«дай мне … голову Иоанна Крестителя».

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

«дай мне … голову Иоанна Крестителя».

#1 Сообщение Alex » 29 апр 2018, 11:59

Что сразу выделяется в данной истории (Мф.14:1-11; Мк.6:17-28), так это невероятная жестокость и кровожадность жены Ирода Антипы, на пиру которого и происходят эти события. Но из описания данных Матфеем и Марком многое становится понятным.

Как следует из евангелий: Иоанн Креститель начал свою деятельность по опознанию и идентификации Мессии. После того, как он указал на Мессию*1, вероятно в его словах и появляются обличения царствующий династии Иродов (ср.Лк.3:18-20). О различных делах этого царя и так хорошо знали иудеи, но возрастающая популярность Иоанна и ожидание царства Бога не могли не беспокоить дом Ирода*2.

*Примечание. 1. В Мф.3:11-13, Мк.1:7-9 и Ин.1:26,27 дается одна и та же последовательность, т.е. можно заключить (предположить), что первоначально деятельность Иоанна была направлена только на опознание Мессии. Лука приводит те же сведенья (3:16,17,20-22), но добавляет, что Иоанн «упрекнул Ирода за женитьбу на Иродиаде» (IBS) и за это был посажен в тюрьму, давая как бы перспективу развития дальнейших событий, т.е. давая понять, что было после крещения Иисуса (3:18-20), заканчивая на этом повествование об Иоанна на данный момент. Из этого то и можно предположить, что упрёк был сделан после крещения Иисуса.
2. «Иосиф Флавий указывает («Иудейские древности», XVIII, 5, 2) на опасение со стороны Ирода политических смут как на причину заключения Иоанна. В том, что к политическим опасностям примешивалось, как сообщают Евангелия, и недовольство Ирода и Иродиады по поводу обличений Иоанном их незаконного брака, нет ничего удивительного» А.П.Лопухин. Поводом для смуты или восстания могло быть именно не соблюдение Иродом закона, в части его женитьбы на Иродиаде. Иудей сосредоточенные на соблюдении праведности в преддверии прихода Мессии, под действием проповеди Иоанна, могли начать считать Ирода как незаконно назначенного над ними царя, да к тому же не соблюдающего простых и явных постановлений закона.


И действительно, с точки зрения Иоанна – Мессия опознан (Ин.1:29-36) и скоро должно быть вновь воссоздано «царство Израиля» (Деян.1:6). Такие правители как Ирод, да к тому же не являющиеся праведными, будут по всей справедливости упразднены. Их неправедность и контрастирует на фоне будущих перемен и справедливого воздаяния. Поэтому нет ничего удивительного в такой проповеди Иоанна, ожидавшего, как и все иудеи в те времена, скорого разрешения всех проблем.

Однако, убить Иоанна Ирод не решался – «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф.14:5). Вероятно, после некоторого времени пребывания Иоанна у Ирода и общения с ним, сам Ирод меняет свою точку зрения в отношении пророка – «…боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк.6:20). Возможно сама речь и убеждённость Иоанна, а также некоторые слухи о деятельности Иисуса*1, порождали в нём различные и часто противоположные чувства. От страха и смятения, от мысли, а вдруг это действительно так, что и зафиксировал евангелист – «Ирод приходил в смущение» (Мк.6:20;IBS). До желания, пока он имеет власть и влияние, повернуть ситуацию (воспользоваться ситуацией) для своей выгоды и пользы, и на этой «волне» поднять свой авторитет и укрепить влияние среди иудеев*2.

*Примечание. 1. К тому времени Иисус уже побывал у самарян Ин.4:39-42, а после упоминается, что жёна одного чиновника Ирода (после исцеления) служила Иисусу своим имением, следуя за Ним. Узнать многие подробности, вероятно, она могла у самарян (а не от иудеев см.Ин.4:9(б), если она имела не иудейское происхождение), а после явилась к Иисусу за помощью. Т.е. визит к самарянам в самом начале служения Спасителя не был сделан случайно. См. также случай в Ин.4:46-53, где Иисус совершает исцеление сына одного из царедворцев Ирода, от него упомянутая выше жена чиновника также могла узнать об Иисусе.
Таким образом, сам Ирод имел все необходимые сведенья о деятельности Иисуса через таких людей, имевшихся в его окружении (ср.Лк.9:7). Возможно, благодаря такой осведомлённости, о направленности проповеди Иисуса, о том, что Он не замышляет бунт или восстание, против кого-либо из властей и т.д., Ирод и проявляет некоторое спокойствие к деятельности Иисуса. Это позволяет Иисусу «маневрировать» между различными областями (юрисдикциями) подчиненных разным правителям (ср.Ин.11:7,8, вероятно побить кого-либо камнями на территории подотчётной Ироду они просто так не могли). Сами же чиновники и царедворцы испытывали чувства благодарности после исцелений и от этого не способствовали распространению перед Иродом не верных сведений и даже возможно защищали Иисуса перед ним.
2. Как это сделал, например, его отец (Ирод Великий), ведя строительство храма, снискав этим уважение иудеев, (см. также Лк.7:4,5, где это используется как аргумент, что человек, не иудей, достоин (доказательство того, что «любит народ наш»), т.к. для него закон и его соблюдение, обучение закону, которое может происходить в синагоге, является важной составляющей в его жизни также). Вполне вероятно, что Ирод держал Иоанна до поры до времени, как заложника, до начала каких-либо событий. Возможно он хотел отпустить Иоанна по какому-либо случаю (ср.напр. обычай в Мк.15:6), показывая тем самым своё благодушие и расположение к народу, поднимая свой рейтинг, говоря по современному.


Такое положение вещей не могло не беспокоить Иродиаду. По свидетельству историков, несмотря на своё коварство и хитрость Ирод Антипа отличался нерешительностью и мог медлить в некоторых вопросах. На это косвенно указываю и слова Марка: «представился подходящий случай» (Мк.6:21;IBS), другими словами, она не раз предпринимала попытки что-либо сделать с Иоанном, но никак не могла добиться результата, т.е. Ирод медлил и явно что-то затевал. И только обстоятельства «непреодолимой силы» заставили его сделать это.

Такое «затягивание дела» для Иродиады могло означать следующее – под действием проповедей Иоанна Крестителя Ирод мог изменить свои решения в отношении её брака с ним. К тому же Ирод уже поступил так со своей бывшей женой, ради того, чтобы сочетаться с ней*1. Это сулило ей только одно – потеря власти и влияния, а также потеря возможности что-либо наследовать ей или её детям в дальнейшем. Так можно легко оказаться на «периферии» и быть даже убитой в результате дворовых интриг, т.с. «выпрыгнуть» с места царицы практически в никуда, лишиться официального статуса. Являлось ли это только её страхами и/или чем-то надуманным, и такое в реальной жизни не могло произойти, не столь важно, но для амбициозной*2 Иродиады это уже было не мыслимо.

*Примечание. 1. Чтобы жениться на Иродиаде, Ирод развёлся и «изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной Войне». Саломея дочь Иродиады, не была родной дочерью Ирода, и её имя не упоминается в евангелиях.
2. «Император Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. по Р.Х.) присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, царский титул, чем задел честолюбие Иродиады … она вновь начала подстрекать его (Ирода Антипу) к активным действиям» (Библейская энциклопедия Брокгауза, Ф.Ринекер, Г.Майер. 1994.). Т.е. во многих делах Иродиада проявляла не малую настойчивость и решительность.


Этим, скорее всего, и объясняется такое её желание, во что бы то ни встало казнить (устранить) Иоанна Крестителя, она следует обычному принципу дворцов и царских палат: «если не ты, то тебя». Чтобы не лишиться положения этому же принципу следует и её дочь Саломея. Молодая девица просит не дорогие наряды и украшения («золото, бриллианты», как можно было бы ожидать от неё, и чего ожидал, скорее всего, от неё сам Ирод, по крайней мере, не подозревая, что всё может закончиться не так, как он планировал). Нет, она чётко следует указаниям своей матери*.

*Примечание. Как отмечают некоторые комментаторы: «Мф.14:8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. (ср.Мк.6:24–25). Феофилакт спрашивает: «Для чего прибавлено «здесь»? И отвечает: «Опасаясь, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: «дай мне здесь». Слова «по наущению матери своей» (προβιβασθεῖσα, ср.Деян.19:33) с греческого буквально не переводимы. Лучше всего переводить «принужденная» или «наученная», производя это слово от βαίνω».
«Мф.14:9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, … Но вообще в Евангелиях просьба девицы представляется совершенно неожиданной как для царя, так и для его гостей. … Слово «клятвы» в греческом тексте во множественном числе; по-видимому, Ирод повторял свою клятву несколько раз». А.П.Лопухин, Толкование на Евангелие от Матфея. Возможно, была выдержана некоторая пауза, а сам Ирод в этот момент хвастался перед гостями, показывая своё величие (ср.Мк.6:23). Зная это, Иродиада и подловила охмелевшего Ирода в этот момент.


Саломея оказалась всего лишь орудием в опытных руках её матери. Понимая всю важность принятых решений, и как они могут оказать влияние на её дальнейшую судьбу, она беспрекословно подчиняется всем указаниям.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: «дай мне … голову Иоанна Крестителя».

#2 Сообщение Страж » 30 апр 2018, 22:54

Да, здесь исторический фон хорошо знать, ведь этих Иродов было несколько. И еще одна Иродиада))

Действительно, Ирод Антипа оказался в тупике, в который сам себя и загнал. Ним сманипулировали, хотя это его не оправдывает. Короче, оказался пленником собственной самонадеянности, которая и привела к преступлению против Иоанна и против Бога.(( Слабости сильных мира сего, так сказать.
Как раз тот случай, когда закон (слово правителя) было поставлено выше духа справедливости. Вечная проблема этого мира...
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа

Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Re: «дай мне … голову Иоанна Крестителя».

#3 Сообщение Alex » 30 апр 2018, 23:25

В Н.З. если не ошибаюсь упоминается в общей сложности об 11 (одинадцать), не о двух -трех, а о 11 представитялях рода Иродов. Тосно не помню, но порядок примерно такой уж о десятке то точно. Только в упомянутом эпизоде о четырёх, если не ошибаюсь.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Страж
Постоялец
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 17 май 2015, 12:06
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 80 раз

Re: «дай мне … голову Иоанна Крестителя».

#4 Сообщение Страж » 01 май 2018, 15:11

Я, вообще, раньше во всех этих иродах путался. Пока не прочитал книгу Иосифа Флавия "Иудейская война". Тогда стало ясно кто есть кто. А щас уже стал подзабывать. Да и кто они, ироды эти, чтоб помнить всех их?
Тут важнее стойкость служителей Божьих, которые выдержали это всё.
WWW.STRAZH.ORG.UA
Библейские пророчества о судьбе христианства и мира в преддверии второго пришествия Иисуса Христа


Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость