы себя в полной мере. Остаётся только одно и единственный путь – сделать это руками самого Пилат, т.е. римлян.

Заставить Пилата осудить Иисуса за нарушение религиозных законов иудеев, означало для всех, что наместник вмешивается во внутренние дела и верования. Для Пилата, в какой-то степени, такой исход не приемлем с любой точки зрения*. Тем более, что он хорошо понимает расклад сил. Религиозные убеждения местных, для него не являются законом, а законы Рима формально Иисус не нарушал, максимум, что он может предложить, так это наказать Его и отпустить. Пилат мог бы посадить Иисуса в тюрьму, до разбирательства всех обстоятельств, но делать этого он никак не желает, поэтому говорит: «итак, наказав Его, отпущу» (Лк.23:16,22).

*Примечание. Пилат был язычником и верил, что у каждого народа есть свои местные божества, с которыми ему нет никакого резона ссориться. Римляне обычно оказывали богам завоеванной территории те же почести, что и богам Рима. Правда, Бог иудеев был совсем не похож на других богов.
Как отмечаю некоторые, Пилат, как многобожник, больше боялся гнева богов и услышав, что Иисус «Сын Божий» убоялся именно этого, гнева местного божества. Однако, вероятней всего, страх Пилата связан не с этим, а с тем, какое значение имело это для иудеев и чего они ожидали от Сына Божьего. Казнить собственноручно Сына Божьего означало для него неминуемое восстание и гнев фанатичных иудеев, а в их фанатизме он мог не раз убедиться лично.


Такой вариант устроил бы, наверное, первосвященников, но не Пилата. Задержи он Иисуса даже не надолго, то против него же, всё те же самые священники могли организовать восстание или возмущение с написанием жалобы вышестоящему начальству, что для Пилата было крайне не желательно. Просто так отпустить он также не может, так как ночной арест был в присутствии римских солдат и офицеров, а значит с разрешения Пилата, что видело множество свидетелей. Поэтому он и предлагает наказать Иисуса как смутьяна общественного порядка и не более, другими словами Пилат как бы и признаёт, что Иисус виновен, задержан ночью не напрасно, но вот казнить его отказывается. Пилат не желает идти на это даже перед угрозой некоторой потери лица (то арестовывает, то отпускает, сам не знает что делает).

Поэтому иудеи формируют политические обвинения. Теперь Пилату деваться некуда, это его прямые обязанности. После выдвижения политических обвинений Пилат уже не может просто так отпустить Иисуса (если дело дойдёт до вышестоящего начальства, то обвинения слишком серьёзные и Иисуса всё рано арестуют, а Пилату придётся покинуть пост за попустительство беззакония с точки зрения Рима). Дело теперь представлялось так, что всё сделал римский наместник и это его и только его решение, на которое священники повлиять не могли (что даёт им оправдание в лице народа – ну, так получилось, мы сделали что могли). Последним аргументом Пилата было отпускание Вараввы, преступника. Это была заведомо не приемлемая кандидатура, однако, выбрав Варавву, иудеи тем самым немного сохраняли лицо Пилату. Доля в принятии решения теперь была разделена с иудеями. Пилат предложил, а они выбрали, значит, не только он один несёт всю ответственность, но и те, кто выбрал Варавву (в выборе есть свобода – а могли бы выбрать и Иисуса).

Другой момент, на который нужно обратить внимание – Иисус видел что при аресте присутствуют римские солдаты и офицер(ы), а значит знал, что они были посланы с ведома Пилата. Другими словами, наместник дал своё согласие на арест и подкрепил это силой, приказав воинам совершить это. Т.е. наместник участвует во всём этом действе, и был в сговоре с иудеями, занимая какую-либо сторону, так как сам Иисус был передан им после ареста. Из этих позиций, скорее всего и необходимо рассматривать диалог Иисуса и Пилата.

«Тогда Пилат вошел внутрь, вызвал Иисуса и спросил Его: - Ты иудейский царь? - Ты это от себя говоришь, или тебе обо Мне сказали другие? - спросил в ответ Иисус».

Такой прямой вопрос Пилата, безо всякого предварительного расспроса явно выдаёт его некоторое знание ситуации. Поэтому его вопрос: «Ты иудейский царь?» может иметь двоякое значение. С одной стороны претензии на владение царской властью было серьезным обвинением и действительно каралось смертной казнью, так как это вступало в противоречие с властью Рима на данной территории. С другой стороны сами иудеи ждали некоего посланника от Бога, который должен был установить Свою властью на данной территории. Не под одно из описаний Иисус не подходил. Поэтому что имел введу Пилат говоря: «Ты иудейский царь»? Какой из вариантов и какое представление у него имеется? Поэтому то Спаситель и задаёт встречный вопрос: «Ты это от себя говоришь, или тебе обо Мне сказали другие?» (Ин.18:33,34;IBS).

Здесь появляются варианты развития ситуации и предположения. Если наместник говорит от себя, то у него, как чиновника есть беспокойства по поводу деятельности Иисуса, но явных обвинений нет, как и доказательств. Если конечно, их кто-либо заботливо не предоставил, тогда он выскажет их. Однако уже заранее можно сказать, что такие обвинения не состоятельны. Вообще вопрос: «Ты это от себя говоришь…?» уже должен был побудить задуматься Пилата, а что в действительности он имеет в качестве аргументов и насколько они правдоподобны. И это является важной частью, ведь Иисуса должны были осудить по ложному обвинению именно иудеев, которые знали Писания, а не на основе ложных представлений какого-то там языческого чиновника, мало разбиравшегося в этом и чего-то там недопонявшего. Именно оставшиеся сомнения, как кажется и развеивает Иисус:

«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?* И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин.18:36-38).

*Примечание. С точки зрения Пилата Иисус явно говорит что-то несуразное, где-то философское, какие-то разговоры об какой-то там истине и т.д., т.е. ну никак не претендует на власть, положение и статус, ничем не угрожает Риму. Если бы Пилат решил, что Иисус явный претендент и представляет грозу Риму, то казнил бы или упрятал бы в тюрьму и без иудеев, а так он понимает, что стал заложником ситуации, которую сам подстроил в какой-то степени. Здесь Спаситель раскрывая суть Своей деятельности опровергает какие-либо предположения и страхи наместника, показывая где-то и исход событий и выход: «Поэтому на том, кто предал Меня тебе, больший грех» (Ин.19:11;IBS). Ведь наместник стал явно нервничать не зная, что и как ему сделать далее (Ин.19:1-12).

Если об Иисусе сказали другие, то всё становится еще более понятно, ведь другие это сами иудеи. Ответ Пилата расставил всё на свои места: «Я что, иудей? - ответил Пилат. - Это Твой народ и первосвященники передали Тебя мне. Что Ты сделал?» (Ин.18:35;IBS). Т.е. теми, кто был инициатором всего этого, были иудеи, а также теми, кто и предоставил основные сведенья. А Пилат тот, кто согласился пойти на сделку с иудеями, преследуя свои цели и вот желающий теперь вкрутиться из сложившейся ситуации и остаться при этом на своём месте наместника.

После этого какие-либо разговоры с наместником теряли всякий смысл. Иисус явно не желал как-то влиять на наместника в принятии им решения и просто ожидал исхода событий. По большому счету Спаситель отвечает ему только то, что тот и без того хорошо знает: «предали из зависти» и «царство не от мира». В том не большом разговоре и в словах сказанных Спасителем можно увидеть больше смиренного ожидания исхода всего, ведь Он знал, как должно всё закончиться (ср.Ин.18:32).

Таким образом, выделив солдат, для участия в ночном аресте, Пилат волей не волей был втянут в планы иудеев. Он не может сказать в полной мере, что это ваши дела, разбирайтесь сами, как хотите, нет. Теперь он всяческим образом пытается показать, что он имел в веду несколько другое и его причастность к этому делу постольку поскольку и не более. Но просто так он не может объявить действия иудейской верхушки не законными и на том основании распустить данное сборище, так как и сам, получается, что участвовал в этом. Т.е подспудно подразумевается, что иудеи в любой момент могут заявить, что арест то был произведён силами римского гарнизона, т.е. Пилата. Ну а раз это было так, то иди уж до конца – утверждают как бы иудеи.

Возможно, именно поэтому Пилат совершает омовение рук, по закону Моисея (Втор.21:6-9), чтобы явно показать иудеям свою не причастность к убийству, но это не возымело должного эффекта. Ведь соблюдение закона даже прозелитом (кем Пилат не является) не имеет для них значения, т.к. на них в меньшей степени распространяется Божье обетование, чем на самих иудеев.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя