Земля горшечника.

Сообщение
Автор
Alex
Постоялец
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 22:11
Откуда: СПб
Благодарил (а): 21 раз
Поблагодарили: 70 раз

Земля горшечника.

#1 Сообщение Alex » 04 мар 2019, 01:05

Как известно на деньги, брошенные Иудой в храме была приобретена земля не далеко от Иерусалима. Священники, найдя противоречие в законе и обнаружив невозможным положить эти деньги обратно в сокровищницу храма, решают свои собственные и накопившиеся к тому времени обычные проблемы. Действительно, чего добру пропадать то? И здесь наступает интересный момент.

Если деньги не могли принадлежать храму, то и приобрести что-либо официально как бы от имени храма и в собственность этого самого храма было невозможно. Таким образом, принадлежность купленной земли к храму исключается. Присвоить эти деньги себе, как найденные случайно священники также не могли*, так как точно было известно, за что и кому они были уплачены (так они вероятно и проходили по внутренним документам). Таким образом, деньги были оставлены как бы на попечение священников и те были свободны, до некоторой степени в выборе, как их употреблять далее. Вполне вероятно, что деньги могли быть употреблены как бы от имени лица, бросившего эти деньги, и сделка тогда заключалась как бы по поручению (от имени) этого лица. Если данное лицо теперь, вдруг в какой-то момент одумается и потребует свои деньги обратно, которые были не взяты, т.е. оставлены в храме на попечение, то ему отдадут купчею (образно говоря), с указанием что на них было приобретено и что теперь может взять человек в свою собственность (ср.Иер.32:9-12). Понятно, что приобретенные вещи или собственность можно было использовать по своему усмотрению (использовать землю для погребения или еще каким-либо образом), до момента, когда настоящий собственник потребует их обратно. Далее он уже сам будет принимать решение, как употреблять свою собственность (напр. чтобы построить дом, на земле, где производились захоронения, необходимо произвести перезахоронение и т.д.). В общем, нечего было разбрасывать свои деньги, где попало.

*Примечание. Несмотря на то, что иудейские священники того времени, в христианской традиции воспринимаются как крайне злые и лицемерные, нельзя забывать, что они старались соблюдать Моисеев закон и поступать в соответствии с ним, поэтому проявляли честность и даже фанатичность и не были склонны к тому, чтобы растащить брошенные деньги по собственным карманам (т.е. просто своровать).

Однако, на решение священников могло повлиять и то обстоятельство, что зная закон, человек вряд ли бы захотел вернуть эти деньги обратно, иначе он мог бы понести еще большее проклятие на себе (см. Втор.27:25). Хотя для священников Иисус совсем и не был «кровью невинною», а был казнен ими как преступник, но таковым Он оставался в глазах Иуды. Другими словами, понимая сложившуюся ситуацию, и принимая во внимание эмоциональное состояние Иуды, священники, скорее всего, приняли к сведенью, что Иуда вряд ли вернётся за деньгами обратно в ближайшее время, и теперь они были вольны в принятии решения, на что их употребить. Понятно, что они стали «латать дыры» в собственном хозяйстве, а на что еще то их можно было использовать?, по их представлению.

Возможно, именно поэтому в Деяниях и говорится следующее: «На деньги, полученные за совершенное им зло, он купил поле*1…» (1:18;IBS). Хотя поле приобретал вовсе и не Иуда, (к тому времени он был уже вероятно мёртв): «Первосвященники, взяв сребренники, … купили на них*2 землю горшечника, для погребения странников» (Мф.27:6,7). Вероятно, данная сделка была произведена после праздника, который уже наступал в этот день вечером (хотя и не обязательно, ведь если было заранее известно, что это поле выставлено на продажу, то заключить договор и оформить бумаги дело быстрое).

*Примечание. 1. Некоторые исследователи указывают, что в Деян.1:18 и Мф.27:7 говорится о двух разных землях, которые и были приобретены в разное время. К моменту предательства Иуда уже купил себе земельный участок, где и повесился. Они указывают, что в одном случае употребляется греч. слово «корион» в другом «агрос». Однако данное различие может объясняться тем, что Матфей писал для иудейской аудитории, а Лука для языческой, а значение слов мало чем отличаются в данном контексте, дело больше, возможно, в привычке их употребления в разных культурах. В основном большинство исследователей сходятся на том, что это была одна и та же земля.
2. «Может быть, выражение «из них» (ἐξ αὐτῶν; в русском переводе – «на них») здесь не показывает, что были истрачены только тридцать сребренников и что земля горшечника стоила ровно столько. Может быть, она стоила несколько более, так что начальники храма прибавили еще денег для ее покупки. Куплена была известная жителям Иерусалима земля горшечника. На нее, может быть, указывал Иеремия (Иер.18:2, 19:2, 19:6–7). Место это находилось на юге от Иерусалима и отделялось от него долиной Гинном. Оно около 90 футов в длину и 45 в ширину. …. Нельзя определить с точностью, для кого предназначалось кладбище, для погребения ли пришлых иудеев, или же язычников. Вероятнее – первое» А.П.Лопухин. То, что земля, вероятно, не могла стоить значительно больше, так что священникам пришлось еще добавить денег, будет рассматриваться далее.


Но что это за земля? Как отмечает портал https:/ru.wikipedia.org/wiki: «…Земля́ Кро́ви или Земля́ Горше́чника (Поле Крови, Село Крови …) — согласно Новому Завету, участок земли в Иерусалиме, купленный для погребения странников на деньги, полученные Иудой Искариотом от первосвященников за предательство Иисуса Христа.
Почва на этом участке насыщена жирной глиной, которая в прошлом использовалась гончарами. Поэтому раньше это место называлось землёй Горшечника. Некоторые предполагают что ярко-красный цвет здешней глины дал современное название участку. Также здесь находится множество древних еврейских погребальных пещер и гробниц, в основном относящихся к периоду Второго Храма».

«Акелдама (חקלדמא‎ — «поле крови») — древний костник (оссуарий) в южном конце Иерусалима, вблизи долины Гиннома. Поле это некогда содержало богатые залежи глины, постоянно употреблявшейся горшечниками. Красную глину и доселе добывают в окрестностях Иерусалима. Дом горшечника, упоминаемый у Иер., 18, 1—6, предполагается стоявшим там же; неподалеку от А. были ворота Харсит и «долина сына Гинномова» (см. Иер., 19, 2)». Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.

«Ворота Харшиф – ворота черепков. Так назывались одни из южных ворот Иерусалима по массе валявшихся здесь черепков. Ими можно было пройти в долину сынов Гинномовых» А.П.Лопухин. Толковая Библия. Толкование на книгу Иеремии.

Таким образом, можно утверждать с некоторой долей осторожности, что место, именуемое как «поле горшечника» имеет обобщенный характер в своём названии, и не происходит от конкретного владельца поля. Действительно, этим полем, вероятно, в разное время владели разные люди, но одно оставалось неизменным – это добыча качественной глины для гончарного производства. Само производство также, очевидно, располагалось где-то рядом, так как для него требовалось значительное количество дров для обжига. Это невозможно было бы делать в пределах скученной городской застройки. Там же сбрасывались и отходы (разбитые черепки) данного производства.

Необходимо отметить, что после разрушения храма в 70 г.н.э. и с уничтожением документов, подтвердить право на владение это землёй уже никто не мог. Но и до этого момента документы на покупку земли находились в храме и принадлежала она храму, т.е. Богу. Отсюда возникает вопрос: почему на деньги от «продажи» Христа была куплена эта земля? Почему именно так исполнились пророчества, а не как иначе?*, ведь Господь мог исполнить что угодно.

*Примечание. Матфей (27:9,10) указывает следующее: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». Однако эти слова находятся в Захарии 11:12, 13. Почему же он приписывает слова пророка Захарии пророку Иеремии? Как указывают комментаторы: древняя еврейская традиция объединяла цитаты различных авторов Ветхого Завета и обозначала это объединение именем наиболее известного из них. Цитата взята из Зах.11:13 с возможными намеками к Иер. 18:2-12; 19:1-15; 32:6-9. Иудеи придерживались практики приведения выдержек из различных авторов Ветхого Завета с приписыванием этой цитаты наиболее выдающемуся из них. Следует отметить, что пророк Иеремия, действительно, был выдающейся личностью, глубоко почитаемой в народе Израильском времен Иисуса Христа (ср.Мф.16:13,14). Сравнение деяний Господа с деятельностью Иеремии – свидетельство того, каким высоким авторитетом пользовался среди народа этот древний пророк. Данное объяснение вполне приемлемо для текста евангелиста Марка 1:2: «Как написано у Исаии [дословный перевод] пророка: “Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою” [эта часть взята из книги пророка Малахии 3:1]. “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” [а это слова из Исаии 40:3]». Согласно приведенному выше объяснению понятно, почему Марк соединение данных цитат приписывает только пророку Исаии.

Несомненно, такое пророческое исполнение имеет символическое значение. И оно, прежде всего, как бы указывает на горшечника, на Великого Горшечника. Здесь конечно возникает ряд аллюзий (Аллю́зия (лат. allusio «намёк, шутка») — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт…). И они имеют где-то даже явный и прямой намёк. Вот, например:

«АДАМ — первый человек и отец рода человеческого. Адам есть общее имя, одинаково прилагаемое как к мужчине, так и к женщине, потому что оно означает вообще человеческое существо (Быт. 5, 2). В первый раз, как собственное имя, без члена, оно употреблено в Быт. 3, 17. Вообще думают, что это имя, означающее „красный“, было дано первому человеку вследствие красной земли, — «адама», из которой он создан был — Быт. 2, 7; оно таким образом было для него постоянным уроком к смирению. Следовательно, оно имело то же общее значение, что и латинское „homo“ (от humus, „земля“)». Православная богословская энциклопедия.

«Ада́м ивр. ‏אָדָם‏‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. ‏אדמה‏‎ (адама) земля и אדום (адом) красный; греч. Ἀδάμ, араб. آدم‎». Портал https://ru.wikipedia.org. И именно такую ярко красную глину добывали вблизи Иерусалима. О Себе как о горшечнике неоднократно пророчески заявляет Бог со страниц Писания:

«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"» (Ис.45:9).

«И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев» (Иер.18:3-6).

«Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим.9:21).

Понятно, что после того, как надобность в сосудах для низкого употребления отпадёт, так сразу опадёт и надобность их сохранять. Бог, как Творец волен производить суд над своим творением, в случае несоблюдения законов последним, и такая мысль выражается даже в заключительной пророческой книге. Здесь образ представленный перед нами – горшечник и глина, Бог и Его непослушное творение:

«Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника"» (Пс.2:5-9).

«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего» (Октр.2:26,27).

С другой стороны ап.Павел заявляет неоднократно о себе и о христианах (т.е. о людях), к которым он обращает свои послания, как о глиняных сосудах подчёркивая, что силы, для выполнения Его воли они черпают от Бога:

«Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, … потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2-Кор.4:5-7).

«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2-Тим.2:21).

Из этого можно заключить и предположить, что сама покупка поля горшечника имела символическое значение, о котором знал ап.Павел и первые христиане. Ну и действительно, слишком уж этот образ увязан с другими высказываниями в Писании. Поле было куплено именно за эту цену и к ней не были добавлены дополнительные деньги*. Что и указывает символически на искупление и на то, что теперь Бог имеет полное право произвести суд над «глиной».

*Примечание. Как предполагают некоторые комментаторы, 30 сребреников сумма не так уж и велика, чтобы купить на неё землю вблизи Иерусалима, но, если посмотреть на этот клочок земли, то он в те времена, не был пригоден не для застройки, не для сельхоз. употребления и был весьма не большим, предположительно всего около 28х14 метров. Вероятно, мысль и пришла к священникам, что там можно было хоронить странников, а не использовать его как-то еще, более выгодным образом и этот вопрос уже некоторое время давлен над ними.
Всё исследуйте, хорошего держитесь.

Вернуться в «Исследуем и обсуждаем Библию»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость