«И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями…»

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями…»

#1 Сообщение Alex » 27 апр 2018, 02:41

Если смотреть с формальной точки зрения, то Иисуса арестовали и предъявили обвинения на территории подотчетной (юрисдикция) Понтия Пилата, как непосредственного представителя Рима. Однако, услышав, что Иисус действовал, а также происходил из Галилеи, Пилат отправляет Его к Ироду, как поставленному Римом правителю данной провинции (Лк.23:5-7).

Поступать так Пилат, скорее всего, был вовсе не обязан, так как Иисус был обвинён в нарушении местного законодательства (Иудеи, как римской провинции). Упоминание первосвященниками о Галилее было сделано, вероятно, как говорится «до кучи», чтобы показать, что это выходит за рамки одной области и приобретает всеобщий, а значит и зловещий для местных властей, масштаб*. Пилат легко мог уладить формальную сторону вопроса (если в этом вообще была какая-либо необходимость), послав кого-либо к представителям Ирода. Однако Пилат посылает не своего представителя, а непосредственно Иисуса, что указывает на не желание принимать участие в этом процессе и на намеренное затягивание им времени, ведь приближался праздник.

*Примечание. Всеобщность распространения деятельности Иисуса имело значение больше для иудейской верхушки. Ведь, если данное учение распространиться и на отдалённые территории и иудейские диаспоры, то они потеряют не только власть, контроль и влияние, но и заметно могут снизиться денежные поступления и пожертвования на храм. Одним из ярких примеров того времени были, например, ессеи (и др. общины), жившие обособленно, не слишком многочисленное течение внутри иудаизма. Здесь обвинители как бы проговариваются незаметно для себя, выдавая то, что вертится на языке, как и свои страхи в том числе.

Ирод Антипа, со своей стороны не мог не оценить данный жест. Его, как правителя, Пилат принял во внимание, и признаёт право Ирода участвовать в этом вопросе. Трудно сказать, мог или не мог Ирод выносить какое-либо решение или приговор в подобных обстоятельствах (как впрочем, хотел или не хотел). Скорее всего, нет, на это указывает тот факт, что первоначально иудеи повели Иисуса к Пилату, а не к Ироду. Здесь, с точки зрения Пилата, Ирод, вероятно, мог только предъявить дополнительные обвинения и ходатайствовать, чтобы «преступник» сначала расплатился (понёс наказание), за те преступления, какие совершил до этого на его территории, а уж потом отдал «долги» всем другим. И если что-либо было бы такое, то Пилат бы не отверг подобный запрос и смог бы затянуть дело или переложить все решения на Ирода. На это, как кажется, указывают и его слова:

«- Вы привели ко мне этого человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти» (Лк.23:14,15;IBS).

Поэтому Ирод был весьма польщен, и не только тем, что уже давно искал возможности увидеть Иисуса лично (Лк.23:8), но и тем, что ему была оказана некоторая честь и уважение римским наместником*.

*Примечание. На это же указывают и некоторые комментаторы: «Евангелист Лука при этом отмечает, что Ирод и Пилат с этого времени стали друзьями, так как Ирод, по выражению Иустина мученика (г.ж.ок.100-165 г.н.э.), послал Иисуса к Пилату на его усмотрение и этим проявил свое расположение о доверии к Пилату («Разговор с Трифоном-иудеем», 103)» Толкование на евангелие от Луки А.П.Лопухина. «Что было причиною вражды между Пилатом и Иродом, это неизвестно. Полагают, что вражда произошла по поводу жестокого поступка Пилата с галилеянами, – подданными Ирода в Иерусалиме, о чем повествовал св.Лука (чит.13:1). Ирод и Пилат сделались друзьями между собою. Ироду понравились вежливость и внимательность к нему со стороны Пилата, и они сделались из врагов друзьями» Толкование на евангелие от Луки протоиерей Иоанн Бухарев. А также и другие.
Хотя, вероятно, от Ирода мало что зависело, он, как и Пилат не желал брать на себя ответственность за смерть Иисуса, однако можно отметить, что жесты взаимного уважения не могли не понравится правителям.


Также существует точка зрения, что два правителя (Пилат и Ирод) стали друзьями, так как совместно противостояли власти первосвященников (один из факторов способствовавших их «дружбе»), которые вовлекли их в собственные разбирательства, пытаясь переложить ответственность на них, а значит и «подставить под удар». Данная точка зрения не лишена основания и смысла и такую тенденцию можно усмотреть в их действиях. Ведь известно, что ни Пилат, ни Ирод не являлись легитимными (т.е. непосредственно данными от Бога) правителями, с точки зрения иудейской, религиозной правящей элиты, а были посторонними и языческими, в общем, чуждыми и навязанными кем-то. Поэтому их отношения со священниками были весьма натянутыми. Это можно усмотреть как в действиях Ирода, так и Пилата (не совсем хорошие отношения и противоречия видны даже в коротких евангельских повествованиях)*.

*Примечание. Так Пилат пишет на табличке указывающую вину Иисуса: «Царь иудейский» (Ин.19:19-22). Что вызывает некоторое возмущение первосвященников, но Пилат отказывается переделать табличку.
По мнению некоторых исследователей, Ирод поступает не менее колко: «…цари Иудейские носили белые, еще украшенные дорогими камнями, одежды в торжественных случаях. Когда Ирод одел Господа в такую одежду и отослал обратно к Пилату, то тем насмешливо выставлял Его, как забавного претендента на Иудейский царский престол и косвенно давал понять Пилату, что такой претендент достоин не осуждения на смерть, а только насмешки и пренебрежения» протоиерей Иоанн Бухарев. «Только в чувстве оскорбленного самолюбия, так как Христос не пожелал отвечать на его вопросы, он со своими воинами насмехался над Христом. Он велел облачить Его в блестящую одежду, похожую на ту, что носили обыкновенно цари – не в белую, какую в Риме носили кандидаты на общественные должности, а вообще изукрашенную, может быть, даже в пурпур. Этим он хотел показать Пилату, что такой «царь» не может быть им страшен» А.П.Лопухин.


Трудно сказать, чего добивались первосвященники, выдвигая обвинения против Иисуса и перед Иродом: «Стоявшие там первосвященники и учителя закона всячески обвиняли Иисуса» (Лк.23:10; IBS). Судя по всему, Ирод не мог никак повлиять на ситуацию (да и не хотел). О чём косвенно указывает и молчание Спасителя перед Иродом (с ним не было смысла вообще о чём-либо говорить)*. Но первосвященникам было всё равно с помощью кого и как будет осуществлено задуманное ими (этим они выдавали только свои эгоистические устремления, и это было видно сразу, тем более опытным правителям, какими были Ирод и Пилат).

*Примечание. Возможно, переговоры о захвате Иисуса первоначально велись с Иродом (ср.Мк.3:6), как это было в случае с Иоанном Крестителем, что происходило еще в самом начале служения Спасителя. Однако казнь Иоанна, которую был вынужден совершить Ирод, отрезвила его (Мф.14:1-11). Этим Ирод «подставил» себя перед простым народом, почитавшего Иоанна за пророка. Данное убийство Ироду «сошло с рук», чему в какоё-то степени способствовала всё возрастающая популярность Иисуса. И теперь Ирод проявляет осторожность и вынужден отказать иудеям в этом вопросе (возможно не впрямую, а затягивая дело и/или выдвигая свои встречные требования и т.д.).

Само по себе, то, что Ирод никак не реагирует на обвинения, выдвигаемые первосвященниками, вселяет некоторые надежды и в Пилата. Это служит косвенным аргументом, что человек, которого хотят осудить священники, не является виновным (некоторые комментаторы отводят роль Ироду как эксперту, указывая, что он как бы делает экспертизу в этом вопросе, является авторитетным знатоком этих тонкостей). В тот момент Пилат, вероятно, оценил жест Ирода. «Вот еще немного и окончательно удастся разбить все аргументы священников» – возможно именно так и думал Пилат тогда. И действительно, Пилат совершает все типичные для таких случаев процедуры: предлагает отпустить Его, в честь праздника (Ин.18:39), приказывает бичевать Иисуса, как провинившегося в чем-то незначительном (Ин.19:1), объявляет Его несколько раз не виновным (Лк.23:22; Ин.19:4), указывает, что обвинения лежат вне зоны его ответственности (Ин.19:6б). Другими словами, вот-вот и Пилата винить будет не в чем, он честно совершил всё зависящие от него и в чём лежит его сфера компетенции. Еще немного и Иисуса придётся отпустить. В этом не последнюю роль сыграл и Ирод, чем вероятно и мог снискать расположение Пилата. Только выдвинутые политические обвинения («не друг кесарю») заставляют наместника продолжить суд, но к этому вопросу сам Ирод уже не имеет никакого отношения.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями…»

#2 Сообщение Страж » 28 апр 2018, 21:31

Да, отличные наблюдения.
В самом деле, Ирод и Пилат называя Иисуса царём, и, тем более, облачив его в царские одежды прямо перед толпой иудеев и первосвященников, открыто насмехались над последними. Роль клоуна и объекта насмешек как бы была выделена Иисусу, но, что интересно, на Его фоне агрессивными клоунами выглядели именно Его враги и предатели.

Возможно, еще будешь об этом писать- там далее был интересный момент, когда жаждущая смерти Христа толпа заявила Пилату, что "нет у нас царя, кроме кесаря". Можно только представить себе отвращение и брезгливость Пилата (и сотоварищи) к такому отпетому лицемерию. Короче, в лице заказчиков убийства имеем весь комплект лицемерия и ублюдочности- во всей его омерзительной "красе".

Несмотря на факт, что своими заявлениями и царскими нарядами Иисуса, Пилат с Иродом опустили авторитет первосвященников ниже плинтуса, последние были готовы принять даже самое последнее унижение от оккупационной власти, лишь бы убить достойного "конкурента" на данную Богом власть. Которым Иисус, собственно, и был. Пилат словно в лицо смеялся над ними, типа, "неужели мне придется убивать каждого вашего царя, которого вы ожидаете?"

Интересно, что в Деянии 4:25-27 братья применили пророческие слова из 2го Псалма Давида именно к этой ситуации:

Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским.

Сам 2й Псалом, как видно из глобального контекста, имеет еще одно окончательное исполнение- в будущем, на последних святых. Которым в свою очередь придется так или иначе пережить унижение, подобное тому, которое пережил Иисус в последние часы Своей жизни. В связи с чем лично мне интересно глубже понять чувства Пилата и Ирода (т.е. мироправителей), не только по отношению к предателям, но и непосредственно по отношению к Иисусу.

Сама ситуация с предательством очень напоминает слова из Апокалипсиса, где сказано, что кровь всех святых будет найдена в "Вавилонской блуднице", которую земные цари во главе со "зверем" в итоге разорят и сожгут. Ведь, как ни странно, те же Римляне, которыми воспользовались первосвященники для убийства Иисуса, через некоторое время вернулись и выжгли их город и едва возобновившуюся власть иудейской верхушки дотла. Так что пророческих параллелей слишком много для тех, кто хочет их видеть и слышать.

Хотя всё это очень грустно, но по мере приближения завершающих эту систему событий, и в смысле понимания того, с чем наши братья столкнутся в грядущее "время конца", твои последние статьи и очень вовремя, и очень кстати.
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями…»

#3 Сообщение Alex » 28 апр 2018, 22:02

Насколько я помню там сценарий близкий к кн.Исход и что то там с Илией.
Вообщем прямая вражда против пророков и цель их уничтожить, что то в этом духе.

А про блудницу вот это интересно, там драмма так драмма, вроде как.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.


Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость